СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка к уроку по теме «Нахождение расстояния от точки до плоскости, с использованием свойства прямой, параллельной плоскости»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока с полным теоретическим пояснением и подбором задач, сопровождаемых рисунками 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка к уроку по теме «Нахождение расстояния от точки до плоскости, с использованием свойства прямой, параллельной плоскости»»

Учитель математики МБОУ «СОШ№15» г. Курска Воскобойникова В.В.

Методическая разработка к уроку по теме

«Нахождение расстояния от точки до плоскости, с использованием свойства прямой, параллельной плоскости»

Расстояние между прямой и параллельной ей плоскостью.

Если прямая параллельна плоскости, то все точки прямой равноудалены от этой плоскости.

В этом случае, расстояние между прямой и параллельной ей плоскостью есть расстояние от любой точки этой прямой до плоскости.

Выбираем на прямой, а произвольную точку А и находим расстояние от этой точки до плоскости α.

a ІІ α



Задача

В правильной треугольной призме ABCABC сторона основания равна 2, а боковое ребро равно 1. Найдите расстояние от точки B до плоскости ABC.



Дано:

ABCABC- правильная треугольная призма

AB=BC=AC=2

CC=1

(ABC) - секущая плоскость

Найти: ρ (B; ABC)

Решение:

1) Поскольку АВ ІІ AB по свойству правильной призмы, значит АВ ІІ ABC по признаку параллельности прямой и плоскости.

2) Следовательно, искомое расстояние от точки B до плоскости ABC есть расстояние от любой точки прямой AB до плоскости ABC (ведь все эти расстояния равны друг другу).



3) Поэтому мы можем выбрать наиболее удобную точку на прямой АВ. Это точка N- середина АВ. Найдем расстояние от точки N до плоскости ABC.

4) Пусть М- середина АВ.

5) Соединим N с М и N с С.

6) ∆АСВ- равнобедренный с основанием АВ, АС=ВС– по свойству правильной призмы

СМ- медиана.

7) В ∆MNC проведем NH MC. И докажем, что NH АВC.

8) АВ СМ, т.к. медиана СМ в равнобедренном треугольнике ∆АВС является и высотой.

АВ MN т.к. призма прямая. MNMC=M, MN MNC, MC MNC.

Значит, AB MNC на основании признака перпендикулярности прямой и плоскости.

9) Следовательно, АВ перпендикулярна любой прямой лежащей в плоскости MNC, т.е. AB NH.

10) Итак, NHCM (построению) и NHAB (по доказанному) АВ ∩ МС=М, АВ АВС,

МС АВС. По признаку перпендикулярности прямой и плоскости NH ABC.

11) Значит, длина NН- есть расстояние от точки N до плоскости АВС.

12) Найдем NН:

СNM- прямоугольный, т.к. призма прямая.

С другой стороны

Из этих двух равенств получаем:

CNВ - прямоугольный

По теореме Пифагора:

CNM- прямоугольный

Так как

то

Ответ:











Второй способ вычисления NH:

СHN - прямоугольный

СNM- прямоугольный

Третий способ вычисления NH:

CHN ~ ∆CNM- по двум углам



Задача

В правильной шестиугольной пирамиде SABCDEF, сторона основания которой равна 1, а боковые ребра равны 2. Найдите расстояние от точки A до плоскости SDC.





Дано:

SABCDEF – правильная

шестиугольная пирамида

AB=BC=CD=DE=EF=FA=1

SC=SD=SE=SF=SA=SB=2

Найти: ρ (A; SDC)

Решение:

1) Поскольку AF ІІ DC по свойству правильного шестиугольника, значит AF ІІ SDC по признаку параллельности прямой и плоскости.

2) Следовательно, искомое расстояние от точки A до плоскости SDC есть расстояние от любой точки прямой AF до плоскости SDC (ведь все эти расстояния равны друг другу).

3) Поэтому мы можем выбрать наиболее удобную точку на прямой AF. Эта точка K – середина AF. Найдем расстояние от точки K до плоскости SDC.

4) KO – радиус вписанной окружности в правильный шестиугольник, то KO AF.

А так как AF ІІ DC и KOAF, значит, прямая KO DC на основании свойства параллельных прямых.

5) Точку пересечения KO и DC обозначим M, M – середина DC.

6) Проведем апофемы SM и SK.

7) В ∆SKM проведем KHSM. Докажем, что KH (SDC)

8) CDKM по доказанному CD SM, т.к. ∆SDC – равнобедренный, SM – медиана и высота.

KM ∩ SM=M, KM (SKM), SM (SKM)

Значит, CD KMS на основании признака перпендикулярности прямой и плоскости.

9) Значит CD перпендикулярна любой прямой лежащей в этой плоскости, т.е. CD KH.

10) А так как KHSM по построению и KH CD по доказанному, SMDC=M, SM (SDC),

DC (SDC), то KH (SDC) на основании признака перпендикулярности прямой и плоскости.

11) Значит, длина KH – расстояние от точки K до плоскости SDC.

12) Найдем KH.

SOB – прямоугольный. OB – радиус описанной окружности.

R=, OB = 1

По теореме Пифагора

С другой стороны,

SMC – прямоугольный

По теореме Пифагора

Из равенств (1) и (2)



получаем:

Ответ:



Второй способ вычисления KH:

Запишем теорему косинусов для стороны KM в ∆SKM и найдем cos KSM,

SKM – равнобедренный:

Из основного тригонометрического тождества:

KHS -прямоугольный



Задачи для самостоятельного решения

  1. В прямой треугольной призме ABCABC известны ребра: AB = AC = 5, BC = 6, AA = 3. Найдите расстояние от точки C до плоскости ABC. Ответ:

  1. В правильной четырехугольной пирамиде SABCD (с вершиной S) сторона основания равна 6, а боковое ребро равно 5. Найдите расстояние от точки A до плоскости BCS.

Ответ:

  1. В правильной шестиугольной пирамиде SABCDEF (с вершиной S) сторона основания равна 2, а боковое ребро равно . Найдите расстояние от точки A до плоскости BCS.

Ответ:

  1. В правильной шестиугольной пирамиде SABCDEF (с вершиной S) сторона основания равна а боковое ребро равно. Найдите расстояние от точки A до плоскости CDS.

Ответ:




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!