СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка интерактивного занятия по воспитанию толерантности на тему: "Как хорошо, что все мы разные!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие направлено на формирование чувства терпимости и уважения к своим одноклассникам и окружающим людям. Возрастная категория - 6-7 классы. Сейчас много говорим о проблеме толерантности. Внешний мир полон эгоцентризма и желания получения выгоды, но только лишь доброта и уважение сделает из обычного человека личность, развитую, образованную и человеколюбивую. Обычные нравоучения здесь не помогут, а вот погружение в нестандартные ситуации, нетрадициионые формы работы- вот, что позволит заложить крепкий фундамент открытости и доброжилательности.  Интерактивная форма занятия позволит детям раскрыться, позволит увидеть глазами ребенка внутренний мир своих одноклассников. Помни, чтобы изменить мир, нужно изменить себя. Надеюсь, данная разработка поможет классным руководителям в решении возникшей проблемы. Удачи!

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка интерактивного занятия по воспитанию толерантности на тему: "Как хорошо, что все мы разные!"»


«Как хорошо, что все мы разные!»

Возрастная категория – учащиеся 6-7 классов

Форма проведения – интерактивное занятие.

Цели:

  • Образовательные:

    • познакомить воспитанников с понятием «толерантность»;

    • выявить основные черты толерантности;

    • сформировать правильное представление о толерантном поведении.

  • Воспитательные:

    • воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

    • воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общении и взаимопонимание.

  • Развивающие:

    • продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой;

    • способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле;

    • развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.


Ход

Тему нашего сегодняшнего разговора Вы назовете сами. Сперва прослушайте небольшую историю…


А о чем она? Чему учит? (дети предлагают свои варианты, педагог должен детей подвести к выводу, что говорить они будут о толерантности).


Кто из Вас знает, что обозначает это слово? (дети предлагают свои ответы). Проверим свои предположения.

Введение в тему – видеоролик «Толерантность. Мы разные, но мы вместе» (https://www.youtube.com/watch?v=Zfh3AuQKecQ)

Понятие толерантность очень широкое, на одном занятии мы не сможем поговорить обо всех видах, но давайте посмотрим, какие виды толерантности бывают:

?

Как вы думаете, для нас с вами, проживающих в большом городе, какой вид толерантности будет наиболее близким и почему?

Для того чтобы быть более терпимыми к людям других национальностей, надо много знать об особенностях разных культур, много читать, интересоваться. Прав был критик 19 века Николай Добролюбов, сказавший, что человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный».

Игра «Давайте поприветствуем друг друга»

  • сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);

  • потереться носами (Новая Зеландия);

  • пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);

  • крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия);

  • показать язык (Тибет);

  • очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия).

Работа в группах: создать эмблему толерантности.

Немецкий художник Хельмут Лангер создал эмблему Толерантности:

  • Толерантность – это прощение.

  • Толерантность – это сострадание.

  • Толерантность – это уважение прав других.

  • Толерантность – это сотрудничество.

  • Толерантность – это уважение человеческого достоинства.

  • Толерантность – это дружба.

  • Толерантность – это гармония в многообразии.

  • Толерантность – мир и согласие.

  • Толерантность – милосердие.


Толерантность – это понятие встречается каждый день. Оно повседневно. В конце 60-х годов в Германии был создан плакат. Его создавали философы и активисты молодежных движений 1968 года.

Что же собой представляет этот плакат? Это всего семь строчек, написанных как бы от руки.

?

Как вы думаете, в чем заключается смысл данных строк?

Концепция плаката заключается в том, что человек всегда пользуется культурными достижениями, опытом других наций (буквы, цифры, демократия); повседневными трудами других народов (кофе выращивают в одной стране, отпуск проводят в других странах, пользуются автомобилями разных стран).

Можно ли при этом смотреть свысока на людей других национальностей и другого цвета кожи?! Хорошо или плохо, что все мы разные? (высказывают свое мнение).


Давайте подведем небольшой итог. Что такое толерантность?

Толерантность – признание, уважение и соблюдение прав и свобод всехлюдей без различения социальных, религиозных, этнических и иныхособенностей.


Сценка о терпимом отношении к людям (Исполняют заранее подготовленные дети).


Идёт плохо одетый мужчина. Идут юноша и девушка. Мужчина падает,травмирует ногу, тихонько стонет, в глазах – слезы.

Девушка: Подожди, я подойду к нему.

Юноша: Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу.(хватает за руку)

Девушка: Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

Юноша: А нам-то что? Он сам виноват.

Девушка: Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

Юноша: Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

Девушка: Я все равно подойду. (вырвала руку)

Юноша: Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими».

Девушка: Да как ты можешь? Ему больно! (оттолкнула парня и подошла к мужчине) Что с вами? Что с вашей ногой?

Мужчина: Я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

Девушка: Нужно вызвать «скорую». Послушай, у тебя нет «мобильника»? (Парень промолчал) Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

Юноша: Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом! (Парень уходит)

Девушка: У вас открытый перелом. Потерпите! Я вызову скорую. (Отходит)

Мужчина: Девушка! Спасибо вам! (Девушка обернулась и улыбнулась) Вы обязательно найдете себе счастье!


?

Кто поступил благородно? А как бы вы поступили? Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга

Какими же чертами должен обладать толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым?


Если человек терпим к другим, уважает другие нации и народы, то мы его называем? (толерантным). А если не уважает? (предлагают свои варианты). Вводится понятия толерантность/интолерантность).

Блиц-викторина «Толерантная и интолерантная личность» (ученики прикрепляют на стенд листочки с характеристиками)

Уважение мнения других,

доброжелательность, 
желание что-либо делать вместе, 
понимание и принятие,
чуткость,

любознательность,

доверие,

снисходительность,

гуманизм.

Непонимание,

игнорирование,

эгоизм,
нетерпимость,

пренебрежение,
раздражительность,

равнодушие,
цинизм,

немотивированная агрессивность.


?

Толерантная личность. Какими личностными качествами должен обладать такой человек?


Предлагаю выполнить следующие задания. Отвечая честно, Вы узнаете о себе новое.

Ситуативные задания.

Как ты поступишь в данной ситуации?

  1. Ваш одноклассник не носит в школу учебник английского языка. Часто берет его у вас. После урока, забывая отдать учебник, уходит домой. В результате вы иногда не готовы к уроку, за что получаете неудовлетворительные оценки.

  2. Один одноклассник грубо высказывается в адрес вашего друга. Вас это беспокоит и огорчает, хотя остальные ребята с удовольствием слушают колкие замечания.

  3. Вашу лучшую подругу пунктуальной не назовешь: она всегда и везде опаздывает. Если пойти в школу, не заходя за ней, она обидится, а дожидаться одноклассницы – значит опоздать в школу. Эта ситуация каждый раз приводит вас в бешенство.


Что нужно, чтобы научиться понимать людей? (Чтобы научиться понимать людей других стран, других культур, нужно научиться понимать своих родителей, друзей, одноклассников.


Тестирование

А сейчас мы с вами проведем тестирование и определим, насколько вы толерантны. Если вы выбираете первый ответ, загибайте палец.

Миша плохо одет…

  • Это неважно.

  • Ты подсмеиваешься над ним.

Петя питается не так, как ты, по причине своей религии…

  • Ты просишь, чтобы он объяснил это.

  • Ты говоришь, что он выглядит смешно.

Цвет кожи у Джо отличается от твоего…

  • Ты стремишься лучше узнать его.

  • Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.

Пожилая женщина медленно идет…

  • Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

  • Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком…

  • Ты разговариваешь с ним.

  • Ты говоришь, что все мальчик - нули.

На твоих глазах на кого – то нападают…

  • Ты пытаешься защитить его.

  • Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

К тебе подходит ребенок – инвалид…

  • Ты естественным образом разговариваешь с ним.

  • Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

Загнул 7 пальцев? Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

Если от 3 до 6, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.

Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!


Подведение итога

Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится Человеком только благодаря другому человеку.

Мы с вами попробуем «вырастить» дерево толерантности, на листьях которого мы оставим свои пожелания и рисунки. Возьмите по листочку и напишите на них, что надо сделать, чтобы наш класс, наша школа, наш город стали планетой Толерантности. Затем листочки и рисунки прикрепите на наше дерево Толерантности.

Так что же такое толерантность? Что нового узнали на уроке?


Стихотворение читает заранее подготовленные ученики.

Чувствовать, думать, любить, как другие, сердцем умея понять солидарность.

Напрочь отбросить: «Они не такие!». Этому учит нас толерантность.

Признание, равенство и уважение, взаимодействие, дружба, галантность.

Вера любая без принуждения, это и многое есть толерантность.

Толерантность – значит это, если дружно все живут.

И теплом сердец согреты школа, быт наш и уют.

Толерантность, дружба, труд к лучшей жизни нас ведут.

Выбирая в жизни путь, толерантность не забудь!

Пусть каждый из нас, пусть наш класс, наша школа, наш город и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!