СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационные технологии на уроках МХК

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационные технологии на уроках МХК.

Тема: «Искусство классицизма, живопись классицизма», по разделу «Западноевропейское искусство XVII-XVIII вв.»

Просмотр содержимого документа
«Информационные технологии на уроках МХК»

ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский колледж»

Преподаватель гуманитарных дисциплин Горина Руфина Витальевна

Используемые технологии: информационная технология.

Методическая разработка урока по дисциплине «История изобразительного искусства» на тему «Искусство классицизма, живопись классицизма», по разделу «Западноевропейское искусство XVII-XVIII вв.»

Тема урока: Искусство классицизма в западноевропейском искусстве.

Цель: Ознакомление студентов с понятием «классицизм», временем его появления, особенностях стиля в архитектуре, скульптуре и живописи, рассмотрение основных представителей стиля.

Задачи:

1. Дать понятие классицизму

2. Объяснить историческую подоплеку появления стиля

3. Познакомить студентов с архитектурными скульптурными и живописными памятниками выполненными с данном стиле

4. Научить отличать стиль от других по характерным особенностям

5. Способствовать развитию у студентов эстетических представлений

Тип урока: Комбинированный урок

Оснащение: Учебная доска, компьютер, проекторная доска, тесты

Ход урока

1. Организационный момент

Проговорить тему урока, написанную на доске, заполнить журнал

2. Этап опроса студентов по теме «Искусство барокко»

Тестирование студентов по предыдущей теме – «Искусство барокко»

Вопрос 1.Стиль в искусстве 16-17 вв., сменивший Ренессанс:

А) готика

Б)баpокко

В)модеpн

Вопрос 2.Основные чеpты баpокко:

А)гаpмоничность

Б) тяготение к пышности и декоpативности, динамичность, контpасты и экспpессия

В)пpостота

Вопрос 3.Линия - доминанта в композиции баpочного здания:

А)пpямая

Б)кpивая

Вопрос 4.Аpхитектоp, скульптоp, автоp площади св.Петpа в Риме:

А)Баppомини

Б)Мадеpна

В)Беpнини

Вопрос 5. Задачи баpочного искусства:

А) воспитание богоподобного человека

Б)отpажение внутpеннегомиpа человека, pаскpытие человеческих чувств

Вопрос 6. «Барокко» в переводе с итальянского:

А) причудливый

Б) роскошный

В) презентабельный

Вопрос 7. Родиной Барокко является:

А) Англия

Б) Германия

В) Фландрия

Г) Италия

Д) Голландия

Вопрос 8. Главной задачей Барокко является:

А) прославление церкви

Б) прославление роли простого народа

В) прославление аристократических кругов

Вопрос 9. Какой характер носит культура Барокко?

А) светский Б) религиозный В) фольклорный

Вопрос 10. Человек в эпоху Барокко ощущает себя:

А) центром Вселенной Б) «мечущимся»

В) свободным гражданином Г) странствующим путником

Вопрос 11. Выберите те черты, которые характерны для стиля «Барокко»:

А) статичность Б) роскошь В) театрализованность

Г) аскетизм Д) динамичность Е) общая планировка

Ж) детализация З) патетика И) излишество К) скромность

Вопрос 12. Главные темы искусства барокко:

А)героизация личности, которая вступает в битву с враждебной средой

Б)мучения и страдания человека, мистические аллегории

В)человеколюбие, гуманизм

Г) идеал прекрасного, гармоничного человека

Д) соотношение добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти

Вопрос 13 Для произведений искусства барокко характерно:

А) конфликт человека и общества

Б)картинная зрелищность

В)контрасты масштабов, цвета, света и тени

Г)утверждение ценности земного бытия, величия ума и творческих способностей человека

Д)познание мира через чувства

Е) синтез архитектуры, живописи и скульптуры

Ж)эмоциональный накал страстей


Ответы

1

Б

2

Б

3

Б

4

Б

5

Б

6

А

7

Г

8

В

9

А

10

А

11

Б,в,д,ж,и

12

В

13

д


Критерии оценки:

1-7 – неудовлетворительно

8-9 – удовлетворительно

10-11 – хорошо

12-13 – отлично

Сообщить студентам оценки

3. Этап подготовки студентов к активному сознательному усвоению знаний

Предлагаю Вам самостоятельно найти в учебниках значение слова «Классицизм», подумать, с чем ассоциируется в Вас это слово.

Индивидуальная работа студентов с учебником, краткая запись понятие «классицизма» в тетради, обмен мнениями поп поводу появления темина и ассоциаций с ним связанных.

Классицизм – это художественный стиль в европейском искусстве XVII - начала XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону.(Демонстрация 1 и 2 слайдов)

4. Этап усвоения новых знаний

Классицизм стал противоположностью стиля барокко. Кризису и экспрессии барокко противопоставлялись гармоничность и осмысленность классицизма. Основа стиля – опора на античные стандарты красоты и стремление к идеализму, характерное для Возрождения. (Демонстрация слайдов 3 и 4)

  1. Какие античные стандарты в изобразительном искусстве Вам знакомы?

  2. Какие характерные особенности искусства Возрождения Вам известны?

Обмен мнениями, ответы

В период господства классицизма формируется четкая иерархия жанров. Под «высокими» жанрами живописи подразумеваются исторический, религиозный и мифологический жанры. Здесь используются образы мифологических героев, духовенства, политиков. К «низким» жанрам относятся портрет, натюрморт и пейзаж. Такие картины используются в бытовой сфере, они относятся к обыденности и воспринимаются как нечто незначительное.

Смешение жанров в эпоху классицизма не допускается. В искусстве существуют строгие каноны, которые подразумевают четкое разграничение образов, отсутствие аллегории и иносказательности. (Демонстрация 5 слайда)

Архитектура классицизма, по-видимому, возникла на основе различных, но взаимосвязанных достижений, которые радикально изменили отношения между человеком и природой. Первое состояло в неожиданном увеличении способности человека осуществлять управление природой: к середине XVII в. эта способность вышла далеко за рамки технических возможностей Ренессанса.

Классицизм был выражением философского рационализма, идеологией и искусством нового класса — буржуазии. Концепция классицизма заключалась в использовании в архитектуре античных систем формообразования, которые, однако, наполнялись новым содержанием. Эстетика простых античных форм и строгий ордер ставились в противовес случайности, не строгости архитектурных и художественных проявлений мировоззрения отживающей аристократии.

Классицизм стимулировал археологические исследования, которые привели к удивительным открытиям и новым знаниям о развитых античных цивилизациях. Результаты работы археологических экспедиций, обобщенные в обширных научных исследованиях, заложили теоретические основы движения, участники которого считали античную культуру вершиной совершенства в строительном искусстве, образцом абсолютной и вечной красоты. Популяризации античных форм способствовали многочисленные альбомы, содержавшие изображения архитектурных памятников.

История искусства понимает под термином «классика» в самом узком смысле греческое искусство в период между архаическим стилем и эллинизмом, т. е. примерно V-IV вв. до н. э. В несколько менее узком смысле под это понятие подпадает работавшее по строгим правилам искусство греческой и римской античности. Блокообразный корпус сооружения членят только пилястры и карнизы. Ордеры колонн уже не только украшают стену, но и несут на себе систему балок. В качестве небогатого декора используются наряду с гирляндами, урнами и розетками также классические пальметты и меандры, бусы и ионики. (Демонстрация слайда 6) Олицетворением классицистической архитектуры является фасадная сторона греческого или римского храма с треугольным фронтоном или портиком с колоннами (Демонстрация слайда 7). В композиции целого и деталей, объемов и планов преобладает симметрия. Характерной чертой стиля были боскеты и перлоги (Демонстрация слайда 8 и 9). Запись в тетради терминов «боскет», «перлога». Цветовое решение характеризуется светлыми пастельными тонами. Белый цвет, как правило, служит для выявления архитектурных элементов, являющихся символом активной тектоники. Интерьер становится более светлым, сдержанным, мебель простой и легкой, при этом проектировщики использовали египетские, греческие или римские мотивы (Демонстрация слайдов 10 и 11). Запись в тетради терминов «десюдепорт», «анфилада»

Внешний вид здания приобрел архитектурный элемент под названием «бельведер» (Демонстрация слайда 12).

  1. Какие элементы стиля из ранее озвученных являются архитектурными, а какие декоративными, почему?

Обмен мнениями, студенты приходят к общему мнению в процессе обсуждения.

Художники эпохи классицизма стремились к гармонии, идеализации и созданию эстетики. Яркие эмоции считались уродливыми. Господство разума над эмоциями, пропаганда порядка во всех жизненных сферах общества и являлась идейной основой картин того времени. (Демонстрация слайда 13)

Стиль начинался с творчества французских художников, его распространению способствовало создание во Франции Королевских академий, в которых изучали живопись, скульптуру и архитектуру. В дальнейшем классицизм распространился по всем странам Европы. Значительное место стиль занимал и в творчестве русских художников.

Яркими представителями классицизма являются Никола Пуссен, Жан Огуст Энгр, Клод Лоррен, Жак Луи Давид.

Демонстрация слайдов 14, 15, 16, 17, их внимательное рассмотрение, выделение особенностей классицизма в картинах, обсуждение выбранных художниками тем, цветового решения полотен

К конце первой трети 19 столетия ведущая роль классицизма почти повсеместно сходит на нет, он вытесняется разнообразными формами архитектурного эклектизма. Оживает художественная традиция классицизма в неоклассицизме конца 19 – начала 20 веков.

Классицизм, художественный стиль в европейском искусстве 17–начала 19 века, одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства, как к идеальному эстетическому и этическому эталону. Классицизм, развивавшийся в острополемическом взаимодействии с барокко, в целостную стилевую систему сложился во французской художественной культуре 17 века.

5 Этап закрепления знаний

  1. Назовите особенности стиля классицизм

  2. Перечислите архитектурные новшества стиля

  3. Приведите примеры художников, творивших в стиле классицизма

  4. Составьте свое мнение об отличие стиля от ранее изученных


1-2 вопроса – удовлетворительно

3 вопроса – хорошо

4 вопроса – отлично

Сообщить студентам оценки

7 Этап домашнее задание Демонстрация слайда 18 с заданием на дом


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!