СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка Формирование у обучающихся языковой и коммуникативной компетенции путём текстоцентрического подхода. Из опыта работы.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Формирование у обучающихся языковой и коммуникативной компетенции путём текстоцентрического подхода. Из опыта работы.»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №12"




Методическая разработка

Формирование у обучающихся языковой и коммуникативной компетенции путём текстоцентрического подхода. Из опыта работы.









Работа учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Нуриахметовой Рузили Мунавировны.
















г. Березники - 2020 г.


Важная задача учителя — учить обучающихся работать с художественным текстом, устанавливать причину связи между предложениями, определять языковые средства выразительности (сравнения, олицетворения, эпитеты, метафоры...), тему и основную мысль текста. Тексты носят познавательный характер, они интересны для обучающихся. Целостный подход к обучению речи активизирует работу учителя и повышает интерес учащихся к урокам русского языка.
Школьники внимательно читают текст, воспринимают его художественные особенности, задумываются над идейно-тематическим содержанием, проверяют свои знания, которые нужны при выполнении практических заданий. Опора на текст при изучении лексики, морфологии, синтаксиса способствует духовно-нравственному воспитанию учащихся, развитию их творческих способностей.

Работа с художественным текстом развивает логическое мышление, способствует выработке умений выбирать из имеющихся знаний те, которые необходимы для решения определенных проблем, что особенно важно в современных условиях. Кроме того, применение знаний при такой системе работы требует проявления творчества. Опора на текст помогает найти и извлечь нужную информацию.

Фрагменты и предложения из художественных произведений можно использовать для подготовки к устному экзамену по русскому языку (чтение, пересказ, ответы на вопросы), для повторения орфографии, пунктуации, синтаксиса, лексики, морфологии.

В данной работе даны как тексты, так и предложения из произведений Василия Пескова, на основе которых обучающиеся имеют возможность проверить уровень своих знаний, отработать практические навыки, понять свои ошибки, осмыслить и оценить.












Василий Песков. Странствия.


I

1) Утро. 2) Мир после ночи сияет красками ра..ей весны. 3) Си..ее небо.

4) Застывшие ручейки из-под снежных пластов. 5) (Не)знакомая птица чешет клювом син..ие перья. 6) На пр..пёк выползли погреться из муравейника муравьи. 7) Пахнет подогретой смолой.

Спишите текст. Задания.

1) Укажите номера односоставных предложений.

2) Выписать причастия.

3) Выпишите имя прилагательное в суффиксе которого пишется Н.

4) Укажите предложения с однокоренными словами.

5) Выпишите грамматическую основу предложения №6.

6) Выпишите номер безличного предложения.

7) Словосочетание "из-под снежных пластов" (согласование) переделайте

в словосочетание на управление.

8) Укажите средство выразительности в предложении№2.

9) Выпишите слово, написание приставки в котором зависит от его

лексического значения.


Василий Песков. Странствия.


II

1) Что же в этом музее природы открыто для глаз? 2) Это важно подчеркнуть: "открыто для глаз" - большинство посетителей видят лишь то, что лежит у дороги. 3) Правда, дорога мимо "шедевров" музея как раз и проложена. 4) Мамонтовыми ключами названы гигантских размеров натёки солей. 5) Тёплые воды вынесли их на поверхность, и они застыли огромной перламутровой лестницей, твёрдым искрящимся водопадом. 6) А рядом лужайки, болота, поросшие красными ивняками, сверкают блюдца озёр... 7) Смена ландшафтов, разного рода сюрпризы природы, частые встречи с животными в самом деле создают ощущение, что ты в музее, что всё тут сдвинуто в кучу на забаву и удивление.

8) И мы ведь ещё не сказали о самом главном - о гейзерах. 9) Без гейзеров парк при многих своих достоинствах вряд ли имел бы столь много славы. 10) Парят гейзеры по всему парку. 11) Они, соревнуясь друг с другом, украшают синее небо султанами пара.

Задания.

1) Внимательно прочтите текст. Докажите, что это текст. Озаглавьте его.

2) Укажите предложение с вводным словом.

3) Укажите предложение с обособленным определением.

4) Укажите предложение с обособленным обстоятельством.

5) Словосочетание "перламутровой лестницей" (согласование) переделайте

в словосочетание на управление.

6) Выпишите краткие причастия.

7) Определите средство выразительности в предложении №6.

8) Выпишите слова с чередованием гласных в корне слова.

9) Выпишите грамматическую основу предложения №1.


Василий Песков. Странствия.


III

1) Изюминка нашей прогулки по Миссисипи - огромный заезд в прибрежные заводи. 2) С приглушённым мотором, потом толкаясь шестом, мы протиснулись в дебри болот. 3) Тут, в стороне от течения, стоячие мелкие воды сплошь покрывала зелёная корка. 4) Как уснувшие крокодилы, торчали коряги и брёвна. 5) Удушливый запах влажного юга тяжёлым пластом лежал на скрытой от солнца воде. 6) Но жизнь тут была. 7) От шороха лодки кто-то смешно бултыхнулся - оставил на ряске чёрный просвет воды. 8) Тяжёлая незнакомая птица с треском, теряя перья, скрылась в зелёном сумраке. 9) Почти по брюхо в воде четыре оленя. 10) Они почему-то без всякого страха встретили появление лодки, дали себя сфотографировать и с достоинством удалились.

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Укажите номера предложений с обособленным обстоятельством.

3) Укажите номер предложения с обособленным уточняющим

обстоятельством.

4) Укажите номер предложения с необособленным согласованным

определением.

5) Укажите номера предложений с сравнительным оборотом.

6) Укажите номер простого предложения с однородными сказуемыми.

7) Словосочетание " в прибрежные заводи " (согласование) переделайте

в словосочетание на управление.

8) Выпишите полное страдательное причастие прошедшего времени.

9) Выпишите слова, написание приставки в которых зависит от

его лексического значения.

Василий Песков. Странствия.


IV

1) Выбрали место (1) где можно съехать с шоссе (2) загнали машину в кусты

акации (3) и (4) пробираясь сквозь заросли ежевики (5) вышли к воде (6)

в довольно пустынное месте.

Задания.

1) Выпишите цифры, на месте которых ставится запятая.

2) Выпишите цифры, которые определяют границы обособленного

обстоятельства.

2. Странствуя по земле (1) убеждаешься (2) мир не без добрых людей (3) в любой стране встречается человек (4) готовый тебе помочь(5) не имея при этом ни малейшей корысти.

Задания.

1) Выпишите цифры, на месте которых ставится запятая.

2) Выпишите цифры, которые определяют границы обособленных обстоятельств.



Василий Песков. Странствия.


V

Первый раз за всё пут..шествие пьём воду не из бутылки, не из стакана, а из ладоней. До чего ж хороша эта вода, (не)побывавшая в трубах, (не)подслащё..ая, (ни)чем (не)сдобре..ая, вода из дикого ручейка.

Задания.

1) Спишите, вставляя пропущенные буквы.

2) Выполните орфографический разбор страдательных причастий прошедшего времени.

3) Выписать грамматическую основу предложения №2.


Василий Песков. Странствия.


VI

1) Поднимаемся по каменистому склону горы, держась за верёвку.

2) Услыхав звуки, тюлени подняли головы, таращат оливковые выпуклые глаза и, с шумом потянув воздух, равнодушно ложатся на другой бок.

3) Птица делает круг и, разогнавшись, со свистом несётся вниз.

4) Эта пурга началась с лёгких стремительных облаков, упрятавших солнце в

пуховую шаль.

5) Горит окраина неба огненно-красным закатом.

Задания.

1) Укажите номера предложений с обособленным обстоятельством.

2) Укажите номер предложения с обособленным определением.

3) Укажите номер предложения, где дана метафора.

4) Укажите номер предложения, где дано олицетворение.

5) Выпишите грамматическую основу предложения №2.

6) Словосочетание " по склону горы" (управление) переделайте

в словосочетание на согласование.


Василий Песков. Странствия.


VII

"Точка возврата"... Записываю в блокнот два этих слова. У каждого человека в жизни бывает такая точка. Как важно и как трудно бывает иногда сделать один только шаг к этой точке, шаг вперёд. Сделал - и уже нельзя оглянуться. Только вперёд, навстречу судьбе. И не всегда впереди ожидает тебя удача...

Задания.

1. Определите тему текста.

2. Определите основную мысль текста.

3. Выпишите слово с приставкой, написание которой зависит от последующей согласной.


Василий Песков. Странствия.


VIII

(1) Жизнь - непрерывный экзамен, она не щадит отступивших и оступившихся. (2) Но упорство, вера и мужество без награды не остаются. (3) Я тогда был в состоянии, которое многие испытали: школа окончена, но сделано несколько явно неверных шагов. (4) Что дальше? (5) Книга меня поддержала. (6) Книга способна поддержать каждого, кто её прочитает. (7) Это тот самый случай, когда жизнь человека служит уроком. (8) Мне в этой жизни многое было близким. (9) Большая часть книги посвящалась детству и юности, озарённым одной большой страстью - любовью к природе. (10) Временами казалось: это всё написано о тебе, настолько похожи были впечатления и переживания детства, неуверенность и сомнения юности. (11) Эрнест Сетон-Томпсон стал для меня дорогим человеком.

Задания.

1. Что стало толчком для размышления в этом тексте?

2. Когда читатель и писатель чувствуют родство душ?

3. Какие понятия, размышления могут быть для вас компасом в жизни?


Василий Песков. Странствия.


VIII

(1) Жизнь - непрерывный экзамен, она не щадит отступивших и оступившихся. (2) Но упорство, вера и мужество без награды не остаются. (3) Я тогда был в состоянии, которое многие испытали: школа окончена, но сделано несколько явно неверных шагов. (4) Что дальше? (5) Книга меня поддержала. (6) Книга способна поддержать каждого, кто её прочитает. (7) Это тот самый случай, когда жизнь человека служит уроком. (8) Мне в этой жизни многое было близким. (9) Большая часть книги посвящалась детству и юности, озарённым одной большой страстью - любовью к природе. (10) Временами казалось: это всё написано о тебе, настолько похожи были впечатления и переживания детства, неуверенность и сомнения юности. (11) Эрнест Сетон-Томпсон стал для меня дорогим человеком.

Задания.

1. Выполните пунктуационный разбор предложения №1.

2. Выпишите грамматическую основу предложения №8.

3. Укажите номер предложения, осложнённого обособленным определением.

4. В роли какой части речи выступают слова "оступивших", "оступившихся"?

5. Выпишите краткие причастия.

6. Определите количество грамматических основ в предложении №3.

7. Выпишите слово с чередованием гласной в корне слова из предложений

7 - 11.

8. Выпишите полное страдательное причастие прошедшего времени.

9. Выпишите слово, написание приставки в котором зависит от последующей

согласной.

Василий Песков. Окно в природу.


I

1) Многие любят сладкое. 2) Медведь получил название от способности "ведать" (разыскивать) мёд. 3) Он это делает, наблюдая за полётом пчёл.

Задания.

1. Чем осложнено предложение №3?

2. Выпишите слово с приставкой, написание которой зависит

от последующей согласной или гласной.

3. Выпишите грамматическую основу предложения №1. Подпишите

части речи.

4. Словосочетание " за полётом птиц" (управление) переделайте

в словосочетание на согласование.


Василий Песков. Окно в природу.


II

1) Киты относятся к самым крупным из всех животных, когда-либо обитавшим на планете Земля. 2) Китов больших и некрупных много. 3) Синий кит весит 150 тонн. (Одно только сердце кита весит 600 - 700 килограммов) 4) Рот у кита так велик, что в нём могла бы поместиться средних размеров лодка с гребцами.

5) Киты - большие путешественники. 6) У китов великолепный слух, и они общаются между собой на больших расстояниях.

Задания.

1. Укажите номер ССП.

2. Укажите номер предложения с обособленным определением.

3. Выпишите слово, написание приставки в котором зависит от последующей

согласной.

4. Какое средство выразительности использовано в предложении №6?

5. Подберите стилистически нейтральный синоним к слову "великолепный".

6. Выпишите грамматическую основу предложения №2.

7. Определите тему текста.

Василий Песков. Окно в природу.


III

1) Человек тоже живёт в мире звуков. 2) А какой звук на памяти человеческой был самым сильным? 3) Пишут: взрыв вулкана Кракатау в октябре 1883 года. 4) Этот взрыв был слышен на расстоянии 5 тысяч километров. 5) А самый тихий из звуков, который наше ухо способно улавливать, - шорох почвы от очень быстро растущего бамбука.

6) Таков диапазон естественных звуков, а в промежутке - рёв моторов, стук и шорох колёс, удары молота, живые звуки леса и поля. 7) Обилие сильных звуков нас утомляет, заставляет почувствовать себя нездоровым. 8) Но полная, "мёртвая тишина" тоже может действовать угнетающе. 9) Звуки - это движение, жизнь. 10) Иногда довольно даже шороха тростника на ветру и скрип снега под лыжами, чтобы остро почувствовать: жизнь не остановилась.

Задания.

1. Выпишите слово, написание приставки в котором зависит от последующей

звонкой согласной.

2. Словосочетание " скрип снега" (управление) переделайте

в словосочетание на согласование.

3. Определите количество грамматических основ в предложении №10.

4. Выпишите грамматическую основу предложения №4.

5. Подберите синоним к слову "нездоровым".

6. Определите средство выразительности в предложении №8.

7. Озаглавьте данный текст.

Василий Песков. Окно в природу.


IV

1) Прямо возле дороги, метрах в 20 от машины, стоял и спокойно разглядывал нас поджарый, несколько неуклюжий на длинных ногах коричнево-серый зверь. 2) На снегу чётко выделялся его силуэт. 3) Рысь...

4) Столько близкая встреча у дороги с охотником грозила бы рыси потерей красивой шубы. 5) Но сейчас она словно бы понимала: опасности нет. 6) Она разглядывала нас без малейшего беспокойства и не бросилась в лес, темневший у неё за спиной, а шагом, неторопливо пересекла дорогу. 7) Длинные ноги рыси напоминали ходули, но движения были неторопливыми, плавными. 8) Зверь даже не оглянулся, без спешки и паники растворился в заснеженном мелколесье.

Задания.

1. Подберите синоним к слову "неторопливыми".

2. Укажите номер предложения с обособленным определением.

3. Выпишите полное страдательное причастие.

4. Выпишите слово, написание приставки в котором зависит

от последующей звонкой согласной

5. Определите количество грамматических основ в предложении №7.

6. Определите тему текста.


Василий Песков. Окно в природу.


V

1) Герой наш в русской природе - не редкость. 2) Прогуливаясь вечером где-нибудь по опушке или по саду, вы будете остановлены шорохом палых листьев. 3) Если сумерки не сгустились или светит луна, вы, ориентируясь по шороху, непременно увидите тёмное, довольно подвижное существо и догадаетесь - ёж!

4) Ёж вышел на ночную охоту и чувствует себя уверенно. 5) Шагом догнать его невозможно, но, если чуть поднажать, ёж моментально свернётся в колючий шар. 6) Посветив фонариком, вы увидите эту неприступную для многих животных крепость - колючки торчат во все стороны. 7) Волк, собака, медведь, ткнув морду в колючки, навсегда теряют к ежу интерес.

8) Не сажайте его в рюкзак, понаблюдайте и ступайте своей дорогой. 9) Наградой за сдержанность будет вам тихая радость: "Пробежал ёж, и я его видел..."

Задания.

1. Подберите синоним к слову "моментально".

2. Выпишите краткое страдательное причастие.

3. Определите количество грамматических основ в предложении №5.

4. Укажите номера предложений с обособленным обстоятельством.

5. Выпишите грамматическую основу предложения №2.

6. Определите основную мысль текста.


Василий Песков. Окно в природу.


VI

1) День был погожий. 2) Бабье лето подрумянило лесные опушки, подсинило прозрачные дали, устлало тропинки опавшим листом. 3) Осины, клёны, рябины уже горели осенним огнём и, кажется, добавляли лесу тепла.

4) Я кинул рюкзак на опушке под ореховый куст и сел, зажмурившись, слушал, как в безветрии тихо дрожали листы на осине. 5) В такие минуты особенно чувствуешь жизнь, чувствуешь неумолимое вращенье колеса времени: "Вот и ещё одна осень..."

6) Я тряхнул куст, и вместе с листом на землю грянул ореховый ливень. 7) Я потряс орешник как следует и, шевеля палочкой опавшие лопух листьев, собрал полкепки орехов.

Задания.

1. Укажите номер предложения с вводным словом.

2. Определите средство выразительности в предложении №3.

3. Укажите номера предложений с обособленными обстоятельствами.

4. Выпишите грамматическую основу предложения 7.

5. Определите количество грамматических основ предложения №4.

6. Определите тему текста.


Василий Песков. Окно в природу.


VII

1) Ветер - яркий поэтический образ.

2) "Над окошком месяц. 3) Под окошком ветер. 4) Облетевший тополь серебрист и светел." 5) Эта есенинская строфа отражает состояние души человека в единенье с природой. 6) Но часто поэтический образ есть отражение бури в большом человеческом мире. 7) "Ветер, ветер - на всём божьем свете!" - написал Блок в 1918 году.

Задания.

1. Выпишите грамматическую основу предложения №6.

2. Словосочетание "души человека" (управление) переделайте

в словосочетание на согласование.

3. Подберите синоним к слову "отражает".

4. Определите средство выразительности в предложении №1.

5. Озаглавьте текст.

6. Определите тему текста.

7. Определите роль предложений №5,6.


Василий Песков. Окно в природу.


VII

1) Ветер - яркий поэтический образ.

2) "Над окошком месяц. 3) Под окошком ветер. 4) Облетевший тополь серебрист и светел." 5) Эта есенинская строфа отражает состояние души человека в единенье с природой. 6) Но часто поэтический образ есть отражение бури в большом человеческом мире. 7) "Ветер, ветер - на всём божьем свете!" - написал Блок в 1918 году.



Задания.

1. Определите роль поэтического образа, используя текст и картинки

о природе.

2. Определяет ли состояние природы состояние души человека?

3. Определите значение фразы "отражение бури в большом человеческом

мире".

4. Можно ли определять душевное состояние человека по окну в природу?


Василий Песков. Окно в природу.


VIII

1) День, как свеча, горящая с двух сторон, убывает утром и вечером. 2) Небо жмётся к земле. 3) Солнце лишь изредка и вполглаза смотрит на перелески. 4) Дали промыты дождями, продукты ветром. 5) И уже хрустит под ногою тонкий белесоватый ледок.

6) Хороший день. 7) Однако скорей бы к огням, к теплу.

Задания.

1. Озаглавьте текст.

2. Определите идею текста.

3. Укажите номер предложения с обособленным определением.

4. Определите средства выразительности в предложении №1.

5. Подберите синоним к слову "смотрит".

6. Определите количество грамматических основ в предложении №4.

7. Выпишите грамматическую основу предложения №7.


Василий Песков. Окно в природу.


1. Выписать слова с чередованием гласных в корне слова.

1 вариант

2 вариант

1

Костёр догорает уже в темноте.

1

С давних времён люди проявляли к филинам интерес, выращивая их в неволе.

2

Древолаз по образу жизни, чёрный медведь пасётся там, где растут черёмуха, лещина, дубы и кедровые сосны.

2

Усадьба Окского заповедника расположена на месте старинного порушенного стекольного завода.

3

Нет ничего приятнее на рыбалке, чем увидеть стрекозу, сидящей на поплавке твоей удочки.

3


2. Укажите количество грамматических основ предложения №2.

1

Гнездо обнаружили в неожида..ом месте, на торфя..ом поле, подготовл..ом к разработке.

1

Дороги от муравейника ра..ходятся, как лучи, во все стороны.

2

С наступлением темноты охота на комаров пр..кращается, но часто пр..ходится наблюдать: стрекозы не дремлют, если видят комари..ое общество возле лампочки на столбе.

2

Сухую траву на (не)паха..м поле (не)давно сожгли, и я боялся, что ч..рные птицы на гари будут плохо видны.

3

Соблюдая осторожность, зайчиха следила ха лесником, державшим в руке зайчат.

3

В Кировской области, охотясь с фотокамерой на тетеревов, мы чаще всего встречали стаю птиц на одной и той же берёзе, чуть выступающей с опушки в поле.

3. Выполнить задания.

1

Выпишите причастия в суффиксе которых пишется НН.

1

Выпишите слово, написание приставки в котором зависит от последующей согласной.

2

Укажите предложение с обособленным обстоятельством и определением.

2

Укажите предложение с обособленным обстоятельством и определением.

3

Выпишите имена прилагательные , в суффиксе которых пишется Н.

3

Выпишите причастие в суффиксе которого пишется Н.

4

Словосочетание "комари..ое общество " (согласование) переделайте в словосочетание на управление.

4

Словосочетание " стаю птиц" (управление) переделайте

в словосочетание на согласование.

5

Выпишите грамматическую основу предложения №1.

5

Выпишите грамматическую основу предложения №3.

4. Выписать цифры, определяющие границы обособленных членов предложения.

1

А наблюдая в устье Роны фламинго (1) я увидел (2) эти птицы (3) распустив алые крылья (4) бегут по воде (5) оставляют сзади круги (6) и (7) лишь сделав последний толчок (8) убирают "шасси" - вытягивают назад длинные ноги (9) а вперёд - длинную шею и становятся похожими на (10) летящие над водой (11).

1

Испуганная (1) утка взлетает круто (2) подобно реактивному самолёту (3) летит (4) посвистывая перьями крыльев (5) без устали долго.


Василий Песков. Окно в природу.


Не с разными частями речи

Задания.

1) Выписать не с причастиями (5 -7) и объяснить их написание.

2) Выписать не с деепричастиями и объяснить их написание.

3) Выписать не с наречиями и объяснить их написание.

4) Выписать не с глаголами.

5) Выписать не с существительными и объяснить их написание.


Неглубокие речонки

Неловок в воде

Непрерывных забот

Несъедобная колбаса

Непременно примут участие

Застыла в неподвижности

Не имеющие опыта

Будет непрерывно прославлен

Нескончаемые эксперименты

Неизбежная встреча

Некрупные плоды

Неухоженность помещения

Был необходим

Недорогим способом

Недавняя выставка

Не жалуясь

Нетерпеливые звери

Недоступность

Ничего не стоящий мех

Некрупный уж

Не ценившие бобровый мех

Недавно пойманную селёдку

Невзыскательная публика

Невольно охнула

Не исключая хозяина

Непрерывно просил воду

Не теряя повадок лесного зверя

Некоторые животные

Небезопасно держать

Неглупые куры

Немедленно бегут

Небольшого сома

Необычно кирпичного цвета

Уже не шевелился

Неукрощённая жизнь

Неспешно заковылял

С нетерпением ожидала

Неуклюжую кошку

Непременно задержишься

Неизвестный мир

Нетрудно было понять

Незнакомых цветов

Мячи не резиновые

Невыдуманных героев

Не нарушая тишины

Неширокая река

Нередко видел

Прогнал неспешно стадо

Далеко не простое дело

Ещё не имея карт

Недавно восстановленной кучерской избы

Ничем не затруднённая

Немедленно выбираться в большой мир

Нескончаемые набеги

Неписаные правила

Немощёная дорога


Василий Песков. Окно в природу.


Н - НН в суффиксах разных частей речи

Задания.

1) Выписать причастия (5 - 7), объяснить написание Н - НН в суффиксах.

2) Выписать прилагательные (5 - 7), объяснить написание Н - НН

в суффиксах.

3) Выписать наречия (5 - 7), объяснить написание Н - НН в суффиксах.

4) Записать слова в таблице и объяснить. В первой колонке -

прилагательные с Н - НН, в другой - причастия.

Рассказано в очерке

Гусиное крылышко

Взъерошенная шёрстка

Страусиные перья

Накопленный жир

Слепленные гнёзда

Израненные птицы

Привезённые издалека

Предписанный закон

Самоотверженные пчёлы

Припорошенная снегом находка

Собранный мёд

Мышиная возня

Телефонный вопрос

Общественная жизнь

Диковинная добыча

Измученный волк

Жизненное пространство

Наученный опытом

Письменные свидетельства

Звериные законы

Лакированная спинка

Бессонная ночь

Приспособлены к миру

Привезённые вещи

Преданный человеку

Искусственный воротник

Врождённые задатки

Живёт постоянно

Пропитанный брезент

Утренняя заря

Привлечённый запахом рыбы

Песчаная отмель

Наполнена теплом и звуками

Истинный героизм

Неподготовленный

Сколоченный столик

Барабанные звуки

Запечённая в фольге

Желанный финиш

Рассерженные слоны

Связано с ними

Приспособлена к условиям

Прочитанная книга

Задуманный фильм

Разбуженная теплом

Единственный

Озарены солнцем

Была привязана

Отменное чувство

Нарушены правила

Собирали одновременно

Накопленные знания

Каменный век

Земля вытоптана

Специализированы для охоты

Выпущенные медвежата

Приспособленная для охоты

Сконфуженно отступил

Прославленная охота

Монотонная жизнь

Посажены матерью

Расположено около

Уверенно можно сказать

Чувствовал сезонные перемены в природе

Опалённые солнцем кусты

Весеннего пробуждения леса

Край деревни обозначен

Озадаченные нашим появлением

Современники писателя

В пронизанном волшебным светом облаке

Был озарён

Тяжелогружёные пчёлы

Конный завод


Василий Песков. Окно в природу.


IX

1) Чувство Родины - важнейшее чувство для каждого человека. 2) У взрослого это чувство подобно большой реке. 3) Но есть у каждой реки исток, маленький ключик, с которого всё начинается. 4) В детстве человека это могла быть речка, текущая в ивняках по степи, зелёный косогор за селом с берёзами и пешеходной тропинкой. 5) Это могла быть лесная опушка с выступающей в поле грушей, запущенный сад за околицей, овраг с душистыми травами и холодным ключом на дне. 6) Перечислять можно до бесконечности.

7) Доказано, птицы в первом полёте запоминают место, где родились. 8) И поразительно: это место они находят, возвращаясь с дальних зимовок. 9) То же и у людей. 10) Чувство Родины непременно связано с тем, что запомнилось с детства. 11) К этому месту тянет, часто его вспоминаешь. 12) Живописный пейзаж, оставшийся в памяти, является важной ценностью из многих ценностей жизни. 13) Замечено это давно.


Задания.

1) Определите тему текста. Назовите тему и идею текста.

2) Укажите номера предложений с обособленными определениями.

3) Укажите номера СПП.

4) Выпишите слова с чередованием гласных в корне слова.

5) Выпишите слова с приставками, в которых написание приставки зависит

от последующей глухой согласной.

6) Подберите стилистически нейтральный синоним к слову "поразительно".

7) Выпишите краткие страдательные причастия.

8) Укажите номер СБП.

9) Определите средство выразительности в предложении №12.

10) Словосочетание "ценностей жизни " (управление) переделайте

в словосочетание на согласование.

Василий Песков. Окно в природу.


X

1) Сидишь под берёзами на высотке, и вся поляна, залитая солнцем, как на ладони. 2) Со всех сторон обрамляет поляну лес. 3) Внизу на равнине змеится речка. 4) Воронка с двумя мостами. 5) Опушки леса темны, а поляна золотится под солнцем. 6) Островок кустов и деревьев, уже тронутый желтизной, расположен в центре её. 7) Он дразнит глаза переливами затуманенных красок. 8) Кажется, в зарослях обязательно должен кто-нибудь прятаться - зайчишка, лиса.

9) Сознаёшь: на тульской и орловской земле немало таких полян, приютившихся меж холмами, поросшими лесом. 10) Но эта - особая поляна. 11) Кто-то назвал её Ясной.

12) Лев Толстой любил это место в усадьбе, часто сюда приходил постоять, посидеть, увидеть, как за поляною в лес прячется солнце. 13) В его дневнике читаем волнующие душу слова: "Вышел за Заказ и заплакал от радости, благодарной за жизнь".


Примечание. Массивы леса с названием Чапыж и Заказ.


Задания.

1) Озаглавьте текст. Определите тему и идею текста.

2) Укажите номера предложений с обособленными определениями.

3) Укажите номера ССП.

4) Выпишите слова с чередованием гласных в корне слова.

5) Выпишите слова с приставками, имеющими значение "приближение".

6) Подберите стилистически нейтральный синоним к слову "обрамляет".

7) Укажите номер предложения с вводным словом.

8) Укажите номер СБП.

9) Определите средство выразительности в предложении №3.

10) Словосочетание " переливами красок" (управление) переделайте

в словосочетание на согласование.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!