Методическая разработка и самоанализ внеурочного занятия в 10 классе по теме "Учебная дискуссия".

Категория: Русский язык

   Внеурочное мероприятие проведено на основе курса по выбору учащихся "Основные виды переработки текста" в 10 классе. Тема "Учебная дискуссия" рассчитана на 2 часа. Данное занятие - первое и предполагает знакомство с основными понятиями темы и первичное закрепление теоретического материала.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка и самоанализ внеурочного занятия в 10 классе по теме "Учебная дискуссия".»

Конспект внеурочного занятия в 10 классе.

Учебная дискуссия.

Цели: 1) дать понятие дискуссии и её отличия от спора, диспута, дебатов,

полемики;

2) познакомить с требованиями культуры спора, с формально-

логическими законами речи, с приёмами и уловками споре; со

структурой доказательства в споре;

3) формировать умения подбора доказательств, нахождения и

исправления логических ошибок.

Оборудование: эпиграфы на доске, словари, карточки-«подсказки», мультимедийная презентация.

Эпиграфы:

Истина рождается в споре.

Древнее изречение.

Ключ к ораторскому искусству лежит в логике.

М.В.Ломоносов

Ход занятия.

  1. Мотивационное начало.


В известной детской игре на вопрос «Как живёшь?» малыши отвечают: «Вот так!» и при этом поднимают большой палец, когда остальные пальцы зажаты в кулак.

- Можно ли по этому жесту понять, как им живётся? Почему?

(Да, прекрасно, ведь этот жест – знак высшей оценки)

  1. «Открытие темы».


С помощью жестов, оказывается, можно образно определить науки. Издавна в риторике принято: наука о разбирательстве в споре – область диалектиков,

наука о речи и её украшениях – область ораторов. Цицерон в своей книге «Оратор»

писал: «Знаменитый Зенон, от которого пошло учение стоиков, часто показывал различие

между этими науками одним движением руки: сжимая пальцы в кулак, он говорил, что

такова диалектика, а раскрывая руку и раздвигая пальцы – что такую ладонь напоминает

красноречие».



Наука о разбира- Наука о речи

тельстве в споре – и ее украшениях –

область диалектиков область ораторов













  1. Словарная работа.


- В словаре найдите определение следующих понятий:

спор, дискуссия, диспут, полемика, дебаты.

- В чём их сходство?

- Чем эти понятия отличаются друг от друга?

- Постройте кластер по этим понятиям.

(Учащиеся заполняют «заготовку» кластера, выясняя особенности каждого понятия).

- Чем дискуссия принципиально отличается от остальных разновидностей

споров?

(Это эффективный способ убеждения, т.к. участники дискуссии сами приходят к тому или

иному выводу; поиск истинного решения проблемы).



4). Основные требования к культуре спора


- Отгадайте зашифрованные слова. Чем одно отличается от другого?



С п о р а

С

-Мы видим, что в основе дискуссии лежит спор. Для того, чтобы спор не перерос с ссору, необходимо соблюдать основные требования культуры спора.

Основные требования культуры спора:

  • Умение четко определить предмет спора.

  • Не упускать из виду главных положений.

  • Определенность позиций участников спора.

  • Правильное оперирование понятиями спора.

Поведение участников спора

  • Уважительное отношение оппонентов друг к другу.

  • Выдержка и самообладание, что влияет на поведение полемистов.

5). Инсценировка учащимися эпизода из 9-й главы поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

В 9-й главе поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» встречаются две интересные героини: дама, приятная во всех отношениях, и просто приятная дама, и между ними происходит такой диалог.

- Какой весёленький ситец!- воскликнула во всех отношениях приятная дама, глядя на платье просто приятной дамы.

- Да, очень весёленький. Прасковья Фёдоровна, однако же, находит, что лучше если бы клеточки были помельче... Сестре её прислали материйку: полосочки узенькие, узенькие, какие только может представить воображение человеческое, фон голубой и через полоску всё глазки да лапки, глазки да лапки... Словом, бесподобно!

- Милая, это пёстро.

- Ах, нет, не пёстро!

- Ах, пёстро!

    • Как долго, по вашему мнению, может продолжаться этот спор? Почему?

6). Доказательство в споре.

- Прочитайте эпиграфы к занятию. Обратите внимание на слова М.В.Ломоносова. Что изучает логика?

А). В споре необходимо соблюдать 4 формально-логических закона: закон тождества, закон противоречия, закон исключённого третьего, закон достаточного основания

(объясняется суть каждого закона)

- Прочитайте «Шутку» (перевод с итальянского):

Учитель: Какого рода слово ШЕСТ?

Ученик: Мужского.

Учитель: А ЗОНТИК?

Ученик: Женского.

Учитель: Почему?

Ученик: Потому что ЗОНТИК – это шест в юбке.

  • Какой закон логики нарушен в этом шутливом диалоге?

Б). - Посмотрите на слайд и выясните, какова структура доказательства и какие бывают доводы в споре.

- Какой порядок расположения доказательств в классических риториках принято называть «гомеровым порядком»?

(Наилучшим считается «гомеров порядок» порядок расположения

доказательств: сначала – СИЛЬНЫЕ аргументы, затем масса

доказательств СРЕДНЕЙ силы, в конце – ОДИН наиболее

МОЩНЫЙ аргумент).

В). Творческая работа.

- Подберите доказательства к тезису «Каждый человек должен быть здоровым» и расположите их в «гомеровом порядке» (В помощь слабым учащимся предлагаются карточки – «подсказки»).

Образец карточки-«подсказки».

Доводы для доказательства тезиса

«Каждый человек должен заботиться о своём здоровье».

Долг. 1. Долг человека - не портить то, что получил от Бога (природы), а

пытаться сохранить этот дар.

2. Здоровый может помогать близким, больной сам нуждается в помощи.

Труд. Природа даёт человеку здоровье, чтобы он мог выполнить своё назначение в мире – трудиться на благо других и продолжать род человеческий.

Материальные вопросы. Быть здоровым выгодно, т.к. болезнь (средства на лечение) и нездоровый образ жизни (расходы на табак, алкоголь и т.п.) ведут к большим денежным потерям.

Радости жизни. Человек, погубивший своё здоровье, не может испытывать всю полноту возможного счастья.

- Используя тезис и подобранные аргументы, составьте текст-рассуждение на тему «Почему человек должен быть здоровым?» Не забудьте сделать вывод.

- Объединитесь в пары и произнесите друг другу своё рассуждение на тему «Почему человек должен быть здоровым?»

7). Логические ошибки в доказательстве.

А). Логические ошибки в доказательстве

- «Подмена тезиса» (доказывается не тот тезис, что был выдвинут первоначально).

- «Ложное основание» (ссылка на несуществующие документы, подтасованные факты).

- «Порочный круг» (тезис обосновывается аргументами, а аргументы выводятся из того же тезиса).

Б). Решение логических задач.

  • Прочтите диалог. Какая логическая ошибка в доказательстве допущена в этом диалоге?

– Наша бригада в этом квартале добилась больших успехов.

– Поздравляю. Как вам это удалось?

– Очень просто. Наша бригада все время работала хорошо.

– А что значит «работала хорошо»?

– А то, что она добилась больших успехов.

  • Опознайте и охарактеризуйте логические ошибки:

  • Геометрия – наука о пространственных отношениях тел.

  • Демократ – человек демократических убеждений.

  • Кража – тайное похищение имущества.

  • – Надо ему через туры пройти.

– Туры… Туры… Туры… Как через сито просеивают, а потом как турнут…

(Вахтерша – девушке, приехавшей из Сибири поступать в

консерваторию, сцена из кинофильма)

  • Грамматические предложения бывают простыми, сложными,

сложноподчиненными и бессоюзными.

  • Дети делятся на две категории: на невоспитанных и ненаших.

8). Способы опровержения оппонента.

А). - Обратите внимание на слайд и выпишите основные способы опровержения оппонента.

Полемические приемы:

- Опровержение ложного тезиса фактами.

- Критика доводов оппонента.

- Юмор, ирония, сарказм.

- «Сведение к абсурду» (от лат. reductio ad absurdum – «доведение до нелепости»).

- «Прием бумеранга, или возвратный удар» (тезис или аргумент обращается против тех, кто их высказал).

- Атака вопросами (цель – сделать положение оппонента затруднительным).

- «Довод к человеку» (разновидность – «апелляция к публике»), – когда вместо обсуждения по существу оцениваются недостатки человека, выдвинувшего тезис.

Б). Практикум.

  • Какой полемический прием использовал Ф. Кривин в своей миниатюре?

Осень.

Чувствуя, что красота ее начинает отцветать, и, желая как-то продлить свое лето,березка выкрасилась в желтый цвет – самый модный в осеннем возрасте. И тогда все увидели, что осень ее наступила.

  • Каким беспроигрышным полемическим приемом воспользовался судья в следующей ситуации?

30-тые годы. В США «сухой закон». Чувствуя себя несколько неуверенно, молодой судья звонит более опытному коллеге по поводу своего первого дела.

– У меня тут подсудимый обвиняется в контрабандном ввозе спирта. Как вы думаете, сколько ему дать?

– Два доллара за бутылку и ни цента больше!

  • Какой распространенный полемический прием в аудитории молодой и нетерпимой друг к другу может прозвучать:

– Ты дурак или с роду так?

9). Парадоксы логики.

- ЗАДАЧА. Если волосы с головы выпадают по одному, то с какого момента надо считать человека (и не только человека) лысым?

(Решить эту задачу подсчетом волосинок на голове невозможно. Человека следует считать лысым с того момента, когда это заметит хотя бы один человек, например, его девушка или жена).

- На парадоксах часто строятся необычные определения. Виктор Кротов, например, создал

целый «Сборник парадоксальных определений». Вот как звучит парадоксальное

определение слова «парадокс» (высекание нового смысла из двух окаменевших старых).

- Определите, кому дали такие образные определения известные люди:

  • "образцовое произведение вселенной" (Лессинг),

  • "царица абсурда" (Рене Шар),

  • "кроссворд, где ничего не пересекается" (Геннадий Малкин),

  • "неудавшийся мужчина" (Джек Лондон)

  (женщина)

- А кому В.Кротов дал такое парадоксальное определение?

«…? - это человек минус женщина» (мужчина)

10). Речевая разминка.

  • Выберите одно из парадоксальных определений, которое можно оспорить. Подготовьте возражение:

Позволю себе возразить…

Оригинально, но не точно. Попробую уточнить…

Возможно, N прав, но для меня деньги – это всего лишь…

Д е н ь г и -

  • великий апостол равенства. (Неизв.)

  • душа войны, любви и сцены. (Теофиль Готье)

  • мера цен, ставшая товаром. (Александр Круглов)

  • помёт дьявола. (Габриэль Маркес)

  • хороший слуга, но плохой хозяин. (Фрэнсис Бэкон)

  • это некое шестое чувство, без которого остальные пять неполноценны.

(Сомерсет Моэм)

  • это сводник между потребностью и предметом, между жизнью и жизненными средствами человека. (К. Маркс)

11). Приёмы и уловки в споре.

А). - Обратите внимание на слайд и выпишите нечестные приёмы и уловки в споре.

Нечестные приёмы в споре:

  • «Ошибка многих вопросов»

  • Ответ вопросом на вопрос

  • «Ответ в кредит»

Уловки:

- Ставка на ложный стыд

- «Подмазывание аргумента»

- Ссылка на возраст, образование, положение

- Желание увести разговор в сторону

- Самоуверенный, высокомерный тон

- «Чтение в сердцах», оскорбление, «обструкция»

- Грубые механические уловки (свист, смех, топанье ногами и т.п.)

Б). Практические задачи

  • Прочитайте анекдот. Какая уловка в нем использована?

Английский мальчик Томми живет в школе-интернате. В письмах родителям нельзя жаловаться на порядки в школе. Поэтому он пишет домой так: «Дорогие мама и папа! В нашем интернате 387 школьников. Мне очень хотелось бы, чтобы там осталось 386».

  • Какой уловкой воспользовался Бернард Шоу в следующей истории?

Однажды великий английский драматург Бернард Шоу обедал в ресторане под бравурные звуки оркестра, исполнявшего одну мелодию за другой. Шоу подозвал метрдотеля и спросил:

– Скажите, оркестр может сыграть что-нибудь по заказу посетителей?

– Конечно, сэр, – ответил метрдотель. – Что вам сыграть?

– Передайте им: пусть сыграют в покер, пока я закончу обедать, – ответил Шоу.

12). Обобщение.

- Вспомните всё, о чём мы говорили на занятии, и создайте систему правил

«Семь НЕ», представляющую собой памятку о том, как НЕ надо спорить.

Используйте для этого односоставные побудительные предложения.

Семь НЕ:

  1. _________________________________________________________

  2. _________________________________________________________

  3. _________________________________________________________

  4. _________________________________________________________

  5. _________________________________________________________

  6. _________________________________________________________

7.__________________________________________________________

13). Домашнее задание.

- Подготовиться к дискуссии на тему «Годы юности – самые трудные годы.

Ибо это – годы выбора». Продумать доказательства, подтверждающие и опровергающие

данное высказывание Иммануила Канта.

Самоанализ

внеурочного занятия в 10 классе

по курсу «Основные виды переработки текста»

(предмет по выбору)


Учебная дискуссия.

Курс «Основные виды переработки текста», по которому проведено занятие,


является предметом по выбору учащихся и предназначен для проведения в 10 классе.


В школьном курсе изучения русского языка, в силу объективных причин, нет

возможности уделить должное внимание формированию у учащихся коммуникативных

компетенций. Поэтому огромную роль сейчас приобретают вопросы разработки

дополнительных учебных курсов, во время изучения которых у учащихся

формировалась бы творческая способность пользоваться инвентарем языковых средств,

который складывается из знаний и готовности к их адекватному использованию. Именно

это обуславливает введение курса «Основные виды переработки текста» в 10-11 классах.

Специфика курса, адресованного учащимся 11 класса, заключается в том, что он содержит

методику подготовки к конструированию текста, систематизированные сведения о

структуре и компонентах сочинения-рассуждения и подобранные к ним задания. Курс 10

класса носит в большей степени метапредметный характер, так как посвящён основам

работы с текстом и основным видам его переработки.

Рабочая программа данного курса составлена на основе Программы О.В.Загоровской

«Текст как речевое произведение» (Воронеж, Научная книга, 2010).

Тема «Учебная дискуссия» в 10 классе рассчитана на 2 часа. На втором занятии

планируется групповая дискуссия в форме «дискуссионные качели» по теме «Годы

юности – самые трудные годы. Ибо это – годы выбора»: одна группа будет опровергать, а

другая доказывать это высказывание Иммануила Канта.

Анализируемое занятие – первое в теме «Учебная дискуссия» и предполагает


знакомство с основными понятиями, касающимися темы, и первичное закрепление


теоретического материала.


Цели: 1) дать понятие дискуссии и её отличия от спора, диспута, дебатов, полемики;

2) познакомить с требованиями культуры спора, с формально-логическими

законами речи, с приёмами и уловками споре; со структурой доказательства в споре;

  1. формировать умения подбора доказательств, нахождения и исправления

логических ошибок.

Оборудование: эпиграфы на доске, словари, карточки-«подсказки», мультимедийная

презентация.

Мотивация к деятельности была организована через занимательное упражнение

с использованием жестов, познавательную информацию о Зеноне как основателе

учения стоиков и метафоричное (с помощью жестов) определение наук. Всё это смогло

придать занятию позитивный настрой.

Успешно прошла лексическая работа со словарём (значение терминов «спор,

диспут, дебаты, полемика»).

Учащимся было предложено задание по кодированию: перевод информации в схему - кластер – на примере значения терминов. Данная работа помогла школьникам определить сходство и различие понятий и выяснить особенности дискуссии.

Решение шифрограммы (различие понятий СПОР и ССОРА) подвело учащихся к необходимости выявления основных требований к ведению спора, которые необходимо было выписать из предложенного текста.

Проблемная ситуация, заданная в инсценировке эпизода из 9-й главы поэмы

Н.В.Гоголя «Мёртвые души», подвела учащихся к введению понятия «доказательство в

споре». Анализ эпиграфов к занятию способствовал пониманию сущности формально-

логических законов, необходимых для убедительного доказательства в споре, и

определению «гомерова порядка» расположения доказательств.

На этапе первичного закрепления знаний проведена творческая работа - подбор

доказательств к тезису «Каждый человек должен быть здоровым», которые надо было

расположить в «гомеровом порядке». (С целью индивидуализации обучения в помощь

слабым учащимся предлагались карточки – «подсказки»). Затем, используя тезис и

подобранные аргументы, школьники составляли текст-рассуждение на тему «Почему

человек должен быть здоровым?» и в парах произносили друг другу своё рассуждение на

тему «Почему человек должен быть здоровым?». Парная форма организации

познавательной деятельности способствовала развитию коммуникативной компетенции

школьников.

Новый материал вводился «порционно»: логические ошибки в доказательстве и

решение логических задач; затем способы опровержения оппонента, включающие

информацию о полемических приемах, и практикум по определению полемических

приёмов в указанных текстах; потом приёмы и уловки в споре и практические задачи по

нахождению приёмов и уловок в предложенных ситуациях. Такая подача материала

помогла учащимся лучше понять и запомнить материал, о чём свидетельствовали

правильные ответы и активность школьников.

С целью углубления знаний был привлечён дополнительный материал «Парадоксы

логики», построенный на анализе парадоксальных определений из «Сборника

парадоксальных определений» Виктора Кротова. Этот этап завершился речевой

разминкой, требующей выбрать одно из парадоксальных определений слова «деньги»,

которое можно оспорить, и подготовить возражение, используя речевые клише.

Выполнение данного задания готовило школьников к проведению дискуссии на

следующем занятии. С речевой разминкой десятиклассники справились успешно.

На этапе обобщения учащиеся создавали систему правил «Семь НЕ»,

представляющую собой памятку о том, как НЕ надо спорить, подводя таким образом итог

пониманию и знанию особенностей дискуссии как конструктивного спора,

способствующего нахождению истины.

Считаю, что цели занятия достигнуты.

Достоинство занятия, по моему мнению, состоит в разнообразии видов


деятельности учащихся. Содержание учебного материала, на мой взгляд,


соответствовало целям занятия. Сложность и объем дидактического материала


находились в соответствии с возможностями учащихся.

Недостаток – избыточное количество теоретического материала.

В дальнейшем планирую более внимательно относиться к подбору теоретического


материала; использовать больше заданий проблемно-поискового характера.





Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас