СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка к уроку литературы в 5 классе по творчеству М.Ю. Лермонтова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

обучающие:

 -знакомство с краткой биографией М.Ю. Лермонтова;

-познакомить обучающихся с историческим событием - Бородинским сражением, объяснить его значение в ходе Отечественной войны 1812 года;

-познакомить обучающегося с литературным произведением М.Ю. Лермонтова «Бородино», отражающим историческое событие, раскрыть идейно-художественное своеобразие стихотворения, показать, какие художественные средства использовал поэт для изображения Бородинской битвы;

-развивающие: развитие познавательных интересов учащегося, умения работать с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР.,

-воспитательные: воспитывать в растущем человеке чувство патриотизма и национальной гордости за свою великую Родину

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка к уроку литературы в 5 классе по творчеству М.Ю. Лермонтова»

Технологическая карта урока к учебнику Литература 5 класс В.Я Коровина.

(составитель учитель русского языка и литературы – Лисиенкова Оксана Евгеньевна)

МБОУ СОШ №65 г.Кемерово

Класс 5

Урок № 1

Тема: М.Ю.Лермонтов «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения

(Технологическая карта изучения темы в соответствии с требованиями ФГОС)

Тема : М.Ю.Лермонтов «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения

Школа

Цель темы

обучающие:

-знакомство с краткой биографией М.Ю. Лермонтова;

-познакомить обучающихся с историческим событием - Бородинским сражением, объяснить его значение в ходе Отечественной войны 1812 года;

-познакомить обучающегося с литературным произведением М.Ю. Лермонтова «Бородино», отражающим историческое событие, раскрыть идейно-художественное своеобразие стихотворения, показать, какие художественные средства использовал поэт для изображения Бородинской битвы;

-развивающие: развитие познавательных интересов учащегося, умения работать с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР.,

-воспитательные: воспитывать в растущем человеке чувство патриотизма и национальной гордости за свою великую Родину


Планируемый результат

Предметные умения

УУД


-умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации,

- Высказывать суждения, подтверждая их фактами. овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования ,



Личностные: осознать необходимость изучения исторических событий через литературное произведение

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать информацию об исторических личностях, поэтах ,внёсших вклад в историю русской литературы, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Основные понятия.

Бородинская битва, Отечественная война 1812 года…



Организация пространства

Межпредметные связи:

История, физкультура, русский язык

Формы работы

OFF-LINE,

ON- LINE,физическая разминка.

Ресурсы

1. Литература. 5 класс. Учебник (автор В.Я Коровина).

2.Электронное приложение к учебнику

3.Презентация в программе «Power point» по теме: «М.Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения» )

4. Грамзапись стихотворения «Бородино» в исполнении Д.Журавлева;

5. кроссворд;

6. хор из оперы М.Глинки «Иван Сусанин»- «Славься!»;

7. Комплект компьютерного оборудования, поставляемого в рамках программы дистанционного обучения детей инвалидов.



Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Применяемые методы и приемы

Организация урока

2 мин

Запустить браузер. Зайти на сайт ЦДО кемеровской области www.kemedo.ru. В разделе для педагогов проходим авторизацию . Связываемся с учеником через Skype. В расписании уроков проводим фиксацию начала урока согласно инструкции по фиксации учебного времени, начинаем урок после того, как ученик нажал кнопку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.


Проверка домашнего задания

8 мин

Включаю презентацию на рабочем столе.

Расскажи о биографии поэта

Ваня, посмотри на портрет, скажи, о ком сейчас пойдет речь?


- Что ты прочитал о жизни М.Ю. Лермонтова из статьи В.Мануйлова?


Демонстрирует знания по пройденному материалу.

Диалог

Актуализация

темы

5 мин

Несмотря на то что жизнь М.Ю.Лермонтова была коротка, поэт на протяжении всей жизни признавался в любви к своей Родине, к своему народу.


Поэтому ведущей темой в творчестве Лермонтова стала тема ЛЮБВИ к РОДИНЕ!

Доказательством этому являются строки :

Москва, Москва, люблю тебя, как сын,

Как русский,- сильно, пламенно и нежно! (М.Ю.Лермонтов)


Поэт был горд за свою державу!

- Как ты думаешь, чем может гордиться человек? (поступками, учебой, достижениями…)

- Что является гордостью всего народа?


(своей историей, победами…


(ученик говорит об исторических событиях – победа в Великой Отечественной войне, война с французами… ).


3)Постановка темы и цели урока.


Темой нашего урока и будет Бородинское сражение 1812 года и произведение, запечатлевшее это событие – стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино».



Демонстрирует знания. Формулирует название темы урока .


Изучение нового материала

15 мин

Беседа с элементами самостоятельной деятельности с использованием учебника и ЭОР.

Используя текст учебника на стр.52,

- А) Работа с таблицей. ( слайд презентации)

«Знаю, узнал, хочу узнать».


Б) Беседа. Работа с картой. (слайд презентации)


В)Слово учителя литературы


История создания «Бородино»:

- Почему у Лермонтова возник интерес к Бородинской битве?

- Как ты думаешь, почему Лермонтов обращается к теме Бородинской битвы?


Г) Прослушивание стихотворения в грамзаписи.


А сейчас послушайте стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» в исполнении Д. Журавлева.



Д)Эвристическая беседа.



- Каковы ваши первые впечатления от прочитанного?

- Какие картины предстали перед вами?

- Что понравилось особенно?

- Что показалось непонятным?

Как построено это стихотворение? (как диалог)


- В чем отличие диалога от монолога?


Кто с кем разговаривает?



( Старый солдат рассказывает о сражении молодым).


- Стихотворение начинается словами: «Скажи-ка, дядя…


- Можно ли считать, что в стихотворении к своему дяде обращается племянник?


- А к кому еще можно обратиться словом «дядя»?


(К незнакомому старшему человеку или к человеку «простого звания» старше себя. К тому же раньше к молодым ребятам приставлялись «дядьки» из старых солдат.)


-Какую картину можно представить на данном этапе?


(Как старый солдат беседует с молодыми солдатами, или, вернувшийся в родную деревню, рассказывает о битве односельчанам.)


-Ребята, мы говорим старый солдат рассказывает молодым.

Как это возможно? Ведь в настоящее время служат всего год.


(Оказывается раньше срок службы в царской армии составлял 25 лет: человек поступал на службу молодым, а заканчивал ее уже пожилым.)


Ж) Словесное рисование (описание) (с привлечением иллюстраций и элементами игры).


- Хотя поэт не дает описания внешности рассказчика, как вы его себе представляете? Для того чтобы быть более точными в описании, я хочу вам предложить для анализа подсказку, присланную нам старым солдатом. (Сверток)


- Забил снаряд я в пушку туго

(Кем был я?)


-Можем ли мы определить, кем был солдат?


(Артиллеристом.)


- А каких ребят брали в артиллерию?


(Невысоких, сильных, кряжистых, широкоплечих, т.к это была тяжелая работа).


-А почему именно солдат рассказывает о сражении, а не полковник?


(солдат – это олицетворение всего народа.

Местоимение Я- МЫ (сколько раз употребляются в стихотворении , каких больше и почему?)




Работает с текстом учебника, слушает аудиозапись анализирует предстоящую деятельность.


Решает проблему, демонстрируя знания


Обобщает и формулирую понятия


Узнает интересные факты о Бородинском сражении




Формулирует вывод.



Узнает новое о событиях 1812 года и их отражении в литературе





Эвристическая беседа, словесное рисование

Физминутка (здоровье-

сберегающий компонент)

2 мин

В) Физкультминутка.


А теперь вспомним разминочку:


Ать, два, ать, два,

По дороге столбовой

Куда иду – не знаю я,

А хочется домой,

Ать, два.



Разминается


Закрепление

11 мин

1) Словарная работа.


В этом стихотворении очень много неизвестных вам слов, некоторые из них уже устарели, некоторые относятся к военной тематике и затрудняют ваше понимание. Для этого давайте проведем словарную работу.


- Почему эти слова нам непонятны? Сейчас мы их употребляем? ( слайд презентации)


РЕДУТ – квадратное земляное укрепление на поле боя.


КАРТЕЧЬ – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями.


ЛАФЕТ – боевой станок пушки.


БИВАК – стоянка войск под открытым небом.


КИВЕР – высокий военный головной убор из твердой кожи


БУЛАТ – оружие из стали особой закалки.


УЛАН, ДРАГУН – солдаты конных полков.


БУСУРМАНЫ – люди другой веры, враги.


Б) Кроссворд. (слайд презентации)

Рассуждает , выявляет причинно-следственные связи.


Формулирует ответ, применяя полученные знания

Диалог с учащимся

Итог урока (рефлексия)

3 мин

Подводит итоги урока.

Комментирует и выставляет оценки за урок.

Объясняет выразительное чтение стихотворения.

Презентация высылается по электронной почте.

В «расписании уроков» проводим фиксацию окончания урок согласно инструкции по фиксации учебного времени. Заполняем электронный журнал ( записываем тему урока, выставляем оценку, записываем домашнее задание которое необходимо выполнить ученику).

Записывает домашнее задание в дневник( по возможности).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!