Беседа с элементами самостоятельной деятельности с использованием учебника и ЭОР. Используя текст учебника на стр.52, - А) Работа с таблицей. ( слайд презентации) «Знаю, узнал, хочу узнать». Б) Беседа. Работа с картой. (слайд презентации) В)Слово учителя литературы История создания «Бородино»: - Почему у Лермонтова возник интерес к Бородинской битве? - Как ты думаешь, почему Лермонтов обращается к теме Бородинской битвы? Г) Прослушивание стихотворения в грамзаписи. А сейчас послушайте стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» в исполнении Д. Журавлева. Д)Эвристическая беседа. - Каковы ваши первые впечатления от прочитанного? - Какие картины предстали перед вами? - Что понравилось особенно? - Что показалось непонятным? Как построено это стихотворение? (как диалог) - В чем отличие диалога от монолога? Кто с кем разговаривает? ( Старый солдат рассказывает о сражении молодым). - Стихотворение начинается словами: «Скажи-ка, дядя… - Можно ли считать, что в стихотворении к своему дяде обращается племянник? - А к кому еще можно обратиться словом «дядя»? (К незнакомому старшему человеку или к человеку «простого звания» старше себя. К тому же раньше к молодым ребятам приставлялись «дядьки» из старых солдат.) -Какую картину можно представить на данном этапе? (Как старый солдат беседует с молодыми солдатами, или, вернувшийся в родную деревню, рассказывает о битве односельчанам.) -Ребята, мы говорим старый солдат рассказывает молодым. Как это возможно? Ведь в настоящее время служат всего год. (Оказывается раньше срок службы в царской армии составлял 25 лет: человек поступал на службу молодым, а заканчивал ее уже пожилым.) Ж) Словесное рисование (описание) (с привлечением иллюстраций и элементами игры). - Хотя поэт не дает описания внешности рассказчика, как вы его себе представляете? Для того чтобы быть более точными в описании, я хочу вам предложить для анализа подсказку, присланную нам старым солдатом. (Сверток) - Забил снаряд я в пушку туго (Кем был я?) -Можем ли мы определить, кем был солдат? (Артиллеристом.) - А каких ребят брали в артиллерию? (Невысоких, сильных, кряжистых, широкоплечих, т.к это была тяжелая работа). -А почему именно солдат рассказывает о сражении, а не полковник? (солдат – это олицетворение всего народа. Местоимение Я- МЫ (сколько раз употребляются в стихотворении , каких больше и почему?) |