СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка: "Формирование сенсорного опыта у обучающихся с нарушением зрения при проведении уроков биологии".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка содержит материалы доклада на педагогическом совете по теме: "Формирование сенсорного опыта у обучающихся с нарушением зрения при проведении уроков биологии".

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка: "Формирование сенсорного опыта у обучающихся с нарушением зрения при проведении уроков биологии".»

Учитель биологии ГБОУ РК «ССШИ №1»

Сидоренкова Юлия Васильевна

Методическая разработка по теме:

Формирование сенсорного опыта у обучающихся с нарушением зрения при проведении уроков биологии

Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод.

Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной, а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание. Его основная задача - помочь ребенку накопить представление о цвете, форме величине предметов и т.д.

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.

Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах качествах предметов. 

Сенсорное воспитание - это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово “сенсорный” происходит от латинского слова “sensus” - “чувство”, “ощущение”, “восприятие”.   Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т.п.).

Сенсорное воспитание на занятиях является основой организации чувственного опыта детей. Обучая детей восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям смысл их действий. Этот смысл становится особенно понятен детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей делается более осознанным и целенаправленным: ведь если плохо рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его или сконструировать.

Для формирования и развития сенсорного опыта на уроках необходимо проводить работу с детьми по следующим направлениям:

1. Коррекция психического развития (формирование умений по цветоразличению, фиксации взгляда, прослеживающимся параметрам: агрегатное состояние, запах, цвет, свойства веществ, размеры природных тел). При этом обогащается сенсорный опыт (различия в цвете моделей атомов отдельных элементов, объемность всех компонентов), совершенствуется мелкая моторика.

2. Коррекция физического развития.

А) Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), микро- и макроориентировки глазодвигательной мускулатуры. Тренировка аккомодации (определение изучаемого вещества (материала) на различном удалении).

Б) Зрительная гимнастика, проводимая после продолжительной работы с помощью зрительного анализатора, кроме вышесказанного в нее включаются глазодвигательные упражнения.

На уроках биологии зрительная гимнастика также может иметь предметную направленность и приводится с использованием, например, коллекции листьев. Детям представляют листья различных растений и задают вопросы: «Какого цвета листья в правой стороне стенда, в левой, внизу, вверху?», «Каково расстояние до них?», «Какая у них форма?», «Сколько листьев перед вами?», «Какое растение имеет подобные листья?» и др.

При проведении коррекционной паузы используется музыкальное сопровождение:

а) медленное, спокойное – для релаксации, для зрительной гимнастики;

б) быстрое, веселое – для физической разминки.

3. Средства коррекции и коррекционная направленность дидактического материала: обязательное наличие очков, линз, бифокалов;

  • наличие очков для видения вдаль и вблизи;

  • использование средств наглядности в соответствии с требованиями для учащихся с нарушением зрения, с учетом индивидуальных зрительных диагнозов учащихся.

Для изучения предметов рекомендуется использование объектов с учетом полисенсорности восприятия, с вовлечением в работу сохранных анализаторов: слухового, осязательного (крупные и мелкие предметы), обонятельного (запах).

4. Формирование сенсорного опыта при исследовании предметов и явлений

Осуществляется при исследовании веществ, живых организмов, объектов неживой природы, материалов. Это определение объектов по их характерным признакам:

  • с помощью осязания (обследование величины, формы, твердости, пластичности и т. д.),

  • с помощью обоняния определяется запах,

  • определение цвета при помощи зрительного анализатора, с использованием средств коррекции (очков, линз, микроскопов).

  • Предлагается также чувственное определение факторов внешней среды, влияющих на развитие живых организмов – тепло, влажность, характер почвы, взаимодействие живых организмов друг с другом, их взаимовлияние; выделение и поглощение энергии во время реакций. Таким образом, полисенсорность восприятия помогает учащимся сформировать адекватное представление о химических формулах простых и сложных веществ, о пространственном строении молекул, о различных классах неорганических и органических соединений и их свойствах, животных, семействах растений.

Например, при обследовании почвы важно обратить внимание на ее цвет, консистенцию, влажность,. При обследовании какого- либо культурного растения, важно выделить несколько характерных признаков стебля и листьев и организовать восприятия детьми этих признаков стебля и листьев. Таким образом, способы обследования, применяемые в сенсорном воспитании, разнообразны и зависят, во - первых, от обследуемых свойств, во - вторых, от целей обследования.

5. Формирование сенсорного опыта при обследовании по алгоритму.

Словесный, наглядный, практический – основные используемые методы, но в условиях специальной школы, имеют свою особенность. В словесном методе необходима образность подачи материала, конкретизация, строгая логическая последовательность. Рассказ должен быть красочным, с привлечением дополнительного материала, доступным. Важное значение имеет последовательность подачи дидактического материала. Коррекционная направленность в этом случае заключается в использовании следующей последовательности: от натурального объекта к модели, далее к рисунку и к обобщенной схеме, на которой четко, контрастно, в увеличенном цветовом исполнении показываются изучаемое вещество, биологический или химический объект.

Например, схема работы на уроке по теме «Строение клетки»:

а) исследование объемной модели клетки;

б) рассмотрение рисунка с обозначениями или обобщенной схемы, отражающей строение клетки;

в) выполнение практического задания по теме «Строение клетки»

Несмотря на различия в обследовании предметов в зависимости от последующей продуктивной деятельности можно выделить общие основные моменты, которые характерны для многих видов обследования:

1. Восприятие целостного облика предмета

2. Вычленение основных частей этого предмета, определение свойств.

3. Вычленение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям.

4. Повторное целостное восприятие предмета.

Такой способ обследования может быть применен для анализа любой формы самых различных предметов, поэтому он может быть назван обобщенным.

Необходимо использовать следующие приемы и формы работы:

  1. Использование оптических способов коррекции в соответствии с зрительным диагнозом, индивидуально-дифференцированный подход к дозированию учебного материала.

  2. Использование контрастных фоновых экранов при демонстрации объектов, явлений. Использование карточек, демонстрационного материала на контрастной основе.

  3. Использование натуральных объектов, объемных моделей, моделей-конструкторов.

  4. Работа с карточками-путеводителями, применение алгоритма при выполнении лабораторных работ.

  5. Проведение коррекционно-динамических пауз: пальчиковая и зрительная гимнастика, предметно-коррекционная пауза.

  6. Обучение по системе Брайля, введение элементов Брайля (сигнальные карточки).

  7. Формирование сенсорного опыта - использование сохранных анализаторов.

  8. Развитие мелкой моторики - использование мелких операций с объектами: работа с моделями-конструкторами, лепка, работа с карточками.

  9. Развитие микро- и макроориентирования глазодвигательной мускулатуры

  10. Формирование умений по цветоразличению и фиксации взгляда.

  11. Тренировка аккомодации: определение изучаемого объекта на различном удалении.

  12. Формирование навыков последовательного, поэтапного обследования предметов, объектов: от натурального объекта – к модели, рисунку, схеме.

  13. Приемы ассоциативного запоминания: методика «запоминаем на пальцах», ролевые игры.

Приведу примеры фрагментов уроков биологии с использованием коррекционных приемов по формированию сенсорного опыта.

Урок по теме «Строение глаза» (8 класс).

При изучении строения глаза используется визуальный метод. Помимо использования макета строения глаза, сравнения его с рисунком в учебнике, используются видеофрагменты аудио-видео пособия по дисциплине «Биология человека», при этом новый материал учащиеся фиксируют в тетради в виде опорного конспекта в виде таблицы. Этот подход способствует формированию у детей навыков самоуправления своей познавательной деятельностью, помогает освоить алгоритм действий в процессе объединения полученной из учебника информации, а также определять и осознавать существенное: особенности строения, приспособление к условиям существования.

Кроме того, на уроках (на этапах актуализации и закрепления) используются такие диктанты как: фразеологический диктант

Например: Закончить предложения.

  1. Оболочка глаза, выполняющая защитную функцию …

  2. Передняя часть склеры, преломляющая свет …

  3. Двояковыпуклая линза глаза …

  1. выборочный диктант

Учитель читает утверждение. Если учащийся согласен с этим утверждением, он отвечает «да», а если не согласен – «нет». Например:

  1. Оболочка глаза, содержащая фоторецепторы – сетчатка

  2. Ресницы обеспечивают отведение пота со лба

  3. Анализатор состоит из двух частей: рецептора и анализирующего участка коры головного мозга.

На уроке «Оптическая система глаза. Аккомодация. Нарушение зрения» в качестве домашнего задания возможна работа с дополнительной литературой: подготовить сообщение о собственном заболевании органа зрения.

Следует предложить учащимся различные виды воспроизводительной деятельности: расскажи, ответь на вопросы, покажи отделы тела на модельном экземпляре, рисунке, нарисуй, вылепи. В зависимости от качества усвоения изучаемого материала задания меняются. Рекомендуемые приемы коррекции могут преодолеть недостаток зрения обучающихся при условии, что они будут использоваться не фрагментарно, а комплексно и систематически.

Хорошо развитая способность восприятия необходима современному человеку, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребенка.

Таким образом, главная задача учителя – помочь слабовидящему ребенку через свои уроки активно познавать окружающую действительность и создать условия для его наиболее полной самореализации в обществе.

Приложение

Примеры приемов для формирования сенсорного опыта на уроках биологии:

1) волшебный сундучок (с тканями, рельефными моделями, духами, колокольчиком)

2) наборы с гербариями из листьев (рельефные)

3) наборы с раковинами моллюсков, перяьми птиц

4) обьемные и рельефные модели (цветка, мозга, сердца и т.д.)

5) цветные сигнальные карточки (для рефлексии, опроса)

6) набор «Ароматы мира» (травы, духи)

7) аудиоматериалы для проведения урока (музыка, голоса птиц)

8) карточки и книги по Брайлю



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!