СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка эколого- природоохранного профиля. Интеллектуально – познавательная игра. Тема : Лес – бесценный дар природы.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного мероприятия рассказать о роли леса в жизни людей. Убедить их в том, что Российские леса являются важной частью национального богатства. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка эколого- природоохранного профиля. Интеллектуально – познавательная игра. Тема : Лес – бесценный дар природы.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛЮБИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»







Методическая разработка эколого- природоохранного профиля.



Интеллектуально – познавательная игра. Тема : Лес – бесценный дар природы.





Автор: учитель географии

Молодцова Валентина Владимировна

























Цели: Рассказать детям о роли леса в жизни людей. Убедить их в том, что российские леса – важная часть национального богатства.



Вступление: Сегодня наше мероприятие посвящено лесу. Лес занимает важное место в жизни человека. Красота пейзажа, особый микроклимат, удивительные лесные обитатели – всё это привлекает людей в лес, благотворно влияет на их здоровье , создаёт хорошее настроение, вселяет бодрость и творческую энергию. Но люди, устремляющиеся в лес, не задумываются о том, что он очень раним. Важной частью работы по сохранению леса, является просвещение. Сегодня мы попытаемся выяснить насколько хорошо вы знаете о лесных обитателях, о лесе.

Стихотворение: Планета – дом

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету.



- На сцену приглашаются две команды 1) Берёзка

2) Ёлочка

Представление команд : девиз в стихотворной форме.

- рисунок с изображением символа команды (берёза, ель)



Начнём наш конкурс с разминки. Это задание представляет собой викторину. За каждый правильный ответ вы получите один балл.

1. Разминка Викторина о лесе.

1) Какое дерево применяется для изготовления лыж? (Берёза)

2) Из какого дерева делают пианино? (Ель)

3) Какие дрова самые жаркие? (Берёзовые, дубовые)

4) Ты натёр ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист подорожника)

5) Какая ягода заменяет лимон? (Клюква)

6) Плоды каких кустарников очень богаты витамином С? (Чёрной смородины, шиповника)

7) Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец)

8) У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – 15 см)

9) Какая охота разрешается в любое время года? (фотоохота)

10) Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королёк)

11) Как называется специально освобождённая от деревьев узкая полоса леса? (просека)

12) Каких птиц называют пернатыми кошками? (сов)

13) Листья каких деревьев осенью краснеют? (Осина, рябина, клён)

14) Как называются в лесу упавшие сухие деревья и их части? (валежник)

2. «План местности и условные знаки»

Для того что бы определить правильное местоположение, леса, и других природных объектом, можно пользоваться планом местности.

Предлагаю вам прочитать письмо и выделенные слова заменить условными знаками. За правильно выполненное задание вы получите 1 балл. На выполнение задания 3 минуты.

Участники игры получают конверт с письмом.

( Здравствуй, Андрейка!

Недавно мы поселились у лесника. Его избушка стоит левее просёлочной дороги, которая пересекает берёзовый лес. На опушке леса просёлочная дорога переходит в грунтовую. По обе стороны которой раскинулись заросли кустарника, а за ними фруктовый сад и наша школа. Всё лето мы купались в реке. Приехать к нам ты сможешь по железной дороге.)



Во время выполнения командами этого задания – Игра со зрителями.

А какие пословицы и поговорки о лесе вы знаете?

- Где сосна взросла, там и красна.

- Деревья скоро садят, да не скоро с них плоды едят.

- Сломить дерево – секунды, а вырастить – года.

3. Правила поведения и ориентирования в лесу.

Пример задания (задания получают в конвертах)

- В 7 часов утра мы пошли в лес за грибами. Солнце стояло справа. В полдень я собирался домой. В каком направлении мне нужно возвращаться?

За правильные ответы дополнительно получают ещё по 1 баллу.



4. «В мире животных».

А сейчас вам предстоит угадать животное по его описанию. Каждая команда получает набор карточек с описанием какого-либо животного, на обратной стороне которых нужно написать правильные ответы.

Карточка 1.

Это животное – хищник, принадлежит к семейству собачьих. Однако это животное имеет целый ряд черт, отличающих её от этих зверей. Например, подушечки лап у неё покрыты шерстью. Рисунок глаза, как у кошки, продолговатый. А ещё эти животные никогда не живут стаями и охотятся поодиночке. (Лисица)







Карточка 2.

Этот зверь очень осторожен и нелюдим. Любит глухие места с буреломами, ягодниками, болотами и речками в которых есть рыба. Питается ягодами, орехами, зелёными растениями, насекомыми, рыбой. (Медведь)

Карточка 3.

По своей природе это животное – одиночка и не терпит соседей; своё гнездо тщательно выстилает мягкой травой, сухими листьями и мхом. Здесь появляются на свет детёныши – от трёх до семи слепых и голых малышей. Причём в год, когда ожидается большой урожай орехов или желудей, детёнышей появляется больше. Отлучаясь из гнезда, мама зарывает их в подстилку, чтобы не замёрзли. (Белка)

Карточка 4.

Он предпочитает искать пищу в сумерках. Зрение у него не важное, но слух и чутьё отличные. Если заподозрит неладное, замрёт и долго- долго стоит неподвижно. Шея у него короткая, голова большая, хвост тонкий. У самцов торчат изо рта клыки. Тело покрыто грубой щетиной. (Кабан)



Карточка 5.

Этот зверь так же необходим природе, как и все остальные животные. Своё жильё строит в глухих, непроходимых местах и живёт там постоянно семьями. Вблизи своего жилья никогда не охотится. Нападает в основном на ослабленных и больных животных, подбирает падаль. Там, где он исчезает, среди животных начинается эпидемия. (Волк)



Карточка 6.

Шуба у этого зверя палево – дымчатая, морда как у домашней кошки, ростом с овчарку, ноги длинные, с широкими мохнатыми лапами, хвост короткий, будто обрубленный, на кончиках торчащих ушей кисточки, а на щеках широкие бакенбарды. Он отлично лазает по деревьям, но никогда не прыгает на свою жертву с дерева. (Рысь)



5. «Отгадай следы животных» На карточках нарисованы следы животных и вы должны назвать, кому они принадлежат ( следы кабана, зайца, волка, белки, лисы, медведя). Какие из этих животных встречаются в нашей местности? На выполнение задания – 3 минуты. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл.



6. « Составь пищевую цепь»

Участники получают карточки с изображением следующих живых организмов: травянистое растение, кузнечик, ящерица, мышь, лиса, хищная птица.

Из предложенных карточек вы должны составить пищевую цепь .

За правильно выполненное задание вы получите 1 балл.

Дополнительно можно привести другие примеры, на основе известных представителей флоры и фауны своей местности. За правильно приведённый пример вы получите дополнительно 1 балл.

- Игра со зрителями: Загадки.

1) среди деревьев кузнецы куют. (Дятлы)

2) вертится стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока)

3) Днём слепа, ночью зряча, мышей ловит , а не кот. (Сова)

4) он серенький на вид, но пеньем знаменит. (Соловей)

5) зимой на ветке яблоки, скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это… (Снегери)

Стихотворение:

Золотая осень,

Прекрасная пора!

Серебром и золотом

Укрыла лес, поля.

Разукрасила листочки,

Как цветные мотылёчки.

Но подули ветры,

Оголили ветки.

Листья с дерева упали,

Всё кругом ковром устлали.

Ну а лес, а лес – он весь

С чудной золотинкой,

И грибов в лесу не счесть.

Собирай в корзинку!



А мы с вами выполним задание – Собери дерево.

7. «Собери дерево».

На этом этапе я проверяю, как вы знаете деревья, произрастающие в нашей местности. Раздаю рисунки - силуэты наиболее распространённых деревьев. Я дам вам карточки с листьями этих деревьев. Подберите к каждому листу соответствующее дерево. На выполнение задания – 3 минуты. За одну правильно подобранную пару вы получите 1 балл.

8. Собери картинку.

Каждой команде я выдам репродукцию картины известного художника с изображением леса. Эта репродукция разрезана на части. Вам необходимо собрать из кусочков картину. А соберёте правильно, если совместите вопросы и правильные ответы. Чья команда быстрее, та и победит.

Вопросы , на которые участники дают ответы:

1.Продолжите строки Н.А. Некрасова «Откуда дровишки?»...(«из леса вестимо»)

2.Какие цветы собирала падчерица в сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»? (подснежники)

3. У каких птиц песня начинается свистами, «стукатнёй», а завершается «раскатом» - мелодичной трелью? (зяблик)

4.Из чего делают гнездо ласточки? (глина, слюна)

5.Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? (жирным)

6.Каких зверей называют «сохатый»? (лось)

7. Все ли зайцы белые зимой? (русак не белый)

8.Какие птицы не улетают на зиму в тёплые края? (воробья , вороны, сороки)

9.Какая птица купается зимой в проруби? (оляпка)

9. Конкурс капитанов: Пословицы. (Капитаны по очереди отрывают лепесток ромашки, на котором написаны названия птиц, о которых нужно вспомнить пословицы)

- Вспомните пословицы, в которых упоминаются эти птицы:

- Воробей (Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.)

- Гусь, свинья. (Гусь свинье не товарищ.)

- Кулик. (Каждый кулик своё болото хвалит.)

- Синица, журавль. (Лучше синица в руках, чем журавль в небе.)

Подведение итогов.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!