СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Игра "Крестики-нолики", посвященная Дню славянской письменности"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра посвящена Дню славянской письменности. В игре принимают участие ученики и учителя.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Игра "Крестики-нолики", посвященная Дню славянской письменности"»

Частное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат№27

среднего общего образования ОАО «РЖД»









Игра «Крестики-нолики»,

посвященная Дню славянской письменности.

6-7 классы

















Разработала: Варфоломеева Алена Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

ЧОУ «Школы-интерната №27 среднего общего образования ОАО «РЖД»









Облучье, 2019



Цель: актуализация и расширение имеющихся знаний детей по возникновению и распространению письменности и возникновению книгопечатания.

Задачи

Образовательные:

  • познакомить учащихся с историей возникновения славянской письменности и её основателями;

  • показать путь развития книгопечатания.

Развивающие:

  • развивать интерес к изучению русского языка и литературы, отечественной истории и культуры

  • развивать исследовательские способности , внимание, память.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию у подрастающего поколения чувства патриотизма, приверженности высоким духовным идеалам;

  • воспитывать уважение и любовь к культуре и духовным ценностям русского народа;

  • воспитание культуры поведения на общественных мероприятиях.

Техническое оформление: мультимедийная презентация “День славянской письменности и культуры”, игровое поле, значки «X», «0»

Аннотация: Данное мероприятие разработано для 6-7 классов. Проводиться в виде популярной игры «Крестики-нолики». В начале мероприятия участники знакомятся с информацией о празднике, также подготовка проводилась самостоятельно каждым классом. Затем, отвечая на вопросы, ученики заполняют своё поле. Проводя с детьми данное мероприятие, мы знакомим их с историей возникновения письменности на Руси, развиваем их исследовательские способности, умение работать самостоятельно и в команде.

Ход мероприятия

Ведущий (учитель): Здравствуйте, ребята! Наше мероприятие хотелось бы начать стихотворением А. Шибаева

В день солнечный июльский,
Цветы, цветы вокруг
Красив язык мой русский,
Как этот летний луг.
Иду тропинкой узкой-
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский,
Как этот русский лес!
И в радости, и в грусти –
Он всякий час со мной.
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!

Ведущий (учитель): Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. О чем вам говорит эта дата? (24 мая) ( ответы).

Этот день называется Днем славянской письменности и культуры, День святых Мефодия и Кирилла.

-А кто же они, Мефодий и Кирилл? (ответы). Об этом нам расскажут ученики (сопровождение презентацией).

1 ученик: Кирилл (светское имя Константин) и Мефодий (светское имя неизвестно) - братья, греки, уроженцы города Солунь (Фессалоники), происходили из семьи византийского военачальника.

Мефодий поначалу посвятил себя военной карьере, но около 852 года принял монашеский постриг. Кирилл с юных лет отличался тягой к наукам и исключительными филологическими способностями. Получил образование в Константинополе у крупнейших ученых своего времени - Льва Грамматика и Фотия (будущего патриарха).

2 ученик: После обучения принял сан священника, исполнял обязанности библиотекаря, по другой версии - сосудохранителя собора Святой Софии в Константинополе и преподавал философию.

Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку, перевели с греческого на славянский язык несколько богослужебных книг , чем способствовали введению и распространению славянского богослужения, а также, опираясь на глубокие знания греческой и восточной культур и обобщив имевшийся опыт славянского письма, предложили славянам свой алфавит.

3 ученик: Наследие Кирилла и Мефодия оказало огромное воздействие на культуру славянских государств: разработанная Кириллом и Мефодием письменность оказала огромное влияние на развитие русской книжности и литературы. В сознании многих поколений славян Кирилл и Мефодий - символы славянского письма и славянской культуры.

Культ Кирилла и Мефодия получил широкое распространение во всех славянских странах, как православных, так и католических (братья были канонизированы вскоре после смерти). Установленный церковью еще в X-XI веках день памяти Кирилла и Мефодия (24 мая) в Болгарии был превращен впоследствии в праздник национального образования и культуры.

1 ученик :В России празднование Дня памяти святых братьев уходит корнями в далекое прошлое и отмечался он преимущественно церковью. Был период, когда под влиянием политических обстоятельств наступило забвение исторических заслуг Кирилла и Мефодия, но уже в  XIX веке эта традиция возродилась.

2 ученик: На государственном уровне День славянской письменности и культуры впервые был торжественно отпразднован в 1863 году, в связи с 1000-летием создания славянской азбуки святыми Кириллом и Мефодием. В том же году был принят указ о праздновании Дня  памяти святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24 по новому стилю).30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР своим постановлением объявил 24 мая Праздником славянской письменности и культуры, придав тем самым ему государственный статус.

Ведущий (учитель): Итак, как же выглядела азбука, созданная Кириллом и Мефодием (просмотр видеоролика).

Ведущий (учитель): Сегодня мы проводим игру «Крестики-нолики», посвященную Дню славянской письменности. В игре участвуют по два ученика из каждого класса.

В основе игры лежит принцип «крестиков-ноликов». В программе участвуют два игрока, один из которых играет за «крестики», а другой — за «нолики». Полем для игры являются девять квадратов, расположенных на полу, в каждом из которых находится одноклассники главных игроков (8 человек) и один учитель.
Право первого хода определяет монетка. Игроки поочерёдно выбирают квадрат, который будет участвовать в текущем ходе. Ученику, находящемуся в нём, задаётся вопрос с тремя вариантами ответа. После выбора «ученика в клетке» игрок должен либо согласиться, либо не согласиться с ним. В случае верного выбора в клетке загорается его значок, а в противном случае — значок соперника (значки поднимает помощник ведущего). Раунд продолжается до тех пор, пока в игровом поле не будет образована линия из трёх значков, либо ничья.
В ходе программы играется три раунда, по итогам которых определяется победитель — игрок, одержавший победу в двух раундах.

Поле для игры

Одноклассник

Одноклассник

Одноклассник

Одноклассник

Учитель

Одноклассник

Одноклассник

Одноклассник

Одноклассник



Ведущий проводит жеребьевку.

Игра начинается.

Вопросы для всех раундов.

1.В каком городе писали на бересте? (Новгород, Мурманск, Москва)

2.Что такое пергамент? (особым образом выделанная кожа животных, пригодная для письма, береста, бумага)

3.Что такое писало? ( перо, палочка, которой писали на бересте, выточенный камень)

4.Когда была создана славянская азбука? (12 век, 9 век, 18 век)

5.Как она называлась? (Кириллица, Мефодица, Кирилло-Мефодица)

6.Сколько времени уходило на написание 1 рукописной книги? (1-2 месяца, 10 лет, 5-7 лет)

7. Назовите первую российскую печатную книгу ( «Апостол»?, «Часовник», «Слово о полку Игореве»)

8.Откуда родом были Кирилл и Мефодий? (Из Рима, Из Киевской Руси, из Солуни (Салоники) Греция)

9.С XI в. в русском алфавите азбуке было 43 буквы. Часть букв взяли из греческого алфавита. А сколько букв были новыми, потому что их не было у греков? (2,19, 15)

10.Кто был старшим из братьев: Кирилл или Мефодий? (Мефодий, Мефодий)

11.Как назывались многоцветные иллюстрации, заставки в древнерусских рукописных книгах, также называют и художественные произведения небольших размеров. (Эскиз, зарисовка, Миниатюра)

12. Как до принятия сана звали Кирилла? (Иван, Константин, Николай)

13Каким прозвищем нарекли составителя славянской азбуки Кирилла (Ученый, Философ, Мудрейший)

14.Кто был русским первопечатником? (Кирилл, Иван Федоров, Петр 1)

15. Название древней формы книги, свернутой в трубку и написанной на папирусе? (Трубка, Свиток, Сверток)

16.Как называется самая известная русская летопись? («Повесть временных лет», «Домострой», «Слово о полку Игороеве»)

17.Как называется эта буква Ѣѣ (люди, ять, аз)

18.Как называется эта буква Ωω? (омега, буки, земля)

19.Как называлась первая печатная газета, появившаяся в России при Петре I? ("Ведомости", «Вести», «Известия)

Ведущий: Ребята, что вы сегодня узнали? Какова ценность дела Кирилла и Мефодия? (ответы)

Ведущий: Пришло время наградить победителя! Всем спасибо за участие!

Награждение победителя.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!