СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Использование приемов педагогической техники А. Гина для развития навыков смыслового чтения при изучении биологии»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка позволяет увидеть возможности применения педагогических техник А. Гина для развития навыков смыслового чтения в условиях современного урока биологии. В работе описываются различные приемы, способствующие развитию навыков смыслового чтения и повышающие учебную мотивацию. Эти приемы можно использовать в урочной и внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Использование приемов педагогической техники А. Гина для развития навыков смыслового чтения при изучении биологии»»

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5












Методическая разработка









«Использование приемов педагогической техники А. Гина для развития навыков смыслового чтения при изучении биологии»











Потапнёва Татьяна Александровна

учитель биологии высшей категории















г. Зея, 2018

Аннотация

Данная методическая разработка позволяет увидеть возможности применения педагогических техник А. Гина для развития навыков смыслового чтения в условиях современного урока биологии. В работе описываются различные приемы, способствующие развитию навыков смыслового чтения и повышающие учебную мотивацию. Эти приемы можно использовать в урочной и внеурочной деятельности.

Целевая аудитория разработки: учителя школы.











































Содержание



Стр.

1. Введение

4

2. Основная часть


2.1. Приемы развития навыков смыслового чтения на уроках биологии на этапе актуализации знаний

6

2.2. Приемы развития навыков смыслового чтения на уроках биологии на этапе проверки домашнего задания

7

2.3. Приемы развития навыков смыслового чтения на уроках биологии на этапе изучения нового материала

9

2.4. Приемы развития навыков смыслового чтения на уроках биологии на этапе обобщения и систематизации знаний

2.5. Пример оформления педагогических приемов для развития навыков смыслового чтения

11


14

2.6. Дидактические материалы урока биологии в 5 классе по теме «Ткани животных»

16

2.7. Диагностика уровня сформированности навыков смыслового чтения

16

3. Заключение

20

4. Список использованной литературы


5. Приложение

21

















Введение

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров».

Следовательно, каждый школьный предмет должен реализовать возможности для формирования и развития этого навыка (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурлинская, И.А. Володарская), в том числе биология.

С 2014 года, школа, в которой я работаю, является региональной экспериментальной площадкой по опережающему введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Ежегодно школьники, обучающиеся по новым стандартам, выполняют комплексную метапредметную работу. Анализ выполнения учащимися комплексной работы, направленной на оценку достижений планируемых метапредметных результатов, показывает недостаточный уровень сформированности умений читать и понимать текст, использовать полученную информацию для проведения рассуждений.

Поэтому я считаю, что развитие навыков смыслового чтения на уроках биологии как средство формирования метапредметных результатов, является актуальным для меняи моих учеников. Я изучила теоретическую составляющую этого вопроса, определила эффективные приёмы формирования этих навыков, спроектировала и апробировала уроки биологии на основе использования стратегий смыслового чтения и работы с текстом, обобщила опыт работы в виде серии открытых уроков, выступлений, мастер-классов, публикаций. (сайт МОБУ СОШ №5 http://school5zeya.ru/, личный сайт https://multiurok.ru/potapnyova/).

Моя работа в этом направлении уже дает положительные результаты: успеваемость учащихся по предмету составляет 100%, качество знаний выросло до 64 %, ежегодно учащиеся являются победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников по биологии (за последние три года –6 победителей и 8 призеров), призерами онлайн-олимпиады «Фоксфорд», молодежного биологического чемпионата; выпускники 9-х и 11-х классов успешно сдают ГИА по биологии (ежегодно у моих выпускников средний балл за экзамен выше, чем в регионе).

Эффективно формировать и развивать навыки смыслового чтения мне помогают «приемы педагогической техники» Анатолия Гина, которые на протяжении многих лет я использую в своей педагогической деятельности.

На основе приемов, предложенных А. Гином, я разработала собственный «методический конструктора урока», направленный на развитие навыка смыслового чтения.

Цель данной методической разработки: показать возможности применения приемов педагогической техники Анатолия Гина для формирования и развития навыков смыслового чтения при изучении биологии.






























Основная часть


Приемы развития навыков смыслового чтения на уроках биологии на этапе актуализации знаний


На протяжении нескольких лет я проработала много приемов, и в этой разработке представлю те, которые считаю более значимыми и эффективными для развития навыков смыслового чтения, применяются на разных этапах урока, а такжепозволяют расширить предметную область и способствуют формированию важнейших метапредметных универсальных учебных действий.

В начале урока ямотивирую учеников к тому, чтобы они сами определяли собственные учебные цели. Опыт показывает, что если ученики сами формируют цель, они добиваются большего, чем запланировали. Повышению познавательного интереса способствуют такие методические приемы, как«Привлекательная цель», «Определи тему и цель сам».

...Нельзя внешне в процессе воспитания формировать мотивы, на что надеются многие педагоги. Мотив — сложное психическое образование — должен построить сам субъект.

Е. П. Ильин, русский педагог



Прием «Определи тему и цель сам».Из предложенного текста учащиеся выделяют главную мысль и формулируют тему и цель урока.

Пример. 6 класс. Тема «Расселение и распространение живых организмов»

«На опушке рос дуб – хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка и говорит: «Разреши взять у тебя два желудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там вырос дубочек».

А дуб на нее как набросится: «Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!» Испугалась мышка и убежала. С тех пор никто из зверей не осмеливался приближаться к дубу: ни мыши, ни белки, ни бурундуки. Так и жил он в полном одиночестве.

Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю и тут же, под кроной, прорастали. Но росткам не хватало места и солнца. Они мешали друг другу, глушили друг друга и погибали в малом возрасте.

Прошли годы. Дуб состарился, одряхлел и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены».

- Почему дуб не дождался смены? (ответы детей: все ростки погибали под дубом, там было тесно и темно)

- Что же нужно было сделать семенам? (ответы детей: семенам растений нужны новые места, чтобы прорасти и дать жизнь новому растению).

Но плоды и семена не могут двигаться самостоятельно, как же им отправиться в путь? Мудрая природа придумала для этого много способов.

Как вы думаете, с каким явлением в жизни организмов мы сегодня будем знакомиться? (ответы детей: с расселением и распространением организмов).


Приемы развития навыков смыслового чтения на уроках биологии на этапе проверки домашнего задания


Начало урока — это, чаще всего, проверка домашнего задания, и дети это не очень любят. Но такие приемы, как «Верно-неверно», «Лови ошибку», «Горячий стул» позволяют мне проверить знание материала, а в некоторых случаях создать игровую и соревновательную атмосферу на уроке.

Прием «Верю – не верю».Его удобнее всего применять в начале урока, когда идет повторение пройденного материала и подготовка учащихся к восприятию новой информации.Он помогает активизировать учащихся, подготовить, помочь им вспомнить все, что им известно по данной теме. Учащиеся уже в начале урока наглядно видят, что им предстоит узнать, что из этого они уже знали или предполагали, а что является неожиданным или противоречит их знаниям.Я этот приём использую при фронтальной работе, для того чтобы быстро провести опрос детей, проверить домашнее задание.

Пример. 5 класс. Тема «Почва как среда обитания»

«Верите ли вы, что…»

- … почва и камень родственники?

- … растения участвуют в образовании почвы?

- … опавшие осенью листья вредят почве?

- … норы животных, живущих в почве, разрушают её?

- … почва – наша кормилица?

Универсальный прием, который можно использовать на уроках по всем школьным дисциплинам, - «Лови ошибку». В представленном учителем тексте ученики ищут ошибки группой или индивидуально. Время выполнения задания заранее определяется учителем. Этот приём активизирует внимание учащихся, формирует умение анализировать информацию, применять знания в нестандартной ситуации, критически оценивать полученную информацию.


Пример. 7 класс. Тема «Рыбы: внешнее и внутренне строение».

Задание: найди ошибки в тексте. В тексте допущено 7 ошибок.

Рыбы - это совершенно особые беспозвоночные животные. Их насчитывается более 1 млн. видов. Для их изучения существует особая наука ихотология. Внешнее строение рыб полностью приспособлено к жизни в воде. Рыбы имеют обтекаемую форму тела, они покрыты чешуей и слизью. Для передвижения у них есть плавники. На голове рыб расположены: рот, окруженный губами, глаза с веками, ноздри для дыхания.Как и у ланцетника, у рыб имеется особый орган чувств - боковая линия.

Ответ:

  1. Рыбы – позвоночные животные.

  2. Современных видов рыб около 30 тыс. видов.

  3. Наука, изучающая рыб – ихтиология.

  4. Губы впервые в эволюции появляются у млекопитающих. У рыб губ нет.

  5. У рыб нет век.

  6. Ноздри рыб не предназначены для дыхания, они открываются в органы обоняния.

  7. У ланцетника нет боковой линии.

Прием «Горячий стул».К доске выходит учащийся, садится на стул лицом к классу, спиной к доске. Учитель на доске пишет понятие, термин. Учащиеся класса, не называя слова, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово.

Пример. 5 класс. Тема «Увеличительные приборы».

Ученику предлагается определить по подсказкам учащихся части микроскопа.

  • Предметное стекло

  • Окуляр

  • Зеркало

  • Предметный столик

  • Регулировочные винты

  • Штатив

  • Объектив


Прием «Составь пары». Установите со­от­вет­ствие между первым и вторым столбиком. Этот прием можно использовать и на этапе закрепления нового материала.

Пример. 8 класс. Тема «Строение и функции отделов головного мозга».

Задание: соотнесите отделы головного мозга с выполняемыми ими функциями.


Отделы головного мозга

Функции отделов головного мозга

А) продолговатый мозг

  1. Обеспечивает согласованность движений, равновесия тела и координацию движения.

Б) мозжечок

  1. Управляет сердечной деятельностью, дыханием, пищеварением, обеспечивает защитные реакции: чихание, моргание, кашель, рвоту.

В) средний мозг

  1. Регулирует сложные двигательные рефлексы, обмен веществ и постоянство внутренней среды.

Г) промежуточный мозг

  1. Регулирует и контролирует работу всех органов, отвечает за сознание, память, мышление, речь.

Д) большое полушарие переднего мозга

  1. Расположены центры зрения и слуха, центры мышечного тонуса и позы.



Приемы развития навыков смыслового чтения на уроках биологии на этапе изучения нового материала


Повторить ранее изученное, найти интересные подходы к мотивации новой темы — всё это очень важно, но большое место в учебном процессе занимает этап изучения нового материала.Никак не перестаю удивляться английской народной мудрости о коне и водопое. Как сделать так, чтобы не только привести ученика в класс, но и побудить его к активной работе? Как научить его новому, не заставляя «пить насильно», а вызвав «жажду» к знаниям? Необходимо «...перестроить учебно-воспитательный процесс так, чтобы в нем много времени занимало не пассивное восприятие учебной информации, а активная, самостоятельная деятельность учеников». Наиболее эффективными методическими приемами, побуждающими к самостоятельной деятельности, и способствующие развитию навыков смыслового чтения, я считаю «Кластер», «Ты – мне, я – тебе», «Свой конспект – своя опора», «Составь определение», «Шпаргалка для друга».

Прием «Кластер». Графическое отображение материала, показывающее внутренние и внешние связи предметов и явлений. Я записываю тему урока как «сердцевину» кластера, вместе с детьми формулируем и записываем вопросы, на которые в течение урока обучающиеся получают ответы. На первом этапе учащиеся активно вовлекаются в процесс. На фазе осмысления идет работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются и делаются выводы. Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать учебный материал, вырабатывать и высказывать свое мнение.Я применяю его на этапе изучения нового материала, закрепления.

Пример. 5 класс. Тема «Организменная среда обитания»

Условия для жизни

Характеристика среды



Организменная

среда обитания



Приспособления организмов для обитания в данной среде

Примеры организмов, населяющих среду





бактерии

грибы

растения

животные



растения

бактерии

грибы

животные







Прием «Ты – мне, я – тебе».Ученики работают в парах или группах. Они задают вопросы друг другу по теме урока. Данный приём повышает интерес к учебному материалу и формирует умение формулировать вопросы.

Пример. 6 класс. Тема «Расселение и распространение организмов»

Задание: прочитать статью и составить вопросы. После этого играем в цепочку: тот, кто задает вопрос, может направить его любому в классе, а другой, ответив на вопрос, задает свой вопрос следующему.

Расселение бактерий

Большинство современных учёных считают, что первыми обитателями Земли были бактерии. Бактерии – самая древняя группа организмов из тех, которые сейчас существуют на Земле. Они давно живут на нашей планете - около 3,5 миллиардов лет. Когда бактерии появились, на Земле не было ни людей, ни животных, ни растений. На протяжении почти миллиарда лет бактерии были единственными живыми существами на Земле.

Практически нет места на Земле, где бы ни встречались бактерии. Они живут во льдах Антарктиды при температуре – 83 0С и в горячих источниках, где температура достигает + 90 оС, а также в знаменитом Мертвом море. Живут бактерии и в воде, и в продуктах питания, и в воздухе, в организме человека и животных, куда они попадают вместе с пищей и водой. Многие бактерии переносятся насекомыми и грызунами.

Живые бактерии были обнаружены в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2-3 млн лет. В океане, на глубине 11 км; на высоте 41 км в атмосфере; в недрах земной коры на глубине нескольких километров – везде находили бактерии.
















Прием «Свой конспект – своя опора». Ученик составляет конспект или план материала учебника, которым он может пользоваться во время своего ответа.

Пример 9 класс. Тема «Состав и структура сообщества».

В этом же случае можно использовать прием «Шпаргалка для друга». Учитель предлагает составить текст шпаргалки, пригодный для полного ответа на поставленный вопрос или по данной теме.

Прием «Составь определение». Сформировать умение преобразовывать текстовую информацию для дальнейшего использования. Учащиеся сами конструируют понятия, сопоставив информацию из нескольких предложений текста.

Пример. 6 класс. Тема «Фотосинтез».

Учащимся предлагается найти в тексте учебника предложения, объясняющие термин «фотосинтез» и составить из нихопределение.


Приемы развития навыков смыслового чтения на уроках биологии на этапе обобщения и систематизации знаний


Практически во всех типах урока присутствует такой этап, как обобщение и систематизация знаний. Методические приемы, применяемые на этом этапе урока, очень разнообразны: можно использовать такие же приемы, как и для проверки домашнего задания, но я применяю еще и такие, как «Кроссворд», «Синквейн», «Допиши предложения», «Составьте тест».

Прием «Кроссворд». Учащимся предлагается решить кроссворд по теме, составленный учителем, или самим составить кроссворд. Применяется по темам, содержащим много терминов.

Пример. 8 класс. Тема «Пищеварительная система человека».

Прием «Синквейн». Прочитанный текст анализируется по пяти пунктам:

первая строка – тема;

вторая строка – два прилагательных, характеризующих тему;

третья строка – три глагола, характеризующих действия, связанные с названной темой;

четвертая строка – высказывание, предложение, состоящее из четырех слов по данной теме;

пятая строка – слово- синоним к теме синквейна.

Пример. 10 класс. Тема «Сущность жизни, основные свойства живого».









Прием «Допиши предложения». Учитель предлагает закончить предложения по теме урока. Ученики, работая в группах или индивидуально, дописывают предложения.


Пример. 8 класс. Тема «Пищеварительная система»

Допиши предложения

  1. Химическая переработка пищи во рту идёт с помощью …

  2. Механическая обработка пищи во рту идет с помощью …

  3. Подвижный механический орган во рту, покрытый слизистой оболочкой …

  4. Количество зубов у взрослого человека …, из них резцов - …, … - 4, малых коренных - …, … - 12.

  5. В ротовую полость открываются протоки …

Прием «Составьте тест».Ученик составляет тест по изученной теме.Тип теста определяется учителем или самостоятельно учеником.

Пример. 9 класс. Тема «Строение клетки»

Тест должен состоять из вопросов, на каждый из которых предусматривается 4 варианта ответа.

  1. Какой органоид синтезирует АТФ:

  1. митохондрии 3) лизосомы

  2. аппарат Гольджи 4) рибосомы

2. Какие пластиды присутствуют в клетках животных:

  1. хлоропласты 3) лейкопласты

  2. хромопласты 4) не имеют пластид.

3. Небольшие округлые тела, внутри которых находятся ферменты, расщепляющие белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты:

  1. лизосомы 3) клеточные включения

  2. рибосомы 4) ядро

Прием «Работа с таблицей». Пользуясь таб­ли­цей, выберите верные утверждения.

Пример 1. (Пример задания из сборника по подготовке к ОГЭ по биологии)

Пользуясь таб­ли­цей «Максимальная про­дол­жи­тель­ность жизни раз­ных видов позвоночных», выберите верные утверждения.

1) Из пред­став­лен­ных в таб­ли­це мле­ко­пи­та­ю­щих наи­боль­шую про­дол­жи­тель­ность жизни имеет человек.

2) Из пред­став­лен­ных в таб­ли­це птиц лебедь доль­ше всего про­жи­вет в зоопарке.

3) Чем меньше животное, тем больше пищи ему требуется.

4) Из пред­став­лен­ных в таб­ли­це животных наи­меньшую про­дол­жи­тель­ность жизни имеет колибри.

5) Чем крупнее животное, тем больше детенышей у него появляется.

Пример 2. Изучите таблицу, в ко­то­рой при­ве­де­ны две груп­пы животных.

Группа 1

Группа 2

корова

крокодил

собака

слон

овца

лев

Что из пе­ре­чис­лен­но­го ниже было по­ло­же­но в ос­но­ву раз­де­ле­ния (классификации) этих жи­вот­ных в группы?

1) по­кров тела 2) ис­точ­ник пи­та­ния 3) одомашнивание 4) ха­рак­тер передвижения


Пример оформления педагогических приемов для развития навыков смыслового чтения


На разных этапах урока с помощью таких приемов могут быть сформированы и развиты коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные универсальные учебные действия. В книге А.Гина описано множество интересных приемов, а также приводится способ их систематизации в виде «конструктора урока», в котором по вертикали расположены основные этапы комбинированного урока, а по горизонтали –названия приемов обучения. Многие приемы педагогической техники, предложенные А. Гином, направлены на развитие навыка смыслового чтения. В зависимости от выбранного типа урока, я подбираю различные приемы. В представленной мною таблице я разместила те из них, которые предлагаю своим ученикам на уроках и на занятиях по подготовке к экзаменам.






Этап урока

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Начало

урока (актуализация знаний)

Мозго

вой штурм

Да-нетка

Светофор

Клас

тер

Ребу

сы

Видео

сю

жет

с вопроса

ми

Верно - неверно

Лови ошиб

ку

Охота за пятеркой

Слово

в слове

Объяснение нового материала (стадия осмысле

ния, создание проблем

ной ситуации)

Прив

лекате

льная цель

Удив

ляй

Фантастическая добав

ка

I.N.S.E.R.T.

Глос

сарий

Толстые и тон

киевоп

росы

Определи тему и цель

Продвину

тая лек

ция

Чте

ние

с

оста

новками

Снеж-ный ком

Закрепление, тренинг, отработка умений и навыков, решение проблем

ной ситуации

Найди пару

Инвентаризация

Озвучивание немого кино

Фак

толо-гический дик

тант

Шпаргалка для друга

Рассказ - эстафета

Рабо

та с сигнальными карточка-ми

Перепутанные логические цепочки

Горя

чий стул

Составле

ние опорного конс

пекта

Повторе

ние Стадия рефлексии, выход из проблем

ной ситуации

Своя опора

Графический дик

тант

Презентации

Мини-проекты

В своем темпе

Аук

цион

Пересечение тем

Докажи другу

Най

ди связь с жиз

нью

Рес

тав-ратор

Контроль (самоконтроль, взаимо-контроль, контроль учителя)

Свето

фор

Опрос по кругу

Тихий опрос

Зиг

заг

Про

пущенное слово

Каждому – своя делянка

Блиц-конт-роль


Кроссворд

Кон-вейер

Что лиш

нее?

Стадия рефлек

сии (выполнение творчес-ких заданий)

Синк

вейн

Отсро-ченнаяотгад

ка

Три вопро

са

Рабо

та

с таблицей

Допиши предложе

ние

Чер

ный ящик

Ты – мне, я - тебе

Воп

росы после текс

та

Почемучка

Сво

бод

ныймик

ро

фон

Домашнее задание

Зада

ние массивом

Три уровня

Сочи

нялка

Осо

бое зада

ние

Свой конс

пект-своя опора

Составьте тест

Рекламный пла

кат

Пре

зен-тация

Крос-сворд

Эссе

Приведу пример того, как на одном из уроков я использую приемы А. Гина для развития навыков смыслового чтения.


Дидактические материалы урока биологии в 5 классе по теме «Ткани животных»

(полный сценарий урока размещен на сайте https://multiurok.ru/potapnyova/)


    1. Что лишнее? (Приложение 1)

    2. Ролевая игра (Приложение 2)

    3. Пропущенное слово (Приложение 3)

    4. Допиши предложение (Приложение 4)

    5. Черный ящик (Приложение 5)

    6. Слово в слове(Приложение 6)

    7. Сочинялка (Приложение 7)

Примеры этих дидактических заданий в приложении.


Диагностика уровня сформированности навыков смыслового чтения


Для проверки уровня сформированности навыков смыслового чтения на уроках биологии провожу входную и итоговую диагностику. Начинаю данную работу с 5 класса.

Входной мониторинг возможностей обучающихся 5-х классов при работе с текстами


Группы метапредметных результатов

Критерии

Уровень оценки (высокий, средний, низкий)

Поиск информации и понимание прочитанного

Умение определять тему и главную мысль текста

низкий

Умение составлять план текста

низкий

Умение восстановить последовательность событий

средний

Умение отвечать на вопросы по содержанию текста

средний

Преобразование и интерпретация

информации

Умение формулировать несложные выводы

низкий

Умение объяснять новые (незнакомые) слова, опираясь на контекст

низкий

Оценка информации

Умение устно выказывать своё отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний

средний

Итоговый мониторинг возможностей обучающихся 5-х классов при работе с текстами


Группы метапредметных результатов

Критерии

Уровень оценки (высокий, средний, низкий)





Динамика

Поиск информации и понимание прочитанного


Умение определять тему и главную мысль текста

низкий

+ 20 %

Умение составлять план текста

низкий

+25%

Умение восстановить последовательность событий

средний



+ 15 %

Умение отвечать на вопросы по содержанию текста

средний



=

Преобразование и интерпретация

информации

Умение формулировать несложные выводы

низкий



+20%

Умение объяснять новые (незнакомые) слова, опираясь на контекст

низкий



+ 7 %

Оценка информации

Умение устно выказывать своё отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний

средний



+ 5 %


Результаты итогового мониторинга среди учеников 5-х классов за 2016-2017 учебный год показали, что дети достигли значительных успехов в усвоении биологии: повысился уровень сформированности следующих умений: определять тему и главную мысль текста - на 20 %, восстанавливать последовательность событий - на 15 %, определять тип и стиль текста – на 15 %, объяснять новые слова, опираясь на контекст – на 7 %, устно высказывать своё отношение к тексту – на 5 %, умение составлять план текста на 25%.

Результаты работы в «пилотном» классе по развитию навыков смыслового чтения за 3 года


Критерии

2014/2015 учебный год

5 класс

2015/2016 учебный год

6 класс

2016/2017 учебный год

7 класс

Общее понимание текста, ориентация в нем


46%


58%


70%

Глубокое и детальное понимание содержания текста


38%


47%


66%

Использование информации из текста для различных целей


30%


48%


65%

Данные таблицы свидетельствуют, что за 3 года обучения уровень сформированности навыка «Общее понимание текста, ориентация в нем» возрос на 24 %, «Глубокое и детальное понимание содержания текста» - на 28 %, «Использование информации из текста для различных целей» - на 35 %.
































Заключение


Использование различных педагогических приемов, направленных на развитие навыков смыслового чтения, помогает мне решать следующие педагогические задачи: учить учащихся определять свои учебные цели, отстаивать свои взгляды, определять смысл прочитанного, учить учащихся культуре понимания текста и поддерживать положительную мотивацию к чтению. А для учащихся - это возможность освоения и развития интеллектуальных (сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, определять содержание понятий) и коммуникативных (формулировать и задавать вопросы, определять смысл прочитанного, работать в группе, выступать с сообщениями) компетенций.

























Список использованной литературы


1. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителей/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] – М.: Просвещение, 2010.

2. Бунеева Е.В., Чиндилова О. В. Технология работы с тек­стом в начальной школе и в 5–6 классах (технология фор­мирования типа правильной читательской деятельности) // Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс, 2008.

3. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Когда книга учит. – М.: Педагогика, 1991

4. Мишакова В.Н. Смысловое чтение и работа с текстом на уроках биологии – Оренбург, 2013.

6. Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителя. – http://umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/frrozhdest.pdf

7. Сапа А.В. «Формирование навыков смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования» // Эксперимент и инновации в школе 2014.

8. Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5–9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. – М.: Баласс, 2011. – с.40.

9. Федеральный государственный образовательный стан­дарт основного общего образования. – М.: 2011.

10. Фисенко Т. И. Развитие навыков смыслового чтения при работе с различными текстами на уроках в 5–11 клас­сах – http://www.kreativ-didaktika.ru/















Приложение 1

Задание. Выберите лишнее слово и объясните свое решение.

1: покровная, механическая, нервная

2: проводящая, мышечная, фотосинтезирующая

3: эпителиальная, запасающая, образовательная

4: механическая, соединительная, проводящая

Приложение 2

Ролевая игра «Живая скульптура». Я приглашаю выйти 5 человек. Вы должны расположиться так, как клетки эпителиальной ткани (плотно друг к другу). Ещё один ученик изображает чужеродный объект, пытающийся проникнуть через клетки эпителия. В каком случае ему это удастся?

Вывод: клетки микроорганизмов не проникнут через неповреждённые покровы. Эпителиальные ткани выполняют защитную функцию в организме животных.

А теперь изучите рисунок и текст и сравните это с «живой скульптурой». Обратите внимание на компактность прилегания клеток в эпителиальных тканях и развитие межклеточного вещества.

- Какое количество межклеточного вещества находится между клетками? Ответ (незначительное)

- С чем это связано? (с защитным функциями)

- Где в организме встречается эта ткань? (покровы тела, на внутренней поверхности слизистых оболочек, выстилают внутреннюю поверхность кровеносных сосудов, дыхательных путей, мочеточников).


Приложение 3

Вставь в текст пропущенные термины, записав обозначающие их буквы таблицу.

Поперечно-полосатая мышечная ткань состоит из вытянутых клеток - (1)__. Каждое волокно имеет __(2)__ ядер и поперечную исчерченность. Волокна соединяются в пучки, образуя скелетные мышцы. Человек может управлять их работой, поэтому скелетную мускулатуру называют __(3)__. Совокупность клеток, образующих ткань мышц внутренних органов и кровеносных сосудов, называют __(4)__ мышечной тканью. Гладкая мускулатура работает независимо от воли животного, поэтому её называют __(5)__. Для всех типов мышечных тканей характерные свойства — возбудимость и 

1

2

К

Р

4

3

И

5

2

1

3

Ь


Перечень терминов:

Б – сосуды С – волокна О – много

В – мало Т – произвольная М – непроизвольная

А – гладкая Е – поперечнополосатая


Приложение 4

Самостоятельная работа в парах. Чтение текста на стр. 67 учебника Л.Н. Сухоруковой «Биология. Живой организм». Выделение новых понятий.

    1. Главная клетка нервной ткани - ________________.

    2. Главные свойства нервной ткани - _______________ и ______________.

    3. Возбуждение, передающееся по нервным клеткам, - ________________.

    4. Назвать органы нервной системы и заполнить схему.


Приложение 5

Связь теории с практикой. Посмотрим, где же реально мы можем увидеть эти ткани в организме животного? Узнаете, если отгадаете, что лежит в черном ящике.

1. В воде купался, а сух остался. (перо, эпителиальная ткань)

  1. Это детишки, уже не секрет: Кости все вместе зовутся... (Скелет, соединительная ткань)

  2. День и ночь стучит оно, 

Словно бы заведено. 

Будет плохо, если вдруг 

Прекратится этот стук. (сердце, мышечная ткань)

  1. Не беги с задачкой к маме -

Шевели ты сам... (мозгами, нервная ткань)

Приложение 6

Головоломка «Слово в слове». Назовите спрятавшееся слово. ПРОМОЗГЛЫЙ (ПРОМОЗГЛЫЙ).




Приложение 7

Сочинялка, или Допиши сказку.

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве не далеко не близко, не высоко не низко. Жило-было королевство. На картах оно имело название – Тело.  Жил-был в том королевстве царь. Имя царя было необычное – Мозг. И были у царя верные поданные, которые служили ему верой и правдой. Среди всех органов, король больше всех доверял  своим слугам  – нервным импульсам.  Маленькие быстрые неутомимые, они всегда всё знали и докладывали королю о происходящем в королевстве.  

Жили  все органы и части тела дружно, заботясь друг о  друге.

Но однажды взбунтовались органы и решили сменить царя….



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя