СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка экскурсии "Первоцветы городской экологической тропы государственного заказника «Мозырские овраги»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка экскурсии "Первоцветы городской экологической тропыгосударственного заказника «Мозырские овраги»" для учащихся 9-11 классов, студентов МГПУ им. И.П. Шамякина и  колледжей города

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка экскурсии "Первоцветы городской экологической тропы государственного заказника «Мозырские овраги»»

Государственное учреждение образования

«Мозырский центр творчества детей и молодежи»













Методическая разработка экскурсии

«Первоцветы городской экологической тропы

республиканского ландшафтного заказника

«Мозырские овраги»

для учащихся 9-11 классов

и студентов МГПУ им. И.П. Шамякина







Автор:

педагог дополнительного образования объединения по интересам

«Современная биология»

Зубарев С.В.







Мозырь

2019

Экскурсия

Первоцветы городской экологической тропы

государственного заказника «Мозырские овраги»

для учащихся 9-11 классов, студентов МГПУ им. И.П. Шамякина



Цель экскурсии: расширение представлений учащихся и студентов о весенних явлениях в природе, особенностях роста и развития первоцветов заказника «Мозырские овраги»


Задачи экскурсии:

образовательная – познакомить учащихся и студентов с видовым разнообразием первоцветов, их морфологическими, экологическими особенностями;

развивающая - отрабатывать навыки работы с определителем растений, умения определять семейства, выполнять исследовательские задания;

воспитательная - воспитывать навыки охраны растений и нормы поведения в природе, способствующие увеличению численности редких видов раннецветущих растений.


Оборудование: блокноты, простые карандаши, ручные лупы, определители растений.


Маршрут экскурсии: Объектами экскурсии являются раннецветущие растения, растущие по обочинам дороги маршрута городской экологической тропы. Время для проведения экскурсии выбирается так, чтобы встретить как можно больше цветущих видов, тогда она надолго запомнится каждому экскурсанту, и будет в полной мере способствовать формированию эстетического восприятия природы.







Ход экскурсии


I. Организационный момент


Методы и приёмы работы: Словесный инструктаж.

- организация группы экскурсантов,

- постановка целей экскурсии.

- знакомство с правилами безопасного поведения при проведении экскурсии;

- определение маршрута следования.


II. Экскурсия


  1. Фенологические наблюдения


Методы и приёмы работы: Поисковая беседа. Наблюдение.

- Какое сейчас время года? (Весна).

Послушайте строки из стихотворения Н. Заболоцкого о весне:

Падают, плавятся, льются

Льдинки, втыкаясь в сугроб.

Лужи, как тонкие блюдца,

Светятся около троп.

Пусть молчаливой дремотой

Белые дышат поля,

Неизмеримой работой

Занята снова земля.

- Подберите глаголы, обозначающие действия природы весной. (пробуждается, поет, журчит, тает, пригревает, оживает, зацветает).

- Определите состояние природы. (Показатели: температура, ветер, осадки, облачность, снежный покров и т.д.)


2. Вступительная беседа.


Методы и приёмы работы: Рассказ с элементами беседы.

- Природа, как сказочная птица Феникс, возрождается после зимних морозов. Начинает пригревать солнце, тает снег, на проталинах появляются первые цветущие травянистые растения – первоцветы. Большинство рано цветущих растений – эфемероиды, цикл развития таких растений завершается в короткое время. Первоцветы – это многолетние растения, цикл развития которых начинается с разрастания подземных побегов – корневищ, луковиц, клубней. Они служат хранилищами питательных веществ и именно за счет их ранней весной разрастаются и выносятся на поверхность почвы надземные побеги. Эфемероиды не боятся холода, и их ростки прекрасно чувствуют себя, даже будучи окруженные снегом. После появления на свет растения скоро зацветают, опыляются, образуют семена, начинают засыхать и уже к лету исчезают из растительного покрова.

Помимо эфемероидов ранней весной нас радуют своими цветками и такие растения-первоцветы, как медуница, мать-и-мачеха. Они не прячутся под землей до следующей весны с наступлением лета, а продолжают вегетацию до осени.


2. Индивидуальная работа учащихся и студентов.


Методы и приёмы работы: Практическая работа.

Работа по инструктивным карточкам «Мать-и-мачеха обыкновенная» и «Ветреница»


Инструктивная карточка 1.

«Мать-и-мачеха обыкновенная»


  1. Определите экологические условия произрастания мать-и-мачехи.

  2. Определите морфологические признаки растения:

а) строение соцветия;

б) внешнее строение стебля;

в) внешнее строение листьев.

3. Определите семейство. Составьте диаграмму цветка.

4. Зарисуйте в тетради растение мать-и-мачехи и подпишите его части.

5. Определите черты приспособленности мать-и-мачехи к цветению ранней весной.


Инструктивная карточка 2.


«Ветреница»


  1. Определите экологические условия произрастания ветреницы.

  2. Определите морфологические признаки растения:

а) строение цветка;

б) внешнее строение стебля;

в) внешнее строение листьев.

3. Определите вид растения по определителю. Составьте диаграмму цветка.

4. Зарисуйте в тетради растение ветреницы и подпишите его части.

5. Определите черты приспособленности ветреницы к цветению ранней весной.



III. Заслушивание отчетов работы. Подведение итогов.


Методы и приёмы работы: Заключительная беседа

По обрывам, берегам, оврагам, обочинам дорог встречается мать-и-мачеха. В лесу окрестностей поселка встречается ветреница лесная и ветреница дубравная. Эти растения зацветают раньше других. Ранней весной, когда еще деревья и кустарники не оделись листвой, поверхность почвы хорошо освещена солнцем, что способствует интенсивному протеканию фотосинтетических процессов. Кроме того, почва богата влагой, что благоприятно для развития первоцветов. Также повышается вероятность опыления цветков насекомыми.


Составление отчета об экскурсии по плану:

  1. Место проведения экскурсии.

  2. Фенологические наблюдения.

  3. Описание внешнего строения растений-первоцветов.

4. Выводы по теме экскурсии



Материал к беседе о первоцветах

- Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов - этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет ничего на земле поэтичнее и живописнее цветов - этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий, красоты. Люди, поклоняясь цветам, отдавали им дань в легендах и сказках.

Древняя легенда гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы ее как-то согреть, несколько снежинок превратились в цветы подснежники.

Поэты посвящали первоцветам стихи, писатели писали поэтичные рассказы.

«Там, где тогда мчались весенние потоки, теперь везде потоки цветов. И мне так хорошо было пройтись по этому лугу; я думал: «Значит, недаром неслись весной мутные потоки». Михаил Пришвин.

Знаете ли вы, что такое первоцветы?

Первоцветы - первые цветущие растения. Первыми раскрываются цветы мать - и – мачехи, сон-травы, ветреницы дубравной, ветреницы лютиковой, гусиного лука, купальницы европейской, медуницы. Позднее зацветает ландыш майский, звездчатка дубравная.

Первоцветы это не только красиво цветущие растения, радующие нас после долгой холодной зимы. Многие из них являются лекарственными растениями.

С первоцветов собирают пыльцу пчёлы и бабочки.

Но не все люди понимают, что первоцветы должны оставаться в природе, а не в букете, который через короткое время окажется обыкновенным мусором. Первоцветов становится меньше, ряд из них уже занесён в Красную Книгу!!!

Не рвите первоцветы, не покупайте букеты из первоцветов! Только все вместе мы сможем сберечь эту первую весеннюю красоту!

Знаете ли вы первоцветы?

Конкурс-викторина о первоцветах поможет лучше узнать эти удивительные цветы.

1. Какой цветок зацветает самый первый и при том без листьев? (Мать - и - Мачеха)

2.Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыши)

4. Из под снега вышел друг и весной запахло вдруг? (Подснежник)

5. Как грустно - сто лет без движенья,

В воду глядеть - на свое отраженье,

Свесила гибкие ветви с обрыва

Нежная, тихая, грустная …(Ива)

6. В какой цветок - символ чистой и нежной любви превратились слёзы водной царицы Волховы? (Ландыш)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!