СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Фронтовой треугольник"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка "Фронтовой треугольник"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Фронтовой треугольник"»

Самоанализ профессиональной деятельности

педагога дополнительного образования, Беликовой Марии Александровны.

   Я, Беликова Мария Александровна, работаю педагогом дополнительного образования. Имею высшее педагогическое образование, окончила Волгоградский государственный педагогический университет, педагог дополнительного образования в Ольховском ЦРТДЮ.

     Работая педагогом дополнительного образования, разработала образовательную программу «Волшебный мир бисера» на три года, и программу “Рукоделие” на три года.

    В программе выделяю основные программные направления развития ребенка:

1. художественно-эстетическое развитие

                       Создание условий для:

Формирования у детей эстетического отношения к миру и художественному развитию ребенка средствами искусства.

Формирования умений понимать и ценить произведения искусства.

Развития художественных способностей ребенка.

Развития детского творчества в различных видах деятельности.

Формирования умений интегрировать различные виды деятельности.

2. познавательное развитие

                     Создание условий для:

Формирования умений обобщать способы и средства своей деятельности.

Развития конструктивного мышления через плетение из бисера, вязание, вышивание и др.

Формирования интереса к ознакомлению культуры русского народа и творчества народов мира.

3. социальное развитие

                      Создание условий для:

Формирования у детей навыков культуры общения и разрешения проблемных ситуаций.

Свободы выбора ребенком разных видов деятельности, для самореализации и ситуации успеха для каждого ребенка.

    Цель программы:

           Создание условий для:

-развития личности ребенка, формирования его духовной культуры через нравственно-эстетическое воспитание;

-развития творческих способностей, образного мышления, воображения.

          Достижение целей планируется при решении ряда задач:

-формирование у детей умения и потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки;

-приобретение навыков самостоятельной работы; умение работать сообща, помогая друг другу;

-приобретение различных трудовых навыков;

-сообщение и закрепление знаний по декоративно-прикладному искусству;

-умение воспринимать прекрасное в жизни, природе, искусстве.

   Цели и задачи реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: рисование пластилином, лепка из соленого теста, шитье мягких игрушек, вышивка, изготовление изделий из кожи, природного материала, бумаги и т.п.

    Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:

Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и всестороннем развитии каждого ребенка.

Создание благоприятных условий жизнедеятельности детей в коллективе.

Обеспечение развития и самореализации способностей детей в процессе воспитания и обучения.

Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.

Поддержка талантливых детей.

Учет интересов и потребностей детей.

Организация игровой деятельности.

    Основные принципы построения и реализации образовательной программы:

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, социальных условий обучающихся.

Системность в отборе преподавании материала, интеграции задачи и интеллектуально-познавательного, художественно-эстетического, социального развития ребенка, обогащение содержания образования.

Деятельный подход к организации образования, включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы организации деятельности.

Сочетание наглядных и эмоциональных технологий обучения.

Процесс изучения материала от простого к сложному.

     

    Миссия педагога в современном дополнительном образовании – особая, я  должна дать ребенку не только разнообразную информацию, я должна включить его в значимую деятельность.  Нашему сегодняшнему обществу необходимы образованные, творчески мыслящие, способные не растеряться в жизненных условиях, личности. Сегодня основными задачами творческой деятельности в дополнительном образовании является, прежде всего, обучение детей навыкам создания пространства для своего культурного развития, формирование культуры общения, творческого самоопределения.

       Для эффективного решения поставленной целевой задачи я организую свою педагогическую деятельность на системной основе. Система строится в соответствии со следующими принципами педагогики: добровольности, синтеза познания, а также взаимодействия и сотворчества.  

      В работе выделяю ряд существенных положений образовательного процесса:

1.       Необходимо и обязательно сформировать у детей положительную мотивацию к творческой деятельности;

2.       Дать новые знания при решении конкретных практических задач;

3.       Обогатить чувственным опытом, опытом мыслительной и практической деятельности.

4.       Сформировать трудовые умения и навыки без принуждения.

 

    За много веков русский народ создал замечательные виды декоративного искусства. Жители нашей страны украшали свою одежду и предметы быта вышивкой, аппликацией, кружевом…

   Украшая свой быт, труд или игру ребенка, человек старался привить любовь к прекрасному, развить художественный вкус детей, одновременно включая их в художественную деятельность.

   И моя задача не просто познакомить воспитанников с экспонатами народных умельцев, но и привить любовь к народным промыслам, гордость за талант нашего народа. Для этого необходимо научить воспринимать, понимать и ценить прекрасное в любом его проявлении; помочь каждому ребенку попробовать свои силы в преобразовании окружающей действительности средствами народных промыслов; стимулировать эту деятельность; поощрять любой, даже самый малый успех работы каждого ребенка.

   Воспитывать в детях потребность к созданию красивых вещей – дело важное. Если их приучать к этому с раннего возраста, то впоследствии, став взрослыми, они всегда будут стремиться к красоте.

   В настоящее время большое внимание уделяется эстетике в строительстве, технике и других областях производства. Поэтому будущие специалисты должны обладать художественным вкусом и чувством ритма.      И чем раньше будут знакомиться дети с народным творчеством, тем свободнее они смогут применять элементы декоративного оформления в своих работах.

     Каждое занятие в кружке не возникает случайно, а является запланированным и представляет собой цепочку одного связующего звена образовательной программы. Занятие является наиболее систематической и динамичной формой как индивидуальной, так и групповой работы. Представленный в программе материал, является актуальным, поскольку является вариативным, комплексным. Основная линия программы - декоративно-прикладное творчество, выступает важнейшим средством развития личности ребенка. Каждое занятие спланировано так, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда. Чтобы не возникало трудностей в реализации образовательной программы, иногда приходиться вносить  корректировки в учебно-тематический план.

    Значимым моментом при работе с детьми является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствуют общие занятия, подготовка и проведение общих праздников, совместные посещения выставок прикладного творчества.

   Очень важны отношения детей в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формированию нравственных качеств ребят. Одна из моих задач – создание комфортного микроклимата. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.

   Похвала педагога за самостоятельное решение вопроса, постоянные поручения, беседы, а также помощь младшим товарищам дают уверенность в себе и чувство удовлетворения. Важно, чтобы старшие участники чувствовали ответственность за себя и за младших, а младшие – уважали старших, видя в них защитников и помощников в деятельности.

   При углублении знаний о фольклоре, при проведении физминуток, во время перерывов использую игры. В игре нередко возникают сложные ситуации, требующие от детей нравственных решений и действий. Выполнять правила игры обязаны все, и ребята чувствуют, что победа победе – рознь. В игре недопустимы оскорбления друг друга, грубость, нечестность. Они всегда ценят взаимопомощь, доброту, честность, поддержку, внимание и чуткость. Воспитательное значение игры трудно переоценить.

     Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от педагогических заповедей, которые я использую  в работе:

   1. Принимать ребенка таким, каков он есть. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти. И, поэтому,  моя исходная позиция, как  педагога, в этом вопросе – доверие, опора на имеющийся у ученика потенциал, поиск и развитие его дарований, способностей; стимулирование внутренних сил, чтобы на этом фундаменте ребенок смог заняться самосовершенствованием.

   2. Быть справедливым и последовательным в воспитании и обучении. Справедливость для педагога – критерий профессионализма. Для ребенка справедливость – условие защищенности, гуманная сущность окружающей среды. Быть справедливым – это, значит, увидеть победу, пусть самую маленькую, даже простое старание ребенка. Если победу не над другими, то над самим собой – вчерашним. Педагогу очень важно уметь видеть, удивляться, восхищаться, приходить в восторг от способностей своих детей.

   3. Быть примером для детей в воспитании любви к декоративно-прикладному творчеству, увлеченности этим творчеством. Главное на этом пути – педагогическая интуиция: думать о своих учениках и желание помочь ребенку, зная его конкретные проблемы. Уметь сопереживать их успехам и неудачам, нести за них ответственность. Любить.

   В своей работе я  использую педагогическую технологию поддержки детских и юношеских инициатив, предметом которой является процесс совместного с ребенком определения его интересов, конкретизации целей, возможностей и путей преодоления препятствий и проблем, мешающих проявлению самостоятельности в достижении результатов в общении и саморазвитии.                                          

     В образовательном процессе, на начальном этапе обучения, я внедряю в педагогическую практику объяснительно-иллюстративный метод (предлагается образец, который дети рассматривают, анализируют и работают над его изготовлением). Это позволяет добиться технологической точности в изготовлении изделия.  

     Позже, на моих занятиях, происходит ориентация детей на творческий подход к заданиям, что дает возможность им найти свой стиль. На этой стадии  применяются элементы проектно-конструкторского метода. На всех этапах этого метода я осуществляю консультативную помощь ученикам.  

     Этот метод я считаю наиболее показательным в своем опыте. Моей целью при организации такой деятельности является приобретение учащимися основных исследовательских навыков: умение формировать и вычленять проблему исследования, производить и описывать изделие, обеспечивать получение надежных результатов, подводить итоги. Данный метод позволяет формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их мыслительную деятельность, применять полученные ими знания, умения, навыки на практике.  Исследовательская деятельность способствует дисциплинированности мышления, самостоятельной организации познавательной деятельности в соответствии с поставленными задачами разного уровня сложности.  В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко возрастает, уже недостаточно только их усвоение, а важно привить детям умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации, перерабатывать ее, что является важным условием для самоопределения и самореализации человека в будущем.

  В работе с детьми  я вариативно использую комплекс методов: беседа, диалог, импровизация, равноправный духовный контакт, соревнование, игра, создание проблемных воспитывающих ситуаций, ситуаций творческого поиска.

     Основой всей моей педагогической деятельности стала необходимость в постоянном самосовершенствовании и самообразовании. Я постоянно работаю над собой. В течение последних лет занимаюсь освоением и применением программ Microsoft Office , осваиваю сеть Интернет.  Через периодические издания методической литературы, Интернет-ресурсы знакомлюсь с педагогическими новинками, освещающими образование, изучаю новые книги по технологии различных видов деятельности и потом использую их в своей работе. Когда ребенок видит перед собой успешного, оптимистического, любящего свое дело, уважаемого детьми наставника, то вероятность успеха возрастает. Стиль и манеры педагога, внешний вид, умение вести себя – тоже играют большую роль в воспитании обучающихся.    

     Своим ученикам я стараюсь создать все условия для успешного творчества, пополнять кабинет всеми необходимыми для работы материалами и инструментами. Для более плодотворной деятельности - активно сотрудничаю и привлекаю родителей.  

   В сегодняшней жизни родители много времени уделяют  решению социально-бытовых проблем и не всегда интересуются успехами детей, а тем более в творческих объединениях.

   Одаренность, талантливость ребенка, как и отдельные его способности, не бывает заложена от природы в готовом виде. Врожденные задатки – только одно из условий очень сложного процесса формирования индивидуально–психологических особенностей, в огромной степени зависящих от окружающей среды, от характера деятельности. Развитию способностей детей содействует творческое объединение.

   Ребенок может быть неуспешным в учебной деятельности, но успешным в досуговой деятельности может быть каждый.

   Здесь необходимы совместные усилия семьи и школы. Так как сформировать устойчивый интерес и поддерживать его непросто. Это связано с тем, что у детей гораздо в меньшей степени, чем у взрослых, развиты воля и сознательность.    Для организации сотрудничества с семьей  я стараюсь привлечь родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей. Родители приглашаются на выставки. Они привлекаются к подготовке и проведению праздников, выступлений. Такая работа способствует формированию общности интересов детей и родителей, служит эмоциональной и духовной близости.

     К сожалению,  в моей работе есть проблемы: отсутствие средств на пополнение материальной базы кабинета. Некоторые дети не в состоянии приобрести материал для работы на занятиях.  Приходится работать с материалом, бывшим в употреблении, и бросовым материалом.  Есть проблема и родительского плана. Некоторые родители не понимают важность посещения объединения. Решаю эту проблему путем разъяснительных бесед .

    При работе с детьми я всегда имею в виду принцип постепенного продвижения в развитии личности. При этом успехи, достижения ребенка сравниваются не со стандартом, как в основном образовании, а с исходными возможностями.

    Результаты работы  подтверждают, что избранные формы и методы работы оптимально раскрывают творческие способности ребенка, дают ему возможность попробовать себя (свои силы) в творческой деятельности и, что немаловажно, создают для детей ситуацию успеха.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!