Преподаватель Мы с вами познакомились с историей России периода 1725-1762 годы. Это время называют эпохой дворцовых переворотов. За 37 лет 5 раз произошла смена правителей. Императора Петра III сменила на троне в 1762 году его жена Екатерина II, которая правила страной до 1796 года. Дает краткую аннотацию урока с представлением актуальности. (демонстрация портретов Екатерины II и Павла I и постановка наводящих вопросов.) 4)Вопросы для курсантов – Сегодня нам предстоит узнать, за что же прозвали Екатерину II Великой, какую внутреннюю политику она проводила, почему период ее правления называют «золотым веком русского дворянства».Вы узнаете почему период ее правления делят на две противоположные по характеру части, узнаете о крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева. Тема нашего урока «Развитие России во II половине XVIII в.» II». Обучающиеся Курсанты формулируют цель урока – Модели правильного ответа: 1.Россия после периода дворцовых переворотов 2.Россия в период правления Екатерины II. 3.Россия во II половине 18 века 4.»Золотой век правления Екатерины II Преподаватель Мы рассмотрим сегодня на занятии следующие вопросы: Особенности внутренней политики Екатерины II. Политика «просвещенного абсолютизма» Уложенная комиссия «Золотой век» русского дворянства. Крестьянская война Емельяна Пугачева - 1773-1775 Ужесточение внутренней политики в 70-е - 90-е годы XVIII. А в конце урока мы попытаемся ответить на главный вопрос, который звучит так: (проблемный вопрос урока) «Екатерина II «немка на престоле» или Великая императрица»? Итак, мы знаем, что эпоха дворцовых переворотов закончилась с восшествием на российский престол Екатерины II. Ее правление продолжалось более трех с половиной десятилетий - 34 года, давайте запишем эту дату: 1762-1796 – Царствование Екатерины II Алексеевны. А сейчас я предлагаю вам послушать сообщение о некоторых факты из биографии Екатерины II. Обучающиеся Слушают сообщение одногрупника Преподаватель Внутренняя политика Екатерины II в 60-е – начале 70-х гг. «Просвещенный абсолютизм» Обучающиеся Записывают в тетрадь определение - «просвещённый абсолютизм». Преподаватель Итак, «просвещенный абсолютизм» - это государственная политика в 18 веке, направленная на преобразования наиболее устаревших сторон жизни общества. Правление Екатерины II условно разделяют на два этапа: до Крестьянской войны, когда императрица стремится внедрить идеи Просвещения в российское общество, опираясь на представителей основных сословий, и после, когда речь идет о расширении привилегий дворянства в ущерб другим сословиям. В политической сфере многие государства Европы, где буржуазные отношения были развиты слабо (Австрия, Пруссия, Швеция, Дания), проводили политику «просвещенного абсолютизма» - политику феодального государства в условиях разложения феодальных и становления товарно-денежных, капиталистических отношений с целью устранения мирными средствами устаревших порядков. Термин «просвещенный» указывает на связь политики с основными идеями Просвещения – прогрессивного идейно-политического направления, обосновывающего необходимость замены феодальных отношений капиталистическими. Крупнейший идеолог Просвещения Вольтер выступал за политическое равенство людей, подвергал резкой критике идеологию феодализма – религию. Ж.Ж. Руссо выдвинул идею социального равенства за счет наделения всех людей собственностью небольших размеров. Ш.Л. Монтескье видел основу стабильного общественного устройства в законах, установленных конституционным монархом – законодателем. Однако, на русской почве, идеи Просвещения трансформировались: 1) утвердилась идея незыблемости абсолютизма, управляющего государством на основе «просвещенных» законов; 2) подтверждалась необходимость сохранения основ крепостничества, сопровождавшаяся борьбой с пороками этого общественного явления; 3) борьба с религией подменялась борьбой с невежеством и суевериями. Сама Екатерина представляла себе так задачи «просвещенного монарха»: 1) нужно просвещать нацию, которой монарх должен управлять; 2) нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы; 3) нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию; 4) нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным; 5) нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям. Самым важным событием первых лет царствования Екатерины II был созыв Уложенной комиссии, она понимала что нужны справедливые и разумные законы. Уложенная комиссия не выполнила главной своей цели не составила нового свода законов это безусловно негативный фактор. Но существуют и три позитивных фактора: во - первых на комиссию возлагалась задача выявить «нужды и чувствительные недостатки нашего народа». Комиссия дала обильный материал для выяснения этих «нужд». во – вторых комиссия способствовала распространению в России идей Просвещения. третий итог деятельности Уложенной комиссии состоял в укреплении положения Екатерины на троне. Поднесение императрице титула «Екатерина Великая» являлось не чем иным, как общественным признанием ее прав на трон. Как вы думаете, какая социальная группа была недовольна правительственной политикой? (предполагаемый ответ – крестьянство) Правильно, крестьяне в эпоху Екатерины составляли около 95 % населения. За время ее царствования был принят ряд законов, ухудшавших положение крестьян. Вот три из них. Но был и указ, запрещающий убийство крестьянина. К тезису, о том что Помещику запрещалось убивать крестьян, предлагаю вам послушать сообщение о русской помещице Дарьи Николаевне Салтыковой (Салтычиха) Притеснение помещиков вызывали недовольство крестьян, в России то там, то здесь вспыхивали крестьянские бунты. Самым сильным «социальным взрывом» в годы правления Екатерины II и наиболее организованным было выступление народных низов против правящего режима за последние 200 лет стало Крестьянское восстание под предводительством Емельяна Ивановича Пугачева. Е.И. Пугачев провозгласив себя, чудесно спасшимся императором Петром III, в своем манифесте в июле 1774 года провозгласил освобождение крестьян от крепостной зависимости, а дворян приказал ловить, казнить, вешать. Таким образом, основными участниками восстания стали – крепостные крестьяне, казаки, рабочие и др. Е. И. Пугачев рассчитывал свергнуть Екатерину II и занять престол. Местом восстания стала обширная территория между Уралом И Поволжьем. По сравнению с предыдущими народными выступлениями предводители восставших впервые смогли выдвинуть идеи борьбы с крепостничеством и сословием – дворянством, от которого исходило главное зло, по мнению Пугачева. Это было первое крупное совместное выступление не только крестьян, но также и рабочих и др. После восстания под предводительством Е. И. Пугачева жизнь крепостных крестьян не стала лучше, наоборот, гнет еще больше усилился. Однако Екатерина II стала думать о том, как улучшить жизнь крестьян. На горных заводах Урала их владельцы стали увеличивать оплату труда работным людям, чтобы предотвратить новые восстания. Обучающиеся Курсанты ведут конспект лекции, слушают сообщение одногрупника,отвечают на вопросы учителя, а также сами задают вопросы преподавателю. ФИЗ-пауза Преподаватель В интересах дворянства Екатерина II осуществила ряд важных мероприятий. 1785 г. — «Жалованная грамота дворянству». собраны воедино и подтверждены все привилегии, данные дворянству после смерти Петра I. дворянам разрешалось создавать дворянские общества в губерниях и уездах. раз в три года дворяне избирали уездных и губернских предводителей. 1785 г. — «Жалованная грамота городам» подтверждала ранее данные права и привилегии городского населения (главным образом высших его слоев). Теперь я предлагаю вам немного пошевелить извилинами, прочитать выдержки из документов и ответить устно на вопросы. (практическая работа) Обучающиеся Курсанты выполняют задание преподавателя, и устно отвечают на вопросы к документам. Преподаватель Выслушивает ответы курсантов корректируя их. |