СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка для старшеклассников. 1418 дней.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка для старшеклассников. 1418 дней.»



На областной конкурс методических материалов «Подвигам жить в веках!», посвященного Победе в Великой Отечественной войне













Методическая разработка для старшеклассников

«Тысяча четыреста восемнадцать дней»













Солдатенкова Татьяна Александровна,

учитель географии, физической

культуры, руководитель школьного музея

МБОУ Татарская школа имени В.А.

Матросова

телефон: 84814822272











Цели и задачи:

- развитие нравственно-патриотического воспитания;

-воспитание любви и уважения к своему народу, истории страны, бережного отношения к ветеранам, к сохранению памяти военных событий в годы Великой Отечественной войны;

-привитие священного чувства любви и уважения к своей Родине, постоянной ее защите;

- показ воинской доблести, несгибаемого мужества и стойкости русского народа.



Оборудование:

- выставка книг, посвященных ВО войне

- творческие работы учащихся об участниках ВО войны своего микрорайона

- фотографии Героев Советского Союза уроженцев Монастырщинского района

- архивные фонды школьного музея

- рисунки детей «Нам этот мир завещано беречь!»

- фотовыставка о ветеранах ВО войны «Они сражались за Родину»

- фонограммы песен: «Песня о солдате», «От героев былых времен…»

- слайды по тематике (фотографии ветеранов ВОВ, Героев Советского Союза Монастырщинского района)

-видеофрагмент из кинофильма «Они сражались за Родину»


Ход мероприятия

Звучит фонограмма песни: «От героев былых времен»:

От героев былых времен не осталось порой имен

Те, кто приняли смертный бой стали просто землей иль травой.

Только грозная доблесть их поселилась в сердцах живых

Этот вечный огонь, нам завещан одним.

Мы в душе храним (на ее фоне идет видеоролик из кинофильма «Они сражались за Родину»)

Слово учителю: 72 года отделяют нас от того дня, когда фашистская Германия подписала акт о капитуляции. Закончилась Победой небывалая по своим масштабам, ожесточенности и человеческим потерям война, бушевавшая на нашей земле- без малого 4 года- 1418 дней. 27 миллионов погибших в соотношении ко всему населению тех лет. Каждый восьмой житель страны не вернулся с войны. 18000 убитых – ежедневно. Вдумайтесь в эти цифры. А сколько же это не родившихся детей? А сколько осталось вдов и сирот? Каким счетом измерить человеческое горе? Солдаты сражались во имя мира и мечтали о будущем в передышках между боями, в тесных землянках и холодных окопах. Они верили, что мир, спасенный от фашизма, будет прекрасен. Сегодня мы всем сердцем переживаем боль утрат, радость Великой победы. Сегодня мы, дети и внуки фронтовиков, вступивших в бой за Родину, склоняем головы перед вечным огнем их славы. В память павших, в память лучших сынов и дочерей России, отдавших жизнь за свободу и независимость Отчизны почтим минутой молчания.

Минута молчания. (звучит метроном)

Далее звучит фрагмент из песни «От героев былых времен»:

Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой.

И глаза молодых солдат с фотографий увядших глядят.

Этот взгляд, словно высший суд, для ребят, что сейчас растут,

И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть.

Ни с пути свернуть…

Слово учителю: Учащимися нашей школы в течении ряда лет была проделана большая исследовательская работа по сбору материала об участниках ВО войны своего микрорайона. Они неоднократно встречались с ними, приглашали на школьные мероприятия, оказывали посильную помощь, вели записи рассказов ветеранов и весь накопленный материал собрали в музей школы. И сегодня, в преддверии, Великого праздника- Дня Победы, мы с вами вспомним, кого рядом уже нет, тех милых бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек, которые отстояли мир. Наш классный час посвящается участникам Великой Отечественной войны, уроженцам нашего микрорайона.

Звучит фрагмент песни «От героев былых времен»:

Погляди на моих бойцов, целый свет помнит их в лицо.
Вот застыл батальон в строю...снова старых друзей узнаю.
Хоть им нет двадцати пяти, трудный путь им пришлось пройти,
Это те, кто в штыки поднимался как один,
Те, кто брал Берлин!

Слайд (фотография участника Великой Отечественной войны Гончарова Михаила Никитича.)

1 ученик: 15-летним мальчишкой в 1941 году начал свой боевой и трудовой путь Гончаров Михаил Никитич. В 1941 году он был вместе с другими жителями района мобилизован на строительство оборонительных сооружений. Рыли противотанковые рвы сначала вдоль реки Городни, на участке между д. Верезубы и д. Тишковка, а потом вдоль реки Вихра в районе д. Стегримово- д. Хламово. Работали до начало оккупации. Потом 2 года оккупации, постоянно тревожное ожидание чего-то худшего и тайная надежда, и ожидание прихода частей Красной Армии. В марте 1944 года был призван в ряды Красной Армии. После 3-х месяцев подготовки был отправлен на фронт. … Формировалась наша часть 3-го Белорусского фронта в районе города Бреста. С августа 1944года принимал участие в боях в Восточной Пруссии в составе стрелковых подразделений. Был минометчиком, автоматчиком, наводчиком ПТР. В конце марта 1945 года недалеко от города Кенигсберг был тяжело ранен осколком мины в челюсть и отправлен в госпиталь, сначала в город Рига, затем в город Москва, где и встретил день Победы…

Звучит аудиозапись из воспоминаний Михаила Никитича: «…должен сказать- каждый день на фронте, на передовой- это уже подвиг. Особенно запомнились такие случаи как бой в одном населенном пункте, когда мы находились в развалинах одного дома, а через дорогу, в другом доме- немцы. В течении нескольких часов велась дуэльная перестрелка, пока не подошли наши части на помощь и выбили немцев из населенного пункта. Или был и такой случай, когда мы с группой автоматчиков захватили первый этаж дома, закрепились в подвальных помещениях, а наверху оставались немцы. А как можно забыть такие моменты, когда буквально рядом с тобой падали твои товарищи, такие же 19-летние юнцы, сраженные вражеской пулей или осколком».

Слайд (фотография участника Великой Отечественной войны Солдатенкова Захара Ивановича)

2 ученик: Когда началась война, Солдатенкову Захару Ивановичу было 15 лет. На защиту Родины вышел и стар, и млад. Принимал участие в строительстве оборонительных сооружений, рыли окопы, расчищали дороги. Помимо окопов приходилось с обозом возить зерно на станцию в город Починок и город Смоленск. Во время оккупации приходилось прятаться от немцев, чтобы не угнали в Германию, так как район более 2-х лет находился в зоне оккупации. В районе полностью уничтожено 11 деревень,23- частично, более 300 скотных дворов, 30 школ, 67 клубов, полностью уничтожены все промышленные предприятия. Фашистские каратели убили, замучили тысячи мирных жителей еврейской национальности. После освобождения нашего района от немцев подростков собирали на сборы. На фронт попал в 1944году в декабре месяце, шел ему тогда 18 –й год. Воевал в Александрийском танковом полку, 116танковая бригада, первый батальон, 1 рота 2-й Белорусский фронт. Попал сразу северней г. Варшавы на Нарьевский плацдарм. Освобождал г.Хойнице, г. Бромберг, г. Моренбург и другие. Затем после Кенигсбергской группировки отошли к реке Висла и отсюда на г. Данцех, чтобы не дать выйти фашистам к берегам Балтийского моря. Под городом Данцех ранили, 8 месяцев госпиталей. За годы войны был награжден 2-мя орденами Славы, многими медалями. Один орден получил за взятие села Просных на Нарьевском плацдарме, другой за город Моренбург.

Звучит аудиозапись из воспоминаний Захара Ивановича: «…помню бой за город Данцех. Наш корпус был механизированный, все время в прорыве, пехота подходила иногда лишь на 5 сутки. Ожесточенные были бои, дрались за каждый дом, этаж. Однажды, нас втроем послали в разведку, через лес, узнать расположение немецких танков и расположение огневой точки в одном из домов, чья она. Подошли к одному, другому, затем к 3-му дому, а в нем оказались свои воины, окруженные немцами. В нем был штаб полка. Задание было выполнено и передано в часть. Этот бой был выигран, пришло подкрепление тяжелых танков «ИС-1» и «ИС-2» и немецкие танки отошли. В 1947 году был демобилизован по болезни».

Слайд (фотография участника Великой Отечественной войны Хорсеева Александра Павловича)

3 ученик: Хорсеев Александр Павлович был призван в ряды Красной армии в 1939 году. Служил в Бресте, в 204 артиллерийском полку. Осенью 1941 года должен был закончить службу и демобилизоваться, но возвращение домой пришлось отложить на долгие и страшные годы. 22 июня 1941года, в 4 часа утра, рассказывал Александр Павлович, на спящих солдат Брестского гарнизона и приграничных воинских частей обрушился вал вражеских снарядов и мин. В полуобморочном состоянии выскакивали они по тревоге из казарм под артобстрел на площадь военного городка. Сразу же в первые минуты начавшейся войны, многие были убиты или ранены. Дело осложнялось тем, что комсостав проживал в другом военном городке, примерно в километре от нашего. Весь этот промежуток между солдатским и офицерским городками был под ураганным огнем. Это не позволяло начать ответный огонь, так как в артиллерии управление огнем может организовать только офицерский состав. Рискуя жизнью, офицеры прорывались к месту нахождения пушек и орудийных расчетов. Вскоре открыли огонь по противнику, что дало возможность окруженным пограничникам отступать на восток. Многие солдаты были без обмундирования, в одном нательном белье: некогда было одеться. 22 июня началось общее отступление под натиском превосходящих сил противника. Враг преследовал, пришлось отступать с тяжелейшими боями. После долгого отступления в Краснопольском районе Могилевской области заняли оборонительный рубеж на реке Сож, здесь продержались до августа 1941 года. Потом часть отправили на пополнение и переформирование. Александра постепенно повышали по службе. Он получил офицерское звание, начал служить в штабе артиллерийского полка. Дело в том, что для того времени он был неплохо образован: окончил техникум до войны, а также 2 курса педагогического института.

Из дальнейших фронтовых событий ветерану запомнилось сражение на Курско-Орловской дуге в июле 1943 года. Здесь разразилось огромное смертельное сражение. Наши войска вступили в лобовое столкновение с танками противника. Немецкие танки уничтожались и противотанковой артиллерией, и штурмовой авиацией, и специальными противотанковыми подразделениями. Многие бойцы бросались под танки со связками гранат, подрывая и себя, и противника. В этом сражении был окончательно сломлен наступательный дух гитлеровской армии, и она начала стратегическое отступление. В дальнейшем капитан А.П. Хорсеев участвовал в освобождении Варшавы, и в Берлинской наступательной операции. Имеет награды.

Слово учителю: Прошло уже много лет, как окончилась война, а память о тех днях, как книга хранит все события, отдельные моменты, случаи. Может быть для молодежи они кажутся малозначительными, а для тогдашних девочек и мальчиков это была фронтовая жизнь, когда каждую минуту, на каждом шагу можно было ожидать смерть. Помните, что именно им, участникам войны и труженикам тыла вы обязаны своей жизнью. Нет семьи, которой не коснулась Великая Отечественная война 1941-1945гг. их остается все меньше и меньше, ветеранов той Великой войны. Уходят они, наша гордость и слава. Добивают болезни, старые раны, а еще больше проблемы и противоречия сегодняшней жизни. Все ли мы успели у них спросить, об их судьбах рассказать? На сегодняшний день по Татарскому сельскому поселению живет лишь один участник Великой Отечественной войны Мачульский Михаил Титович. В ноябре 2016 года, ветерану Великой Отечественной войны исполнилось 90 лет. Здоровья и сил, тебе, старый солдат! Мы все преклоняемся перед твоим мужеством и жизнестойкостью.

Слайд (фотография участника Великой Отечественной войны Мачульского Михаила Титовича)

4 ученик: 17-летним мальчишкой Михаил попал на фронт, поначалу в г. Дорогобуж, в запасной полк. Через 3 месяца перебросили в г. Смоленск, туда на формирование прибыла одна из гвардейских Краснознаменных стрелковых дивизий. Ими, молодыми, необстрелянными солдатами и пополнили ее. С этой знаменитой дивизией связана вся фронтовая биография солдата. Определили сначала в минометчики, но через 2 недели назначили связным между артиллерийскими НП и передовой. Сказали, ты малый шустрый, справишься. И началась для него тяжелая фронтовая работа. В период наступлений между атаками, когда бойцы отдыхали, ему связному, надо было бежать с донесением, опять шагнуть под пули из траншеи или окопа одному, без товарищей. Выручали сноровка, ловкость, смекалка, а иногда просто везение. Однажды возвращаясь с НП при густом тумане, чуть было не угодил в траншею к немцам. Хорошо услышал чужую речь- вовремя повернул назад. Зимой 45 –го их 110-ый стрелковый отдельный саперный батальон находился на территории Восточной Пруссии. Там и произошел с Михаилом Титовичем интересный случай. Группе бойцов из 16 человек было дано задание прочесать лес, возле которого находится их батальон. В лесах тогда бродило немало остатков недобитых фашистов. Они были озлоблены, что скоро их крах. Вот этим и доставляли нашим частям немало неприятностей. Немецкие снайперы засекли передвижение нашей группы, стали брать по одному. Уже 3-их ребят потеряли. В наблюдение послали Михаила с грузином. Михаил во все глаза следил за перекрестком. Послышались шаги. Вдруг выросли рядом 2 фигуры. Немцы - молнией пронеслось у него в голове, и вместо окрика «стой» протянул руку вперед и схватил одного из них за шапку. Немцы растерялись и бросились бежать. Дальше Михаил действовал четко и без ошибочно, 2 автоматные очереди прорезали темноту. Прибежали товарищи. 2 немца были уничтожены. Начальник штаба сказал: … как же ты, шпингалет, не растерялся? Где там, … не растерялся? Никогда не убивал людей так близко. После того случая на перекрестке и получил Михаил Титович свою первую и единственную награду- фронтовую медаль «За Отвагу». Уже близки были раскаты победоносного майского салюта, уже ждала измученная взрывами земля последнего грозового дня, а в солдат все стреляли, так беспощадно, как все 4 года. Сколько их, победителей, не увидело синего ясного неба над Берлином, над Кенигсбергом, над Прагой. Сколько встретило их этот день в госпиталях, на операционных столах. День 20 марта 1945года для Михаила был последним фронтовым днем. В этот день подорвался на вражеской мине. Война собиралась одним разом вычеркнуть солдата из рядов живущих, из рядов, сражающихся. Когда доставили в госпиталь, он истекал кровью. Так страшно искалечила его тело война. От обеих рук осталось 3 пальца на правой, от обеих глаз- один. А осколков на теле и не сосчитать. 6 месяцев находился в госпиталях. Выжил.

Звучит фрагмент фонограммы «Песня о солдате»:

Пролетели года, отгремели бои.

Отболели, отмаялись раны твои,

Но далекому мужеству верность храня,

Ты стоишь и молчишь у святого огня.

Ты же выжил солдат

Хоть сто раз умирал, хоть друзей хоронил

И хоть насмерть стоял.

Отчего же ты плачешь

На сердце ладонь.

И в глазах, как в ручьях

Отразился огонь.

Слово учителю: Ученики школы посетили ветерана на дому. В настоящее время он проживает у дочери. Поделились школьными новостями, пригласили на мероприятие, поздравили с Днем Победы. Пожелали крепкого здоровья, мирного неба, благополучия.

Слово дочери ветерана Дроздовской Зое Михайловне (выступление и вручение цветов).

Слово учителю: Прошло много лет, как окончилась война, а память о тех днях, как книга хранит все события, отдельные моменты, случаи. Помните, что именно им, участникам войны, труженикам тыла вы обязаны своей жизнью.





4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!