СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Фразеологизмы. Их признаки и значение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Фразеологизмы. Их признаки и значение"»



Тема: Фразеологизмы. Их признаки и значение.

Цели: Вспомнить, что изучает фразеология, выяснить особенности и синтаксическую функцию фразеологизмов; определить, где узнать лексическое значение фразеологизмов; роль фразеологизмов в речи.

Развивать умения употреблять фразеологизмы в речи, объяснять их значение.

Воспитывать лингвистическую зоркость и любовь к русскому языку.

Тип урока: комбинированный.

Дорожная карта урока

I. Оргмомент

– Здравствуйте, ребята! Садитесь! Урок у нас сегодня непростой! Это урок-путешествие в страну Фразеологию. Поэтому нам предстоит усердно поработать!

II. Проверка домашнего задания

– Давайте проверим домашнее задание. Вам было задано поработать с толковым словарем, узнать лексическое значение слов кузовок, ложа.

III. Актуализация опорных знаний

– Надеюсь, что гонять лодыря и сидеть сложа руки мы не будем. Ребята, я сейчас шла на урок и услышала такой разговор: «Наш Саша на уроке сел в калошу». А второй мальчик ответил: «Это ложь, нет таких калош».

- Как вы думаете, о чем шла речь? (ответы)

- О чем мы будем разговаривать на уроке?

IV. Целеполагание

– Итак, ребята, записываем в тетради число, классная работа, тема нашего урока: «Фразеологизмы. Их признаки и значение». А теперь еще раз посмотрите на тему нашего урока и давайте вместе определим цели:

- вспомнить, что изучает фразеология;

- выяснить особенности фразеологизмов;

- выяснить их роль в речи;

- научиться правильно употреблять их в речи;

- определить, где можно узнать их лексическое значение.

- А сейчас давайте еще раз внимательно прочитаем тему урока и спрогнозируем, на какие еще вопросы предстоит нам ответить и чему научиться на сегодняшнем уроке.

- Мы сегодня должны ответить на вопрос: «Каковы основные признаки фразеологизмов?»

- Ребята, давайте вспомним, что мы называем фразеологизмами? А как называется наука, которая изучает фразеологизмы? Каково же их значение? А признаки? Чем они отличаются от свободных словосочетаний? Давайте рассмотрим таблицу:

Признаки фразеологизмов

V. Изучение нового материала

Ребята, а теперь познакомьтесь с мозаичной таблицей, это маршрут нашего урока. После выполнения каждого задания будет открываться одно из окон мозаики и в конце урока вы увидите обращение к вам фразеологизма.

Выбери фр-мы

Доктор Айболит

Значение фр-ов

Зоопарк

Маша-растеряша

Работа с учебником

Угадай фр-зм

В двух словах

Математический диктант



– Итак, вперед! Первая остановка 1. "Выбери фразеологизм".

Ребята, перед вами вперемешку разбросаны свободные словосочетания и фразеологизмы. Ваша задача выбрать фр-мы.

Повесить белье - Повесить нос

Волчий хвост - Волчий аппетит

Намылить руки - Намылить шею

Бить грушу - Бить баклуши

Глаза глядят прямо - Куда глаза глядят.

- Отличная работа. Мы справились. Открываем ячейку и отправляемся дальше.

2. Доктор Айболит. Вылечи фразеологизм

"Доктор Айболит". Перед вами фразеологизмы, но они заболели, их надо вылечить. Что-то с ними не так. Давайте поможем (задание выполняем возле доски).


Комар уха (__________) не подточит.

Брать корову (__________) за рога.

А Петька (____________)слушает да ест.

Пять (____________) пятниц на неделе.

Знать, как свои десять (_____________) пальцев.

Держать в ежовых перчатках (_______________).


– А когда мы употребляем данные фразеологизмы?

– Отлично, открываем, ячейку. Следующая остановка "Значение фразеологизмов".

3. Объясните значение фразеологизмов

– Устно выполняем:

Теплое местечко – выгодное

Заморить червячка – наесться

Точка зрения – мнение

На веки вечные – навсегда

Без сучка без задоринки – гладко

Непочатый край – много

Битый час – долго

Сложить оружие – сдаться

Рукой подать – близко

Держать хвост трубой – не унывать.

– Все старались, с этим заданием мы тоже справились. Открываем еще одно окошечко.

4. "Зоопарк". Ребята, мы с вами отправляемся на экскурсию в зоопарк. Внимательно посмотрите, какие животные там обитают. Атеперь давайте вспомним и назовем фр-мы, связанные с этими животными.

ВОЛК - голоден как волк, волком выть

ЗАЯЦ - труслив как заяц, заячья душа

ОСЕЛ - упрям как осел

ГУСЬ - как с гуся вода, гусь свинье не товарищ

ЛИСА - хитер как лиса

МЕДВЕДЬ - медвежья услуга

5. Маша-растеряша А впереди нас ждет задание "Маша-растеряша". Фразеологизмы растеряли свои значения, вам нужно им помочь найти друг друга.

Тесно

Темно

Опытный

Молчать

Обманывать

Бить

Держать язык за зубами

Намять бока

Хоть глаз выколи

Яблоку негде упасть

Стреляный воробей

Обводить вокруг пальца

– Умнички! Мы прошли еще один этап и открыли ячейку.

6. Физпауза

«Покажи фразеологизм»

Станьте так, как будто бы вы аршин проглотили. Согнитесь в три погобели. Посмотрите друг другу в глаза. Разведите руками. А теперь руки в брюки. Подержим нос по ветру. Намылили друг другу голову. А теперь перестаем витать в облаках и дальше работаем в поте лица.

7. Работа с учебником

– Открываем учебник на с.____ упр. ______



– Следующая остановка "Угадай фразеологизм".

8. Разгадай ребус и назови фразеологизм (работа в группах)

9. Творческая мастерская

Средний уровень «В двух словах»

Дядя Миша умеет всё: он и на гитаре играет, и рисует хорошо, и сотовый телефон может сам починить. Как можно назвать дядю Мишу? ______________

Петя со своими родителями целый день трудился: копал землю, помогал маме сажать цветы, обрезал с папой деревья. Он очень устал и вечером быстро заснул. Он работал_________________________________

Егор напроказничал, но каким-то образом остался безнаказанным, уклонился от наказания. Как говорят об этом? _____________________

Но проделки Егора не должны остаться без наказания. Мы раскроем его проделки и расскажем о них всем.______________________________

Слова для справок:

10. Математический диктант

На слух подсчитайте количество фразеологизмов в тексте и запишите в тетрадь.

СЕЛ В ГАЛОШУ
(Из приключений Ошибкина)

День я начал спустя рукава (1). Поводив маму за нос (2) насчёт уроков и покраснев до кончиков ушей (3), когда она меня вывела на чистую воду (4) и махнула на меня рукой (5), я сломя голову (6) помчался на стадион. На урок я опоздал, так как вышел из себя (7) из-за обидной шутки и подрался. Когда учительница неожиданно вызвала меня к доске, я вылез из кожи (8), чтобы правильно ответить, попытался взять себя в руки (9) и не ударить лицом в грязь (10). Но в конце концов я сел в галошу (11).

Ребята, читайте книжки дома от корки до корки (12), не считайте ворон (13) и не бейте баклуши (14), а то сядете в галошу (15), как я. (15 фразеологизмов)

(И.Л. Челышева)

– Мы открыли все ячейки и можем прочесть обращение

VI. Рефлексия

– Ребята, вы устали, работали усердно, не покладая рук. Теперь время немного отдохнуть, порефлексировать. Послушайте сказку о фразеологизмах.

Лингвистическая сказка : «Ушки на макушке»

           Жили-были в стране Лингвистике братья Ушки.  Одни любили чистоту и порядок, другим нравилось быть неопрятными, грязными, третьи всегда к чему-нибудь прислушивались. Домик их стоял на самой окраине, так что гости редко заходили, никто им не мешал. Зато сами Ушки любили путешествовать. Ведь они хорошо слышали и умели слушать. Отправились Ушки искать друзей, чтобы быть с ними «не разлей вода»: всегда вместе, всегда рядом.

             Идут Ушки, видят, гуляет маленький розовенький Поросёночек. Поздоровались они:

– Здравствуй, Поросёночек.

            А он не отвечает. Что такое? Наверное, не слышит. Прыгнули Ушки на голову Поросёночку, тот сразу захрюкал, оборачиваться стал, прислушиваться, ушками заводил, а потом как плюхнется в грязную лужу. И давай валяться, визжать от удовольствия. Первые Ушки были довольны – наконец-то они на своём месте: «по уши в грязи»! Как были неопрятными, так и остались. Не зря же стали говорить : «Грязный, как свинья». Это о неряшливом человеке.

           Другие дальше отправились. Видят, Человек приближается к железнодорожному переезду. А там поезд! Не слышит Человек. Прыгнули Ушки на голову, услышал он. Остановился. Думает :

– Чуть беда не случилась…Надо уши почистить, чтобы слышать лучше». А им этого и надо: быть в чистоте и порядке. Вот и вторые братья себе друга обрели. А тем, кто что-то не понимает или переспрашивает, так и говорят : «Иди, уши почисти!»

             А третьи отправились дальше. Слышат, музыка звучит, а где – не видно. Посмотрели Ушки по сторонам, увидели самое высокое дерево и взобрались на его макушку.

– Как отсюда хорошо всё видно: наша страна Лингвистика, как на ладони!

А музыка звучит…Это части речи праздник справляют – День родного языка – и не замечают, что гроза надвигается. Закричали Ушки : «Гроза! Гроза!» А за музыкой ничего не слышно. Тут Сорока ещё помогла. Полетела и затрещала : «Ушки на макушке! Ушки на макушке!» Она ещё слово «дерева» кричала, да ветер это унёс в другую сторону. Тут все обернулись, увидели, что туча приближается, услышали гром. Успели спрятаться в домиках.

          Гроза прошла… Ушкам понравилось за всеми наблюдать, предупреждать, слушать. Так и остались они на макушке самого высокого дерева. Стали охранять границы Лингвистики.

         А оборот , «ушки на макушке»,  живёт до сей поры, обозначает: «слушать внимательно», «быть начеку». Вот и Ушки были одинаковые, а повстречали друзей, стали разными. Изменили своё лексическое значение. Так и вы, ребята, учитесь все в одном классе, а знания у всех разные. Прислушайтесь к совету: «Учитесь. Держите всегда «ушки на макушке»!



Не бил баклуши




– Выразите свое отношение к уроку, используя фразеологизмы:















Не плевал в потолок













Не покладая рук


















Засучив рукава

















Ребята, давайте вместе соберем корзину наших оценок:

VII. Домашнее задание

Запишите домашнее задание:

1. Выучить правило на с. 86

2. Выполнить упражнение № 178 (индивид.задание); упр. 180 (индивид.задание); подобрать примеры фразеологизмов со словами нос, язык, уши, зубы (творческое задание).

Оценивание:

На уроке мы не били баклуши. А трудились до седьмого пота, поэто получили хорошие оценки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!