СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка: Дневник наставника

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного дневника – оказать поддержку педагогам при организации проектной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО и СОО, познакомить с методологией, технологией выполнения проекта.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка: Дневник наставника»







Дневник наставника



Цель данного дневника – оказать поддержку педагогам при организации проектной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО и СОО, познакомить с методологией, технологией выполнения проекта.









ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Общие положения 3

2. Виды проектов 3

3. Примерные виды и формы организации работы над проектами 4

4. Права и ответственность сторон 5

5. Мотивация учащихся к работе над проектом 6

6. Паспорт проекта 9

7. Памятка «Как оформить паспорт проекта» 10

8. Рекомендации как сформулировать проблему, цель, … 13

9. Этапы работы над проектом 16

10. Требования к оформлению проекта 16

11. Краткая характеристика структурных компонентов 18

12. Требования к оформлению презентации при защите проекта 24

13. Критерии оценивания проекта 26

14. Рефлексия 29

Список использованных источников: 31

Приложение 1. Образец титульного листа 32

Приложение 2. Образец оглавления 33

Приложение 3. Образец глоссария 34

Приложение 4. Образец источников информации 35



  1. Общие положения

Проект  — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования расчётов, чертежей,  и т.п., раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

Проект  — комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального продукта или услуги в условиях временных и ресурсных ограничений. 

Проектная деятельность - «совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации» проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности».

  1. Виды проектов

По ведущей деятельности

Поисковый, исследовательский

По используемым технологиям

Технологический, имитационный, конструирующий, творческий, мультимедиа, телекоммуникационный, технология 3D, театрализация, использующий бумагопластику, лоскутную мозаику и другие материалы..

По предметно-содержательной области

Монопроект (в рамках одной области знаний), межпредметный проект, надпредметный проект.

По объёму и виду информации

Экологический, страноведческий, социологический, краеведческий, этнографический, лингвистический, культурологический, маркетинговый, экономический, шоу бизнеса, технический/технологический

По сфере применения результатов

Издательский, инсценирующий, макетирующий, видео демонстрирующий, компьютеро демонстрирующий, интернет представительствующий.

По видам презентации

Мозаика, конференция, конкурс, состязание, концерт, саммит.

По срокам исполнения

Проектная задача (для урока (занятия), учебного дня)

Краткосрочный (до одной недели)

Среднесрочный (до одного месяца)

Долгосрочный (до одного года в основной школе, до двух лет в средней школе)

По количеству участников

Индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 10 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе и в Интернете).


  1. Примерные виды и формы организации работы над проектами

    Вид проекта

    Цель проекта

    Возможные формы продукта

    Практико-ориентированный

    Решение практических задач

    Рекомендации, пособие, публикации

    Исследовательский

    Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы.



    Исследовательская работа, научная статья, альманах, театрализация, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильм справочник, стендовый доклад и др.

    Информационный

    Сбор информации о каком-либо объекте или явлении.

    Анализ данных социологического опроса, атлас, статья, путеводитель и др.

    Профориентационный

    Сбор информации о профиле обучения и будущей профессии

    Портфолио навыков, методики, фото, видео или письменные отчеты, интервью.

    Социальный

    Привлечение интереса публики к проблеме проекта


    Отчет, веб-сайт, организационная модель, видеофильм, бизнес-план, действующая фирма, коллекция, социальная акция и др.

    Творческий


    Создание художественного, музыкального или иного творческого продукта

    Выставка, газета, журнал, сценарий, спектакль, музыкальное произведение, костюм, литературные произведения

    Игровой или ролевой

    Представление опыта участия в решении проблемы проекта

    Игра, компьютерная анимация, макет, мультимедийный продукт, экскурсия

    Конструкторский

    Создание прототипа, модели, опытного образца или технического изделия

    Модель, стендовый доклад программа, чертеж, изделия технического творчества и др.


  2. Права и ответственность сторон

Обязанности руководителя проекта:

  • Совместно с учащимся определить тему и план работы по проекту.

  • Совместно с учащимся определить цель работы, этапы, сроки, методы и формы работы, источники необходимой информации.

  • Мотивировать учащегося на выполнение работы по проекту.

  • Оказывать помощь учащемуся по вопросам планирования, методики, формирования и представления результатов исследования.

  • Контролировать выполнение учащимся плана работы по выполнению проекта.

Права руководителя проекта:

  • Требовать от обучающего своевременного и качественного выполнения работы.

  • Использовать в своей работе имеющиеся в лицее информационные ресурсы.

  • Обращаться к администрации образовательного учреждения в случае систематического несоблюдения сроков реализации плана проекта.


Обязанности учащегося:

  • Выбрать тему проекта;

  • Посещать консультации и занятия по проекту;

  • Ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя проекта:

  • Подготовить публичный отчет о проделанной работе.

Права учащегося:

  • Создать как индивидуальный итоговый проект, так и создать проект, выполненный в малой группе (2 человека).

  • Получать консультации и информационную поддержку руководителя на любом этапе выполнения проекта;

  • Использовать для выполнения проекта ресурсы образовательной организации.

  1. Мотивация учащихся к работе над проектом

1. Объясните учащимся особенности проекта

1.1. Расскажите, что учебный проект – это процесс, который сформирует адекватное представление об изучаемом объекте.

Условия:

– выявить и решить реальную познавательную проблему;

  • выполнить работу в соответствии с основными требованиями к учебному проекту;

  • обсудить с научным руководителем промежуточные результаты и выполнить его рекомендации;

  • научиться добывать, перерабатывать и применять информацию.

1.2. Разъясните, что до подготовки проекта руководитель и автор проекта заранее составляют описание конечного продукта деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, в том числе рефлексию результатов деятельности.

1.3. Самое главное в проекте – создать полезный продукт, когда ученик и руководитель решают личностно-значимые и социально-актуальные проблемы.

Внешний результат (продукт) – это средство решения той проблемы, которая и стала причиной реализации проекта.

Внутренний результат проекта – это успешный опыт деятельности, опыт решения проблемы проекта, приобретенные и использованные знания и умения, принятые учеником ценности.

2. Помогите структурировать проектную работу

В структуру входят:

  1. Титульный лист (название образовательной организации, фамилия, имя автора(ов), фамилия, имя и отчество руководителя).

  2. Глоссарий.

  3. Оглавление.

  4. Введение: краткий анализ актуальности, проблема, объект и предмет (вариативно), цель, задачи, методы исследования, экспериментальная база (при необходимости), практическая значимость

  5. Глава 1, которая обычно содержит итоги анализа литературы по теме проекта, ее теоретическое обоснование.

  6. Выводы по первой главе.

  7. Глава 2, в которой автор описывает практические этапы работы, анализирует результаты в ходе эксперимента.

  8. Выводы по второй главе.

  9. Заключение, в котором автор дает краткую характеристику результатов, описывает практическую значимость проекта.

  10. Список литературы (или список использованных источников).

  11. Приложения.

Основная часть может состоять из одной главы, а может – из трех.

3. Ознакомьте учащихся с правилами оформления текста работы.

3.1. Обязательно необходимо напечатать текст работы (!это главное условие участия в научно-практической конференции в школе). Если ученик выполняет стендовый доклад, то текст находится рядом со стендом.

Руководитель проекта передает его экспертам перед началом конференции.

3.2. Текст должен быть отформатирован в соответствии с требованиями к оформлению работы.

Объем основной части работы – не более 10–12 страниц. Основная часть работы должна иметь структуру и подзаголовки в соответствии с требованиями к структуре работы.

3.3. Типичные ошибки в текстах работ, которые следует устранить:

  • ученик сильно превысил установленный объем;

  • не определил цели и задачи, методы, результаты и выводы;

  • отсутствует структура работы;

  • не сумел раскрыть тему, т.к. сформулировал ее слишком широко;

  • не определил практическую ценность работы (реферативный характер);

  • некорректно или необоснованно использовал социологические опросы.

3.4. Запомни!

Введение включает в себя:

  • актуальность;

  • проблему;

  • объект;

  • предмет;

  • цель;

  • задачи;

  • методы исследования;

  • практическую значимость.

Объем введения по отношению ко всей работе – 2 страницы.

3.5. Написать заключение помогут фразы:

Напишите, что цель достигнута, для этого можно взять почти дословно цель вашего проекта и записать ее формулировку уже в виде утверждения. Напишите также, что задачи выполнены и что именно по каждой задаче у вас получилось.

– «Данная работа посвящена…» (раскрытие проблемы – 2–5 предложений). Далее ученик комментирует выводы, которые сделал в главе 1 по актуальности и степени изученности проблемы;

– «Результаты нашего проекта показали... ». На основе выводов главы 2 ученик комментирует степень достижения цели;

–«Таким образом,…». Ученик формулирует утверждение, которое сделал в результате подтверждения или опровержения гипотезы;

- «Полученные результаты дают возможность утверждать, что проектный продукт является актуальным и востребованным…». Ученик анализирует практическую значимость полученного продукта.

Объем заключения – 1–2 страницы.

4. Подготовьте с учащимися текст для защиты проекта

4.1. Текст защиты учащийся пишет заранее. Кратко, в виде тезисов он формулирует положения проекта. Для каждого тезиса подбирает доказательства: факты, примеры, цифры.

4.2. В выступлении учащийся учитывает основной тезис, цели и задачи, которые ученик ставил в проекте.

4.3. Главное – заинтересовать аудиторию проблемами, которые решаются совместно со слушателями.

4.4. Текст выступления ученик связывает с жизненными ситуациями, проблемами, интересами аудитории, перед которой будет выступать.

4.5. Пользуйтесь тезисами. В ходе выступления могут возникнуть различные ситуации. Важно не потерять основной ход мысли, логическую связь между тезисами, предложениями, иметь в запасе примеры, аргументы, логические переходы.

4.6. Предложите учащемуся воспользоваться рекомендациями к речи автора проекта:

  • на все выступление отводится не более 7 минут;

  • защита – это не пересказ всего содержания работы;

  • выступление не должно повторять текст слайдов компьютерной презентации.

4.7. Рекомендуйте структуру защитной речи:

  • первая часть выступления кратко повторяет введение проекта;

  • во второй части необходимо представить содержание работы.

Например: «Работа состоит из трех разделов: введение, основная часть, заключение. Основная часть включает в себя главу 1 и главу 2. В первой главе рассматривается проблема… Вторая глава посвящена проектного продукта»;

– в третьей части целесообразно кратко изложить основные выводы по результатам проекта.

5. Предложите учащемуся набор фраз, которые помогут подготовиться к защите проекта

  1. Паспорт проекта

  1. Тема проекта


  1. Фамилия, Имя, автор(ов) проекта , класс


  1. Фамилия, Имя, Отчество и должность научного руководителя проекта


  1. Актуальность проекта


  1. Ключевые понятия


  1. Проблема


  1. Цели проекта


  1. Задачи


  1. Результаты проекта:

Внутренний результат

Внешний результат (продукт)


  1. Практическая значимость проекта .


  1. Методы исследования















  1. Памятка «Как оформить паспорт проекта»


Уважаемый педагог!

Вы руководитель проекта.

Чтобы планировать содержание проекта, воспользуйтесь нашими рекомендациями и подготовьте с учащимся ПАСПОРТ ПРОЕКТА.

  1. Укажите тему проекта.

  2. Укажите информацию об авторе(ах) проекта, класс.

  1. Укажите фамилию, имя, отчество и должность научного руководителя проекта.

  2. Напишите об актуальности проекта.

Актуальность – это расхождение между спросом и неудовлетворительными предложениями решить конкретную проблему. То есть учащийся выявил спрос на решение проблемы, а предложений, которые помогут решить проблему, не нашел. Если он представит в проекте такой способ, то проект будет актуален.

  1. Определите ключевые понятия.

Понятие – это логически оформленная мысль или образ, который фиксирует общие и существенные признаки и свойства предметов, явлений и отношения между ними.

С понятиями он знакомился на школьных предметах. Например, на уроках русского языка он изучил понятия «согласный звук», «этимология», на уроках литературы – понятие «метафора», на математике – «арифметический квадратный корень» и др.

Ключевые понятия помогают написать, на основе каких теоретических знаний он решит проблему.

  1. Сформулируйте проблему.

Учащийся проводит исследование, чтобы решить проблему. Проблема может быть важной лично для него, для группы или большого сообщества людей.

Надо понять, в чем разница между трудностями людей и способами, которые помогут решить эти трудности.

Проблема – это не просто трудноразрешимая задача. Проблема – это несоответствие между желаемым и реальным состоянием человека или общества.

Есть проблема, которую трудно решить ему, – это субъективная проблема.

Есть проблема, которую трудно решить всем людям, – объективная проблема.

Подумайте, какая проблема будет в проекте.

Помните:

При формулировании проблемы необходимо опираться на основные правила ее формулировки:

  • нельзя подменять проблему вопросом;

  • нельзя подменять проблему трудностью;

  • нельзя подменять формулировку проблемы указанием на область существования проблемы.

  1. Расскажите о цели проекта.

Цель – это результат, который ты ждешь от проекта и достигнешь к определенному времени. Ты можешь рассказать о качестве результата (написать его качественную характеристику) или о количестве (определить количественную характеристику).

Когда формулируешь цель, используй глаголы «доказать», «обосновать», «разработать». Последний глагол употреби в том случае, если конечный продукт проекта получит материальное воплощение.

Например, ты подготовишь видеофильм, действующую модель или макет чего-либо, компьютерную программу и т. п.

Используй подсказки, чтобы определить цель своей работы:

Подсказка 1. Ты изучил литературу и понял, что ученые или исследователи не решили полностью проблему.

Расскажи, что планируешь усовершенствовать, – это и будет твоя цель.

Подсказка 2. Ты проанализировал методы исследования авторов, которые уже писали об этой проблеме. Предложи свой метод, который позволит лучше решить проблему.

Подсказка 3. Ты изучил литературу и другие источники и увидел, что исследователи после решения проблем формулируют новые проблемы.

Ученые рассказывают о дальнейших исследованиях, которые можно провести. Воспользуйтесь их предложениями и сформулируйте свою цель

  1. Определите задачи.

Задачи – это конкретные способы достичь цели. Поэтому сумма задач должна равняться цели.

Когда формулируете задачи, применяйте глаголы «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить».

Сопоставьте формулировки темы, цели и задач. Избегай ошибок, когда:

– цель проекта не связана с темой;

– цель сформулирована так, что нельзя понять конечный результат;

– практическая значимость твоей работы отсутствует или непонятна;

– задачи повторяют цель, то есть нужно просто пересказать цель другими словами.

  1. Перечислите результаты проекта.

Учитывайте, что результаты проектной деятельности делятся на внутренний результат и внешний результат (продукт).

Внутренний результат – это успешный опыт решения проблемы, это знания и способы действия, которые ты приобрел, это новые ценности, новая точка зрения.

Внешний результат (продукт) – это средство разрешить проблему, которая была причиной реализовать проект. Если проблем было много, то и продуктов может быть много.

Результаты, которые он получил, должны быть полезными, готовыми к использованию в школе, в повседневной жизни. Если решали теоретическую проблему, то предложите конкретное решение, например, информационный продукт. Если решали практическую проблему, то разработайте конкретный продукт, готовый к потреблению.

  1. Расскажите о практической значимости проекта.

Практическая значимость – это возможность решить проблему в быту, учебе, науке, производстве и т. п.

Он расскажет, как людям использовать продукт проекта в деятельности.

  1. Выберите и внедрите разные методы исследования.

Метод – это способ достичь цели проекта. От выбора методов зависит все исследование, начиная с его организации и включая результат.




  1. Вариант 1:

    Рекомендации как сформулировать проблему, цель, …

Метод проектирования:

«ЗЕРКАЛО ПРОГРЕССИВНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ»


  1. Постановка проблемы:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Причины:

(формулировка начинается с «не…», «нет…»)

Ситуация «минус»



Ситуация «плюс»

  1. Цель проекта:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Задачи:


  1. Мероприятия

и ответственные:


  1. Результат/продукт:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Критерии результативности: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Анализ ресурсов: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________











Вариант 2:

КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА

  1. Этапы работы над проектом

1. Описание и определение проблемы


2. Цель, задачи проекта


3. Изучение аналогов, формулирование идеи (возможного решения) обозначенной проблемы


4. Проработка идеи


5. Презентация своего проекта


6. Защита


. Примерный период этапов работы над проектом:

  • подготовительный этап (сентябрь): выбор темы и руководителя проекта,

  • основной этап (октябрь-декабрь): совместно с руководителем (куратором) проекта корректируется тема проекта, разрабатывается план реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, выбор способа представления результатов, оформление работы, предварительная проверка руководителем проекта;

  • заключительный (январь-февраль): подготовка к защите

  • защита проекта (март – апрель, в соответствии с гибким графиком защиты проекта и с учетом готовности проекта к защите), оценивание проекта.

Контроль соблюдения сроков и качества работы учащегося на каждом этапе осуществляет руководитель проекта.


  1. Требования к оформлению проекта

Титульный лист:

Титульный лист любого проекта оформляется по стандарту ГОСТ 7.32-2017 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» и ГОСТ Р 2.105-2019 «Единая система конструкторской документации».

Название работы: шрифт TimesNewRoman, размером 16 кегль, цвет черный, начертание полужирное, остальной текст титульного листа - размером 14 кегль, цвет черный.

Все данные на странице выравнивается по центру, исключение составляет сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, образовательное учреждение, класс), сведения о руководителе проекта (фамилия, имя, отчество, должность, место работы).

Текст работы: шрифт TimesNewRoman, использование курсива допускается для обозначения объектов (биология, математика, нанотехнологии, генная инженерия и др.) и написания терминов и иных объектов и терминов на латыни; размер шрифта - 14 кегль, цвет черный; поля: левое - 30 мм, правое - 15 мм, верхнее и нижнее - 20 мм.; межстрочный интервал – полуторный; абзацные отступы (красные строки) – 1,25 см; выравнивание текста – по ширине; расстановка переносов – автоматическая; номера страниц проставляются на каждой странице, кроме титульного листа (т.е. ОГЛАВЛЕНИЕ – это страница №2); параметры страницы: размер бумаги–формат А4; ориентация–книжная.

Нумерация страниц: Страницы текста работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту, включая приложения. Номер страницы проставляется в центре нижней части страницы без точки. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, но номер страницы на титульном листе отсутствует.

Заголовки структурных частей работы: «ОГЛАВЛЕНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ГЛАВА», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «ПРИЛОЖЕНИЕ», печатаются прописными (заглавными) буквами.

Заголовки разделов печатаются строчными буквами (кроме первой прописной) с абзаца. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух или более предложений, их разделяют точкой. Заголовки и подзаголовки приводят в форме именительного падежа единственного и (реже) множественного числа. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Заголовки рубрик начинаются с ПРОПИСНОЙ буквы, подзаголовки – только со строчной (если это, конечно, не имена собственные).

Заголовок главы, параграфа не должен быть последней строкой на странице. Расстояние между заголовком (за исключением заголовка пункта) и текстом должно быть равно 2-3 интервалам. Каждую структурную часть работы рекомендуется начинать с нового листа.

Иллюстрации вставляют в окна с обтеканием вокруг рамки, иллюстрации нумеруются в пределах раздела текста работы. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой: Рисунок 2.1. …

Таблицы следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

Наименование таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Наименование следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в следующем формате: Таблица 1 - …

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Таблицы каждого приложения обозначаются отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, Таблица А.1 (если она приведена в приложении А).

В таблице допускается применять размер шрифта меньше, чем в тексте проекта.

В тексте работы рекомендуется приводить ссылки на использованные источники. При нумерации ссылок на использованные источники приводится сплошная нумерация для всего текста отчета в целом. Порядковый номер ссылки приводят арабскими цифрами в квадратных скобках в конце текста ссылки.

Перед защитой электронный носитель с проектной работой должен быть тщательно проверен в отношении технико-демонстрационных параметров: системы запуска, темпа движения, силы и чистоты звука. При необходимости электронный носитель должен быть снабжен пояснительной запиской с перечислением программ, необходимых для запуска.

  1. Краткая характеристика структурных компонентов

1. Проектная работа должна быть представлена на защиту в печатном и электронном виде.

2. Общие структурные компоненты для творческих, игровых и ролевых видов проектов:

№п/п

Структурные компоненты

Объем структурного компонента

Краткая характеристика структурного компонента

Титульный лист

1 страница

должен содержать вид работы, название проекта, Ф.И. автора, полное наименование образовательного учреждения, класс, Ф.И.О. руководителя (указываются полностью), год и место составления проекта

Глоссарий

1 страница

Список терминов и их трактовка.

Располагается сразу после титульного листа перед оглавлением.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1 страница

перечисление разделов и глав проекта , с указанием страниц

Введение

1-2 страницы


Описание проблемы, краткий замысел реализации проблемы и ход ее решения.

Должен быть дан ответ на вопрос:

Чем интересна данная задача с точки зрения науки или ее практического применения?

Четкая формулировка цели и задач проекта

Цель – что?

Задача – что делать?

Цели и задачи

Заключение

1-3 страницы

Заключение – это итог работы, суть которой должна быть понятна без чтения основной части проекта.

Выводы о достигнутой цели и применении представленного продукта в практической деятельности.

Должен быть дан ответ на вопрос:

-Зачем была выполнена работа, и насколько она была достигнута?

Краткий отзыв руководителя

1-3 страницы

Должен содержать краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе характеристика:

-инициативности и самостоятельности;

-ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе),

-исполнительской дисциплины

При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.

Список литературы (или список использованных источников).

1-2 страницы

Список литературы содержит в алфавитном порядке список публикаций, изданий и источников, использованные автором с указанием издательства, города, общего числа

страниц.
Ссылки на использованные, а также рекомендуемые источники информации

Приложения (по необходимости)

(наглядные прилагаемые материалы)

1-5 страниц

Представленные в проекте печатные, рисованные, графические, фото-, видео-, музыкальные и электронные материал, сценарии, анкеты, результаты социальных опросов, отзывы и т.д.) прилагаются в конце проекта в виде приложения необходимые для защиты проекта


3. Общие структурные компоненты для практико-ориентированного, информационного, профориентационного, социального видов проекта

№п/п

Структурные компоненты

Объем структурного компонента

Краткая характеристика структурного компонента

Титульный лист

1 страница

должен содержать название проекта, Ф.И. автора, полное наименование образовательного учреждения, класс, Ф.И.О. руководителя (указываются полностью), год и место составления проекта.

Глоссарий

1 страница

Список терминов и их трактовка.

Располагается сразу после титульного листа перед оглавлением.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1 страница

перечисление разделов и глав проекта , с указанием страниц

Введение


1-2 страницы

Описание проблемы, краткий замысел реализации проблемы и ход ее решения.

Должен быть дан ответ на вопрос:

Чем интересна данная задача с точки зрения науки или ее практического применения?

Четкая формулировка цели и задач проекта

Описание продукта, выносимого на защиту и представленного в одной из выбранных форм.

2-6 страницы

Описание хода реализации проекта и полученного продукта, с представлением доказательств, указание форм и результатов видов сбора информации, используемых для достижения поставленный цели.

Заключение

1-3 страницы

Выводы о достигнутой цели и применении представленного продукта в практической деятельности.

Должен быть дан ответ на вопрос:

-Зачем была выполнена работа, и насколько она была достигнута?

Краткий отзыв руководителя


1-3 страницы

Должен содержать краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе характеристика:

-инициативности и самостоятельности;

-ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе),

-исполнительской дисциплины

При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.

Список литературы (или список использованных источников).

1-2 страницы

Список литературы содержит в алфавитном порядке список публикаций, изданий и источников, использованные автором с указанием издательства, города, общего числа страниц.

Приложения (по необходимости)

(наглядные прилагаемые материалы)

1-5 страниц

Представленные в проекте печатные, рисованные, графические, фото-, видео-, музыкальные и электронные материал, сценарии, анкеты, результаты социальных опросов, отзывы и т.д.) прилагаются в конце проекта в виде приложения необходимые для защиты проекта

Общие структурные компоненты для исследовательского проекта

№п/п

Структурные компоненты

Объем структурного компонента

Краткая характеристика структурного компонента

Титульный лист

1 страница

Должен содержать название проекта, Ф.И. автора, полное наименование образовательного учреждения, класс, Ф.И.О. руководителя (указываются полностью), год и место составления проекта.

Глоссарий

1 страница

Список терминов и их трактовка.

Располагается сразу после титульного листа перед оглавлением.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1 страница

перечисление разделов и глав проекта , с указанием страниц

Введение


1-2 страницы

Актуальность: произошли позитивные или негативные изменения и нам приходится как-то на это реагировать.

Пример: Каждый ребенок, оставшийся без попечения родителей, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, как бы тепло и уютно не было в детском доме, мечтает о любящей, заботливой семье, о будущем и верит, что мечта осуществится.

Проблема – это противоречие между желаемым будущим и текущей ситуацией.

Должен быть дан ответ на вопрос:

Чем интересна данная задача с точки зрения науки или ее практического применения?

Пример, ребенок, оставшийся без попечения родителей, нуждается в любящей, заботливой семье.

Гипотеза – предположение, допущение, выдвинутое автором проекта, которое либо доказывается, либо опровергается в ходе исследования темы проекта, т.е. требует как теоретического обоснования так и проверку на практике.

Вспомогательные словесные конструкции:

Мы предполагаем, что …

Можно предположить …

При условии, что …

Допустим, что …

Если …, то …

Что, если …

Чем …, тем …

Четкая формулировка цели и задач проекта

Описание продукта, выносимого на защиту и представленного в одной из выбранных форм.

2-6 страницы

Описание хода реализации проекта и полученного продукта, с представлением доказательств, указание форм и результатов видов сбора информации, используемых для достижения поставленный цели.

Заключение

1-3 страницы

Выводы о достигнутой цели и применении представленного продукта в практической деятельности.

Должен быть дан ответ на вопрос:

-Зачем была выполнена работа, и насколько она была достигнута?

Краткий отзыв руководителя


1-3 страницы

Должен содержать краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе характеристика:

-инициативности и самостоятельности;

-ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе),

-исполнительской дисциплины

При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.

Список литературы (или список использованных источников).

1-2 страницы

Список литературы содержит в алфавитном порядке список публикаций, изданий и источников, использованные автором с указанием издательства, города, общего числа страниц.

Приложения (по необходимости)

(наглядные прилагаемые материалы)

1-5 страниц

Представленные в проекте печатные, рисованные, графические, фото-, видео-, музыкальные и электронные материал, сценарии, анкеты, результаты социальных опросов, отзывы и т.д.) прилагаются в конце проекта в виде приложения необходимые для защиты проекта


Дополнительные требования к оформлению проекта разного вида

  • Для исследовательских проектов обязательно наличие письменного отчета о проведении исследования (не более 10 листов) и приложения, включающего таблицы, фотографии, рисунки, диаграммы, анкеты и проч.

Во введении обосновывается актуальность темы проекта, проблема, гипотеза, определяются цель и задачи, адекватные предмету изучения методы исследования. В заключении подводятся итоги работы.

  • Письменный отчет для творческих проектов имеет свою специфику, в его структуре обязательно описывается авторский замысел, этапы создания продукта, используемые технологии и материалы. Продукт творческой деятельности (изделие, буклет, видеоролик, стенгазета и проч.) должен быть представлен на защите.

  • Отчет по реализации социального проекта должен содержать дополнительные структурные компоненты: описание альтернативных способов решения проблемы, рисков реализации проекта; аналитическое описание имеющихся и недостающих ресурсов для выполнения проекта, смета; функции участников проекта, обозначены зоны личного участия и зоны ответственности членов команды, точки промежуточного мониторинга. Планируемый проектный продукт по окончании проекта сравнивается с полученным результатом.

  • Для конструкторских проектов во введение, включается описание особенностей конструкторских решений.



  1. Требования к оформлению презентации при защите проекта

Презентация является не обязательным компонентом защиты проекта. Необходимость ее использования определяет руководитель проекта совместно с учащимся.

При принятии решения об использовании презентации она должна содержать не более 8-10 слайдов:

  • 1 слайд–титульный (тема выступления, сведения об авторе, руководителе, колонтитулы и т. п.)

  • 2 слайд - оглавление

  • последний слайд - ссылки на использованные источники и иллюстративные материалы

  • все слайды читабельны;

  • текст представлен ключевыми словами и фразами;

  • содержание презентации не дублирует, а дополняет и иллюстрирует устное выступление;

  • иллюстративные материалы соответствуют содержанию;

  • выбранные эффекты не отвлекают, а акцентируют внимание на основные содержательные моменты выступления;

  • подготовлены заметки к слайдам;

  • записаны звуковые комментарии к слайдам

Фактически содержание презентации это: текст, звук, графика, видео, таблицы и схемы, анимация.

Прежде всего содержание презентации должно быть целесообразно.

Текст, должен быть лаконичным, синтетически простым (как можно меньше вводных оборотов, таких как: обратите внимание на..., согласно проведенному опросу...,представленный ниже список...) - всё это может сказать и докладчик. Простые предложения существенно экономят место и позволяют сделать шрифт крупнее.

И, конечно же, - три кита стилистики - ясность, логичность, точность (особенно в терминах и определениях)!

Очень важно! Перед выступлением проверить грамотность текста

Звук (если он необходим) должен быть чистым.

Рисунки и видео должны быть четкими и достаточно крупными. Рисунки должны носить иллюстративное, а не декоративное значение. Украшательство отвлекает от сути предмета.

Таблицы должны содержать как хорошо различимые данные, так и четкие, крупные подписи к ним. Таблица должна снабжаться названием. Таблица не должна быть перегружена! Чем больше данных внесено в таблицу, тем сложнее воспринимать их с экрана.

Рекомендуется громоздкие таблицы (схемы) распечатывать и раздавать каждому в аудитории отдельно, перед началом презентации.

Схемы должны быть снабжены четкими, логичными переходами от одного блока к другому. Убедитесь, что стрелки переходов хорошо видны на экране.

Анимация. Современные средства позволяют создавать анимированные графические файлы (расширение.gif), которые способны демонстрировать физические, химические, механические, биологические и многие другие процессы. 

Оформление презентации

Оформление слайдов

Стиль

  • Соблюдение единого стиля оформления.

  • Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки).

Фон

  • Для фона необходимо выбирать более холодные тона (синий, зеленый).

Использование цвета

  • На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста.

  • Для фона и текста необходимо использовать контрастные цвета.

Анимационные эффекты

  • Анимационные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Представление информации

Содержание информации

  • Необходимо использовать короткие слова и предложения.

  • Необходимо минимизировать количество предлогов, наречий, прилагательных.

  • Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположение информации на странице

  • Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

  • Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

  • Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты

  • Для заголовка использовать размер шрифта не менее 24.

  • Для информации использовать размер шрифта не менее 18.

  • Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

  • Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

  • Прописные буквы читаются хуже строчных.

Способы выделения информации

Следует использовать:

  • рамки, границы, заливку;

  • разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки;

  • рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем информации

  • Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

  • Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Виды слайдов

  • Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:

  • с текстом;

  • с таблицами;

  • с диаграммами.



  1. Критерии оценивания проекта

Оценка проекта проводится экспертной комиссией по двум категориям:

  • оценка содержания и оформления работы

  • оценка сформированности коммуникативных действий на публичной защите проектов

Критерии экспертной оценки содержания и оформления работы

Критерии

Баллы

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем. Актуальность и значимость темы проекта

Актуальность темы проекта и ее значимость для ученика обозначены фрагментарно на уровне утверждений

1

Актуальность темы проекта и ее значимость для ученика обозначены фрагментарно на уровне утверждений

2

Актуальность темы проекта и ее значимость раскрыты и обоснованы исчерпывающе, тема имеет актуальность и значимость не только для ученика, но и для школы, города

3

2. Сформированность предметных знаний и способов действий. Глубина раскрытия темы проекта

Тема проекта раскрыта фрагментарно

1

Тема проекта раскрыта, автор показал ее знание в рамках школьной программы

2

Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы

3

3. Качество проектного продукта

Проектный продукт не соответствует большинству требований качества

( заявленные цели, эстетика оформления, достигнутый результат)

1

Продукт частично соответствует требованиям качества

2

Продукт полностью соответствует требованиям качества

( заявленные цели, эстетика оформления, достигнутый результат)

3

4. Сформированность регулятивных действий. Соответствие требованиям оформления письменной части.

Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей должную структуру

1

Письменная часть работы оформлена с опорой на установленные правилами порядок и четкую структуру, допущены незначительные ошибки в оформлении

2

Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами

3

5. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе

Работа шаблонная. Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности, не использовал возможности творческого подхода

1

Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества

2

Работа отличается творческим подходом, собственным отношением автора к идее проекта

3

Итог

Макс 15 баллов


Критерии экспертной оценки сформированности коммуникативных действий на публичной защите проекта

Критерии

Баллы

1. Четкость и точность, убедительность и лаконичность

Содержание всех элементов выступления дает представление о проекте; заметна культура речи, наблюдаются немотивированные отступления от заявленной темы

1

Содержание всех элементов выступления дает представление о проекте; заметна культура речи, немотивированные отступления от заявленной темы отсутствуют

2

Содержание всех элементов выступления дает представление о проекте; наблюдается правильность речи; точность устной и письменной речи, ее четкость, лаконизм; немотивированные отступления от заявленной темы отсутствуют

3

2. Сценарий защиты (логика изложения), грамотное построение доклада

Тема и содержание проекта раскрыты фрагментарно. Дано сравнение ожидаемого и полученного результатов

1

Тема и содержание проекта раскрыты. Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте

2

Тема и содержание проекта раскрыты. Представлен анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы

3

3. Соблюдение регламента защиты (не более 5–7 мин.) и степень воздействия на аудиторию

Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию

1

Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента

2

Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент

3

4. Умение отвечать на вопросы и защищать свою точку зрения

Ответы на поставленные вопросы односложные, неуверенные. Автор не может защитить свою точку зрения

1

Автор уверенно отвечает на поставленные вопросы, но не до конца обосновывает свою точку зрения

2

Автор проявляет хорошее владение материалом, уверенно отвечает на поставленные вопросы, доказательно и развернуто обосновывает свою точку зрения

3

5. Использование средств наглядности, технических средств

Средства наглядности, в т.ч. ТСО, используются фрагментарно, не выдержаны основные требования к дизайну презентации

1

Средства наглядности, в т.ч. ТСО, используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации, отсутствует логика подачи материала, нет согласованности между презентацией и текстом доклада

2

Средства наглядности, в т.ч. ТСО, используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации, подача материала логична, презентация и текст доклада полностью согласованы

3

Итог

Макс 15 баллов



  1. Рефлексия

Рефлексия помогает учащимся быть независимыми и заниматься самообразованием. Задания на рефлексию должны выполняться в течение всей работы над проектом – в соответствии с графиком и спонтанно, как только представится возможность.

Вот некоторые рекомендации:

  • Четко обозначайте цели и преимущества рефлексии.

  • Регулярно планируйте разные возможности для рефлексии.

  • Формируйте эффективные практики рефлексии.

  • Попросите учащихся четко описывать свои процессы обучения и мышления посредством размышления вслух.

Размышления вслух готовят учащихся к рефлексии путем развития их метапознания. Когда учащиеся вслух описывают процессы и стратегии, которые они используют для выполнения заданий, их мышление становится ясным и четким. Это позволяет ученикам анализировать свои действия и обдумывать способы совершенствования.

Пример рефлексии:

Продолжи предложения:

Я научился(ась) ...

Я понял(а)...

Теперь я могу...

Было трудно ...

Было интересно...

Для проведения рефлексии можно использовать различные сетевые сервисы:

  • сетевые сервисы Гугл: Google Диск, Blogger, Google Keep;

  • сервис по созданию анкет и опросов Анкетер http://www.anketer.ru;

  • схема «Рыбий скелет» помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы http://www.classtools.net/education-games-php/fishbone/;

  • интеллект-карты: http://bubbl.us/, http://www.spiderscribe.net/).



Список использованных источников:
  1. ГОСТ 7.32-2017 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления»  https://docs.cntd.ru/document/1200157208

  2. ГОСТ Р 2.105-2019 «Единая система конструкторской документации»

  3. Агафонова М.А. Метод проектов [Электронный ресурс] / М.А. Агафонова // Вопросы Интернет Образования:. Электронный сетевой журнал. 2006. № 35. – URL: Агафонова М.А. Метод проектов// (С) Вопросы Интернет-образования, ФИО (uchim.info)

  4. Основы проектной деятельности в школе Методическое пособие. http://xn--73-6kclvec3aj7p.xn--p1ai/images/Teachers/MK/Project/metodich-posobie.pdf

  5. Учебный сетевой проект "Социальные Интернет-сети": Рефлексия при защите проекта https://sites.google.com/site/sozialseti/refleksia-pri-zasite-proekta

  6. Методические рекомендации для разработки индивидуального проекта на уровне основного общего образования. Николаева Т. В., к.п.н., декан факультета повышения квалификации ОГБОУ ДПО «Костромского областного института развития образования» http://www.eduportal44.ru/koiro/enpj/20171/44(4)_2017/NikolaevaTV_Metod_individ_proekt.pdf

  7. Положение о подготовке и защите индивидуального проекта обучающимися старших классов (http://school422.spb.ru/page/5773)

  8. Положение об организации и проведении итогового индивидуального проекта учащихся. ГБОУ лицей № 419 Петродворцового района Санкт-Петербурга http://419.spb.ru/festivali-konferentsii

  9. ПОЛОЖЕНИЕ об индивидуальном итоговом проекте учащихся в условиях введения ФГОС СОО Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии № 498 Невского района Санкт-Петербурга. https://gym498.ru/fgos-srednego-obshchego-obrazovaniya


Приложение 1. Образец титульного листа

Приложение 2. Образец оглавления

Приложение 3. Образец глоссария

Приложение 4. Образец источников информации



12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!