СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка для проведения открытого занятия по истории на тему - Развитие России во II пол. XVIII в

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка для проведения открытого занятия по истории на тему  - Развитие России во II пол. XVIII в.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка для проведения открытого занятия по истории на тему - Развитие России во II пол. XVIII в»


Троицкий авиационный технический колледж – филиал ФГБОУ ВО

«Московский государственный технический университет гражданской авиации»










Методическая разработка открытого занятия по дисциплине «История»

по теме «Развитие России во II половине XVIII века»



























Троицк 2023 г.


Рассмотрено и утверждено

На заседании ЦК СЭД

«____» ____________2023 год.

Председатель ЦК СЭД

_______________/ Ю. В, Чалпанова/


Технологическая карта урока истории по теме

«Развитие России во II пол. XVIII в.»

Преподаватель Зайцев Э. М.


Автор-разработчик

Зайцев Э. М.

Высшая квалификационная категория


Предмет, группа, специальность

История, 1 курс, 121 гр.

25.02.03 «Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов»


Раздел

№ 6 - Россия в XVIII веке - 8 часов


Тема занятия

6.5 - Развитие России во II пол. XVIII в. (2 ч.)


Тип учебного занятия

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала


Образовательные технологии

личностно-ориентированный, компетентностный подход


Формы и методы обучения

репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, методы развивающего обучения

Цель урока

Ознакомление обучающихся с основными историческими процессами в России во II пол. XVIII в. Проверка у обучающихся степени усвоения знаний полученных на прошлых занятиях.


Задачи

учебного занятия

обучающие

развивающие

воспитательные


Научить

обучающихся обмениваться информацией, работать индивидуально и в группе, анализировать

и оценивать собственные творческие и деловые возможности посредством ознакомления с историей России во II пол. XVIII в., раскрытия причин, сущности и последствий политики просвещенного абсолютизма.

Развить умение самостоятельного поиска и анализа необходимой информации с использованием различных источников: учебника, Интернета, библиотеки, справочников, карты;

развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности.

Воспитывать уважение к историческому прошлому России нравственную позицию, формировать интерес к истории, уважение к личности как деятельностному началу в истории.

Формировать навыки самостоятельного мышления критического

восприятия, основных интерпретаций эпохи правления Екатерины II и её преобразований.


Вид используемых на уроке средств ИКТ

Универсальные – презентация в PowerPoint


Необходимое оборудование

Мультимедийный комплекс, тексты документов и задания к ним, учебник, Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,2018 г.


Планируемые результаты:

Предметные - уметь систематизировать материал по теме; давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических деятелей.

Личностные - понимать ценность человека как двигателя истории; проявлять чувство любви к Родине, уважение к ее истории.

Метапредметные - владеть умениями самостоятельной работы; уметь работать с учебной информацией; выделять причинно-следственные связи.

УУД:

Личностные:

Формирование и осознание чувства патриотизма, любви к родине и уважения к ее истории.

Регулятивные:

Постановка учебной задачи (формулирование темы); принятие познавательной цели (целеполагание)



Познавательные:

Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием основной учебной и дополнительной литературы, мультимедийных материалов.

Логические: 

Анализ текста, выделение и осмысление информации из текстов, документов.

Коммуникативные:

Коммуникативно-речевые действия (взаимодействия в группах), согласованность усилий по достижению общей цели, осуществление совместной деятельности при работе в группах

Предварительная подготовка.

Опережающее задание - доклад о биографии Екатерины II и Салтычихи(Дарьи Николаевны Салтыковой – русской помещицы).

Ход учебного занятия

Этапы учебного занятия

Содержание учебного материала / Содержание деятельности преподавателя и обучающихся

Методы обучения / технологии

Средства обучения

Хронометраж

Организационно-мотивационный этап

Преподаватель:

1)Приветствие

2)Проверка посещаемости

3) Проверка у обучающихся степени усвоения знаний полученных на прошлых занятиях(мини-викторина по правителям периода дворцовых переворотов, разноуровневые задания по предложенным преподавателем карточкам).

Обучающиеся:

Курсанты, отвечают на вопросы преподавателя, дополняют ответы одногрупников.

Рассказ, эвристическая беседа, наглядно-демонстрационные методы/ технология проблемного обучения и технология

компьютерного обучения

Презентация (слайд 1-20)




10 минут

Мотивация и актуализация знаний

Преподаватель

Закрепляет ранее полученные знания по периоду дворцовых переворотов. Задает обучающимся систему вопросов, структурированных по дидактическим целям:

- С чем у вас ассоциируется периода дворцовых переворотов?

- Что больше всего запомнилось из этого исторического периода?

- Какие события в Петровскую эпоху стали причиной этого периода?

- Можно ли сравнить его с периодом Смуты?

Обучающиеся

Курсанты отвечают на вопросы и определяют, что им известно об этом периоде

Рассказ, эвристическая беседа/ технология развивающего обучения,

Презентация (слайд 21),

10 мин.

Сообщение нового материала

Преподаватель

Мы с вами познакомились с историей России периода 1725-1762 годы. Это время называют эпохой дворцовых переворотов. За 37 лет 5 раз произошла смена правителей. Императора Петра III сменила на троне в 1762 году его жена Екатерина II, которая правила страной до 1796 года.

Дает краткую аннотацию урока с представлением актуальности. (демонстрация портретов Екатерины II и Павла I и постановка наводящих вопросов.)

4)Вопросы для курсантов –

  • Определите цели и задачи урока.

Сегодня нам предстоит узнать, за что же прозвали Екатерину II Великой, какую внутреннюю политику она проводила, почему период ее правления называют «золотым веком русского дворянства».Вы узнаете почему период ее правления делят на две противоположные по характеру части, узнаете о крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева.



Тема нашего урока «Развитие России во II половине XVIII в.» II».

Обучающиеся

Курсанты формулируют цель урока – Модели правильного ответа:

1.Россия после периода дворцовых переворотов

2.Россия в период правления Екатерины II.

3.Россия во II половине 18 века

4.»Золотой век правления Екатерины II

Преподаватель

Мы рассмотрим сегодня на занятии следующие вопросы:

Особенности внутренней политики Екатерины II.

Политика «просвещенного абсолютизма»

Уложенная комиссия

«Золотой век» русского дворянства.

Крестьянская война Емельяна Пугачева - 1773-1775

Ужесточение внутренней политики в 70-е - 90-е годы XVIII.

А в конце урока мы попытаемся ответить на главный вопрос, который звучит так: (проблемный вопрос урока) «Екатерина II «немка на престоле» или Великая императрица»?

Итак, мы знаем, что эпоха дворцовых переворотов закончилась с восшествием на российский престол Екатерины II.

Ее правление продолжалось более трех с половиной десятилетий - 34 года, давайте запишем эту дату: 1762-1796 – Царствование Екатерины II Алексеевны.

А сейчас я предлагаю вам послушать сообщение о некоторых факты из биографии Екатерины II.

Обучающиеся

Слушают сообщение одногрупника

Преподаватель

Внутренняя политика Екатерины II в 60-е – начале 70-х гг. «Просвещенный абсолютизм»

Обучающиеся

Записывают в тетрадь определение - «просвещённый абсолютизм».

Преподаватель

Итак, «просвещенный абсолютизм» - это государственная политика в 18 веке, направленная на преобразования наиболее устаревших сторон жизни общества.

Правление Екатерины II условно разделяют на два этапа: до Крестьянской войны, когда императрица стремится внедрить идеи Просвещения в российское общество, опираясь на представителей основных сословий, и после, когда речь идет о расширении привилегий дворянства в ущерб другим сословиям. В политической сфере многие государства Европы, где буржуазные отношения были развиты слабо (Австрия, Пруссия, Швеция, Дания), проводили политику «просвещенного абсолютизма» - политику феодального государства в условиях разложения феодальных и становления товарно-денежных, капиталистических отношений с целью устранения мирными средствами устаревших порядков.

Термин «просвещенный» указывает на связь политики с основными идеями Просвещения – прогрессивного идейно-политического направления, обосновывающего необходимость замены феодальных отношений капиталистическими. Крупнейший идеолог Просвещения Вольтер выступал за политическое равенство людей, подвергал резкой критике идеологию феодализма – религию. Ж.Ж. Руссо выдвинул идею социального равенства за счет наделения всех людей собственностью небольших размеров. Ш.Л. Монтескье видел основу стабильного общественного устройства в законах, установленных конституционным монархом – законодателем.

Однако, на русской почве, идеи Просвещения трансформировались:

1) утвердилась идея незыблемости абсолютизма, управляющего государством на основе «просвещенных» законов;

2) подтверждалась необходимость сохранения основ крепостничества, сопровождавшаяся борьбой с пороками этого общественного явления;

3) борьба с религией подменялась борьбой с невежеством и суевериями.

Сама Екатерина представляла себе так задачи «просвещенного монарха»:

1) нужно просвещать нацию, которой монарх должен управлять;

2) нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы;

3) нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию;

4) нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным;

5) нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.


Самым важным событием первых лет царствования Екатерины II был созыв Уложенной комиссии, она понимала что нужны справедливые и разумные законы.

Уложенная комиссия не выполнила главной своей цели не составила нового свода законов это безусловно негативный фактор. Но существуют и три позитивных фактора:

во - первых на комиссию возлагалась задача выявить «нужды и чувствительные недостатки нашего народа». Комиссия дала обильный материал для выяснения этих «нужд».

во – вторых комиссия способствовала распространению в России идей Просвещения.

третий итог деятельности Уложенной комиссии состоял в укреплении положения Екатерины на троне. Поднесение императрице титула «Екатерина Великая» являлось не чем иным, как общественным признанием ее прав на трон.

Как вы думаете, какая социальная группа была недовольна правительственной политикой?

(предполагаемый ответ – крестьянство)

Правильно, крестьяне в эпоху Екатерины составляли около 95 % населения. За время ее царствования был принят ряд законов, ухудшавших положение крестьян. Вот три из них.

Но был и указ, запрещающий убийство крестьянина.

К тезису, о том что Помещику запрещалось убивать крестьян, предлагаю вам послушать сообщение о русской помещице Дарьи Николаевне Салтыковой (Салтычиха)

Притеснение помещиков вызывали недовольство крестьян, в России то там, то здесь вспыхивали крестьянские бунты.

Самым сильным «социальным взрывом» в годы правления Екатерины II и наиболее организованным было выступление народных низов против правящего режима за последние 200 лет стало Крестьянское восстание под предводительством Емельяна Ивановича Пугачева.

Е.И. Пугачев провозгласив себя, чудесно спасшимся императором Петром III, в своем манифесте в июле 1774 года провозгласил освобождение крестьян от крепостной зависимости, а дворян приказал ловить, казнить, вешать. Таким образом, основными участниками восстания стали – крепостные крестьяне, казаки, рабочие и др. Е. И. Пугачев рассчитывал свергнуть Екатерину II и занять престол.

Местом восстания стала обширная территория между Уралом И Поволжьем.

По сравнению с предыдущими народными выступлениями предводители восставших впервые смогли выдвинуть идеи борьбы с крепостничеством и сословием – дворянством, от которого исходило главное зло, по мнению Пугачева. Это было первое крупное совместное выступление не только крестьян, но также и рабочих и др.

После восстания под предводительством Е. И. Пугачева жизнь крепостных крестьян не стала лучше, наоборот, гнет еще больше усилился. Однако Екатерина II стала думать о том, как улучшить жизнь крестьян. На горных заводах Урала их владельцы стали увеличивать оплату труда работным людям, чтобы предотвратить новые восстания.

Обучающиеся

Курсанты ведут конспект лекции, слушают сообщение одногрупника,отвечают на вопросы учителя, а также сами задают вопросы преподавателю.


ФИЗ-пауза

Преподаватель

В интересах дворянства Екатерина II осуществила ряд важных мероприятий.

1785 г. «Жалованная грамота дворянству».

собраны воедино и подтверждены все привилегии, данные дворянству после смерти Петра I.

дворянам разрешалось создавать дворянские общества в губерниях и уездах.

раз в три года дворяне избирали уездных и губернских предводителей.



1785 г. «Жалованная грамота городам»

подтверждала ранее данные права и привилегии городского населения (главным образом высших его слоев).

Теперь я предлагаю вам немного пошевелить извилинами, прочитать выдержки из документов и ответить устно на вопросы.

(практическая работа)

Обучающиеся

Курсанты выполняют задание преподавателя, и устно отвечают на вопросы к документам.



Преподаватель

Выслушивает ответы курсантов корректируя их.

Рассказ, эвристическая беседа/ технология развивающего обучения,





























Рассказ , эвристическая беседа









































































































































































































































































































































































































































































































































































































технология проблемного обучения с использованием дидактического материала

Презентация

(слайд 22),































Презентация( слайд 23).

















Презентация( слайд 24).













Презентация( слайд 25).









Презентация( слайд 26).





Презентация( слайд 27).





Презентация( слайд 28).













































Презентация( слайд 29).























Презентация( слайд 30-32).































Презентация( слайд 33-34).



























Презентация( слайд 35-37).









Презентация( слайд 38).











Презентация( слайд 39-41).























































Презентация (слайд 42)

Презентация (слайд 43-44)



































Презентация (слайд 45)






35

мин.









































































































































































































































































































































































































































































































































































5 мин.





20 мин.
































Закрепление изученного материала

Преподаватель:

Устный опрос по основным вопросам занятия.

Обучающиеся

Курсанты выпоглняют задание преподавателя, и устно отвечают на вопросы к документам.




5 мин.

Подведение итогов, рефлексия

Преподаватель:

Вывод по теме и мнение студентов о проблемном вопросе занятия занятии.

Обучающиеся

Курсанты отмечают достоинства и недостатки занятия.

Преподаватель

ставит оценки за урок.


Презентаци(слайд 46-47)

3 мин














Домашне е задание

Преподаватель

Дает комментарий к домашнему заданию.

1.Конспект лекции учить.

2. Сообщает темы ВСР(на выбор одну из трех предложенных тем)




2 мин.



Приложение 1.

Задание на проверку усвоения материала предыдущих занятий № 1.

Фамилия, № группы___________________________

Соотнесите событие и его дату.

Дата

Событие

1.1740-1741 гг.

2. 1730-1740 гг. 3.1725-1727 гг. 4.1762-1796 гг.

5. 1741-1761 гг. 6.1727-1730 гг.

А) Правление Петра II

Б) Правление Елизаветы Петровны

В) Правление императора Иоанна Антоновича

Г) Правление императрицы Екатерины I

Д) Правление императрицы Анны Иоанновны

Е) Правление императрицы Екатерины II



Ответ __________________________________________________________________



______________________________________________________________________________



Задание на проверку усвоения материала предыдущих занятий № 2.



Фамилия, № группы ____________________________________

Заполните пропуске в тексте.

28 января 1725 г. после продолжительной болезни _____________ скончался, не успев назначить преемника.

Выдвинувшиеся при Петре I представители новой зна­ти, заручившись поддержкой гвардейских полков, возвели на престол _________________, но практически власть оказалась в руках __________________, сподвижника Петра I. После смерти в 1727 г. _______________ императором, согласно ее завещанию, был провозглашен внук Петра I — ________________. В январе 1730 г. ________________ во время очеред­ной охоты простудился и скоропостижно умер. В ходе об­суждения возможных кандидатов на престол выбор пал на курляндскую герцогиню _____________________, дочь брата Пет­ра I — Ивана Алексеевича. В глубокой тайне были состав­лены кондиции, т.е. условия вступления _______________________на престол.

___________________________, подписавшая кондиции, превращалась в безропотную марионетку. Однако эти планы не нашли поддержки ни у дворян, ни у гвардейцев. Воспользовав­шись этим, _____________________ провозгласила себя самодер­жавной императрицей, упразднила Верховный тайный совет, а его наиболее активных членов отправила в Сибирь.

В условиях всеобщего недовольства Бироном фельдмаршалу Миниху без особого труда удалось совершить очередной дворцовый переворот, который в но­ябре 1740 г. лишил Бирона прав регента. Регентом была провозглашена мать ___________________________— _____________________________.

Переворот не мог удовлетворить интересы широких кру­гов русского дворянства, так как все еще руководящее по­ложение в государстве сохранялось за немцами. Во время очередного переворота, совершенного 25 ноября 1741 г. в пользу дочери Петра I ____________________________, которая процарствовала 20 лет (1741-1761), были арестованы воцарившиеся на пре­столе представители Брауншвейгской семьи.

























Приложение 2.

Презентация к открытому занятию по дисциплине «История»

по теме «Развитие России во II половине XVIII века»
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!