СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка Формирование коммуникативных УУД у учащихся с ОВЗ в начальной школе

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Формирование коммуникативных УУД  у учащихся с ОВЗ в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Формирование коммуникативных УУД у учащихся с ОВЗ в начальной школе»





Муниципальное бюджетное учреждение

Информационно-методический центр

Управления образованием

Мысковского городского округа



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»







Формирование коммуникативных УУД у учащихся с ОВЗ в начальной школе



Методические рекомендации





Буткеева Любовь Геннадьевна,

учитель начальных классов

Кузнецова Анна Юрьевна,

учитель начальных классов

Табакаева Оксана Петровна

учитель начальных классов







Мысковский городской округ 2019

Авторы-составители Буткеева Л.Г., Кузнецова А.Ю., Табакаева О.П., учителя начальных классов МБОУ «СОШ №4»











Рецензент: Л.Н.Зубарева, заместитель директора по методической работе МБОУ «СОШ №4»

Методическое пособие « Формирование коммуникативных УУД у учащихся с ОВЗ в начальной школе» составлено с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и соответствуют возрастным особенностям младшего школьного возраста.

В методическом пособии предлагаются некоторые подходы к вопросу формирования коммуникативных УУД у младших школьников с ОВЗ.

Данная работа сочетает рассмотрение вопросов:

- на теоретическом уровне рассмотрены разные формы работы на уроке с использованием дидактических приёмов и методов у школьников с ОВЗ.

- на практическом уровне представлены фрагменты уроков.

Работа актуальна в свете современных требований, предъявляемых к организации воспитательно-образовательного процесса в начальной школе в условиях внедрения инклюзивного образования.

Представленные материалы могут быть полезны учителям начальных классов.





Директор МБОУ «СОШ № 4» _____________________ Скорова Т.Е







Введение

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически  требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию школьников. Поэтому введение новых образовательных стандартов  - это веяние времени.

В соответствии с законодательством РФ государственные образовательные стандарты выступают как важнейший нормативный правовой акт России, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основные образовательные программы.

С 1 сентября 2011-2012 учебного года все школы России начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности, общества и образования.

Что изменилось в школах при переходе на новый федеральный государственный стандарт начального общего образования? Такой вопрос задают родители, учителя, а так же руководители школ.

Новый стандарт определил требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и, что не менее важно, условия обучения.

Инновации в системе образования связаны с внесением изменений:

 • в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;

 • в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;

 • в систему контроля и оценки уровня образования;

 • в систему финансирования;

 • в учебно-методическое обеспечение;

• в учебный план и учебные программы;

 • в деятельность учащегося и преподавателя.

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения должна стать их ориентация на результат образования.

 Результат образования определяют следующие направления формирования качеств личности:

  • личностное развитие – развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических и физических ценностей ориентаций и качеств;

  • социальное развитие – воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение основных социальных практик;

  • общекультурное развитие – освоение основ наук, основ отечественной и мировой культуры;

  • интеллектуальное развитие – развитие интеллектуальных качеств личности, овладение методологией познания, стратегиями и способами учения, самообразования;

  • коммуникативное развитие – формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском, родном и иностранном языках, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Новизна подхода к обучению по новым стандартам-  системно деятельностный подход, который должен менять как деятельность учителя, так и ученика на уроке.

Многие учителя практики в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Разрешением этого вопроса является использование активных средств формирования УУД на уроке. Это и проектная, исследовательская  деятельность, театрализация, рефлексия, портфолио.

Жизнь в современном обществе такова, что уже младшему школьнику она предъявляет ряд конкретных требований: эффективно действовать в проблемных и незнакомых ситуациях, самостоятельно создавать новые продукты деятельности, ориентироваться в потоках информации, быть коммуникативным, эмоционально устойчивым, что и заявлено во всех официальных документах Правительства РФ, как ориентиры на современный подход в образовании.

Когда – то очень давно Герберт Спенсер сказал: « Великая цель образования – это не знания, а действия». Это высказывание четко определяет важнейшую задачу  современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса, дают возможность ученику самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться.        

 Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником». Научиться учить себя – вот задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Задача школы сегодня  - воспитание ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.            В структуру и содержание учебников заложена система заданий, направленных на включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала с целью овладения универсальными учебными действиями и формирования способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции. Для формирования коммуникативных УУД – предлагаются задания для работы в паре, группе.

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника  является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Общество немыслимо вне общения.





















В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики. Так в нашу школу вошло инклюзивное образование.

Инклюзивное образование - это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Учиться могут все дети, а значит всем, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должны предоставляться возможности получить образование

Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.

Согласно закону об образовании дети с ОВЗ, опираясь на рекомендации ПМПК и выбор родителей, могут обучаться в условиях:

  • специального (коррекционного) образования;

  • инклюзивного образования детей с ОВЗ (в массовой школе в одном классе с нормальными детьми);

  • в классах коррекционно-развивающего обучения при массовых школах;

  • в системе надомного обучения при массовых и специальных школах;

  • в условиях домашнего (семейного) образования.

Назрела острая необходимость в понимании проблем детей, имеющих задержку психического развития, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество.

Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

Коммуникативная компетенция – это ключ к успешной деятельности и ресурс эффективности и благополучия будущей жизни школьника. Современное общество требует от человека умения жить, сосуществовать в обществе. Особую важность при работе с детьми, с ограниченными возможностями здоровья приобретает вопрос о степени сформированности коммуникативных умений. Понятие коммуникации связывается с информационной, содержательной стороной общения. Вместе с тем, в педагогике термин «коммуникативные умения», объединяет более широкий комплекс умений, владение которыми обеспечивает полноценное включение ребенка в общение. Исследования М.И. Лисиной доказывают, что именно общение служит основной движущей силой развития.

Овладение техникой общения как, и многими другими умениями, у умственно отсталого ребенка происходит в значительно более поздние сроки, чем у нормально развивающегося, а часто без специального обучения не происходит вообще: дети не проявляют интереса к окружающим или ограничивают свои контакты с несколькими людьми. От уровня развития коммуникативных способностей у этих учащихся зависит и уровень их дальнейшей социализации.

Данные выводы определяют цель работы – развитие коммуникативных способностей у учащихся, имеющих ЗПР, в зависимости от индивидуальных способностей каждого



















Достаточный уровень развития коммуникативных действий обеспечивает младшим школьникам социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

У младших школьников ЗПР формирование коммуникативных УУД происходит с запозданием. У этих детей необходимо развивать следующие коммуникативные действия:

  1. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  2. постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  3. разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  4. управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

  5. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Самостоятельный поиск учащимися знаний из разных источников также способствует формированию коммуникативных УУД. Обучающиеся не просто решают, обсуждают, а сравнивают, группируют, делают выводы, определяют закономерности, высказывают свое мнение, выступают в роли исследователей. Исследовательская деятельность младших школьников осуществляется как диалоговая, при которой одни участники – исследователи, другие – оппоненты. Это определяет столкновение разных точек зрения, выбор доказательств, заинтересованность в установлении истинных и ложных высказываний.                   

Групповые формы работы - работа в парах создает наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке. При организации работы в парах каждый ученик мыслит, предлагает свое мнение, в парах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идет взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомимся с правилами общения: при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать.

Проектная деятельность -  необходимое средство формирования коммуникативных УУД. В процессе проектной деятельности у учащихся формируются коммуникативные действия такие, как развитие навыков работы в группе, формирование культуры публичных выступлений.

Для развития коммуникативных действий у младших школьников с ЗПР используются коммуникативные игры, направленные на развитие устного общения. А также ролевые игры, способствуют формированию умений: принять и исполнить роль; ориентироваться в ролях партнеров; проводить и отстаивать свою точку зрения; склоняться к компромиссу.

Особое место в формировании коммуникативных УУД на уроках отводится театрализации и драматизации как одной из форм групповой деятельности учащихся. Например, инсценируются сказки, басни.

Таким образом, для развития коммуникативных способностей детей в младшем школьном возрасте ЗПР необходимо:

  • создать в классе  атмосферу взаимной доброжелательности и взаимопомощи, только при этом каждый ребенок сможет чувствовать себя среди сверстников уверенным в себе, сможет спокойно выражать свое мнение, проводить  беседы на тему «этикет», «как правильно общаться»;

  • стремиться привлечь каждого ребенка в классе к общим делам, участие которых способствует развитию сплоченности класса;

  • использовать групповые, парные формы работы на уроке для развития у детей умений вступать в контакт, в диалог;

  • использовать в работе с детьми коллективные игры, драматизации, развивающие мышление, творческую активность, использовать на уроках методы беседы, дискуссии, проектной и исследовательской деятельности.

Формы работы учащихся:

  • индивидуальная (отрабатываются умения анализировать, высказывать свою точку зрения);

  • работа в группах (отрабатываются умения общения и совместной

  • работы);

  • парная;

  • фронтальная.

Формой организации совместной деятельности учителя и учащихся является урок. В ходе урока учитель может использовать различные формы обучения, подбирая наиболее соответствующие содержанию обучения и познавательным возможностям учащихся, способствуя тем самым активизации их познавательной деятельности

В своей работе мы хотим показать разные формы работы на уроке при использовании дидактических приёмов и методов. Именно через использование тех или иных методов и приёмов в разных формах реализуется содержание обучения школьников с ОВЗ.


Методы обучения – способы работы педагога, с помощью которых достигается усвоение обучающимися знаний, умений и навыков, а также развитие и коррекция их познавательных способностей.
Приём обучения – часть метода, отдельный шаг в реализации метода.

Одна из них, предложенная М. Н. Скаткиным и И. Я. Лернером. Согласно данной классификации методы выделяются в зависимости от характера познавательной деятельности, уровня активности учащихся.

В ней выделяются следующие методы:

• объяснительно-иллюстративный (информационнорецептивный);

• репродуктивный;

• частично поисковый (эвристический);

• проблемное изложение;

• исследовательский

Эти методы применяются и при работе с детьми с ОВЗ,

Активные методы обучения, игровые методы – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.

Формой организации совместной деятельности учителя и учащихся является урок. В ходе урока учитель может использовать различные методы и приемы обучения, подбирая наиболее соответствующие содержанию обучения и познавательным возможностям учащихся, способствуя тем самым активизации их познавательной деятельности.







Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) метод

Его иначе можно назвать и информационно-рецептивным, что отражает деятельность учителя и ученика при этом методе. Он состоит в том, что обучающий сообщает готовую информацию разными средствами, а обучаемые воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию.

Приемы, соответствующие объяснительно-иллюстративному методу обучения:

  • интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения;

  • повторное, более краткое предъявление учащимся готового знания;

  • подробное резюмирование учителем каждого отдельного законченного этапа изложения;

  • сопровождение обобщенных выводов учителя приведением конкретных примеров;

  • демонстрация учащимся натуральных объектов, схем, графиков с целью иллюстрирования отдельных выводов;

  • предъявление учащимся готового плана в ходе изложения;

  • предъявление учащимся переформулированных вопросов, текстов заданий, облегчающих понимание их смысла;

  • инструктаж учащихся (по составлению таблиц, схем, по работе с текстом учебника и т.п. );

  • намек-подсказка, содержащая готовую информацию.    

Урок технологии в 1 классе

Тема. Лепка фруктов.

После сообщения темы урока учитель предлагает задание – разделите изображения на две группы (на доске картинки с изображением овощей и фруктов). Дети выполняют задание в парах, а у детей с ОВЗ картинки с изображениями на столе. К доске выходит пара обучающихся и формирует группы на доске.

- Отнеситесь к работе этой пары.

- По какому признаку вы разделили изображения? (фрукты, овощи)

Проверка выполнения работы у детей с ОВЗ.

После обсуждения с детьми техники выполнения лепки фруктов, дети приступают к выполнению задания.

С детьми с ОВЗ проводится дополнительная беседа о форме предметов с использованием муляжей, после чего они приступают к выполнению работы.

Урок русского языка 2 класс

Тема. Обучающее изложение « Щенок».

Щенок.

Однажды Митя шел из школы домой. Была чудесная погода. Снег хрустел под ногами. Деревья надели белый наряд.

Вдруг Митя остановился. На дорожке сидел щенок. Он сделал два шажка и запищал. Щенок подбежал к Мите и поставил лапки на его сапожки. Мороз был сильный. Песик совсем замерз.

Митя взял собачку домой.

Учитель читает текст. После прослушивания учитель задает вопросы по содержанию.

- О чем текст?

- Чуму учит данный рассказ?

- Кто герой?

После работы по содержанию текста обучающиеся вместе с учителем составляют план, а дети с ОВЗ получают план на карточках.

Урок окружающего мира 4 класс

Тема. Зона арктических пустынь.

После нахождения зоны на карте дети совместно с учителем определяют климатические условия данной зоны, делают предположение о почве, растениях, животных.

Учитель совместно с обучающимися определяют количество и название каждой графы в таблице. Детям с ОВЗ предлагается готовая таблица. Обучающиеся заполняют таблицу используя текст учебника, а учитель , используя намеки и подсказки помогает заполнять таблицу детям с ОВЗ.























Репродуктивный метод обучения

Для приобретения навыков и умений через систему заданий организуется деятельность обучаемых по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности. Педагог дает задания, а обучающийся их выполняет – решает сходные задачи, составляет планы, воспроизводит химический и физический опыты и т. д.

Приемы, соответствующие репродуктивному методу обучения:

  • задание учащимся на индивидуальное речевое проговаривание известных правил, определений при необходимости использования их в процессе решения задач;

  • задание учащимся на проговаривание “про себя” используемых правил,

  • задание на составление кратких пояснений к ходу выполнения задания;

  • задание учащимся на воспроизведение наизусть (правила, закона и т.д.);

  • задание учащимся на заполнение схем, таблиц вслед за учителем;

  • организация усвоения учащимися стандартных способов действия с помощью ситуации выбора;

  • задание учащимся на описание какого-либо объекта по образцу;

  • задание учащимся на приведение собственных примеров, очевидно подтверждающих правило, свойство и т.д.

Урок русского языка 1 класс.

Тема. Звук Б. Буква Б.

1.Организационный момент. Упражнение “Дождик”.

Дети могут закрыть глаза. Учитель говорит:

- Представьте себе, что пошел дождь. С неба капли дождя падают прямо на нас.

А теперь капелька:

легла на правую щеку – надуйте ее; легла на левую щеку – надуйте ее; легла на носик – наморщите нос; легла на лоб – пошевелите бровями; легла на веки – поморгайте глазами и откройте их. Дождь закончился.

2. Актуализация знаний.

- На какие звуки можно разделить все звуки?

Что такое гласный звук? Согласный?

Перед вами две картинки. Назовите предметы, которые вы видите. (бык, белка)

Произнесите первый звук, с которого начинается слово бык. Дайте характеристику этому звуку.( согласный, твердый, звонкий)

У себя в тетрадке зарисуйте модель этого звука.(учитель фиксирует модель на доске)

Обучающимся с ОВЗ дается готовая модель, которую они переносят к себе в тетрадь.

Произнесите первый звук в слове белка. Дайте характеристику данному звуку.( согласный, мягкий, звонкий)

В чем отличие этих звуков? (один твердый, другой мягкий)

Модель этого звука будет такая же?( в модели укажем мягкость)

Зарисуйте эту модель к себе в тетрадь. (учитель фиксирует модель на доске)

Урок окружающего мира в 3 классе

Тема. Достопримечательности родного края.

Сегодня на уроке мы поговорим о достопримечательностях нашего родного края.

- Как вы понимаете слово достопримечательности? (дети высказывают свое мнение)

- А где мы точно можем узнать значение этого слова? ( в толковом словаре)

Дети, работая в парах, ищут значение слова в словаре. Дети с ОВЗ сидят в паре с сильным обучающимся, который помогает найти это слово.

Какими могут быть достопримечательности?

Продолжите предложения.

Это может быть красивая постройка, чудесное место природы, …

Достопримечательности моего дома – это…

Достопримечательности моего города это…

Дети самостоятельно продолжают данные предложения, а детям с ОВЗ предлагаются картинки с изображениями достопримечательностей, из которых они выбирают при помощи учителя подходящие.

После проверки задания детям предлагается, продолжить предложение

Достопримечательности моего родного края – это…

- А как называется наш родной край? ( Кузбасс)

- Какие достопримечательности есть в нашем крае?

Работа в группе. Детям даются тексты о разных удивительных местах Кузбасса.

Задание прочитать текст и составить устный рассказ по плану о данной достопримечательности.

Дети с ОВЗ сидят в группе, другие обучающиеся вовлекают их в работу.

Тема. Биосфера – живая оболочка планеты. Чтение графика.

Дети работают в группе.

Учитель. В течение нескольких лет ученики сельской школы наблюдали за животными на лугу. Каждым летом в день выезда на луг они подсчитывали количество лягушек, которых им удавалось заметить, и количество аистов. Результаты наблюдения представили в виде изображения, которое называется «график».

Обучающиеся рассматривают график на странице 90. А учитель проецирует изображение на экране.

Детям в группе предлагается ответить на следующие вопросы:

- Почему на графике показаны точки двумя разными цветами?

- Как узнать, сколько аистов увидели дети в 2007 году?

- Как узнать, сколько лягушек они увидели в 2005 году?

- Что происходило с количеством лягушек на лугу год от года?

- что происходило с количеством аистов? Почему?

Ответы обсуждаются, и дети показывают на графике, как они это узнали? Дети с ОВЗ сидят в группе, другие обучающиеся вовлекают их в работу. Учитель следит за тем, чтобы ребёнок с ОВЗ был вовлечен.

Тема. Живые существа нашей планеты. Чтение таблицы.

На доске изображение.

Животные Растения

( олень, рак, кролик) (дуб, иван-чай, морковь)


Дикие Домашние

(дикорастущие) (культурные)

( олень, рак, дуб, иван-чай) (кролик, морковь)

Ребята из первого построили две классификации.

К ним на перемене заглянула пятиклассница Маша. « Я знаю, как сделать проще!» - сказала она и показала это на доске вот так:

Живые существа


Животные

Растения

Дикие (дикорастущие)


олень

дуб

Домашние (культурные)


кролик



В этот момент Машу позвала подруга и она убежала, не закончив и ничего не объяснив.

Детям в паре предлагается подумать и обсудить, действительно ли это более простое решение?

Выслушивается мнение детей.

-Что можно сказать про оленя, если прочитать название колонки ( столбика), в которой записано слово «олень»?

- Что можно сказать про слово олень, если прочитать название строки, в которой записано это слово?

- В какие клеточки нужно записать оставшиеся слова (рак, иван-чай, морковь)?

Дети с ОВЗ повторяют ответы детей и показывают на изображении таблицы нужные клетки, столбцы, строчки несколько раз.











Частично поисковый (эвристический) метод обучения

При этом методе способ поиска решения проблемы определяет учитель, но сами решения отдельных вопросов находят учащиеся.

Приемы, соответствующие частично-поисковому методу:

  • включение учащихся в аргументацию выдвинутой учителем гипотезы;

  • задание учащимся на поиск скрытых узловых звеньев рассуждения, предложенного учителем;

  • задание учащимся на решение нескольких подзадач, выделенных из трудной исходной, после чего учащиеся возвращаются к исходной задаче;

  • наводящие вопросы учащимся, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней;

  • задание учащимся на поиск ошибок в рассуждениях, требующее оригинальной мысли;

  • организация конкретных наблюдений ученика, побуждающих к формулированию проблемы;

  • задание учащимся на обобщение фактов, изложенных учителем в специальной последовательности;

  • показ способа действия с частичным раскрытием его внутренних связей с учеником;

  • задание учащимся на выдвижение очередного шага рассуждения в логике, заданной учителем;

  • демонстрация объекта, явления, побуждающая к вычленению сущности;

  • выделение цветом части схемы, записи, ориентирующее учащихся на выдвижение проблемы.


Урок литературного чтения во 2 классе.

Тема: Басня И.Крылова «Стрекоза и муравей»

I. Организационный момент

II. Артикуляционная гимнастика.

-Начнём урок со звуковой разминки (Совершенствование звуковой культуры речи.)

Изобразите звуками как:

- шипит воздух, когда выходит из лопнувшего шарика

(ш-ш-ш);

- жужжит жук (ж-ж-ж);

- стрекочут кузнечики (ч-ч-ч);

- шипит разогретое на сковороде масло (щ-щ-щ).

Дети произносят звуки, отвечают на вопросы.

- Произнесённые вами звуки гласные или согласные?

- Согласные.

- Почему?

-При произношении звуков выдыхаемый воздух встречает преграду.

- Что ещё можете сказать об этих звуках?

-Эти звуки шипящие.

- Прочитаем чистоговорки с этими звуками. (записаны на доске или на экспозиционном экране)

Дети читают чистоговорки, отрабатывая умение правильно произносить шипящие  звуки.

-Жа-жа-жа-есть иголки у ежа.

-Ши-ши-ши-сидят дома малыши.

- Чу-чу-чу-молоточком я стучу.

- Ща-ща-ща-я поймал леща.

Дети с ОВЗ читают хором группами.

(Можно предложить детям самим сочинить окончание фраз).

- Что мы сейчас с вами сделали?

- С какой целью?

III. Проверка домашнего задания.

- Что предложите сделать дальше? (проверить домашнее задание)

- Проверяем  выразительное чтение басни.

Дети выразительно читают басню И.А.Крылова. Лебедь, Щука и Рак.

IV. Этап мотивации и целеполагания.

- Прочитайте выражение (на доске). Чтение поговорки.

Чтение без размышления  - пустое занятие.

- Как понимаете данное выражение?

Рассуждения  детей.

- Читать  нужно осмысленно.

- Какую цель поставим для себя на уроке?

V. Физкультминутка.

Дети выполняют движения.

VI. Актуализация опорных знаний.

- Как называется жанр, в котором работал И.А.Крылов?

- Басня.

- Что такое басня?

- Короткое, чаще всего стихотворное произведение, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи.

-Что  высмеивается  в баснях?

- В баснях выражается суть поступков людей. Высмеиваются их недостатки.

VII. Постановка цели урока.

-Сегодня мы познакомимся с ещё одной басней И.А.Крылова. Будем учиться читать её по ролям.

(портрет И.А.Крылова)

VIII. Подготовка к восприятию нового текста.

- Сейчас учащиеся загадают вам загадки, а вы их отгадайте.

- О чём должны помнить при отгадывании загадки?

Дети. О правилах отгадывания загадок: говорить отгадку только после того, как загадка загадана до конца.

Подготовленные заранее дети читают загадки.

А) В лесу у пня беготня, суета.

Народ рабочий весь день хлопочет (муравей)

Б) Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик. (стрекоза)

(учитель показывает изображения этих животных)

-Как одним словом можно назвать стрекозу и муравья? Насекомые

- Муравьи – это очень трудолюбивые насекомые. Весь день они снуют по своим тропкам в поисках пищи и материала для строительства муравейника.

- Стрекозы летают на охоту только днём, в самые жаркие часы. С наступлением вечера и всю ночь они отдыхают неподвижно на каком-нибудь растении.

- Догадайтесь, о ком будем читать басню? У детей с ОВЗ на столе картинки с изображением насекомых(Учащиеся определяют тему урока.)

-Прочитайте в учебнике, как она называется.

- Почему  слова Стрекоза и Муравей написаны с заглавной буквы?

- Это герои произведения.

- Итак, тема нашего урока….

IX. Этап первичного восприятия.

- Послушайте басню «Стрекоза и Муравей» внимательно. Постарайтесь представить то, о чём я прочитаю. Чтение басни вслух.

- В какое время года произошла встреча двух насекомых?

- Зимой.

- С какой просьбой обратилась Стрекоза к Муравью?

- Пустить  к себе перезимовать.

- Выполнил ли Муравей просьбу Стрекозы?

-Нет.

- В чём смысл басни?

-Нужно готовиться к зиме заранее.

X. Повторное чтение и углубленный анализ басни.

1.Словарная работа.

- Что необходимо выяснить для успешного усвоения содержания басни?

(на доске или на экспозиционном экране появляются слова, выражения)

- Значение непонятных слов, выражений.

- вешние дни (иначе: весенние)

- в мягких муравах  (мурава – трава; в мягких травах)

- удручена (огорчена, опечалена)

- помертвело чисто поле (собран  урожай; насекомые и животные попрятались, впали в спячку; цветы и травы засохли; птицы улетели; стоит тишина)

- оглянуться не успела (прошло всё очень быстро)

- и кому же в ум пойдёт (никто даже не подумает)

Дети высказывают предположения о лексическом значении устаревших слов и выражений.

Запоминают значение слов и выражений.

2.Повторное чтение басни.

- Прочитайте басню вполголоса.

Дети читают басню самостоятельно.

3.Углублённый анализ басни.

- Назовите главных героев басни.

- Кто из них вам понравился больше? Почему?

- Подберите характеристики для наших героев.

(1 гр.- охарактеризует Стрекозу, 2 гр.- Муравья: работа в группах)

Слова для справок: трудолюбивый, весёлый, злой, справедливы, жадный, ленивый, беспечный, несерьёзный, бесшабашный, хитрый, запасливый. (слова для справок на печатаны либо на карточках (на каждую парту), либо появляются на экспозиционном экране)

Учащиеся дают характеристику героям басни.(первыми отвечают группы, где есть дети с ОВЗ)

- Проверим вашу работу.

Дети защищают свои ответы.

- Жалко ли вам Стрекозу?

- Почему она пошла к  Муравью? - Муравей труженик.

- Правильно ли поступил Муравей?

- Что автор высмеивает в этой басни  в людях?

- Как вы думаете, стал ли отказ Муравья уроком для Стрекозы?

- Найдите в басне слова, в которых заключается главная мысль произведения. Как вы понимаете? «-Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!»

- Какова мораль басни?

-Нужно не только веселиться, но и работать.

4.Индивидуальная работа учащихся.

Учитель раздаёт детям карточки для индивидуальной работы.

Упражнение «Соберите пословицы» (в группах)

- Вам необходимо соединить начало и конец пословиц.

Ученики учатся составлять пословицы, доказывают правильность своего выбора.

-Проверка  выполненной работы (результаты работы появляются на доске или экспозиционном экране)

Делу -  время, потехе - час.

Кто веселится весной, проплачет зимой.

Семь раз отрежь, один раз отмерь.

- Какие  пословицы лучше всего выражают главную мысль басни?

XI. Подведение итогов урока. Рефлексия.























Метод проблемного изложения

При проблемном изложении преподаватель не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск: понятия, закономерности, теории познаются в ходе поиска, наблюдения, анализа фактов, мыслительной деятельности, результатом чего является знание. Процесс учения, учебная деятельность уподобляется научному поиску и отражается в понятиях: проблема, проблемная ситуация, гипотеза, средства решения, эксперимент, результаты поиска.

Приемы, соответствующие методу проблемного изложения:

  • предъявление учащимся преднамеренно нарушенной логики изложения, доказательства и анализ учителем полученных при этом результатов;

  • раскрытие учителем причин и характера неудач, встречавшихся на пути решения проблем;

  • обсуждение учителем возможных последствий, сделанных из неверных предположений;

  • членение излагаемого учителем материала на развивающиеся смысловые моменты;

  • фиксирование внимания учащихся на последовательности противоречий, возникающих в ходе решения задач;

  • интригующее описание учителем излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса;

  • установка учителя на мысленное решение учениками логического задания, выдвинутого в ходе изложения;

  • риторические вопросы учителя в ходе изложения;

  • предъявление учащимся конфликтного примера.

Конспект урока по изобразительному искусству во 2 классе: «Цвет как средство выражения. Тёплые и холодные цвета.

Проверка готовности класса к уроку. Объявление темы урока (на доске)

«Цвет как средство выражения…» Что можно выразить, узнаем сегодня на уроке.

Работа над новым материалом

1) Вступительная беседа

- Природа является источником творчества человека. Вот что писал великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский:

«Даже искусство не может дать тех моментов эстетического восторга, которые даёт природа»

П. И. Чайковский

- В мир искусства нас продолжают вести 3 мастера.

- Какие это мастера? (на доске схема)

изображения    ведут от

мастера             украшения           реальности

постройки          к фантазии

- Сегодня мастер изображения познакомит вас с различными состояниями природы и цветом как средством выражения настроения, чувств, отношения к миру.

2) Загадка

- Отгадайте загадку и узнайте, о каком времени года мы сегодня поговорим:

Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если всё зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если солнце светит ярче,

Если птицам не до сна

Если стал теплее ветер –

Значит, к нам пришла… (весна)

(Е. Карганова)

3) Беседа по картинкам

- Перед вами репродукции картин русских художников.

- Что объединяет эти картины? (пейзажи, время года)

- Какое время года изобразили художники? (знакомство с названиями картин и авторами)

- Какой период весны изображён?

- Назовите весенние месяцы, соответствующие каждой из картин.     (март, май, апрель)

- В какой последовательности надо называть месяцы?

В народе говорят: март – с водой, апрель – с травой, май – с цветами.

- Какое настроение вызывают у вас эти картины? Почему?

- Как художник изобразил состояние природы, своё настроение в каждой картине? (используя цвет)

4) Выборочное чтение стихов о весне.  Приложение (раздаточный материал)

У детей с ОВЗ на столах карточки со стихами

- Во все времена художники, поэты, писатели, композиторы воспевали в своих произведениях красоту этого времени года.

- Найдите строки стихов, которые соответствовали бы описанию картин.  (1 ряд – 1 картина, 2 ряд – 2 картина, 3 ряд – 3 картина)

Работа в парах. (Выборочное чтение)

Чтение наизусть стихотворения Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится»

(читает учитель или учащийся)

Объяснение нового материала (Тёплые и холодные цвета)

1) Вступительное слово

- В природе зима борется с весной, не хочет уступать свои права; борьба холода и тепла.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочной взмахнёт –

В лесу подснежник расцветёт.  (А. Аванесова)

- Любите ли вы сказки?

2) Сказка (осмысление эмоциональной выразительности тёплых и холодных цветов)

«Живут на свете две подружки – девочка Снегурочка и девочка Весна. Каждый год они встречаются, когда на смену холодной зиме приходит тёплая весна. Девочки дарят людям на память свои цвета. Но среди всех красок у них есть одна самая любимая, самая волшебная. С помощью этих красок они могут любой цвет превратить либо в холодный, либо в тёплый».

- Какая волшебная краска у Снегурочки? (синяя) – холодная. У Весны? (жёлтая) – тёплая

Физминутка.

- К нам прилетели подружки Снегурочки – снежинки.

Мы белые снежинки

Летим, летим, летим (машут руками)

Дорожки и тропинки

Мы все запорошим. (присели)

Покружимся над садом

В последний день зимы. (кружатся)

И тихо сядем рядом

С такими же как мы. (сесть за парту)

3) Работа по таблице цветов

- Какие цвета мы можем назвать тёплыми? Холодными?

- Что выражают тёплые цвета? (радость, веселье, счастье). А холодные? (тревогу, загадочность, грусть, таинственность, печаль, скорбь)

Обобщение

- Что можно нарисовать холодными цветами? (море, небо, вода, снег).     А тёплыми? (закат, солнце, луна, цветы, костёр, огонь, свеча)

- Холодные и тёплые цвета тоже ведут борьбу, как и в природе.

4) Беседа об огне

Он всегда бывает разным,

Удивительный огонь.

То буяном безобразным,

То тихоней из тихонь.

То он змейкой торопливой

По сухой скользит коре,

То косматой рыжей гривой

Полыхает на заре.

Да, огонь бывает разный –

Бледно – жёлтый, ярко – красный,

Синий или золотой,

Очень добрый,

Очень злой.

- Когда огонь бывает злой? (пожар, костёр) Почему?

- Что делать, чтобы огонь не стал злым? (звонить 01, соблюдать правила противопожарной  безопасности)

- Когда огонь добрый? (свеча для освещения, согреться у костра, приготовить еду)

Подготовка к рисованию

Беседа

- Сегодня мы будем рисовать добрый огонь.

- Отгадайте загадку:

Таять может, да не лёд,

Не фонарь, а свет даёт (свеча)

Показ рисунка для рисования

- Какие цвета использованы на рисунке?

Зажигается свеча

- По какому случаю зажигают свечи? (Новый год, день рождения, гадание, освещение)

Последовательность выполнения рисунка

Расположение листа – вертикальное

Набросок карандашом (приём работы – тонкой линией) – линия горизонтальной и вертикальной поверхности.

Рисование свечи в подсвечнике по шаблону.

Физминутка

Мы сегодня рисовали

Наши пальчики устали.

Пусть немного отдохнут,

Снова рисовать начнут.

1.Работа красками от светлых тонов к тёмным.

а) свеча (рисование воском, жёлтым цветом)

б) пламя (приём наложения цвета: жёлтый, красный; фитиль – чёрный)

в) изображения фона: вертикально – синий; горизонтально – фиолетовый. Работа широкой кистью

г) изображение света от свечи (круг – наложение цвета)

Во время работы звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года»

- Свою музыку композитор посвятил временам года (Весна – зима) У камелька – январь у камина. Масленица – февраль. Песня жаворонка – март. Подснежник – апрель. Белые ночи – май.

Итог урока

1) Выставка работ учащихся (обязательно - работы детей с ОВЗ)

- Кому лучше удалось передать изображение свечи, используя холодные и тёплые цвета?

2) Оценка работ и ответов учащихся

4) Обобщающая беседа

- Что можно выразить цветом? (чувства, настроение, эмоции, состояние души)

- Какие бы вы использовали цвета тёплые или холодные для передачи своего настроения на уроке? Почему?

-Пусть свет от вашей свечи дарит тепло, радость, хорошее настроение и согревает, когда на душе грустно и холодно.

Домашнее задание

- Подумайте, где ещё в природе встречается борьба тёплых и холодных цветов. В какое время года, какая цветовая гамма преобладает.

Урок русского языка на основе технологии проблемного обучения (4-й класс)

Тема урока: «Слова, которые выражают различные чувства, их роль в речи».

Оборудование: таблица с междометиями.

I. Организационный момент.

– Ребята, задача нашего урока – открытие новых знаний. Я уверена, что они вам пригодятся в жизни, в дальнейшей учебе, вы будете грамотнее. Прочитайте запись на доске: … КАК ТРУДНО ЖИТЬ НА СВЕТЕ, НЕ УСВОИВ …

– Правда, странная запись? Пропущенные слова вы вставите тогда, когда откроете новую тему. А пока проведем словарную работу. Она будет являться подготовкой к нашему открытию.

II. Словарная работа.

– Решите грамматические задачи.

Запишите в тетрадь слова, выделите орфограммы.

1. Это слово обозначает неодушевленный предмет. В его написании три буквы А. Оканчивается слово на твердый шипящий звук.

2. Это слово обозначает неодушевленный предмет. Состоит из двух слогов. Начинается и оканчивается на мягкий глухой согласный. Вы ежедневно пользуетесь этим предметом. Можно сказать, что это – ваше лицо.

3. Это слово обозначает одушевленный предмет. Состоит из трех слогов. Начинается с сонорного звука. Опасное место в первом слоге.

4. Это слово состоит из двух слогов. Обозначает неодушевленный предмет. Начинается с мягкого согласного П. Если вы допустите ошибку в написании безударной гласной, то это слово превратится в глагол.

5. Данное слово обозначает неодушевленный предмет. Состоит из трех слогов. В его написании под ударением гласная О во втором слоге. Синоним – слово труд. (Карандаш, тетрадь, ребята, пенал, работа.)

У детей с ОВЗ на столах карточки со словами, в которых пропущены буквы

Учитель (У.): Прочитайте слова. Сравните ваши подчеркнутые буквы с буквами, которые записаны на доске. (А, а, е, е, е, а.) У кого есть ошибки? Если работа выполнена верно, поставьте себе знак «+». Что вы можете сказать о данных словах?

Дети (Д.): Все слова – на тему «Школа».

У.: А слово работа лишнее?

Д.: Учеба – это наша работа.

III. Создание проблемной ситуации.

У.: Хорошо, я согласна… Ребята, представьте, что на уроке математики я дала задание – начертить прямоугольник. Все работают, и вдруг у кого-то из вас ломается карандаш. Какова реакция этого ученика? Составьте предложение.

Дети составляют предложения. Удачное записываем на доске и в тетради.

Д.: Сломался карандаш!

– Ой, сломался карандаш!

– Эх, карандаш сломался!

У.: Представьте себе другую ситуацию. К нам на урок пришла заместитель директора Галина Николаевна – посмотреть, чему вы научились за первую четверть. После урока она взяла тетрадь одной нашей ученицы и начала просматривать работы. В тетради были одни пятерки, записи аккуратные. Как вы думаете, что могла сказать Галина Николаевна , просмотрев эту тетрадь? Составьте предложения.

Д.: Какая аккуратная тетрадь!

– Молодец, девочка!

– Ах, прекрасная тетрадь!

(Одно предложение записываем в тетрадь и на доску.)

У.: Обозначьте части речи в записанных предложениях.

Дети называют части речи и вдруг останавливаются в затруднении (возникает проблемная ситуация).

У.: В чем дело, ребята?

Д.: Мы не можем определить части речи у слов ой, ах.

У.: Почему?

Д.: Мы не работали раньше с этими словами.

У.: Что же нам делать?

Д.: Надо узнать, для чего эти слова нужны нам.

У.: Выдвигайте свои предложения, гипотезы.

Д.: Эти слова делают предложение длиннее.

– Наверное, они что-то обозначают…

– Мы их говорим тогда, когда что–то неожиданно происходит.

– Эти слова выражают чувства.

У.: Я принимаю ваши ответы. Но самая точная мысль была высказана последним учеником. Значит, над какой темой мы сегодня будем работать?

(Побуждение к формулированию учебной проблемы.)

Д.: Слова, которые выражают различные чувства. (Учебная проблема в формулировке, совпадающей с темой.)

IV. Решение проблемы.

У.: Молодцы! Прочитайте первое предложение. Какое чувство выражает слово ой?

Д.: Чувство испуга, огорчения, страха.

У.: Ребята, а для чего нужны нам эти слова?

Д.: Чтобы предложение было понятнее.

У.: Но ведь предложение и так понятно. Послушайте стихотворение в записи, оно прозвучит два раза. Выскажите свое мнение о прослушанном.

Сердце так и гложет страх.

…, как назло!

Вот бы нынче повезло!

Я по списку дальше всех!

… беда уже близка,

Так и ждет меня доска!

Д.: Когда мы слушали первый раз, были пропущены слова эх, ох.

– Стихотворение ярче звучало во второй раз.

– Более понятно, красивее во второй раз.

У.: Сделайте вывод, для чего нужны слова ох, эх, ой, ай?

Д.: Эти слова помогают сделать нашу речь яркой, богатой, понятной.

У.: Как же будут называться эти слова? (Предположения детей.) С латинского название этих слов переводится как «брошенное между». Интересно, почему?

Д.: Мы не можем задать к ним вопроса.

– Эти слова не обозначают ни предмета, ни действия, ни признака.

У.: Молодцы! Вы прекрасно мыслите. Называются эти слова междометия. (Говорю я, если дети сами не ответят.)

V. Первичное закрепление.

У.: Вернемся к записи на доске. Так какие слова спрятались? Прочитаем хором:

Ох, как трудно жить на свете,

Не усвоив междометий!

У.: Посмотрите на таблицу, прочитайте слова:

Ну, ах, хо-хо, хи-хи, бу-бу-бу,

Баю-бай, ох, эх,

О, ого, фу,

Ура, эй, ой …

Как будут называться эти слова?

Д.: Междометия.

У.: Почему стоит многоточие?

Д.: Междометия записаны не все, их в языке больше.

У.: Ребята, представьте, что завтра каникулы. Выберите из таблицы нужное междометие и составьте предложение.

Д.: Ура, завтра каникулы!

У.: Какое чувство выражает междометие ура?

Д.: Чувство радости, восторга.

У.: Какое междометие вы выберете, если я вам скажу, что завтра у вас будет четыре урока чтения?

Д.: Ого! Четыре урока!

У.: Какое чувство выражает междометие ого?

Д.: Чувство удивления, недоверия.

VI. Самостоятельная работа.

У.: Составьте и запишите предложение на тему «Школа», используя междометие. Детям с ОВЗ даются карточки с готовыми предложениями. В них надо вставить междометия.

Проверка.

VII. Итог урока.

У.: Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что выражают междометия?

- Какова их роль в речи?














Исследовательский метод

Это способ организации творческой деятельности учащихся по решению новых для них задач. При их выполнении учащиеся должны самостоятельно овладевать элементами научного познания (осознавать проблему, выдвигать гипотезу, строить план ее проверки, делать выводы и т. п.). Главная особенность этого метода, в отличие от двух предыдущих, заключается в том, чтобы научить школьников видеть проблемы, уметь самостоятельно ставить задачи.

Задания, выполняемые с использованием исследовательского метода, должны включать в себя все элементы самостоятельного исследовательского процесса (постановка задачи, обоснование, предположение, поиск соответствующих источников необходимой информации, процесс решения задачи).

При использовании этого метода используются такие традиционные средства обучения, как слово, наглядность, практические работы.

Приемы, адекватные исследовательскому методу обучения:

  • задание учащимся на самостоятельное составление нестандартных задач;  

  • задание учащимся с несформулированным вопросом;  

  • задание с избыточными данными;

  • задание учащимся на самостоятельные обобщения на основе собственных практических наблюдений;

  • задание учащимся на сущностное описание какого-либо объекта без использования инструкций;

  • задание учащимся на определение степени достоверности полученных результатов;

  • задание учащимся на вычисление механизма протекания явления;  

  • задание учащимся “на мгновенную догадку”, “на соображение”.

Уро русского языка во 2 классе.

Тема : Аффиксы как части слова.

-Какие слова называются родственными?

- Вспомните определение этих слов.(работа в парах)

Детям с ОВЗ даётся карточка с готовой схемой.

Пара выносит на доску схему родственных слов.

После проверки дети получают задание:

Ребята, все вы знаете домашнее животное- лошадь. Сейчас мы будем подбирать слова, родственные слову лошадь по лексическому значению, заданному мною.

1.Как называют маленькую лошадь? (лошадка)

2. Как ласково называет хозяин свою лошадь? (лошадушка)

3. Как в старину называли хозяина, у которого не было лошади? (безлошадный)

4.Как презрительно называли старую худую лошадь? (лошадёнка)

Выносим на доску записанные слова:

Лошадь, кобыла, лошадёнка, жеребёнок, лошадушка, безлошадный

Первыми записывают слова дети с ОВЗ

-Что у нас получилось?(разные слова)

-Какие слова можно сразу исключить?

-В чём у нас проблема? Давайте сформулируем.(Почему образовались разные слова?)

Работа в группах. – Определите, что влияет на образование разных слов.

Дети обсуждают в группах. Дети с ОВЗ находятся в группах с обыкновенными детьми.

Ответы выносят на доску. Вывод: в словах есть такие части, которые придают слову другое значение.

Учитель говорит, как называются эти части (аффиксы) и просит детей с ОВЗ повторить это слово.

Урок русского языка в 4-ом классе

Тема « Числительное как часть речи»

Ход урока

1. Зарядка в начале урока.

-Энергично потрите ладошки с внутренней и внешней стороны.

2.Целеполагание

-Сегодня мы начинаем изучение новой темы, название которой вы определите и сформулируете сами чуть позже. В процессе работы над этой темой мы будем сравнивать, делать выводы, анализировать, продолжим работу в группах. Вы будете и самостоятельно отбирать необходимую для решения учебных задач, информацию, развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

3.Введение в тему

-На доске вы видите слова. Каждая группа должна выбрать из списка слова только одной ( заданной ) части речи. Первая группа – существительные, вторая – прилагательные, третья – местоимения, четвертая – глаголы. ( урок, красавец, они, сон, прыжок, бег, высокий, сонный, мы, грустный, хороший, прыгать, сплю, бегать, выучи, смотрю, нас, я)

Дети с ОВЗ сидят в группах с сильными детьми

4.Определение и запись темы

-Послушайте предложения из сказок. Определите автора .

Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

По дороге зимней скучной тройка борзая бежит.

-На слайде вы видите портрет. Назовите этого писателя. ( А.С.Пушкин)

-Определите в данных высказываниях все части речи.

-У всех ли слов получилось это сделать? (нет, слово три не подходит ни к одной части речи)

-Чем сегодня мы будем заниматься на уроке?

-Что называют эти слова? (количество предметов или число предметов), от какой части речи зависят? (существительное), на какие вопросы отвечают? (сколько)

- Какая тема урока? (имя числительное как самостоятельная часть речи.)

-Какие задачи стоят перед вами?

Ученики говорят, учитель обобщает:

- Получить знания о числительном как самостоятельной части речи.

- Научиться определять морфологические и синтаксические признаки числительного.

-Если это часть речи, то у нее как и любой части речи должны быть грамматические значения. Проверьте, изменяется ли слово три по каким- либо грамматическим значениям, которые есть у существительного. (по падежам)

-Лексическое значение мы определили, грамматическое значение есть. Может быть это новая часть речи? Дайте название и сформулируйте полное определение этой части речи. Запишите в тетрадь для правил (Числительное - часть речи, отвечающая на вопрос сколько, имеет грамматическое значение падежа.)

-

Ч

У нас у каждой части речи есть своя модель. Давайте придумаем модель для числительного.

5. Физминутка.

- Встаньте около своих парт. Я прочитаю вам стих. Как только вы услышите числительное, хлопните в ладоши столько раз, сколько будет называть это слово.

Один- подняться, потянуться.
Два- согнуться, разогнуться.
Три- в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре- руки шире.
Пять- руками помахать.
Шесть- на стульчик тихо сесть.

5. Работа в тетради и у доски

- На слайде вы видите пословицы. Соедините стрелочками начало и конец. Найдите в них числительные.

  • Весна да осень- а имей сто друзей

  • Не имей сто рублей, на дню погод восемь

  • Обещанного два века живет

  • Доброе дело три года ждут.


Итог урока:

Я сегодня узнал(а):

Мне было (не было) интересно:

Домашняя работа:

Найдите и запишите в тетрадь 5 сказок в названиях, которых есть числительные.


Заключение

Все вышеперечисленные приемы и методы УУД в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ, развивают их творческие способности. Заинтересованный в успехе усвоения учебного материала детьми, учитель организует работу так, что работая на уроке с увлечением, ребенок продемонстрирует достаточно прочные знания на заданном уровне, что крайне важно, поскольку рождает в детях самоуважение, уверенность в собственных силах и благодарность к учителю, который дал им это почувствовать.

Великий физик Блёз Паскаль писал: «Пусть не корят меня за то, что я не сказал ничего нового: ново уже само расположение материала; игроки в мяч бьют по одному и тому же мячу, но не с одинаковой меткостью. С тем же успехом меня могут корить и за то, что я употребляю давным-давно придуманные слова. Стоит расположить уже известные мысли в ином порядке – и получится новое сочинение, равно как одни и те же, но по-другому расположенные слова образуют новые мысли».

У каждого учителя выражено стремление не только научить, передать ученику свои знания, но и стремление раскрыть удивительный мир, в котором мы живем, мир, который не укладывается ни в один школьный учебник и поэтому познавать его каждый ребёнок будет всю свою жизнь, даже уйдя из школы.

 А мы, учителя, должны помочь им в этом, проследить, чтобы инклюзивное образование было организовано таким образом, чтобы у ребенка с ОВЗ было детство без границ, т.е. ребенок не должен быть изгоем в классном коллективе, мог удовлетворить свои потребности в обучении и воспитании.



Список литературы

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897)

2.Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сборник материалов II Международной научно практической конференции / Отв. ред. Алехина С.В. – М.: ООО «Буки Веди», 2013.

3. Староверова М.С. и др. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. – М.: Владос, 2011.

4. Ресурсы Интернета https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2017/10/26/obuchenie-detey-s-ovz-v-usloviyah-massovoy-shkoly













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!