Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
«Идёт волшебница зима…»
Цель: Обобщить представления детей о характерных признаках зимы, познакомить с природными особенностями зимних месяцев.
Материалы к занятию: иллюстрации с изображением русской природы зимой; календарь природы.
Ход занятия:
-Какое время года сейчас? (Зима).
- Сколько месяцев зимой? (Три).
-Назовите их? (Декабрь, январь, февраль).
Первый месяц – декабрь. В старину его называли: лютень, студень, стужайло. Люди говорили: «Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухо морозом колет». С приходом декабря наступают самые короткие дни и самые длинные ночи. 22 декабря самый короткий день в году. Как вы понимаете эту пословицу: «В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты».(ответы детей)
Второй месяц зимы – январь. В народе называют январь – просинец, так как в этом месяце чаще светит солнце и проглядывает синее небо.
- А греет ли январское солнце?) Ответы детей)
Народные поговорки гласят: «Январь на пороге - прибыло дня на куриный шаг.» После 22 декабря день начинает понемногу прибавляться. Январь считается самым холодным месяцем года.
- В какой сказке мужик мороза не испугался? («Два Мороза»)
-Почему он даже в сильный мороз разделся? (Ответы детей)
Физкульминутка:
Мы зимой в снежки играем, мы играем. (имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем. (шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим, мы бежим. (пружинистые движения на на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
И снегурочку лепим мы, лепим мы . (соответствующие движения)
Гостью-зиму любим мы, любим мы. (развести руки в поклоне и поставить на пояс)
Последний месяц зимы – февраль. В старину февраль называли ветродуй, вьюговец, бокогрей. В феврале ещё стоят морозы, лютует вьюга, дуют сильные ветры, но уже чувствуется приближение весны. Люди приметили, что день 2 февраля показывает, какой будет весна. Если в этот день будет светить солнце, то весна будет тёплой, Если же пасмурный – готовиться к поздним заморозкам и метелям.
-Вы обратили внимание, как часто мы зимой говорим: вьюга, метель, пурга…
-А что это такое? (Ответы детей)
Метель – это ветер со снегом. Если прислушаться к ветру и услышать: «Вьююуу-у Я вью-ю-у-га…». Значит это вьюга. А если во время метели за несколько метров ничего не видно, воздух мутный, даже днём кажется, наступили что сумерки – это пурга.
-А бывает и так. Морозный солнечный день. Ветер несёт снег по низу, по самой земле. Это позёмка.
- А сейчас отгадайте загадку:
Одеяло бело, всю землю одело.
- Почему снег называют одеялом, ведь под одеялом тепло, а снег холодный? (Ответы детей).
Опыт.
Перед занятием принесите два рыхлых снежка. Один положите на блюдце и поставте на стол. Другой положите в стакан и заверните с шерстяной шарф.
-Как вы думаете какой снежок растает быстрее?
Пока идет занятие снежки таят.
- И что же мы видим? Снежок, лежащий на блюдце, растаял больше.
-Почему? ( Шарф не пропускает комнатное тепло к снежку).
- Просто одеяло, как и шуба, которую мы надеваем, когда собираемся пойти на улицу зимой, не выпускает тепло тела человека или не пускает к нему холод.
Подведение итога занятия:
-Как называются зимние месяцы?
-Почему так говорят: «Одеяло бело, всю землю одело»?
-Почему зимой под снегом тепло, ведь он холодный?