Тема: Фразеологизмы. Их признаки и значение.
Цели: Вспомнить, что изучает фразеология, выяснить особенности и синтаксическую функцию фразеологизмов; определить, где узнать лексическое значение фразеологизмов; роль фразеологизмов в речи.
Развивать умения употреблять фразеологизмы в речи, объяснять их значение.
Воспитывать лингвистическую зоркость и любовь к русскому языку.
Тип урока: комбинированный.
Дорожная карта урока
I. Оргмомент
– Здравствуйте, ребята! Садитесь! Урок у нас сегодня непростой! Это урок-путешествие в страну Фразеологию. Поэтому нам предстоит усердно поработать!
II. Проверка домашнего задания
– Давайте проверим домашнее задание. Вам было задано поработать с толковым словарем, узнать лексическое значение слов кузовок, ложа.
III. Актуализация опорных знаний
– Надеюсь, что гонять лодыря и сидеть сложа руки мы не будем. Ребята, я сейчас шла на урок и услышала такой разговор: «Наш Саша на уроке сел в калошу». А второй мальчик ответил: «Это ложь, нет таких калош».
- Как вы думаете, о чем шла речь? (ответы)
- О чем мы будем разговаривать на уроке?
IV. Целеполагание
– Итак, ребята, записываем в тетради число, классная работа, тема нашего урока: «Фразеологизмы. Их признаки и значение». А теперь еще раз посмотрите на тему нашего урока и давайте вместе определим цели:
- вспомнить, что изучает фразеология;
- выяснить особенности фразеологизмов;
- выяснить их роль в речи;
- научиться правильно употреблять их в речи;
- определить, где можно узнать их лексическое значение.
- А сейчас давайте еще раз внимательно прочитаем тему урока и спрогнозируем, на какие еще вопросы предстоит нам ответить и чему научиться на сегодняшнем уроке.
- Мы сегодня должны ответить на вопрос: «Каковы основные признаки фразеологизмов?»
- Ребята, давайте вспомним, что мы называем фразеологизмами? А как называется наука, которая изучает фразеологизмы? Каково же их значение? А признаки? Чем они отличаются от свободных словосочетаний? Давайте рассмотрим таблицу:
Признаки фразеологизмов
V. Изучение нового материала
Ребята, а теперь познакомьтесь с мозаичной таблицей, это маршрут нашего урока. После выполнения каждого задания будет открываться одно из окон мозаики и в конце урока вы увидите обращение к вам фразеологизма.
Выбери фр-мы | Доктор Айболит | Значение фр-ов |
Зоопарк | Маша-растеряша | Работа с учебником |
Угадай фр-зм | В двух словах | Математический диктант |
– Итак, вперед! Первая остановка 1. "Выбери фразеологизм".
Ребята, перед вами вперемешку разбросаны свободные словосочетания и фразеологизмы. Ваша задача выбрать фр-мы.
Повесить белье - Повесить нос
Волчий хвост - Волчий аппетит
Намылить руки - Намылить шею
Бить грушу - Бить баклуши
Глаза глядят прямо - Куда глаза глядят.
- Отличная работа. Мы справились. Открываем ячейку и отправляемся дальше.
2. Доктор Айболит. Вылечи фразеологизм
"Доктор Айболит". Перед вами фразеологизмы, но они заболели, их надо вылечить. Что-то с ними не так. Давайте поможем (задание выполняем возле доски).
Комар уха (__________) не подточит.
Брать корову (__________) за рога.
А Петька (____________)слушает да ест.
Пять (____________) пятниц на неделе.
Знать, как свои десять (_____________) пальцев.
Держать в ежовых перчатках (_______________).
– А когда мы употребляем данные фразеологизмы?
– Отлично, открываем, ячейку. Следующая остановка "Значение фразеологизмов".
3. Объясните значение фразеологизмов
– Устно выполняем:
Теплое местечко – выгодное
Заморить червячка – наесться
Точка зрения – мнение
На веки вечные – навсегда
Без сучка без задоринки – гладко
Непочатый край – много
Битый час – долго
Сложить оружие – сдаться
Рукой подать – близко
Держать хвост трубой – не унывать.
– Все старались, с этим заданием мы тоже справились. Открываем еще одно окошечко.
4. "Зоопарк". Ребята, мы с вами отправляемся на экскурсию в зоопарк. Внимательно посмотрите, какие животные там обитают. Атеперь давайте вспомним и назовем фр-мы, связанные с этими животными.
ВОЛК - голоден как волк, волком выть
ЗАЯЦ - труслив как заяц, заячья душа
ОСЕЛ - упрям как осел
ГУСЬ - как с гуся вода, гусь свинье не товарищ
ЛИСА - хитер как лиса
МЕДВЕДЬ - медвежья услуга
5. Маша-растеряша А впереди нас ждет задание "Маша-растеряша". Фразеологизмы растеряли свои значения, вам нужно им помочь найти друг друга.
Тесно Темно Опытный Молчать Обманывать Бить | Держать язык за зубами Намять бока Хоть глаз выколи Яблоку негде упасть Стреляный воробей Обводить вокруг пальца |
– Умнички! Мы прошли еще один этап и открыли ячейку.
6. Физпауза
«Покажи фразеологизм»
Станьте так, как будто бы вы аршин проглотили. Согнитесь в три погобели. Посмотрите друг другу в глаза. Разведите руками. А теперь руки в брюки. Подержим нос по ветру. Намылили друг другу голову. А теперь перестаем витать в облаках и дальше работаем в поте лица.
7. Работа с учебником
– Открываем учебник на с.____ упр. ______
– Следующая остановка "Угадай фразеологизм".
8. Разгадай ребус и назови фразеологизм (работа в группах)
9. Творческая мастерская
Средний уровень «В двух словах»
Дядя Миша умеет всё: он и на гитаре играет, и рисует хорошо, и сотовый телефон может сам починить. Как можно назвать дядю Мишу? ______________
Петя со своими родителями целый день трудился: копал землю, помогал маме сажать цветы, обрезал с папой деревья. Он очень устал и вечером быстро заснул. Он работал_________________________________
Егор напроказничал, но каким-то образом остался безнаказанным, уклонился от наказания. Как говорят об этом? _____________________
Но проделки Егора не должны остаться без наказания. Мы раскроем его проделки и расскажем о них всем.______________________________
Слова для справок:
10. Математический диктант
На слух подсчитайте количество фразеологизмов в тексте и запишите в тетрадь.
СЕЛ В ГАЛОШУ
(Из приключений Ошибкина)
День я начал спустя рукава (1). Поводив маму за нос (2) насчёт уроков и покраснев до кончиков ушей (3), когда она меня вывела на чистую воду (4) и махнула на меня рукой (5), я сломя голову (6) помчался на стадион. На урок я опоздал, так как вышел из себя (7) из-за обидной шутки и подрался. Когда учительница неожиданно вызвала меня к доске, я вылез из кожи (8), чтобы правильно ответить, попытался взять себя в руки (9) и не ударить лицом в грязь (10). Но в конце концов я сел в галошу (11).
Ребята, читайте книжки дома от корки до корки (12), не считайте ворон (13) и не бейте баклуши (14), а то сядете в галошу (15), как я. (15 фразеологизмов)
(И.Л. Челышева)
– Мы открыли все ячейки и можем прочесть обращение
VI. Рефлексия
– Ребята, вы устали, работали усердно, не покладая рук. Теперь время немного отдохнуть, порефлексировать. Послушайте сказку о фразеологизмах.
Лингвистическая сказка : «Ушки на макушке»
Жили-были в стране Лингвистике братья Ушки. Одни любили чистоту и порядок, другим нравилось быть неопрятными, грязными, третьи всегда к чему-нибудь прислушивались. Домик их стоял на самой окраине, так что гости редко заходили, никто им не мешал. Зато сами Ушки любили путешествовать. Ведь они хорошо слышали и умели слушать. Отправились Ушки искать друзей, чтобы быть с ними «не разлей вода»: всегда вместе, всегда рядом.
Идут Ушки, видят, гуляет маленький розовенький Поросёночек. Поздоровались они:
– Здравствуй, Поросёночек.
А он не отвечает. Что такое? Наверное, не слышит. Прыгнули Ушки на голову Поросёночку, тот сразу захрюкал, оборачиваться стал, прислушиваться, ушками заводил, а потом как плюхнется в грязную лужу. И давай валяться, визжать от удовольствия. Первые Ушки были довольны – наконец-то они на своём месте: «по уши в грязи»! Как были неопрятными, так и остались. Не зря же стали говорить : «Грязный, как свинья». Это о неряшливом человеке.
Другие дальше отправились. Видят, Человек приближается к железнодорожному переезду. А там поезд! Не слышит Человек. Прыгнули Ушки на голову, услышал он. Остановился. Думает :
– Чуть беда не случилась…Надо уши почистить, чтобы слышать лучше». А им этого и надо: быть в чистоте и порядке. Вот и вторые братья себе друга обрели. А тем, кто что-то не понимает или переспрашивает, так и говорят : «Иди, уши почисти!»
А третьи отправились дальше. Слышат, музыка звучит, а где – не видно. Посмотрели Ушки по сторонам, увидели самое высокое дерево и взобрались на его макушку.
– Как отсюда хорошо всё видно: наша страна Лингвистика, как на ладони!
А музыка звучит…Это части речи праздник справляют – День родного языка – и не замечают, что гроза надвигается. Закричали Ушки : «Гроза! Гроза!» А за музыкой ничего не слышно. Тут Сорока ещё помогла. Полетела и затрещала : «Ушки на макушке! Ушки на макушке!» Она ещё слово «дерева» кричала, да ветер это унёс в другую сторону. Тут все обернулись, увидели, что туча приближается, услышали гром. Успели спрятаться в домиках.
Гроза прошла… Ушкам понравилось за всеми наблюдать, предупреждать, слушать. Так и остались они на макушке самого высокого дерева. Стали охранять границы Лингвистики.
А оборот , «ушки на макушке», живёт до сей поры, обозначает: «слушать внимательно», «быть начеку». Вот и Ушки были одинаковые, а повстречали друзей, стали разными. Изменили своё лексическое значение. Так и вы, ребята, учитесь все в одном классе, а знания у всех разные. Прислушайтесь к совету: «Учитесь. Держите всегда «ушки на макушке»!
Не бил баклуши
– Выразите свое отношение к уроку, используя фразеологизмы:
Не плевал в потолок
Не покладая рук
Засучив рукава
Ребята, давайте вместе соберем корзину наших оценок:
VII. Домашнее задание
Запишите домашнее задание:
1. Выучить правило на с. 86
2. Выполнить упражнение № 178 (индивид.задание); упр. 180 (индивид.задание); подобрать примеры фразеологизмов со словами нос, язык, уши, зубы (творческое задание).
Оценивание:
На уроке мы не били баклуши. А трудились до седьмого пота, поэто получили хорошие оценки.