СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка к 75-летию Великой Отечественной Войне "Животные на войне"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Меропиятие к 75-летию Великой Отечественной Войне , которое показывает значимость помощи животных человеку, в достижении победы.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка к 75-летию Великой Отечественной Войне "Животные на войне"»







«Мой лучший урок»

2020-2021 учебный год

На районный конкурс профессионального мастерства педагогов

химии и биологии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Спеховская средняя общеобразовательная школа»

Тема урока: «Животные на войне»

Лапина Светлана Алексеевна

Учитель биологии и химии

первая квалификационная категория



























Тема урока: «Животные на войне»

Цель урока: 1.Способствовать осознанию особой значимости отношений животных и человека в военное время.

2.Воспитание любви к Родине, к природе, гуманного отношения к животным.

3.Воспитание чувства гордости за победу русского народа в Великой Отечественной войне.

Задачи урока: 1. Познакомить с «профессиями» животных и их роли в

Великой Отечественной Войне.

2. Способствовать развитию чувств сострадания и

ответственности по отношению к «братьям нашим

меньшим».

 3. Расширить знания детей о тех животных, которые помогали солдатам в годы Великой Отечественной войны.

Форма урока: КУ

Средства обучения: 1.Презентация

2.мультимедийный проектор, компьютер, экран

3.ТСО

4. учебник

Контроль знаний: 1. Фронтальный опрос

2. самоанализ

3.взаимоконтроль

4.тест

5. контроль учителя







Ход урока:

1.Оргмомент(1-2 мин.) Приветствие. Контроль учащихся к уроку, правильная посадка за парты.

2.Актуализация знаний.(4-5 мин).

«Через несколько дней наша страна будет праздновать День Великой победы! А знаете ли Вы ребята, кто помогал солдатам в годы войны победить фашистов?» ( Ответ – животные).

Можно уточнить, кто из них именно.(Собаки, лошади, голуби, кошки, дельфины.)

Фронтальный опрос:

1. К какому типу их относят? (Хордовые)

2. К каким классам относятся эти животные? (млекопитающие и птицы).

3. Чем они отличаются друг от друга? (Внешние проявления классов).

4.Как Вы думаете, а есть ли у животных рассудочная деятельность ? Ответ обоснуйте примером.

5. Скажите, а могли ли животные заменить человека на войне? (Рассуждение).

3.Постановка учебной цели.(4-5мин).

Просмотр презентации: «Животные на войне».

4. Открытие нового знания. (7-8 мин).

«Что нового Вы открыли для себя?» Ответы ребят.

5.Первичное закрепление(4-5мин). Обсуждение между собой с проговариванием во внешней речи.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. Даются задания для групп учащихся (на 2 человека). Карточки, тест.

7. физкультминутка. (2-5мин)

8.Включение нового знания в систему знаний и повторение.(7-8мин).

Великая Отечественная война… Страшный период в истории страны. Но именно в это время наиболее ярко проявились такие качества как отвага, дружба, взаимопомощь, мужество, преданность, …. Но они были присущи не только людям, но и их четвероногим друзьям – животным. Не многие из нас знают об этих четвероногих героях, спасших сотни тысяч человеческих жизней. Возможно, некоторые ветераны ВОВ остались живы только благодаря их отличной работе и беспрекословному исполнению своего долга – помогать человеку в любой ситуации, даже если она будет стоить им жизни.

Им не давали орденов, они не получали званий. Они совершали подвиги, не зная этого. Они просто делали то, чему их научили люди – и гибли, как и люди. Но погибая. Они спасали тысячи человеческих жизней.

9.рефлексия деятельности (итог урока)(2-3мин).

Урок – не понравился

Урок – понравился

Урок – очень понравился, я узнал много нового

Выставление оценок активно работающим учащимся на уроке.

10.Д/з. Сделайте сообщение, об интересных фактах, связанных с животными.









Приложение. Использованные методики на уроке

Прием «Кластер»

Case-study (кейс-стадия)

Этот метод основывается на разборе конкретных ситуаций (уже случившихся или потенциально возможных) в изучаемой области деятельности. То есть во время применения кейс-стадия учащимися рассматривается, изучается, анализируется ситуация, а заданием часто является нахождение способов выхода из проблемной ситуации. Однако ограничение этого метода состоит в том, что его применение возможно лишь при наличии у студентов хотя бы базового уровня знаний в изучаемой области. 

Работа по образцу

При использовании этой методики «ведущим» демонстрируется пример поведения в выбранной ситуации, затем ученики это поведение воспроизводят и отрабатывают. Это позволяет ученикам обретать конкретные паттерны поведения в некоторых ситуациях. Однако ограничением этого метода является тот факт, что личность тренера (которая преподносится в качестве идеала) сильно влияет на процесс, что может приводить к не совсем объективному поведению.

Рефлексия деятельности:

«Знаки»- смайлы.



АНАЛИЗА УРОКА :

Личностные: Познавательный интерес к изучению биологии. Осознание необходимости охраны животных.

Предметные: Классифицировать млекопитающих. Описывать особенности строения и жизнедеятельности. Различать на таблицах и рисунках разных представителей.

Метапредметные: (познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям, умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме, готовить сообщения и презентации

Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Эстетическое восприятие животных

Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Навыки самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, работать в составе творческих групп, развитие навыков выступления перед аудиторией.


Этапы урока

Оценка деятельности преподавателя


Организационный этап

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подготовить обучающихся к работе на уроке.

СОДЕРЖАНИЕ – взаимные приветствия, фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния класса и готовности учеников к уроку; организация внимания.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов – требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи - кратковременность организационного момента, полная готовность к работе, быстрое включение учеников в деловой ритм, установка внимания всего класса.

Учитель готов к уроку. Настраивает учащихся на учебную деятельность.

Создаёт эмоциональный настрой на урок.


Этап проверки домашнего задания

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА - установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учениками, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом знания, умения и навыки.

СОДЕРЖАНИЕ — выявление степени усвоения, заданного на дом, определение типичных недостатков в знаниях и их причин, ликвидация обнаруженных недочетов.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов — оперативность учителя, целевая направленность его деятельности, использование учителем системы приемов, позволяющих определить выполнение домашнего задания у большинства учеников класса.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи — способность учителя за короткий промежуток времени (5-7 мин) установить уровень знаний у большинства учеников и выявить типичные недостатки, возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные представления и понятия, ликвидировать причины обнаруженных недостатков, степень и масштабы выявления качества знаний материала, изученного учащимися дома.


Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – организовать и направить на достижение цели познавательную деятельность обучающихся, постановка целей учебной деятельности

СОДЕРЖАНИЕ – «открытие» темы, целей и задач изучения нового материала, показ его практической значимости, постановка учебной проблемы: выявление причины затруднения (называются конкретные знания, умения, которых недостает для ответа на поставленный вопрос или выполнения задания); определение на этой основе цели урока (целью всегда является устранение возникшего затруднения) и формулирование (или уточнение) темы урока.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов - формулировка цели и темы урока в совместной деятельности учителя и учеников (или самостоятельно учениками); оценка практической значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы (постановка учебных задач урока).

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи — активность познавательной деятельности обучающихся на последующих этапах урока, эффективность восприятия и осмысления нового материала, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.


Этап усвоения новых знаний

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – дать обучающимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого материала; добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств получения знаний, оперирование ими.

СОДЕРЖАНИЕ — организация внимания, сообщение учителем нового материала, обеспечение восприятия, осознания систематизации и обобщения этого материала обучающимися.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов этапа — использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала. Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов, явлений; вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и ориентация на них внимания учащихся. Запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта. Использование наглядности. Самостоятельная работа учащихся с книгой. Использование приемов мышления: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации. Постановка перед учащимися учебной проблемы; создание проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов. Составление систематизирующей таблицы первичного обобщения материала, актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи — использование метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, использовании компьютерной техники. Показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий, активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы, а также проявление качества знаний учащихся на последующих этапах обучения.

Динамическая пауза (ФМ)

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – снятие локального утомления обучающихся, смена вида деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ — упражнения для улучшения мозгового кровообращения, для глаз, для снятия утомления, пальчиковая гимнастика и т.д.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов – содержание ФМ должно отвечать возрасту обучающихся и рекомендациям СанПиН

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – повышение работоспособности обучающихся.

Содержание ФМ отвечает возрасту обучающихся и рекомендациям СанПиН. Организована с использованием видеофрагмента.


Этап закрепления нового материала

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – закрепить у обучающихся знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по новому материалу.

СОДЕРЖАНИЕ — закрепление полученных знаний и умений; закрепление методики изучения материала; закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов – выработка умения оперировать ранее полученными знаниями, решать теоретические и практические задачи; использование разнообразных форм закрепления знаний.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – умение обучающихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их; активность обучающихся.


Рефлексия учебной деятельности

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – формирование у обучающихся умения анализировать результаты своей учебной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ – соотнесение целей и результатов учебной деятельности; определение целей дальнейшей деятельности и заданий для самоподготовки.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – умение осуществлять анализ собственной учебной деятельности.

Участвуют в рефлексивной деятельности, оценивают свою работу, высказываются о значении нового материала и приобретенных знаний.

Отвечают на вопросы:

- Какое задание вам понравилось больше всего?

- Что вызвало затруднения?

- Оцените свои достижения на уроке?

- что осталось непонятным?

Называют, значение данного материала. Указывают трудности, которые испытывали на уроке.

Оценивание работы обучающихся комментированное

Этап информации обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – сообщить обучающимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока.

СОДЕРЖАНИЕ – информация о домашнем задании; инструктаж по его выполнению; проверка того, как обучающиеся поняли содержание работы и способы ее выполнения; подведение итогов работы: как работал класс, кто из учащихся особенно старался, что нового узнали.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов этапов – спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения; обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение в коротких указаниях разъяснить учащимся, как они должны готовить домашнее задание; включение в состав домашнего задания познавательных задач и вопросов; дифференцированный подход в отборе учебного материала, задаваемого на дом.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи этапа – правильное выполнение домашнего задания всеми учениками.


ВЫВОДЫ

Достижение цели урока:

РЕАЛИЗОВАН ЗАМЫСЕЛ УРОКА:

1) достигнут запланированный результат урока (сдвиг в способах работы детей, уровне знаний и др.);

2) этот результат получен не насильственным по отношению к детям путем (дети работали инициативно, с интересом, говорили на уроке больше, чем учитель, ушли с урока, желая продолжить это занятие).

Цель урока достигнута. Учитель добился осмысления учебного материала обучающимися.


Достоинства урока

Проблемы, замечания

Методические рекомендации

Дидактические задачи урока сформулированы в соответствии с содержанием материала и местом урока по данной теме.

Содержание учебного материала соответствует цели урока.

На уроке прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью. Учителем активно используются приемы формирования ИКТ-компетентности и читательской грамотности учающихся.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!