СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка интегрированного урока НАСЛЕДНИКИ СЛАВЫ ДЕДОВ, ОТЦОВ И СТАРШИХ БРАТЬЕВ

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка интегрированного урока НАСЛЕДНИКИ СЛАВЫ ДЕДОВ, ОТЦОВ И СТАРШИХ БРАТЬЕВ»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

« Товарковская средняя общеобразовательная школа №1»












Методическая

разработка интегрированного урока




НАСЛЕДНИКИ СЛАВЫ ДЕДОВ, ОТЦОВ И СТАРШИХ БРАТЬЕВ


(история, краеведение, ОБЖ, информатика)



Автор методической разработки

Зубова Любовь Александровна,

учитель истории и обществознания

МКОУ «Товарковская средняя

общеобразовательная школа №1»

Калужская область, Дзержинский район,

п.Товарково, ул.Ленина, 2а

Тел.: 4-14-15






п.Товарково

2020 год


Интегрированный урок мужества

«Наследники славы дедов, отцов и старших братьев»



Эпиграф: «В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки»


Т.Г.Шевченко


Форма урока: интегрированный урок (история, ИВТ, краеведение, ИЗО)


Тип урока: поисково-исследовательский


Методы: 1. Сообщения учащихся

2. Компьютерная презентация программы «Воспитание патриотов»

3. Работа учащихся с рабочими системами.

4. Предварительные задания учащихся по группам:

а) социологи; б) историки; в) поисковики; г) литераторы.


Цели урока: Формирование и развитие личности, обладающей качеством гражданина-патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.


Задачи урока:

Образовательные: 1. Обеспечить усвоение учащимися материала «для понимания понятия патриот», а также воспитание гражданских качеств, характерных для гражданина-патриота;

2. Показать актуальность изучаемой проблемы для современной России.


Воспитательные: 1. Воспитание личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;

2. Формирование чувства гражданской ответственности за судьбу страны, сограждан.


Развивающие: Развивать навыки учебной самоорганизации, умения и навыки групповой работы, обсуждения проблемы и принятия групповых решений.


Словарь урока: Патриот, Патриотизм, Родина.


Оборудование урока: 1. ТСО: Гимн Российской Федерации.

2. Оформление доски: тема «Наследники славы дедов, отцов и старших братьев».

Эпиграф: «В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки».

3. Оформление выставки книг на тему «Воспитывать патриотов».

4. Раздаточный материал для работы в группах:

- рабочий лист № 1: «Кого можно назвать патриотом»;

- рабочий лист № 2: «Пометки на полях»;

- рабочий лист № 3: пишем синквейн. Ключевое слово «Патриот».

5. Памятки «Как работать в группе».


Межпредметные связи: История – «Великие полководцы России», История Великой Отечественной войны;

Историческое краеведение – «Родной край» – связь истории страны с историей Калужского края, Дзержинского района;

ИВТ – компьютерные проекты «Патриоты Отечества», «От Кремля до рехстага»

Предметы художественно-эстетического цикла: сведения о Великой Отечественной войне в музыке, живописи и поэзии.


Предварительное задание:

За 1-2 недели до занятия разделить класс на группы для организации поисково-исследовательской работы по различным направлениям.

Задания группам учащихся:

1. Задание группе социологов:

Провести социологический опрос по проблеме в разных возрастных группах. Вопросы для социологического опроса:

а) Кого можно считать патриотом?

б) Назовите, кого из патриотов России вы знаете?

в) Какими качествами, чертами характера, по-вашему мнению, должен обладать патриот?

г) Как вы думаете, кто должен заниматься воспитанием патриотов?

2. Задание группе энциклопедистов:

Организовать поиск понятий к уроку в словарях, энциклопедиях. Создать словарь терминов к уроку.

3. Задание группе поисковиков:

Организовать работу по оформлению отчета-презентации поисковых групп «Память», «Горняк», «Юный турист», работающих на базе музея Боевой Славы «Память Отечества» МОУ «ТСОШ № 3».

4. Задание группе программистов:

Подготовить компьютерные проекты и презентации программы «Патриоты России», «От Кремля до рейхстага». Подготовить рабочий лист «Воспитывать патриотов».

5. Задание группе литераторов.

Подобрать литературные произведения по тематике «Воспитывать патриотов», дать краткую информацию.


Ход урока


1 этап работы. Начало урока.


  1. Звучит Гимн Российской Федерации.

  2. Введение в тему. Вступительное слово учителя истории:

«Начало XXI века – это период великих исканий, переоценки многих нравственных ориентиров. Русский историк Ключевский писал: «У каждого поколения должны быть свои идеалы, у моего свои, у вашего другие. И жалко то поколение, у которого нет никаких».

В какое бы время мы не жили, как бы не загружены были окружающими делами, заботами, житейскими хлопотами мы никогда не должны забывать, что кто-то делал жизнь и историю до нас и кому мы обязаны многим, если не всем, что имеем сейчас.

Обращая свой взор назад, представляя себе погибших дедов, отцов мы черпаем в подвиге их опору для себя нынешних, проверяем свою судьбу опытом предыдущих поколений, вступивших в житейскую борьбу со вселенским злом.

«Духовность-нравственность-патритоизм»– это триада стала главным ориентиром для каждой школы, учителя в системе патриотического воспитания»


Цель нашего урока – формирование и развитие личности, обладающей качеством гражданина-патриота Родины на основе патриотических ценностей и роли России в судьбе мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.



2 этап работы. Мозговой штурм.

Работа учащихся с заданиями рабочего листа № 1.


Рабочий лист № 1.


Индивидуальная работа.

Задание № 1. Напишите, как вы считаете, кого можно назвать патриотом?


Групповая работа.

Задание № 2. Отметьте, в чем совпали ваши взгляды на понимание сущности понятия «патриот», в чем не совпали.

Выберете 1-2 наиболее определяющих определения этого понятия и назовите его в наш общий кластер.


У

Готовый защищать ее свободу и независимость

Любящий свою Родину

Преданный народу, Родине

Переживает ее беды и проблемы как свои собственные

Честно исполняющий свой гражданский долг

Способный совершить исторический поступок, пожертвовать жизнью ради благополучия Родины

Не равнодушный к судьбе страны

Дела и поступки которого направлены на благо отечества, на благо своего народа

читель по ходу ответов учащихся дополняет кластер «Патриот – это человек …»






























Учитель:

Для того, чтобы подвести итог насколько правильно определили мы сущность понятия «патриот» я хочу предоставить слово группе социологов, которые проводили исследование по этому вопросу. Слово группе социологов-энциклопедистов (они представляют график, %).


3 Этап работы. Осмысление.


Учитель ИВТ: «Когда родина в опасности и враг топчет ее землю, попирает святыни, уничтожает все живущее, тогда на защиту ее – казалось бы, уже поверженной, погибшей, поднимаются люди, хранящие память отечества, в сердцах которых любовь к Родине была действительно естественной и сокровенной, истинные патриоты нашей Родины. Мы предлагаем вам посмотреть презентацию компьютерного проекта программы «Патриоты нашей Родины», которая, как вы убедитесь, полностью совпала с результатами социологического опроса (просмотр компьютерного проекта).

Учитель истории: «Нельзя не видеть переклички времен, не признать преемственности убеждений, идеалов, человеческих черт героев старших поколений и нынешнего готового встать на защиту отечества. Уходит все дальше от нас и Великая Отечественная война, но не стирается в памяти нашей подвиг, совершенный людьми, которые от мала до велика поднялись на защиту своего Отечества».


Слово группе юных историков: «22 июня 1941 года в первые дни войны появился плакат И.Тиндзе «Родина-мать зовет». В этот момент, когда по радио объявили о нападении Герамнии, художник работал над иллюстрациями к произведению «Витязь в тигровой шкуре». Он отложил эскизы в сторону и на чистом листе набросал эскиз военного времени. В центре композиции – образ матери, олицетворяющий собой Родину, она держит текст военной присяги.

В первый же день войны было написано стихотворение В.Лебедева-Кумача «Вставай страна огромная». 24 июня Александров написал музыку, а 25 июня в Белорусском вокзале в Москве она была впервые исполнена. Эта песня стала символом нашей веры и стойкости. Не смогли фашистские генералы в своих штабах рассчитать и предвидеть патриотизма советского народа.

Бессмертной славой овеяны защитники Брестской крепости, сдерживающие врага в течение месяца; защитники Москвы, сорвавшие план молниеносной войны и развеявшие миф о непобедимости германских войск; защитники Ленинграда, выдержавшие блокаду в течение 900 дней; защитники Сталинграда, стойко защищавшие город 200 дней и ночей и положивших начало коренному перелому в ходе войны; участники сражения на Курской дуге, завершившие коренной перелом в ходе войны; участники Берлинской операции, водрузившие над зданием рейхстага Знамя Победы.

«Слово о маршале Жукове» (знакомят учащихся с отрывками из сочинений учащихся на тему «Жуков Г.К. как человек и полководец»).

Героям Великой Отечественной войны посвящен компьютерный проект «От Кремля до рейхстага».


Просмотр компьютерного проекта «От Кремля до рейхстага».


Учитель истории: «В одной судье переплелись Великая Отечественная война – Афганистан – Чечня. Я хочу предоставить слово участникам операции «Орден в моем доме». Работы учащихся показали, что во многих семьях хранятся и передаются из поколения к поколению рассказы о подвигах их дедов, отцов и старших братьев».

Слово участникам операции «Орден в моем доме»:

а) рассказ Сезон Е. о дедушке – участнике Великой Отечественной войны (или по возможности пригласить участника ВОВ, Афганистана, Чечни);

б) рассказ Концевова В. о папе – участнике войны в Афганистане;

в) рассказ Соломатина С. о брате – участнике войны в Чечне.


Чтение стихотворения Р.Рождественский: «Мы шли из этой школы прямо в вихри грозовые…»


Учитель истории: «Дети, внуки обращают свой взор назад и понимают – важно именно то, что не свомневались их отцы и деды в своем выборе, когда уходили на фронт защищать свое отечество, свою семью, родных и близких, знакомых и незнакомых. И очень важно, чтобы наше поколение жило в благородной памяти к тем, кто спас нас в годы тяжелых испытаний. Эти люди – часть нашей родины. Тот, кто не дорожит нашей историей, не способен по достоинству оценить и наше настоящее, стать патриотом своей страны.

К.Васильев писал: «Кто не поклоняется истокам, не помнит начал – не создаст разумного. Забвение еще никогда ничего не построило. Созидает и сражается только память. Встают на Вахту Памяти учащиеся нашей школы. Делами доказывают они верность идеалам старших поколений».

Слово группе поисковиков:

  1. представители отряда «Горняк» рассказывают о благородном деле – поиске останков погибших в Великой Отечественной войне, об участии во всероссийской вахте памяти в Юхновском и Медынском районе. Руководитель Евсютин В.И., учитель ОБЖ.

  2. Представители поискового отряда «Память» рассказывают о сборе воспоминаний участников Великой отечественной войны и составлении рукописной книги памяти «Герои живут среди нас». Руководитель отряда Зубова Л.А., учитель истории;

  3. Представители отряда «Юный турист» рассказывают о походах по местам Боевой Славы Калужской области, проводимых ежегодно в мае. Руководитель отряда Божескова Е.В., учитель географии.


Для того, чтобы осмыслить все что мы услышали я предлагаю вам проработать над заданием рабочего листа № 2 «Воспитывать патриотов»


4 этап работы.

Работа с текстом рабочего листа № 2 «Воспитывать патриотов»


Форма работы: «Пометки на полях».


Ваша задача, читая текст отметить значками:

V (галочкой) – то, что вы знаете. «Знаю».

+ (плюс) – то, что вы узнали. «Узнал».

? (вопросительный) – то, что вы хотите узнать. «Хочу узнать».


Начертите таблицу из трех колонок и запишите по одному факту:

«Знаю», «»Узнал», «Хочу узнать».


В музее Боевой Славы есть научно-исследовательские работы, в которых вы сможете подробнее узнать о Ю.Костикове и Д.Стефанове. Я хочу предоставить слово заведующей школьной библиотекой Цыкоза Л.В., которая познакомит вас с литературными произведениями о патриотах России и где вы можете узнать новую информацию.

Слово группе литераторов (или зав. библиотекой).

Знакомство с литературой.


Следующее задание это работа с рабочим листом № 3.

Рабочий лист № 3:

а) Как вы считаете, кто должен заниматься воспитанием патриотов.

б) Напишите и расставьте в порядке значимости № 1, 2, 3, 4.

в) Отметьте в группе, в чем совпали ваши мнения, и в чем разошлись. К какому выводу вы пришли?


Анализ работы с рабочим листом № 3, подведение итога


5 этап работы. Рефлексия.


Для того, чтобы обобщить полученную сегодня информацию давайте напишем синквейн. Ключевое слово «патриот».

Примерный вариант напечатан на компьютере:

Патриот – это человек,

преданный и любящий свою Родину, который

охраняет, защищает, жертвует своей жизнью

ради ее благополучия.

Будь бдителен! Судьба отечества в твоих руках!


6 этап работы. Подведение итогов.


Учитель истории: «Любовь к отечеству не меняется с годами, веками. А чувство «патриот», «патриотизм» относится как к одному человеку, так и к коллективу, обществу в целом, развивается благодаря победам и поражениям.

И сегодня на уроке мы увидели, нет не распалась и никогда не распадется цепь героических дел на благо Родины, а мы с вами в полной мере должны осознать себя наследниками героизма на благо Родины. Прошу почить память павших.

Минута молчания».



Приложение к методической разработке интегрированного урока «Наследники славы дедов, отцов и старших братьев»:

  1. Компьютерный проект «Патриоты России»:

- Великий князь Александр Невский;

- Великий князь Дмитрий Донской;

- Сергий Радонежский;

- Жуков Георгий Константинович.

  1. Компьютерный проект «От Кремля до рейхстага». Хроника событий Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.:

- начало ВОВ;

- битва за Москву

- блокада Ленинграда;

- Сталинградская битва;

- Курская битва.

  1. Рабочий лист № 2 «Воспитывать патриотов»


























Приложение


Рабочий лист № 2 «Воспитывать патриотов».


Задание:

Работая с текстом, отметьте на полях, что вы знали, узнали новое, хотите узнать.


v – знаю + – узнал ? хочу узнать.


Патриот это – человек, любящий Родину, защитник ее убеждений;

человек, преданных Родине, народу, способный совершить героический поступок, пожертвовать жизнью ради благополучия своей Родины;

человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, своего народа;

человек, который переживает ее беды и проблемы как свои собственные, честно исполняет свой гражданский долг.


История земли Калужской – история героической борьбы в защиту нашего Отечества.


В 1236 г. жители небольшого городка Козельска в течение семи недель выдерживали осаду полчищ хана Батыя.

В 1480 г. – «Стояние на Угре», положило конец монголо-татарскому игу.

В 1617 г. – в Товарково русские войска под предводительством князя Пожарского одержали победу над польскими интервентами

Калужская земля тесно связан с двумя крупнейшими событиями Отечественной войны 1812 г.:

- под Тарутино. На реке Черныше, в сражении 18 сентября 1812 г. был разбит французнский корпус под командованием маршала Марата.

- второе сражение произошло 24 октября 1812 г. под Малоярославцем, которое было «предел нападения и начало бегства французов»;

- в 1812 г. в Полотняном заводе размещался главный штаб русской армии во главе с М.И.Кутузовым.


Первыми из наших земляков удостоились звания Героя Советского Союза добровольцы, сражавшиеся с фашистами в 1936-1938 гг. в Испании (И.И.Душкин, генерал К.Я.Билибин, И.А.Лакеев, уроженец Дзержинского района).

В годы Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза были удостоены 11500 человек, среди них 188 калужан, 11 уроженцев Дзержинского района.

Свыше 300 воинов в годы войны повторили подвиг Александра Матросова. Среди них и наш земляк Дмитрий Стефанов.

Четырем юным патриотам-калужанам присвоено звание Героя Советского Союза. Михаилу Минахину, Василию Митрохову, Анатолию Живову, Юрию Костикову (уроженец Дзержинского района).

Нет не только Великая Отечественная война, Афганистан стали проверкой на прочность патриотизма советских людей. Так совпало и это знаменательно – 28 панфиловцев закрывали собой опасное для Москвы направление у разъезда Дубосеково; 28 пожарных в апреле 1986 г. заслонили Родину от большой беды во время аварии на Чернобыльской АЭС.

Нет, не распалась и никогда не разомкнется цепь героических дел на благо Родины, а мы с вами в полной мере должны осознать себя наследниками героических совершений старших поколений и своими делами достойно продолжить эстафету героизма на благо Родины.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!