Основные цели курса:
1. Расширение теоретических знаний у учащихся по экологии озера Байкал.
2. Раскрытие важнейших понятий и сведений об экологических системах и экологическом равновесии в них, а также вопросов рационального природопользования и охраны окружающей среды.
3. Формирование навыков духовного экологического мышления и поведения.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка факультативного курса: «Эндемики Байкала»»
3
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №27
Методическая разработка курса :
«Эндемики Байкала»
Ивачевой Натальи Борисовны, учителя биологии
г. Иркутск, 2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
факультативного курса
"Эндемики Байкала"
для обучающихся 7 классов
Цели и задачи курса.
Основные цели курса:
1. Расширение теоретических знаний у учащихся по экологии озера Байкал.
2. Раскрытие важнейших понятий и сведений об экологических системах и экологическом равновесии в них, а также вопросов рационального природопользования и охраны окружающей среды.
3. Формирование навыков духовного экологического мышления и поведения.
Для выполнения поставленных целей необходимо решить ряд задач:
1. Облегчить понимание учащимися сущности современных проблем экологии и осознание их актуальности для всего человечества.
2. Формировать понятий и представлений о методах результатах отрицательного и положительного влияния человека на природу о. Байкал.
3. Формировать экологически ориентированные отношения и ценности, направленные на преодоление конфликтов между человеком и окружающей средой.
4. Формировать знания и умения исследовательского характера, способствующие развитию творческой и деловой активности при решении экологических проблем и связанных с ними жизненных ситуаций.
5. Способствовать переходу усваиваемых знаний и моральных принципов к естественным нормам поведения в окружающей среде и действовать в соответствии с ними.
6. Вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения.
7. Развивать у школьников чувство самоуважения и понимание трудностей других людей, стремление оказывать помощь в сложных жизненных ситуациях.
Прогнозируемые результаты
Знания в области экологии необходимы каждому современному человеку, как умение читать, писать и считать. Но как для литературной работы нужны специалисты-филологи, для математических расчетов - специалисты-математики, так и для принятия серьезных экологических решений нужны специалисты-экологи. В связи с этим вполне вероятно, что среди моих учеников растут будущие специалисты профессионалы-экологи. Но даже если большинство и не дорастут до вершин экологических знаний, в их душах уже никогда не погаснет огонь искренней защиты всего сущего на нашей прекрасной планете, что мы вкладываем в мудрое понятие - "воспитание духовно-нравственной экологической культуры личности".
Знания и умения
Учащиеся, прошедшие курс "Эндемики о.Байкал" получат знания по важнейшим понятиям экологии: экосистемах и экологическом равновесии в них, рациональном природопользовании и охране окружающей среды. У школьников сформируются определенные навыки экологического мышления и поведения. Экология - это целый комплекс наук, и потому универсальных специалистов по экологии "вообще" не существует. Экологи работают каждый в своей узкой области.
Школьники приобретут умения исследовательского характера, а также вести научно-практические дискуссии, поскольку каждая тема завершается конференцией, на которую выносится творческая защита и обсуждение исследовательских работ. Далее эти работы выносятся на разные уровни- конференции и олимпиады.
Тематический план факультативного курса «Эндемики озера Байкал». 7 класс . 16 часов (1 ч. в неделю)
№ темы | Название раздела и тем | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Часть I. Зоопланктон. Рыбы. Млекопитающие Тема 1. Эндемичные беспозвоночные.. Эндемичные виды рыб. Промысловые рыбы Тема 2. Млекопитающие. Общие сведения о нерпе | 7 4 3 |
3 | Часть II. Растения. Тема 3. Фитопланктон. Тема 4. Эндемичные виды водорослей | 2 1 1 |
4 | Часть III. Человек на озере Байкал. Природоохраняемые территории. Тема 5. Хозяйственная деятельность человека. Система охраны о. Байкал. Тема 6.Отчет о проделанной работе. | 6 4 2 Итого:16 часов |