Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа п.Быстринск Быстринского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края. Методическая разработка урока мужества для учащихся среднего звена «Дети войны» 75 ЛЕТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ |
Разработала: Литовченко Л.М, учитель-библиотекарь МБОУ СОШ п. Быстринск. Стаж работы-1год. Образование – высшее (учитель физики, математики) . 2019-2020 учебный год. |
Урок мужества «Дети войны»
Пояснительная записка
Обоснование целесообразности использования компьютерных технологий.
Компьютерная презентация «Маленькие герои большой войны» и видео «Дети войны» содержат материал для проведения библиотечного урока по этой теме.
Презентация предназначена для обучающихся среднего звена. Она даёт возможность представить серьёзный материал в доступной форме. Использование компьютерных технологий позволяет обеспечить лучшую осознанность и осмысленность по той информации, которую учитель хочет донести до школьников. Компьютерная презентация выступает как наглядный метод обучения, который в сочетании со словесными методами выступает и как средство обучения.
Цель разработки: познакомить образовательное сообщество с опытом использования электронных образовательных ресурсов, разработанных в рамках федеральных программ и находящихся в открытом доступе в сети Интернет, повысить эффективность использования ЭОР при проведении библиотечных уроков, классных часов в школе.
Задачи разработки: продемонстрировать практическое применение ЭОР при проведении классных часов и внеклассных мероприятий;
- продемонстрировать формы организации деятельности учащихся на внеклассных мероприятиях с использованием ЭОР.
1. | Автор (ФИО, должность) | Литовченко Любовь Михайловна Учитель физики и математики, библиотекарь. |
2. | Название ресурса | «Дети войны» - видео «Маленькие герои большой войны» |
3. | Вид ресурса | Презентация, видео |
4. | Цель и задачи ресурса | Цель: Создать все необходимые условия для развития у учащихся патриотизма и любви к своей родине, чувства ответственности и целеустремленности. Дать понять учащимся, что именно от них, подрастающего поколения, зависит будущее нашей Родины. Задачи: - Пробудить интерес у учащихся к своей стране; - Сформировать чувство гордости за свою Родину; - Воспитание исторической грамотности и чувства патриотизма у подрастающего поколения; |
5. | Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс | Учащиеся среднего звена |
6. | Программа, в которой создан ресурс | Power Point, текстовый документ, видео ролик |
7. | Методические рекомендации по использованию ресурса | Можно использовать данный ресурс как классный час или тематический урок. |
План – конспект урока
Тема: «Дети войны».
Тип урока: Комбинированный.
Форма проведения: беседа
Методы ведения занятия: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Цели:
Создать условия для воспитания у учащихся чувства патриотизма, чувства уважения к прошлому своей страны;
показать масштабы трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига советского народа.
Задачи:
воспитание исторической грамотности и чувства патриотизма у подрастающего поколения;
воспитание чувства гордости за свой народ, преодолевший нелёгкие испытания на протяжении всей своей истории;
осознание сопричастности личности к судьбе Отечества, к судьбе бывших малолетних узников фашистских концлагерей;
развитие творческой активности, развитие навыков устной речи, выразительного чтения.
Идея урока: война наполняет горем жизнь каждого человека, несет с собою боль, страдание, смерть.
Актуальность темы урока заключается в сохранении памяти Великой Победы на долгие годы. Ведь забывая великие подвиги своих предков, человек теряет тот самый уникальный патриотический дух, который чтим и уважаем во всем мире. Новизна этого урока в том, что ему предшествует большая исследовательская работа, используются индивидуальные и групповые методы работы, разучиваются патриотические песни, узнают о роли детей во время военных действий, рассматриваются плакаты того времени. Учащиеся являются активными действующими лицами урока.
Педагогические технологии – технология исследовательского (проблемного) обучения, технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности, информационно-коммуникационные технологии.
Вид урока (по основному способу проведения): сочетание различных форм деятельности;
по характеру познавательной деятельности учащихся на уроке: проблемно - поисковый, творческий.
Межпредметные связи: история, изобразительное искусство, литература музыка.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, мультимедийная презентация, «Маленькие герои большой войны», видеоролики: «Дети войны», « Огонь памяти» - Фокиной Л.П.
Данное мероприятие разработано и приурочено к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Материалы: к уроку:
* Иллюстрации на военную тематику, рисунки детей.
* Портреты пионеров – героев и молодогвардейцев.
* Выставка художественных произведений писателей и поэтов:
« ДОРОГАМИ ВОЙНЫ»; «ЧТОБЫ ПОМНИТЬ: ЧИТАЕМ КНИГИ О ВОЙНЕ».
Ход мероприятия
I. Организационный момент.
Учитель:
Прослушивание стихотворения Л.М. Голодяевской «Дети войны – и веет холодом…» в сопровождении музыки.
Дети войны – и веет холодом,
Дети войны – и пахнет голодом,
Дети войны – и дыбом волосы:
На челках детских – седые полосы.
Какая разница, где был под немцами –
В Дахау, Лидице или Освенциме,
Их кровь алеет на плацах маками,
Трава поникла, где дети плакали.
Дети войны – и боль отчаянна!
О, сколько надо им минут молчания...
Ребята вы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленное жилище и скудный военный паёк. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать также просто как утренний сон. Для нас война – это история.
Ученик:
Мне на веку запомнилось немало,
И только детства вспомнить не могу:
Его война, как стебелёк, сломала
Июньским днём за речкой, на лугу.
Звучит мелодия «Вставай страна огромная»
Ученик:
Великая Отечественная война – великое испытание для русского народа. В годы войны наша страна делала всё, чтобы уберечь детей от боли, страданий, ведь дети – это будущее страны. Выживут они – выживет страна: её идеалы, история, будущее.
Ученик:
Война не пощадила никого, она обрушилась на детей также, как на взрослых, - бомбами, голодом, холодом. В жестокой слепоте своей она соединила несоединимое: дети и кровь, смерть… Но дети в это страшное время были не только жертвами, они становились воинами, храбро шли защищать свою Родину, своих матерей, братьев и сестёр.
Ролик «Дети войны»
Ученик:
По нашему детству
Война прокатила.
Страданья и горе
Мы знали в лицо.
На прочность нас также
Война испытала,
Как наших ушедших
В сраженье отцов.
II. Основная часть.
« ДЕТИ – СЫНЫ ПОЛКА»
Ученик:
Мальчишки и девчонки рвались на фронт, многие приписывали себе лишние годы, чтобы доказать свое право на борьбу. Много детей воевало на фронте в составе действующих армий, многие уходили в партизаны. Они хотели стоять в одном строю с отцами и старшими братьями, ведь они мужчины, а Родина в опасности! Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами, отдавшие жизнь за то, чтобы вы могли спокойно расти, учиться и жить.
Голодных и промерзших, этих мальчишек привозили в штабные землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлебкой и часами терпеливо убеждали вернуться домой. Но многим из них некуда было вернуться – война отняла у них дом, родных. И суровые командиры сами или по настоянию бывалых солдат сдавались, нарушая инструкции. "Они дошли с победой до рейхстага - сыны полков своей страны".
Ученик:
Горнили к бою трубы полковые.
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые
На левый флаг, в солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в бою они умели
Не отступать, а побеждать.
Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до рейхстага –
Сыны полков своей страны.
« ДЕТИ В ТЫЛУ»
Ученик:
Сегодня нельзя сказать, кому было тяжелее, тем, кто был на передовой или тем, кто остался в тылу, но не спрятался за чужие спины, а работал и отдавал всё фронту, стране. Отцы на фронт – дети на завод.
Подростки работали на заводах по 12-14 часов. Многие ребята были малы ростом и не доставали до станка. Они подставляли к станку ящики, вставали на них и работали, забывая про сон и отдых.Дети в короткие сроки приобретали рабочие профессии, становились токарями, слесарями, фрезеровщиками. Подростки работали и на авиамоторных заводах, на которых производились моторы для самолетов-истребителей и бомбардировщиков.
Ученик:
Мне на веку запомнилось немало,
И только детства вспомнить не могу:
Его война, как стебелёк, сломала
Июньским днём за речкой, на лугу.
Была земля и жесткой, и метельной.
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе детство и война.
Ученик:
Зачем ты, война,
у мальчишек их детство украла –
И синее небо, и запах простого цветка?
Пришли на заводы работать мальчишки с Урала,
Подставили ящики, чтобы достать до станка.
И вот неподкупной зимою военного года,
Когда занимался над Камой холодный рассвет,
Собрал самых лучших рабочих завода,
А было рабочим – всего по одиннадцать лет.
Ученик:
Меня война пахать учила.
Как мальчик с пальчик, так и я
Ходил за плугом молодчиной,
Пахал военные поля.
И точно помню: знал я точно,
Что надо фронту помогать,
Что надо срочно и досрочно,
И безогрешисто пахать.
И я пахал, пахал и сеял.
И мать, забыв и мор и глад,
Шептала богу и соседям
Про мой крестьянственный талант.
Ученик:
Но не все дети могли работать на заводах. В деревнях и селах подростки помогали взрослым растить хлеб, овощи и кормить фронт и тыл. Война поставила ребёнка на одну ступень со взрослыми, и дети не только выживали сами, но и растили своих братьев и сестёр, помогали своим семьям, своему колхозу, помогали своей стране выжить. Работали дети наравне со взрослыми от зари до зари: и коров доили, и сеяли, и сено косили. Собирая колоски на полях или лекарственные растения в тайге, шефствуя над ранеными фронтовиках в госпиталях или над семьями погибших воинов, будучи связными в партизанских отрядах или пастушьим кнутом подгоняя коров к грузовым вагонам, идущим на фронт, они чувствовали себя маленькими солдатами Советской армии, которая борется с фашизмом.
«ДЕТИ В БЛОКАДЕ»
Ученик:
Блокада... Далеко как это слово
От наших мирных светлых дней.
Произношу его и вижу снова
Голодных умирающих детей.
Ученик:
«Ленинградские дети»... Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце.. «Ленинградские дети»... Это холод, голод, слезы, стоны.
«Ленинградские дети»... Это крики, бомбежки, разруха и смерть…
Это звучало как пароль: «Ленинградские дети».
Ученик:
Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила. Сидели в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах... В Ленинграде начался голод.
Ученик:
А в голод спасала лишь корочка хлеба,
очистки картофеля, жмых.
И падали бомбы на головы с неба,
не всех оставляя в живых.
Ученик:
Пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба
Ученик:
Стоит мальчишка лет пяти.
В глазах расширенных истома,
И щёки белые, как мел.
-Где твоя мама, мальчик?
- Дома.
- А где твой дом, сынок?
-Сгорел.
Он сел. Его снежком заносит.
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит.
Он тоже знает: Хлеба нет.
Ученик:
Всё ярче звезды, небо голубей,
Но отчего-то вдруг сжимает сердце,
Когда мы вспоминаем всех детей,
Которых та война лишила детства.
Их защитить от смерти не смогли
Ни сила, ни любовь, ни состраданье.
Они остались в огненной дали,
Чтоб мы сегодня их не забывали.
И память эта прорастает в нас,
И никуда нам от нее не деться.
то, если вдруг опять придет война,
Вернется к нам расстрелянное детство...
«ДЕТИ В ФАШИСТСКИХ ЗАСТЕНКАХ»
Ученик:
Самые обездоленные дети войны - малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли родину и свободу. Невозможно простому человеку, не видевшему войны, представить даже маленькую долю того, что видели дети, оказавшиеся в оккупации и в лагерях смерти.
Ученик:
Их расстреляли на рассвете,
Когда вокруг редела мгла…
Там были женщины и дети,
И эта девочка была…
Сперва велели им раздеться
И стать затем ко рву спиной.
Но прозвучал тут голос детский,
Наивный, чистый и живой:
«Чулочки тоже снять мне, дядя?»-
Не осуждая, не грозя,
Смотрели, прямо в душу глядя,
Трехлетней девочки глаза.
- Чулочки тоже снять мне, дядя?
На миг эсэсовец обмяк,
Рука сама с собой, с волненьем,
Вдруг опускает автомат.
Он словно скован взглядом синим.
И, кажется, он в землю врос:
Глаза как у моей Неминьи –
Во мраке смутно пронеслось.
Охвачен он невольной дрожью,
Проснулась в ужасе душа.
Нет! Не убить её не может…
И дал он очередь, спеша.
Упала девочка в чулочках,
Снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат, что если б дочка
Твоя вот также здесь легла.
Вот это маленькое сердце
Пробито пулею твоей.
Ты – человек, не только немец;
Или ты зверь среди людей?
Шагал эсэсовец угрюмо,
Не поднимая волчьих глаз…
Впервые, может, это дума
В мозгу отравленном зажглась.
И всюду взгляд её светился,
И всюду чудилось опять,
И не забудется отныне:
-Чулочки тоже, дядя, снять?
«ДЕТИ - ПАРТИЗАНЫ»
Ученик:
В те страшные горестные годы Великой отечественной войны дети быстро взрослели.
Ближайшими помощниками партизанских оружейников, пекарей, врачей, портных, кузнецов, землепашцев были подростки. Дети сельских местностей рано привыкают к труду, и неудивительно, что 7-8-летние мальчишки и девчонки вместе с более старшими подростками становились настоящими бойцами . Буквально под носом фашистов подростки собирали патроны, гранаты, пистолеты, винтовки. Им приходилось прятать оружие, а затем тайком передавать его партизанам.
Ученик:
Дети войны... Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине... Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои... Орлята Великой Отечественной войны! За героизм и отвагу при защите Родины 4 пионера были удостоены звания Героя Советского Союза.
«Орлята Великой Отечественной войны!»
Ученик:
Валя Котик
Он родился 11 февраля 1930 года на Украине в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников.
Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.
Вале доверили быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.
Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его...
Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени.
Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.
Ученик:
Леня Голиков
Голиков Леонид Александрович родился 17 июня 1926 в деревне Лукино Новгородской области. Учился в школе, мечтал стать летчиком. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Бригадный разведчик 67 отряда четвёртой ленинградской партизанской бригады, действовавшей на территории Новгородской и Псковской областей. Участвовал в 27 боевых операциях. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели нацистские склады... Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года. 2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.
Ученик:
Зина Портнова
- Ленинградскую школьницу Зину Портнову война застала на белорусской земле, куда она вместе со своей сестрой Галей приехала погостить на каникулы. Зина пришла к партизанам и вместе с ними ходила в разведку, участвовала в диверсиях, распространяла листовки По заданию партизан устроилась в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, где отравила пищу. Во время разбирательств, желая доказать немцам свою непричастность, съела отравленный суп. Чудом осталась жива. В декабре 1943 года, возвращаясь с задания, схвачена в деревне Мостище. На одном из допросов в гестапо деревни Горяны, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, была схвачена. Замучена и расстреляна в тюрьме г. Полоцка.
Зине Портновой было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.
Марат Казей – разведчик партизанского отряда Минской области Белоруссии. Будучи в разведке, окруженный фашистами, подорвал себя гранатой.
Юта Бондаровская – ленинградская школьница, которую война застала под Псковом, где она была на каникулах. Связная и разведчица партизанского отряда. Погибла в бою с немцами.
Василий Коробко – разведчик и диверсант Черниговского партизанского отряда. Уничтожил девять эшелонов. Погиб в бою с немцами.
Александр Бородулин – партизан-подрывник. Уничтожил несколько броневиков немцев. Погиб, прикрывая отход партизанского отряда.
Лариса Михеенко – ленинградская школьница, разведчица. Взорвала железнодорожный мост через реку Дрисса. Расстреляна немцами.
Учитель.
Пусть жизнь этих героев послужит для вас примером того, как нужно жить, любить Родину, учиться и трудиться на благо своей страны.
Ученик:
Они снимались перед боем –
в обнимку, четверо у рва.
И было небо голубое,
была зелёная трава.
Никто не знает их фамилий,
о них ни песен нет, ни книг,
Здесь чей-то сын, и чей-то милый,
и чей-то первый ученик.
Они легли на поле боя,-
жить начинавшие едва.
И было небо голубое,
была зелёная трава.
Забыть тот горький год неблизкий
мы никогда бы не смогли.
По всей России обелиски,
как души, рвутся из земли.
…Они прикрыли жизнь собою,-
жизнь начинавшие едва,
чтоб было небо голубое,
была зелёная трава.
Ученик:
Во время Второй мировой войны на земле погибло около 15 миллионов детей. Кто теперь скажет, сколько среди них было русских, сколько польских, а сколько белорусских или французских. Погибали дети – граждане мира.
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
(Минута молчания)
Ученик:
Помните! Через века, через года!
Помните! О тех, кто уже не придет никогда!
Помните! Не плачьте!
В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны,
Вечно достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся, –
Помните! Какой ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли!
Убейте войну, прокляните войну!
Люди Земли!
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!…
Но тех, кто уже не придет никогда,
Заклинаю: помните!
Ученик:
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
«Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки…
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья.
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье – не в забвенье!
Дети исполняют песню « ОРЛЕНОК»
ІІІ. Заключительная часть.
Учитель.
Я хочу, чтобы новые поколения детей знали о героизме своих ровесников, вдохновлялись их подвигами, чтобы те мальчишки и девчонки стали для них не только легендой, но и высоким образцом человеческой души, достойными восхищения и подражания. Я надеюсь, что детям никогда не придется испытать те ужасы, которые обрушивает на людей война. Самое большое, что мы можем сделать в благодарность,- это сохранить в памяти историю наших дедушек и бабушек, передавая её из поколения в поколение.
Ролик Военно-патриотический клип о ВОВ «ОГОНЬ ПАМЯТИ» (Фокина Л.П.)
Дети исполняют песню «Солнечный круг».
Рефлексия. Учащиеся продолжают фразы, начатые учителем.
1. Я хотел бы…
2. Мне запомнилось…
3. Меня потрясло сильнее всего…
4. Я понимаю, что…
5. Я буду помнить…
- На этом наш урок закончен.
- Общение с вами ребята было очень плодотворным и приятным. Всем спасибо за сотрудничество!
Использованная литература и интернет-источники
Информационная справка
Глазков А.П. Дети войны. – Смоленск: Государственный педагогический университет, 2000.
Дети военной поры / Составитель Э.Максимова. -М.: Политиздат, 1984.
Стихи о войне. Сост.: В.А.Костров. М.: Олимп.2005.
5. Р. Рождественского, В. Скородумова, Ю. Друниной, М. Исаковского, А. Фатьянова, М. Джалиля.
6. http://collegy.ucoz.ru/publ/7-1-0-4266
7. http://www.youtube.com/watch?v=sZuCVpXlpkc
Приложение №1.
"Орлёнок"
Музыка - Виктор Белый
Слова - Яков Шведов
1 Орлёнок, орлёнок, взлети выше солнца И степи с высот огляди! Навеки умолкли весёлые хлопцы, В живых я остался один. 2 Орлёнок, орлёнок, блесни опереньем, Собою затми белый свет. Не хочется думать о смерти, поверь мне, В шестнадцать мальчишеских лет. 3 Орлёнок, орлёнок, гремучей гранатой От сопки солдат отмело. Меня называли орлёнком в отряде, Враги называют орлом. 4 Орлёнок, орлёнок, мой верный товарищ, Ты видишь, что я уцелел. Лети на станицу, родимой расскажешь, Как сына вели на расстрел. 5 Орлёнок, орлёнок, товарищ крылатый, Ковыльные степи в огне. На помощь спешат комсомольцы-орлята - И жизнь возвратится ко мне. 6 Орлёнок, орлёнок, идут эшелоны, Победа борьбой решена. У власти орлиной орлят миллионы, И нами гордится страна. 1936 |
Приложение №2
"Пусть всегда будет солнце"
Слова: Лев Ошанин
Музыка: Аркадий Островский
1 Солнечный круг, небо вокруг - Это рисунок мальчишки. Нарисовал он на листке И подписал в уголке: Припев: Пусть всегда будет солнце, Пусть всегда будет небо, Пусть всегда будет мама, Пусть всегда буду я. 2 Милый мой друг, добрый мой друг, Людям так хочется мира. И в тридцать пять сердце опять Не устает повторять: Припев. 3 Тише, солдат, слышишь, солдат,- Люди пугаются взрывов. Тысячи глаз в небо глядят, Губы упрямо твердят: Припев. 4 Против беды, против войны Встанем за наших мальчишек. Солнце - навек! Счастье - навек! - Так повелел человек. Припев. |
Приложение №3.