СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка " Гидролиз органических и неорганических веществ"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка " Гидролиз органических и неорганических веществ"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КАМЧАТСКОГО КРАЯ

«КАМЧАТСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА



ЛЕКЦИИ

По дисциплине «Химия»

По теме: «Гидролиз неорганических и органических веществ»



Для специальности: 31.02.03 Лабораторная диагностика

Уровень подготовки базовый





Рассмотрена

на заседании цикловой комиссии

общепрофессиональных дисциплин

Протокол № ____ «__» ___________ 2025 г.

Председатель ЦМК

____________/ Г.В. Яковишин

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УПР

__________/Н.В. Вострикова

«___» ______ 2025г.



Составитель:

Потапова Елена Витальевна – преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ КК «Камчатский медицинский колледж»









Петропавловск-Камчатский, 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка лекции по теме «Гидролиз неорганических и органических веществ» разработана в соответствии с ФГОС СПО специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика» и рассчитано на одно занятие (2 часа) в соответствии с календарно-тематическим планом программы учебной дисциплины.

Данная тема входит в изучение общеобразовательной дисциплины профильного уровня «Химия». Преподавание реализовано с учётом профессиональной направленности обучающихся по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика

Актуальность темы:

Понимание процессов, происходящих при гидролизе солей, необходимо для объяснения явлений, происходящих в живых организмах, природных комплексах и системах. Многие вопросы биологии, медицины, связаны с явлением гидролиза солей, поскольку он является основой их устойчивости и равновесия. В основе процесса пищеварения лежит реакция гидролиза, её надо учитывать при приготовлении растворов. Усвоение пищи связано с переходом питательных веществ в растворенное состояние. Поэтому будущему медицинскому работнику необходимо иметь представление о гидролизе.

Тип учебного занятия: лекция

Цели занятия:

Учебные:

- дать представление о гидролизе неорганических и органических веществ;

- научить записывать уравнение гидролиза неорганических солей в молекулярном и ионном виде;

- научить определять рН среды водного раствора солей, определять характер среды растворов солей по их составу. Показать практическое применение гидролиза.

- показать практическое применение гидролиза в природе и жизни человека;

Развивающие:

  • способствовать развитию клинического и логического мышления, медицинской наблюдательности;

  • способствовать развитию умения сравнивать и выделять различия;

  • развивать познавательную и поисковую активность;

Воспитательные:

  • повышение интереса к предмету, формирование положительного отношения к образовательному процессу, к самостоятельной работе;

  • содействие личностному самоопределению обучающихся в отношении их будущей профессии

Обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

Занятие способствует формированию у обучающихся следующих личностных результатов:

ЛР.12 Способный искать нужные источники информации и данные, воспринимать, анализировать, запоминать и передавать информацию с использованием цифровых средств; предупреждающий собственное и чужое деструктивное поведение в сетевом пространстве.

ЛР.13 Проявляющий навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной деятельности.

ЛР.14 Развивающий творческие способности, способный креативно мыслить.

ЛР.21 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д.

ЛР.26 Готов к выполнению поставленной задачи, направленной на помощь пациенту в любой ситуации.

Обучающийся (базовый уровень) должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

ПК 1.1. Организовывать рабочее место.

ПК 1.2. Обеспечивать безопасную окружающую среду.

ПК 3.2. Пропагандировать здоровый образ жизни.

После изучения данной темы обучающийся должен:

уметь:

- давать понятия гидролизу;

-составлять уравнение гидролиза;

– характеризовать: общие химические свойства солей;

–объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И.  Менделеева;

– называть: изученные вещества;

– определять: принадлежность веществ к разным классам неорганических соединений; типы реакций в неорганической химии; типы и pH среды раствора.

– характеризовать: общие химические свойства основных классов неорганических соединений;

– объяснять: практическое применение и значение гидролиза в биохимических реакциях организма.

знать:

- Типы гидролиза в зависимости от кислоты и основания, которыми образованна соль.

- Классификацию кислот на сильные и слабые.

-Классификацию оснований на сильные и слабые.

- Значение гидролиза солей в живом организме, в природе, в быту.

Междисциплинарные связи:

  • ОДП.03 Биология

  • ОП.01 Анатомия и физиология человека

  • ПМ.01 Проведение мероприятий по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  • словесный (лекция, объяснение, фронтальная беседа);

  • наглядный (демонстрация таблиц, мультимедийной презентации, видеофрагментов)

Место проведения лекции: учебная аудитория ГБПОУ КК «Камчатский медицинский колледж».

Материально-техническое оснащение занятия:

  • Компьютер;

  • Мультимедийное сопровождение;

  • Проектор.



СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия

Время

Действия преподавателя

Действия обучающихся

Организационный момент

2

Приветствует обучающихся, осуществляет контроль присутствия на занятии, готовности к занятию учебного кабинета и обучающихся, оценивает внешний вид обучающихся.

Занимают рабочие места, приветствуют преподавателя, слушают, отвечают

Сообщение темы, определение целей, плана проведения занятий.

3

Сообщает тему, задает вопросы, побуждающие к обсуждению актуальности изучаемой темы. Организует обсуждение.

Записывают тему, участвуют в обсуждении.

Актуализация опорных знаний

5

Проводит опрос

Отвечают на вопросы

Изучение нового материала

30

Объясняет новый материал

Конспектируют материал лекции, составляют схему

Физкультминутка

5

Демонстрирует студентам технику выполнения упражнений (Приложение №А)

Выполняют упражнения

Просмотр видеофрагмента

15

Видеоурок «Гидролиз» (РЭШ, https://resh.edu.ru/subject/lesson/5912/main/

Конспектируют, смотрят. Разбирают уравнения составления гидролиза

Составления уравнений гидролиза

20

Объясняет задание

Выполняют в тетради

Рефлексия

5

Проводит рефлексию

Отвечают на вопросы:

Я не знал, но теперь знаю…

Сообщение задания для внеаудиторной самостоятельной работы. Выставление оценок.

5

Объясняет выполнение внеаудиторной самостоятельной работы:

1) Задания для закрепления знаний, умений определять характер среды и цвет индикатора

2) Учить материал лекции

Записывают задание для выполнения

ИТОГО:

90






Ход занятия

Основные понятия: гидролиз, гидролиз по катиону, гидролиз по аниону, молекулярный вид уравнения гидролиза, общий ионный и краткий ионный виды уравнения, реакция среды.

Оборудование: проектная доска, компьютер.


Актуализация знаний:

  1. Дайте определение понятию «соли» (Соли — сложные вещества, состоящие из катионов металлов и анионов кислотных остатков. ИЮПАК определяет соли как химические соединения, состоящие из катионов и анионов).

  2. Какие Соли бывают, перечислите? (средние, основные, кислые, средние, двойные, комплексные).

  3. Дайте определение понятию «электролит» (Электролиты — это вещества растворы или расплавы которых проводят электрический ток. NaCl, H2SO4, NaOH)

  4. Дайте определение понятию «неэлектролит» (Неэлектролиты-это вещества, водные растворы или расплавы которых не проводят электрический ток. Кислород O2, азот N2, водород H2, многие органические вещества – спирты, глюкоза, сахароза, бензол и др.

  5. Что такое кислота? (Кислота — это сложное соединение состоящая из катиона водорода и кислотного остатка)


Гидролиз — взаимодействие соли с водой, в результате которого идет образование слабого электролита.

Если кислота — кислая соль, если основание — основная соль, и происходит изменение среды раствора.

Гидролиз — процесс обратимый. Гидролизу подвергаются растворимые соли, в состав которых входит либо катион слабого электролита, либо анион слабого электролита.

Если катион слабого электролита — идет гидролиз по катиону.


Если анион слабого электролита — идет гидролиз по аниону.


Если катион и анион много зарядные (H2SO4, H3PO4) — гидролиз идет ступенчато.


Если в состав соли входят катион и анион слабых электролитов (выпадает осадок, выделяется газ), идет необратимый гидролиз.


Гидролизу не подвергаются соли, образованные катионами и анионами сильных электролитов, а также нерастворимые в воде соли.


Пример:

В эксперименте были соли:

АlСl3 — соль образована слабым электролитом — основанием Аl(ОН)3, сильной кислотой — соляной, гидролизуется по катиону.

Na2CO3 — соль образована сильным основанием NaOH и слабой кислотой.

Н2СO3 — угольной, гидролизуется по аниону.

NaCl — соль образована сильным основанием NaOH и сильной кислотой НСl, гидролиза нет.


Алгоритм составления уравнения гидролиза соли:


1. Составить уравнение диссоциации соли, определить ион слабого электролита.

2. Составить уравнение его взаимодействия с водой, определить продукты гидролиза в виде ионов.

3. Сделать вывод о среде электролита.

4. Составить уравнение в молекулярном и ионном виде.

Al3+ — катион алюминия, слабое основание гидролиза по катиону

среда кислая, т. к. [Н+] [ОН-]


Другой вариант алгоритма составления уравнения гидролиза соли:


а) по химической формуле соли определить, какой кислотой и каким основанием образована соль;

б) записать левую часть уравнения в молекулярном виде;

в) составить уравнение в общем ионном виде, предположим, согласно этому уравнению, продукты правой части уравнения в молекулярном виде;

г) сократить одинаковые ионы в левой и правой частях уравнения общего ионного вида;

д) составить уравнение гидролиза в кратком виде, определить среду.

Пример:

а) Na2CO3 — соль образована NaOH — сильное основание, Н2СO3 — слабая кислота, гидролиз по аниону СO32-;

Предполагаем продукты правой части уравнения: соль NaHCO3 и основание NaOH; записываем в правую часть молекулярного уравнения;

г) составляем краткое ионное уравнение гидролиза, сокращаем катионы натрия:

Вывод: [ОН-] [Н+] — среда щелочная; pH 7.


Сделаем общий вывод проведенного в начале урока эксперимента: соли подверглись гидролизу, вследствие чего раствор вызвал определенную реакцию среды.

Если следует дать ответ быстро, не составляя уравнения гидролиза соли, следует помнить: «сильное пересиливает слабое».

Определить, какими по силе электролитами образована соль, если сильным основанием — щелочная реакция среды: Кд осн Кд кис, если сильной кислотой — среда кислая: Кд кисл Кд осн, если и основание, и кислота сильные — реакция среды нейтральная: Кд кисл = Кд осн.

Пример:

Какую реакцию среды имеют растворы солей CuSO4, KNO2, Na2SO4?

CuSO4 — реакция среды кислая, т. к. соль образована сильной кислотой — серной.

KNO2 — реакция среды щелочная, т. к. соль образована сильным основанием.

Na2SO4 — реакция среды нейтральная, т. к. соль образована сильной кислотой и сильным основанием.

Если соль образована многозарядным ионом, то гидролиз идет ступенчато.

Пример:

Почему при гидролизе соли не наблюдается выпадение осадка, т. е. не доходит гидролиз до III ступени?

Так как гидролиз — процесс обратимый, то как только начинает возрастать концентрация катионов водорода, то по принципу Лe Шателье равновесие смещается в сторону обратной реакции, в сторону исходных продуктов.

Если требуется усилить гидролиз, то можно повысить t°, увеличить концентрации исходных продуктов или добавить в раствор кислоту, катионов водорода. Гидролиз будет подавлен.

Чтобы усилить гидролиз соли, следует добавить в раствор соединение, связывающее катион водорода, т.е. добавить раствор щелочи.

Наблюдается образование воды Н+ + ОН- = Н2O, вследствие чего концентрация катионов водорода уменьшается и равновесие смещается в сторону прямой реакции. Гидролиз усиливается.

Можно добавить раствор соли, который имеет щелочную реакцию среды.

В случае гидролиза соли, образованной слабой кислотой, слабым основанием, образуются конечные продукты — слабое основание, слабая кислота. Гидролиз необратимый.

Какая реакция среды при таком гидролизе возможна? Среда определяется сравнением Кд слабых электролитов. Среда определяется большим значением Кд.

Пример.


В данном случае реакция среды будет нейтральной, т. к. Кд реагентов равны.

В таблице растворимости солей, кислот, оснований в воде в примечании указано «в водной среде разлагаются», т. е. подвергаются гидролизу.


Обобщение и выводы

1. Гидролиз — взаимодействие соли с водой с образованием слабого электролита и изменением реакции среды.

2. Гидролиз — обратимый процесс.

3. Возможен гидролиз: а) по катиону; б) по аниону.

4. Реакция среды зависит от соотношения Кд электролитов, образовавших соль.

5. Гидролиз необратим в том случае, если хотя бы один из продуктов гидролиза уходит из сферы реакции. Он сразу идет и по катиону, и по аниону.

Практическое значения гидролиза:

Гидролиз имеет большое значение в живом организме, живой природе, в практической жизни человека.

В качестве моющего средства в древности использовали золу, в состав которой входит К2СО3 — карбонат калия, в воде гидролизуется с образованием щелочной реакции.

Раствор становится мыльным. В настоящее время в быту используют мыло, моющие стиральные порошки — натриевые, калиевые соли высших жирных карбоновых кислот — стеариновой и пальмитиновой.

Гидролизуясь в водном растворе они дают щелочную реакцию:

В состав моющих средств входят соли неорганических кислот: фосфат, карбонат, они усиливают моющее действие.

В фотографическом деле соли — бура Na2B2О4, Na23, К2СО3, гидролизуясь, создают щелочную реакцию.

При недостатке кислотности почвы у растений развивается заболевание хлороз. В почву вводится удобрение (NH4)24, которое повышает кислотность почвы благодаря гидролизу по катиону:

Благодаря солям, входящим в состав крови — NaHCО3, NО2, НРО4, поддерживается определенная реакция среды. Они регулируют избыток Н+ и избыток ОН-. При избытке Н+ они связываются с ОН- и равновесие смещается вправо, усиливается гидролиз.

При избытке ОН- равновесие будет смешаться влево. Благодаря этому pH крови колеблется незначительно.

В полости рта поддерживается определенная среда. Благодаря аниону НPO42-, входящему в состав слюны, pH колеблется от 7 до 7,5.

Гидролиз органических веществ


Гидролиз характерен и для большинства органических веществ — это их важнейшее органическое свойство.

Однако в этих случаях вода — реагент, и не обязательно один из продуктов — слабый электролит, как при гидролизе неорганических веществ, и не всегда изменяется среда раствора.

Гидролиз органических веществ также процесс обратимый, возможно наступление химического равновесия, и необходимо знать условия его смещения по принципу Ле Шателье.

Следует помнить, что изучение теоретических основ гидролиза требует знаний не только ранее изученных вопросов курса химии, но и вопросов курса биологии, особенно обмен веществ в живом организме.



Органические соединения

Уравнение гидролиза

Практическое применение

Галогеналканы

Получение спирта. Присутствие щелочи смещает равновесие вправо, идет связывание HCl

Сложные эфиры

Среда кислая (неорганическая кислота). Для смещения равновесия вправо гидролиз ведут в присутствии щелочи с образованием соли карбоновой кислоты и спирта

Щелочное окисление в промышленности

Жир сложного эфира высших карбоновых кислот и глицерина.

1811 г. Э. Шеврель


В живом организме гидролиз жира — ферментативный процесс.

Производство мыла, глицерина







В живом организме синтезируется жир, соответственный данному организму, и затем участвует в обменном процессе.

Углеводы. Крахмал


Обмен углеводов

( биология)

В живом организме гидролиз ферментативный. Схема 4, с. 161 учебника.



Глюкоза — важнейший энергетический материал в живом организме







В промышленности продукты гидролиза: декстрины, мальтоза, глюкоза. Патока — смесь декстринов, мальтозы, глюкозы. Кондитерская пром-ть. Декстрины обладают клеющим действием. С ними связано появление корочки на хлебе, жареном картофеле; при накрахмаливании и глажении белья — плотной пленки

Биополимеры — белки (обмен белков; см. учебник биологии)

В организме гидролиз до аминокислот, которые участвуют в синтезе белков, свойственных данному организму.

Источник энергии в организме

Гидролиз АТФ (аденозинтрифосфорная кислота)



Задания для самостоятельной работы студентов:

1.Задания для закрепления знаний, умений определять характер среды и цвет индикатора (приложение Б)

Формула соли

Характер среды

Цвет индикатора

1.хлорид цинка



2.сульфит калия



3.силикат натрия



4.фосфат калия



5. гидрокарбонат натрия





2.

Название соли

Характер среды

Тип гидролиза

1. сульфат меди(2)



2. фосфат натрия



3.хлорид магния



4.карбонат калия



5. нитрат натрия





3.

Формула соли (дать название)

Характер среды

Значение PH

1.Cu(NO3)2



2 Na2S



3 K3PO4



4 K2SO3



5 Na2SO4



4.

Соль

Сила кислоты

Сила основания


1.Cu(NO3)2



2 Na2S



3 K3PO4



4 K2SO3



5 Na2SO4





II. Обобщение и выводы

Мы изучили более углубленно процесс гидролиза, типы, значение в биохимических реакциях.

В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с процессами гидролиза – при стирке белья, мытье посуды, умывании мылом. Даже процессы пищеварения, в частности, расщепления жиров, белков, углеводов протекают благодаря гидролизу.

Рассмотрение данной темы в курсе предмета « Химии » показывают огромную роль гидролиза в процессах жизнедеятельности организма. На нём основываются процессы питания и выделения, поддержания гомеостаза (постоянства среды) и перераспределения энергии. Без этого процесса не было бы возможным усвоение пищевых продуктов, так как высасываться в кишечнике способны только относительно небольшие молекулы. Образующиеся в процессе переваривания пищи вещества-мономеры, вступают в ряд реакций. Во многих из них они окисляются, и энергия, выделяющаяся при этом окислении, используется для синтеза АТФ из АДФ – основного процесса аккумулирования энергии в живых организмах. Эта энергия необходима для роста и нормального функционирования организма. Человек получает её как за счёт многостадийного процесса окисления пищи – белков, жиров и углеводов, так и за счёт гидролиза некоторых сложных эфиров, амидов, пептидов и гликозидов. Гидролиз – также основа синтеза мочевины. 

III. Задание для внеаудиторной самостоятельной работы:

  1. Заполнить таблицы по определению характеру среды и цвету индикатора.

  2. Выучить конспект.




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Основная литература:

  1. Габриелян, О. С. Химия: 11-й класс: базовый уровень: учебник / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков. — 5-е изд., стер. — Москва: Просвещение, 2023. — 128 с.

  2. Урок 7. Гидролиз органических и неорганических соединений. - Химия - 11 класс – Видео. // Российская электронная школа: сайт. – URL: https://resh.edu.ru/subject/lesson/5912/conspect/92790/ (дата обращения: 12.03.2024).


Дополнительная литература:

1. Рябов, М.А. Сборник задач, упражнений и тестов по химии. К учебникам Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман «Химия. 10 класс» и «Химия. 11 класс»: учебное пособие / М.А. Рябов. – М.: Экзамен. – 2013. – 256 с.

2. Рудзитис, Г.Е. Химия. 10 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. Углублённый уровень / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение. – 2018. – 352 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А



Физкультминутка для глаз























ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Цвет индикаторов в различных средах

Название

Окраска индикатора в среде

Кислая

[H+]* [OH-] 
рН

Нейтральная

[H+] = [OH-] 
рН = 7

Щелочная

[OH-] [H+]
рН 7

Лакмус

красный

фиолетовый

синий

Фенолфталеин

бесцветный

бесцветный

малиновый

Метилоранж

розовый

оранжевый

желтый










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя