СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка инструктивно-методического семинара для классных руководителей "Самоповреждающее поведение подростков и молодежи"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке представлены теоретические положения по проблеме самоповреждающего поведения: понятие, виды, мифы осамоповреждающем поведении, статистика по полу и возрасту, причины возникновения данного поведения, возможности помощи со стороны родителей, педагогов и специализированных служб. Предназначена разработка для педагогов-психологов, возможно использование в работе не только для классных руководителей, а также для всех сотрудников образовательной организации, материал может быть полезен для проведения родительских собраний, с целью психологического просвещения  и повышения психологической культуры педагогов и родителей.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка инструктивно-методического семинара для классных руководителей "Самоповреждающее поведение подростков и молодежи"»

ИМС для классных руководителей

Дата проведения: 07.11.2023

Ответственный: педагог-психолог Васильева Ю.В.

Оборудование: презентация, доклад, проектор


Самоповреждающее поведение среди подростков и молодежи


В последнее время это явление из редкой и экзотической проблемы превратилось в массовую. Селфхарм – это форма аутоагрессии, которая выражается в умышленном или подсознательном стремлении наносить телесные повреждения самому себе.

Селфхарм (НСПП – намеренное самоповреждающее поведение) – осознанное самоповреждающее поведение с целью справиться с сильными эмоциями (гневом, тревогой, страхом или грустью) и таким образом облегчить эмоциональное состояние.

Самоповреждение в большинстве случаев не имеет целью убить или покалечить себя, оно лишь помогает справиться с сильными эмоциями с помощью причинения себе физической боли, связано с несформированностью и ригидностью стратегий регуляции эмоций. Согласно медицинской классификации, селфхарм не является определенным самостоятельным заболеванием, а является симптомом различных психических расстройств. Сам по себе термин пришел к нам с английского языка и буквально переводится как «Самоповреждение».

Несуицидальное сапоповреждающее поведение сопровождает ментальные нарушения, психопатические расстройства,реактивные состояния. Эпизоды аутоагрессии встречаются и у психически здоровых людей, переживающих сложные жизненные ситуации.

3 основные теории самоповреждения

1. Серотониновая – у части людей недостаточный уровень серотонина в головном мозге и, поэтому они хуже справляются со стрессовыми ситуациями. Боль вызывает подъем серотонина и улучшает общее самочувствие (гормон «хорошего настроения», «счастья»)

Серотонин – сложное химическое вещество, производная аминокислоты триптофана и, по совместительству, менеджер нашего мозга. Этот гормон отвечает за обширный ряд процессов как в самом мозге, так и во всем организме человека:

  • Серотонин в мозге помогает нервным клеткам лучше взаимодействовать.

  • Гормон радости влияет на сон и аппетит, состояние мышц и работу организма, характер и настроение.

  • Важнейший нейромедиатор оказывает воздействие на когнитивные функции (внимание, память, общение и пр.).

  • Серотонин отвечает за нормальную свертываемость крови и стабильную работу кровеносной системы.

  • Гормон радости помогает нам испытывать интерес и влечение к противоположному полу.

2. Опиатная – во время нанесения раны или ушиба начинает действовать противоболевая система мозга (антиноцицептивная). Опиаты, вырабатываемые в мозге, являются нашим обезболивающим, а также способен вызывать эйфорию. При регулярном нанесении себе травмы, можно «подсесть» на эти эффекты и повторять их снова и снова.

3. Кортизоловая – кортизол является гормоном стресса. Для того, чтобы организм справился с вредными взаимодействиями среды, он должен достичь определенного уровня и задействовать другие системы организма в «стрессовом каскаде» и каждое звено начинают работать в «стрессом режиме» защищая нас от вредностей извне. У некоторых подростков при стрессе уровень кортизола резко падает ниже нормы, в результате переработать стресс полностью не удается. Ушибы, порезы, являющиеся острым стрессом, поднимают уровень кортизола и могут становиться тем «пинком», помогающим подростку «переварить» его социальные проблемы.


Основные причины СП среди подростков

Психотравма – 36%, депрессии – 34%, сочетание факторов – 25%, другое – 5%.


К механизмам самоповреждающего поведения относятся

1. Психотравма как механизм НСПП - развивается на фоне непереносимой жизненной ситуации.

2. Депрессия как механизм НСПП - развивающийся на фоне устойчивого снижения настроения.

3. Акцентуации как механизм НСПП - развивается у незрелых, эгоцентричных, эмоционально- нестабильных личностей.

4. Бредовой механизм встречается при тяжелых психических расстройствах – встречается редко.

Мифы о самоповреждающем поведении

1) Это неудавшаяся попытка самоубийств.

2) Люди так стараются привлечь внимание.

3) Они пытаются манипулировать окружающими.

4) Те, кто наносят себе повреждения – «ненормальные и их место в психиатрическом учреждении».

5) Они могут быть опасны для общества.

6) Если рана неглубокая, значит все несерьезно.

7) Все это проблемы девочек-подростков. Пик селфхарма у девочек приходится на 13-16 лет, а у мальчиков – на 12-18 лет, то есть мальчики раньше начинают и позже заканчивают этим заниматься. При этом у девочек это проявляется статистически чаще и демонстративнее, а у мальчиков реже, но в более грубой форме.


Что может способствовать самоповреждению

Конфликты в семье:

1)Деструктивная семья («разрушающая семья»): порождающая неадаптивное, деструктивное поведение одного или нескольких ее членов, в которой существуют условия, препятствующие их личностному росту.

2) Дисфункциональные семьи это семья: - закрытая, осуждающая, где учат не говорить, не чувствовать и не доверять; - саботаж, манипуляции в качестве способа общения.

Конфликтность во взаимоотношениях: • отсутствие доверия; • критичность, постоянная критика; • эмоциональная холодность либо чрезмерная опека; • полярность эмоций, суждений и чувств; • развод родителей, алкоголизм, наркомания; • насилие в семье (сексуальное, физическое, эмоциональное); • потеря кого-то из близких членов семьи и т.д.


Что может привести к самоповреждению

Ранние чувства, самые яркие, оставляющие следы и душевные раны на всю жизнь. Гормональный всплеск, эмоциональная неустойчивость и повышенная восприимчивость в подростковом периоде могут привести к непреодолимым сложностям на фоне несчастной любви. Все это делает юных «Ромео» и «Джульетт» очень уязвимыми и многократно умножает их страдания.

Депрессия как механизм НСПП. Возможным проявлением депрессии может быть отклонение от общепринятых норм поведения: показная бравада; грубость; агрессия; демонстративные уходы из дома; употребление психоактивных веществ.


Виды самоповреждения

Это намеренно нанесенные самому себе:

-Порезы , -Ожоги, -Удары, -Царапины , -Выдергивание волос и ресниц , - Укусы языка, десен, губ, внутренней поверхности щек)

Также к самоповреждению относятся:

-Намеренное препятствие заживлению ран

-Голодание с целью наказать себя

-Намеренные действия, способствующие ухудшению состояния при болезни

-Промискуитет (беспорядочные половые связи)

-Употребление токсических веществ

-Рискованные поступки

Порядка 60% повреждений приходится на неглубокие порезы и глубокие расчесывания (на руказ, ногах, в области бедер). Ногти часто сгрызаются до основания.

Больше половины пациентов клиник склонны к порезам и расчесам (дерматомания), обгрызывание или срывание ногтевых пластин (онихофагии), травмирование околоногтевого валика (дерматотлазии).

Таким образом, к симптомам СП относятся шрамы, синяк, следы отожогов и укусов, проплешины на волосистой части головы.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ САМОПОВРЕЖДЕНИЙ:

-Заниженная самооценка, перфекционизм, негативное отношение к себе, чувство неудачи.

-Самоповреждение может быть связано с насилием как эмоциональным, так и сексуальным, полученной травмой дома и в школе.

-Привлечение внимания к своим проблемам, косвенный призыв о помощи.

-Временное облегчение, получаемое при нанесении себе повреждений. Боль физическая вытесняет из внимания боль эмоциональную, тревогу, стресс. Происходит своеобразная диссоциация, отделение своих чувств от разума.

-Иллюзия контроля боли. Подросток причиняет себе боль, силу которой он может контролировать в отличие от той боли, которую он контролировать не способен.

-Порезы в области или близкой к области половых органов может представлять собой способ борьбы с нежелательными сексуальными импульсами или как наказание себя за то, что кажется недопустимым и неправильным



ПОЧЕМУ ПОДРОСТКУ ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНО ПОМОГАТЬ В ТАКИХ СЛУЧАЯХ?

1. У некоторых подростков может развиться зависимость от данного поведения, учитывая вовлеченность в процесс эндогенных опиатов. Соответственно, самоповреждение может использоваться для получения удовольствия.

2. Формирование привычки решать проблемы через самоагрессию. Что и говорить, люди вокруг пугаются и становятся более сговорчивы (манипулирование).

3. Формирование поведенческой схемы, которая включается во всю жизнедеятельность и самоагрессия становится обыкновенной рутиной.

4. Самоповреждения становится способом ответа на стресс. То есть легче ранить себя, чем что-то конструктивно решить

НА ЧТО НАДО ОБЯЗАТЕЛЬНО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ:

1. Должны насторожить фразы «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», и вопрос: «а что бы ты делал\а, если бы меня не стало?».

2. Обратить особое внимание и обратиться за помощью при появлении хотя бы 1- 2 признаков:

- утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие; пренебрежение собственным видом, неряшливость;

- появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;

- резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы,

- внезапное снижение успеваемости и рассеянность; - плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;

- проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;

- безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;

- самообвинения или наоборот;

- признание в зависимости от других;

- шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

ЧТО ДЕЛАТЬ? КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ? К КОМУ ОБРАТИТЬСЯ?

Лечением самоповреждающего поведения занимается врач-психиатр, психотерапевт. Надо осознать, что проблема серьезная и справиться самостоятельно ребенок с ней даже с Вашей помощью, которая тоже ему необходима, не сможет. Обязательно требуется психотерапевтическая помощь, причем не у простого, а обязательно у клинического психолога.

Диагностика

Лечение сеолфхарма осуществляется врачом-психтатором, психотерапевтом. Первичен всегда внешний осмотр, далее беседа, использование психодиагностического инструментария:

- методика СОП «Склонность к отклоняющемуся поведению» (шкала склонность к самоповреждению)

- уровень социальной изоляции

- степень депрессии

- импульсивности


Психотерапия, как правило, долгосрочная, так как такая симптоматика говорит о том, что психическая боль очень сильна, к ней нельзя будет сразу же подступиться. Подростки ищут понимания и, в то же время, тщательно оберегают свой внутренний мир от назойливых вторжений. Они хотят поговорить, но не могут себя выразить. Большинство специалистов опираются на модели терапии, разработанные при работе с суицидальным поведением, но при этом необходимо учитывать собственные особенные механизмы самоповреждающего поведения. В коррекционно-терапевтической работе с самоповреждающим поведением психолог должен, прежде всего, понять цель и мотив поведения и что это поведение подкрепляет. При коррекции самоповреждающего поведения наиболее эффективным на сегодняшний день считается комплексный подход, сочетающей медикаментозные и психотерапевтические методы, учитывающие специфику индивидуально-личностных особенностей, поведенческих или аффективных расстройств и нарушений психического развития.


ПАМЯТКА ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ

Если вы знаете или подозреваете, что ваш студент/ребенок может причинять себе вред:

• ребенок носит одежду только с длинными рукавами, а также наотрез отказываются надеть короткие брюки, платья или шорты, даже в жаркие дни;

• злится и уходит от разговоров, когда у него спрашивают о порезах на теле;

• отказывается надевать купальный костюм, не ходит на пляж, речку или в бассейн, хотя раньше делал это с удовольствием;

• ребенок хранит в своей комнате бритву, зажигалку, предметы, которыми он может повреждать себя;

• становится скрытным, много времени проводит в своей или в ванной комнате;

• если вы заметили хранение вещей с пятнами крови;

• он общается с другими детьми, которые делают себе порезы на теле.

• если кто-то обращает ваше внимание на то, что с вашим ребенком не все в порядке (кто-то из родственников, учителя, одноклассники и другие).

Если подобное происходит с Вашим ребенком, нужно признать, что ситуация серьезная и ему необходима помощь! Вы можете проконсультироваться по телефону со специалистами экстренных служб: Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 8-800-2000-122.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!