СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка: "Формирование учебной мотиванции на уроках математики"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование мотивации учения в школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка: "Формирование учебной мотиванции на уроках математики"»

Формирование учебной мотивации обучающихся на уроках математики.

Как писал К.Д. Ушинский: «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить».

Формирование мотивации учения в школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Реализация ФГОС приводит к интенсификации деятельности учащихся, что вызывает снижение мотивации к учебному труду, потерю интереса к учебе.

Учебная мотивация является достаточно большой проблемой в современной школе, поэтому сегодня существует важность стимулирования интереса обучающихся, формирования у них потребности в знаниях.

В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" (статья 2), написано, что обучение это: «целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни».

Таким образом, формирование мотивации – это необходимый компонент обучения, прописанный в Федеральном законе.

Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Мотивация выполняет важные функции в обучении: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость.

Не для кого не секрет, что большое значение на успешное обучение оказывает индивидуальность учителя, стиль его преподавания, эмоциональная обстановка в классе. Без пробуждения интереса учащихся к преподаваемому предмету - освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.
Среди основных задач, стоящих в настоящее время перед каждым учителем, нет более важной и в тоже время более сложной, чем задача формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе.

Как же учителю сформировать устойчивую учебную мотивацию у своих учеников? Здесь не может быть единого рецепта на «все случаи жизни» - у каждого педагога есть свои «хитрости» и приёмы. Важно понимать, что если в процессе обучения педагогом используются методы и приемы формирования мотивации учащихся, непременно повышается качество усвоения учебного материала. Содержание урока каждой темы должно быть грамотно мотивировано, при неправильной мотивации, у учащихся появляются такие реакции, как: отказ от деятельности, агрессивное самоутверждение или пассивность и уныние.

Изучение математики – нелегкий труд, но во время ее изучения воспитывается рассудительность, гибкость ума, логичность мысли и способность прогнозировать определенные ситуации наперед, что особенно нужно каждому человеку в рыночных условиях. Задача учителя – развивать у учеников стремление к успеху, поощрять даже маленькие достижения, не акцентировать внимание на неудачах.


Учебный материал учитель должен подать так, чтобы обучающийся «увлекался им всем сердцем». Сделать это учитель математики может, используя разнообразные формы и методы стимулирования и мотивации, создавая атмосферу заинтересованности каждого ученика; а также стимулирование учащихся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. Обсуждать с учениками в конце урока не только то, «что узнали» (чем овладели), но и то, что понравилось (не понравилось) и почему; что хотелось бы выполнить еще раз, а что сделать по-другому.

Мотивацию учебной деятельности на уроках математики можно создать используя:

  1. «Учебную дискуссию»: учебная дискуссия вызывает повышенный интерес к теме, выступает в роли метода стимулирования интереса к учению. Ситуации «спора» на уроках математики создаются в моменты изучения обычных учебных вопросов. Традиционный вопрос на уроке математики: «А кто думает иначе?» И если такой прием вызывает спор, то ученики невольно распределяются на сторонников и противников того или иного объяснения и с интересом ждут аргументированного заключения учителя.

    Пример: Каким способом можно решить данную задачу?

    В 8 ч утра из пункта А в пункт В вышел поезд со скоростью 60 км/ч. В 11 ч из пункта В ему навстречу вышел другой поезд со скоростью 70 км/ч. В какое время поезда встретятся, если расстояние между пунктами 440 км.

    Между учащимися возникает дискуссия по выбору способа решения данной задачи. В итоге учащиеся делают вывод. Что данную задачу можно решить и арифметическим и алгебраическим способами.

    способ

    арифметический

    алгебраический

    1)11-8=3(ч)

    2) 60*3=180(км)

          1. (км)

    4)60+70=130(км/ч)

    5)260:130=2 (ч)

    6)11+2=13(ч).

    1) (60+70)*х+60*3=440

    х=2

    2) 2+11=13 (ч).

  2. «Создание проблемной ситуации»: при использовании проблемно-поисковых методов обучения на уроках математики используются следующие приемы: создается проблемная ситуация (ставится вопросы, предлагается задача), организуется коллективное обсуждение возможных подходов к разрешению проблемной ситуации.

Пример: Решаю быстро уравнение:

(3х + 7) × 2 – 3 = 17

6х + 14 – 3 = 17

6х = 17 – 14 – 3

6х = 0

х = 0


       

При проверке ответ не сходится.

Проблемная ситуация. Ищем ошибку.

Учащиеся решают проблему.



  1. «Мозговую атаку»: основная задача метода – сбор как можно большего числа идей и их обсуждение, все предложения учащихся записываются учителем на доске.



Пример: Задача, требующая нетрадиционного решения

На острове Тихого океана живут черепахи-гиганты. Они такой величины, что дети могут кататься у них на панцире. Название этих черепах зашифровано в примерах.

-42+18= 0-Е

-3,91+3,91= -5-Л

15,3+(-2,3)= 19-0

12-(-2)= -24-Д

31-12= -102,08-С

-48-23= 14-М

-6,1+6,1+0= -71-Х

15-20= 13-Р

-25-(-5)= -20-И

-102,08-0=







Идеи учащихся как решить задачу систематизируются, рассматриваются всевозможные препятствия к реализации отобранных идей, отбираются только те идеи, которые не были отвергнуты критическими замечаниями.



  1. «Творческие задания»: при использовании творческих заданий на уроках учащихся приобретают умение - выделять главное, данное умение способствует активизации умственной деятельности, формированию интеллектуальных, специальных и общекультурных знаний, развивает инициативность, навыки сотрудничества, учит видеть проблемы и принимать решения (кроссворды, сканворды, загадки, творческие проекты и тд.)


Пример: Составить вопросы к кроссворду





Самостоятельно составить вопросы для данного кроссворда, так чтобы в данном кроссворде сохранилось слово «Координата»


  1. «Создание ситуации успеха» - это точка отсчета для изменений во взаимоотношениях с окружающими, для дальнейшего движения ребенка вверх по лестнице развития личности. Главная цель деятельности учителя - дать возможность каждому ребенку ощутить радость достижения успеха, осознание своих способностей, веры в свои силы. Во время создания ситуации успеха целесообразно вводить такие высказывания:

- Это очень важно, и у тебя непременно получится...

- Это не совсем сложно. Если не получится – ничего страшного.

- Вот эта часть получилась очень хорошо!..


Пример: самостоятельно доказать теорему по предложенному плану

Теорема: Площадь треугольника равна половине произведения стороны на высоту, проведенную к этой стороне.

план доказательства:

1. Постройте треугольник АВС.

2. Выполните дополнительное построение: до параллелограмма АСМВ.

2. Докажите равенство треугольников АВС и МСВ.

3. Сделайте вывод о равенстве площадей этих треугольников.

4. Найдите площадь треугольника АВС как половину площади параллелограмма АСМВ.

5. Сделайте вывод.

План позволяет охватить все доказательство в целом и у учащихся возникает ощущение полноты, что приводит к уверенности.



Ни для кого не секрет, что в организации современного учебного процесса в процессе изучения математики большую роль играет положительная мотивация учащихся. И какими бы знаниями мы ни обладали, какими методиками не владели, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания учащихся, не оставив следа в нем.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!