СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка к внеклассному занятию

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка к внеклассному занятию по произведению Э.Грига "Утро"

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка к внеклассному занятию»

Тема: «Произведение Эдварда Грига «Утро»

Цель: понять замысел композитора. Музыкальный материал: произведение Э. Грига.

Ход урока

1. Слово учителя.

На предыдущих уроках мы с вами говорили о том, что музыка всегда что-то выражает или изображает. Сегодня поговорим о пробуждении природы. Послушаем произведение Э. Грига «Утро», постараемся представить себе то, что изобразил в этом произведении композитор, и попробуем нарисовать на приготовленных листах восход солнца, пробуждение природы так, как каждый из вас себе его представит.

  • Но сначала давайте с вами поговорим, что такое утро? Что такое восход?
    Солнце? Представьте себе, что все в природе спит. Спит лес, спит речка, тоненький
    ручеек тихонечко журчит между камушками, как будто боится нарушить тишину.
    Маленьким зеленым листочкам снятся маленькие зелененькие сны. Спят звери и
    птицы. В дупле старого дерева мама белка прикрыла своим пушистым хвостом
    бельчат и уютно спит. А небо - синее-синее. А звезды большие, яркие, на небе
    большая луна, а на речке от нее лунная дорожка. И вот на горизонте, там, где,
    кажется, что небо сходится с землей, показалась светлая полоска. Она растет,
    ширится, а звезды начинают бледнеть и одна за другой угасать. На востоке
    разгорается заря, и вода кажется розовой. Под пение бесчисленных птиц
    поднимается над землею солнце. Множеством блесков сверкает растянутая в лесу
    паутина. И вот за стволами старых лип огромный пылающий шар поднимается над
    землею. Он увеличивается, сияет радостным светом, играет, улыбается. Начинается
    новый день.

  • Какое это событие? (Радостное, яркое, доброе, интересное, хорошее.)

- А вот, ребята, как описал восход солнца поэт Сергей Есенин:
Загорелась зорька красная

В небе темно-голубом, Полоса явилась ясная В своем блеске золотом. Лучи солнышко высоко Отразили в небе свет. И рассыпались далеко От них новые в ответ. Лучи ярко-золотые Осветили землю вдруг. Небеса уж голубые Расстилаются вокруг.

- А вот А. С. Пушкин:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит...

  • Красиво?

  • Утро описал в своем произведении и норвежский композитор Э. Григ.
    Впервые будущий композитор сел за пианино в четыре года. В возрасте десяти

лет Григ был отправлен в общеобразовательную школу. Однако его интересы лежали совсем в другой области, кроме того, независимый характер мальчика часто толкал его на обман учителей. Как рассказывают биографы композитора, в начальных классах Эдвард, узнав, что учеников, вымокших под частыми на его родине дождями, отпускают домой, чтобы они переоделись в сухое, Эдвард стал специально мочить одежду по дороге в школу. Так как жил он далеко от школы, то к его возвращению занятия как раз заканчивались.

В двенадцать лет Эдвард Григ уже сочинял собственную музыку. Одноклассники дали ему прозвище «Мозак» за то, что он был единственным, кто верно ответил на вопрос учителя об авторе «Реквиема»: остальные ученики не знали о Моцарте.

Первый из музыкантов, кто определил судьбу Грига — знаменитый скрипач Оле Булл, знакомый семьи Григов. Летом 1858 года Булл был у семьи Григов в гостях, и Эдвард, дабы уважить дорогого гостя, сыграл на фортепиано пару собственных композиций. Слушая музыку, обычно улыбчивый Оле, вдруг стал серьёзным и тихо сказал что-то Александру и Гесине. После подошёл к мальчику и объявил: «Ты отправляешься в Лейпциг, чтобы стать композитором!».

Таким образом, пятнадцатилетний Эдвард Григ попал в Лейпцигскую консерваторию.

Окончив консерваторию, образованный музыкант Эдвард Григ возвратился в Берген с горячим желанием работать на родине. Однако пребывание Грига в родном городе на этот раз было недолгим. Талант молодого музыканта не мог совершенствоваться в условиях слабо развитой музыкальной культуры Бергена. В 1863 году Григ едет в Копенгаген — центр музыкальной жизни тогдашней Скандинавии.

В Копенгагене Григ нашёл интерпретатора своих произведений, певицу Нину Хагеруп, ставшую вскоре его женой. Творческое содружество Эдварда и Нины Григ продолжалось в течение всей их совместной жизни. Тонкость, артистизм, с которыми певица исполняла песни и романсы Грига, были тем высоким критерием их художественного воплощения, которое всегда имел в виду композитор, создавая свои вокальные миниатюры.

Григ любил утром прогуляться по лесу. И вот однажды, гуляя, он встретил девочку.

Маленькая девочка была так хороша, добра и ласкова, что Григу захотелось ей что-то

подарить, но у него ничего с собой не было. И тогда он решил подарить ей музыку, (предложить детям продолжить историю)...

«Только не сейчас, - сказал он - маленьким детям не дарят такие подарки, а потом, через 10 лет». И вот девочка выросла, и когда ей исполнилось 18 лет, она пошла в театр и услышала, как объявили, что сейчас прозвучит знаменитая пьеса Грига «Утро», которая посвящена Дагни, дочери лесника, по случаю исполнения ей 18 лет. И девочка вспомнила свою встречу в лесу с седым старичком и его обещание. Так было написано произведение «Утро», которое предлагаю вам послушать.

«Утро» Грига - прослушивание.

- Вот что представила себе Дагни: вот стало все просыпаться, раскрылись
цветочки,

протирают сонные глазки белочки и бурундуки. Веточки и листья тянутся к первым

лучам

солнца... И вот взошло солнце и поплыло по небу величаво и добро, теплые лучи

стали

согревать землю, траву, луга и горы.

...Нежная фея Волшебная Заря с хрустальной палочкой стала будить все, к чему ее палочка прикасалась...

- Ребята, а какими звуками, интонациями, оттенками выразил Григ
пробуждение природы?

  1. Грубые они или нежные?

  2. Тихие или громкие?

  3. Плавные, медленные звуки или быстрая мелодия?


  1. Грустные или радостные? (Новый день - всегда радость, мы ждем только
    хорошего от нового дня, надеемся только на приятные впечатления.)

  2. Какими еще звуками можно выразить утро, пробуждение природы, восход
    солнца?

прозрачные веселые

чарующие величавые

спокойные

На доске предложены варианты ответов:

мелодичные ласковые волшебные чудесные волнующие


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!