Учитель биологии ГБОУ РК «ССШИ №1»
Сидоренкова Юлия Васильевна
Методическая разработка по теме:
Формирование сенсорного опыта у обучающихся с нарушением зрения при проведении уроков биологии
Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод.
Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной, а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание. Его основная задача - помочь ребенку накопить представление о цвете, форме величине предметов и т.д.
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.
Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах качествах предметов.
Сенсорное воспитание - это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово “сенсорный” происходит от латинского слова “sensus” - “чувство”, “ощущение”, “восприятие”. Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т.п.).
Сенсорное воспитание на занятиях является основой организации чувственного опыта детей. Обучая детей восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям смысл их действий. Этот смысл становится особенно понятен детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей делается более осознанным и целенаправленным: ведь если плохо рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его или сконструировать.
Для формирования и развития сенсорного опыта на уроках необходимо проводить работу с детьми по следующим направлениям:
1. Коррекция психического развития (формирование умений по цветоразличению, фиксации взгляда, прослеживающимся параметрам: агрегатное состояние, запах, цвет, свойства веществ, размеры природных тел). При этом обогащается сенсорный опыт (различия в цвете моделей атомов отдельных элементов, объемность всех компонентов), совершенствуется мелкая моторика.
2. Коррекция физического развития.
А) Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), микро- и макроориентировки глазодвигательной мускулатуры. Тренировка аккомодации (определение изучаемого вещества (материала) на различном удалении).
Б) Зрительная гимнастика, проводимая после продолжительной работы с помощью зрительного анализатора, кроме вышесказанного в нее включаются глазодвигательные упражнения.
На уроках биологии зрительная гимнастика также может иметь предметную направленность и приводится с использованием, например, коллекции листьев. Детям представляют листья различных растений и задают вопросы: «Какого цвета листья в правой стороне стенда, в левой, внизу, вверху?», «Каково расстояние до них?», «Какая у них форма?», «Сколько листьев перед вами?», «Какое растение имеет подобные листья?» и др.
При проведении коррекционной паузы используется музыкальное сопровождение:
а) медленное, спокойное – для релаксации, для зрительной гимнастики;
б) быстрое, веселое – для физической разминки.
3. Средства коррекции и коррекционная направленность дидактического материала: обязательное наличие очков, линз, бифокалов;
наличие очков для видения вдаль и вблизи;
использование средств наглядности в соответствии с требованиями для учащихся с нарушением зрения, с учетом индивидуальных зрительных диагнозов учащихся.
Для изучения предметов рекомендуется использование объектов с учетом полисенсорности восприятия, с вовлечением в работу сохранных анализаторов: слухового, осязательного (крупные и мелкие предметы), обонятельного (запах).
4. Формирование сенсорного опыта при исследовании предметов и явлений
Осуществляется при исследовании веществ, живых организмов, объектов неживой природы, материалов. Это определение объектов по их характерным признакам:
с помощью осязания (обследование величины, формы, твердости, пластичности и т. д.),
с помощью обоняния определяется запах,
определение цвета при помощи зрительного анализатора, с использованием средств коррекции (очков, линз, микроскопов).
Предлагается также чувственное определение факторов внешней среды, влияющих на развитие живых организмов – тепло, влажность, характер почвы, взаимодействие живых организмов друг с другом, их взаимовлияние; выделение и поглощение энергии во время реакций. Таким образом, полисенсорность восприятия помогает учащимся сформировать адекватное представление о химических формулах простых и сложных веществ, о пространственном строении молекул, о различных классах неорганических и органических соединений и их свойствах, животных, семействах растений.
Например, при обследовании почвы важно обратить внимание на ее цвет, консистенцию, влажность,. При обследовании какого- либо культурного растения, важно выделить несколько характерных признаков стебля и листьев и организовать восприятия детьми этих признаков стебля и листьев. Таким образом, способы обследования, применяемые в сенсорном воспитании, разнообразны и зависят, во - первых, от обследуемых свойств, во - вторых, от целей обследования.
5. Формирование сенсорного опыта при обследовании по алгоритму.
Словесный, наглядный, практический – основные используемые методы, но в условиях специальной школы, имеют свою особенность. В словесном методе необходима образность подачи материала, конкретизация, строгая логическая последовательность. Рассказ должен быть красочным, с привлечением дополнительного материала, доступным. Важное значение имеет последовательность подачи дидактического материала. Коррекционная направленность в этом случае заключается в использовании следующей последовательности: от натурального объекта к модели, далее к рисунку и к обобщенной схеме, на которой четко, контрастно, в увеличенном цветовом исполнении показываются изучаемое вещество, биологический или химический объект.
Например, схема работы на уроке по теме «Строение клетки»:
а) исследование объемной модели клетки;
б) рассмотрение рисунка с обозначениями или обобщенной схемы, отражающей строение клетки;
в) выполнение практического задания по теме «Строение клетки»
Несмотря на различия в обследовании предметов в зависимости от последующей продуктивной деятельности можно выделить общие основные моменты, которые характерны для многих видов обследования:
1. Восприятие целостного облика предмета
2. Вычленение основных частей этого предмета, определение свойств.
3. Вычленение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям.
4. Повторное целостное восприятие предмета.
Такой способ обследования может быть применен для анализа любой формы самых различных предметов, поэтому он может быть назван обобщенным.
Необходимо использовать следующие приемы и формы работы:
Использование оптических способов коррекции в соответствии с зрительным диагнозом, индивидуально-дифференцированный подход к дозированию учебного материала.
Использование контрастных фоновых экранов при демонстрации объектов, явлений. Использование карточек, демонстрационного материала на контрастной основе.
Использование натуральных объектов, объемных моделей, моделей-конструкторов.
Работа с карточками-путеводителями, применение алгоритма при выполнении лабораторных работ.
Проведение коррекционно-динамических пауз: пальчиковая и зрительная гимнастика, предметно-коррекционная пауза.
Обучение по системе Брайля, введение элементов Брайля (сигнальные карточки).
Формирование сенсорного опыта - использование сохранных анализаторов.
Развитие мелкой моторики - использование мелких операций с объектами: работа с моделями-конструкторами, лепка, работа с карточками.
Развитие микро- и макроориентирования глазодвигательной мускулатуры
Формирование умений по цветоразличению и фиксации взгляда.
Тренировка аккомодации: определение изучаемого объекта на различном удалении.
Формирование навыков последовательного, поэтапного обследования предметов, объектов: от натурального объекта – к модели, рисунку, схеме.
Приемы ассоциативного запоминания: методика «запоминаем на пальцах», ролевые игры.
Приведу примеры фрагментов уроков биологии с использованием коррекционных приемов по формированию сенсорного опыта.
Урок по теме «Строение глаза» (8 класс).
При изучении строения глаза используется визуальный метод. Помимо использования макета строения глаза, сравнения его с рисунком в учебнике, используются видеофрагменты аудио-видео пособия по дисциплине «Биология человека», при этом новый материал учащиеся фиксируют в тетради в виде опорного конспекта в виде таблицы. Этот подход способствует формированию у детей навыков самоуправления своей познавательной деятельностью, помогает освоить алгоритм действий в процессе объединения полученной из учебника информации, а также определять и осознавать существенное: особенности строения, приспособление к условиям существования.
Кроме того, на уроках (на этапах актуализации и закрепления) используются такие диктанты как: фразеологический диктант
Например: Закончить предложения.
Оболочка глаза, выполняющая защитную функцию …
Передняя часть склеры, преломляющая свет …
Двояковыпуклая линза глаза …
выборочный диктант
Учитель читает утверждение. Если учащийся согласен с этим утверждением, он отвечает «да», а если не согласен – «нет». Например:
Оболочка глаза, содержащая фоторецепторы – сетчатка
Ресницы обеспечивают отведение пота со лба
Анализатор состоит из двух частей: рецептора и анализирующего участка коры головного мозга.
На уроке «Оптическая система глаза. Аккомодация. Нарушение зрения» в качестве домашнего задания возможна работа с дополнительной литературой: подготовить сообщение о собственном заболевании органа зрения.
Следует предложить учащимся различные виды воспроизводительной деятельности: расскажи, ответь на вопросы, покажи отделы тела на модельном экземпляре, рисунке, нарисуй, вылепи. В зависимости от качества усвоения изучаемого материала задания меняются. Рекомендуемые приемы коррекции могут преодолеть недостаток зрения обучающихся при условии, что они будут использоваться не фрагментарно, а комплексно и систематически.
Хорошо развитая способность восприятия необходима современному человеку, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребенка.
Таким образом, главная задача учителя – помочь слабовидящему ребенку через свои уроки активно познавать окружающую действительность и создать условия для его наиболее полной самореализации в обществе.
Приложение
Примеры приемов для формирования сенсорного опыта на уроках биологии:
1) волшебный сундучок (с тканями, рельефными моделями, духами, колокольчиком)
2) наборы с гербариями из листьев (рельефные)
3) наборы с раковинами моллюсков, перяьми птиц
4) обьемные и рельефные модели (цветка, мозга, сердца и т.д.)
5) цветные сигнальные карточки (для рефлексии, опроса)
6) набор «Ароматы мира» (травы, духи)
7) аудиоматериалы для проведения урока (музыка, голоса птиц)
8) карточки и книги по Брайлю