СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Как увлечь чтением современных подростков?"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многие педагоги и родители сталкиваются с тем, что ребенок не читает. Я хочу  разобрать причины такого поведения и ответить на вопрос: “Как мотивировать современного подростка читать?”.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Как увлечь чтением современных подростков?"»

«Как увлечь чтением современных подростков?» (Из опыта работы)

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Зовут меня Ольга Николаевна Лазарева. Я учитель русского языка и литературы Кундюковской сш Цильнинского района. Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами своим опытом работы.

Многие педагоги и родители сталкиваются с тем, что ребенок не читает. Я хочу разобрать причины такого поведения и ответить на вопрос: “Как мотивировать современного подростка читать?”.

Почему подростки не любят читать?

Основная причина – большое количество быстро доступной информации с цифровых устройств: гаджетов. Зачем читать, когда можно найти выжимку из сюжета в интернете? Поэтому потребность читать книгу быстро отпадает

К причинам можно добавить: отсутствие культуры чтения в семье, отсутствие книг для подростков дома, неумение читать вдумчиво, выразительно. Как увлечь чтением современного подростка?

Расскажу, что делаем мы в нашей школе.

1.Я веду у ребят курс внеурочной деятельности «Читательский клуб». Здесь с ребятами мы читаем и разбираем произведения не из школьной программы, смотрим фильмы, мультфильмы, снятые по произведениям. Остановлюсь на таком приеме, как «Заинтересуй книгой». Как это сделать? Например, возьмем цикл рассказов Нарине Абгарян «Манюня», кстати,в январе у автора День рождения. Это замечательный рассказ о двух девочках-подружках, которым 11 лет. Они попадают в смешные истории, им никогда не скучно, они большие фантазёрки (однажды Манюня влюбилась в столичного гостя-соседа, начала придумывать способы ухаживания:она собирала по всей округе сувенирную мелочь:мухоморы, прохудившийся резиновый мяч, древесный гриб.Эти щедрые дары она красиво раскладывала у соседской калитки.Решив пленить москвича кулинарными талантами,она сделала ему подарок: голубец из камня и лопуха…Но сосед неожиданно уехал…Потом Манюня влюбляется в одноклассника и решает тоже своеобразным способом показать свои чувства…Каким? Узнаете, когда прочитаете рассказ). То есть,что я сейчас делала,пересказала вам отрывок из произведения .Детям так же можно пересказать интересный отрывок, и остановиться на самом интересном месте, чтобы их заинтересовать.

2.Так же в классе я оформляю небольшой стенд или фотосушку, на которых размещаю информацию о двух произведениях. Стараюсь разместить информацию об авторе (интересные факты биографии), иллюстрации из книги, небольшие выдержки самых интересных страниц…Раз в неделю( или в 2недели) стараюсь информацию обновлять. С детьми на внеурочной деятельности мы изучаем информацию, смотрим отрывок из фильма или мультфильма… В течение 2ух недель дети читают то произведение, которое выбрали, или слушают аудиокнигу (для 5-7классов книгу даю на неделю, обычно они успевают прочитать. Надо учитывать объем произведения: в 8-9кл -2-3 недели, в 10-11классах-1месяц. Стараюсь рассказывать о тех произведениях, которые есть у меня или в нашей библиотеке, чтобы давать книги детям на руки, они меняются). Например, сейчас оформила стенд, посвященный произведению Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак «Я хочу в школу!»

История про вымышленную альтернативную школу. В ней дети не сидят за уроками и не зубрят правила. Они делают интересные проекты вместе с друзьями разного возраста. Но не всё так просто — школу грозятся закрыть, и дети должны будут учиться в обычной. Удастся ли им привыкнуть к новым обстоятельствам и при этом сохранить любовь к знаниям? Читателю предстоит найти ответ на этот вопрос. Дети с удовольствием читают эту книгу, и она часто попадает в наш список самых интересных книг, прочитанных за год.

3.Далее хочу остановиться на таком приеме как «Чтение на траве». На самом деле, очень действенный способ заинтересовать ребенка читать. Когда на улице хорошая погода, осенью, весной и летом, мы выходим с ребятами на улицу, на уроке литературы, на внеурочных занятиях,в лагере (им это очень нравится), берем с собой книгу (можем подготовить аудиокнигу) и читаем вслух по очереди.

4.А зимой чаще получается ходить в сельскую библиотеку. Очень важно иметь контакт с библиотеками, с родителями классным руководителем. В нашей библиотеке,хотя она и небольшая, много книг, которые стоит прочитать. Например, с 8 классом мы сейчас прочитали произведение Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке», читали вслух, приходили на занятиях внеурочной деятельности. Затем вместе с библиотекарем смотрели фильм, снятый по повести.

5.Раньше, до пандемии, использовала такой способ мотивации чтения как «Откровенный разговор с родителями». В библиотеке или в школе собирались дети и родители (родители приглашались по желанию), читали вслух произведения. Ребята высказывали свою точку зрения, родители-свою. Так, например, дети до сих пор вспоминают чтение автобиографической повести Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая…». Повесть о детях-сиротах,беспризорниках, которые выживают сначала в детском доме (во время ВО войны), затем в столь долгожданном Кавказе, где им обещали, что голода не будет...Эту книгу я намеренно выбрала для чтения с родителями. Есть,о чем задуматься и взрослым…

6.Еще один прием-это «Спроси у ребенка, что ОН хочет читать». Я часто спрашиваю у самих ребят, чтобы они хотели прочитать, какую книгу, о чем…По моим наблюдениям, фантастика интересна почти всем (и 5классу, и11кл). 5-6классы называют приключения, волшебные, мифические истории, короткие рассказы из школьной жизни, рассказы о животных. Здесь можно порекомендовать такие книги, которые наши дети прочитали «на ура»: сказочная повесть «Витька на Кудыкиной горе» Лады Кутузовой, «Блог кото-сапиенса» Т.Крюковой (наверное, каждый,у кого есть домашний любимец, хотел бы узнать, о чем он думает, это остроумная история о жизни одного семейства, показанная через призму кошачьего взгляда ), «Контрольный диктант и древнегреческая трагедия» Артура Гиваргизова (пьесы, смешные истории, которые можно разыгрывать на школьных мероприятиях).

7-8классы интересуются историями о дружбе, любви, космические приключения, произведениями о войне. Рекомендую прочитать книгу «Полынная ёлка» Ольги Колпаковой (девочке Марийхе было 5лет,когда началась война,мир для неё резко перестал быть красочным.Она старается не капризничать, делится едой с другими…ведет себя по-взрослому…она вдобавок еще и немка…Читали это произведение с 7классом во время дистанционного обучения в период пандемии, очень хороший воспитательный потенциал книги-были времена и похуже, даже 5тилетняя девочка терпела). Так же рекомендую прочитать с детьми произведение «Девочка из города» Любови Воронковой.(О девочке из Ленинграда, которая попадает во время ВО войны в деревню, в хорошую семью). Когда мы читали это произведение, мы плакали и смеялись. Кстати, с отрывком из этого произведения в международном конкурсе «Живая классика», на муниципальном этапе, мы заняли 3место и участвовали в региональном этапе. А в конкурсе «Живое слово» заняли 1место и медаль «Лучший чтец» в региональном этапе. То есть работа дает свои плоды.

9-11классы, в первую очередь, называют произведения о любви и дружбе. Здесь можно назвать произведение, которое прочитали почти все мои старшеклассники- это «Виноваты звезды» Джона Грина.(Любовь, несправедлвость, отчаяние, ИСТИННОЕ счастье…).

Можно назвать произведение «Янка», Тамары Михеевой; «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха; «Зимний мастер» Нины Дашевской (все книги этого автора интересные)

6.И последний прием,о котором я хочу сегодня рассказать – это «Напиши свое произведение». Давно пользуюсь этим приёмом. На своих уроках я выделяю 10 минут, и мы пишем книгу о себе. Я даю простые фразы, которые нужно дополнить: «Однажды я пошёл…», «И вдруг я увидел…», «Тут мне навстречу…», «Однажды мне приснилось…» Это занимает немного времени, но очень здорово работает. Дети могут написать про себя целые тома.

На самом деле школьники, которые испытывают трудности в чтении, могут походить на курсы писательского мастерства — это хороший способ преодоления трудностей в чтении. Вроде бы ребёнок учится писать, но при этом учится и читать. У меня была девочка, которая запиналась и пропускала слова при чтении. Но когда читала свой текст, то не пропускала ни одного слова. Для неё это было очень важно. Дети очень любят читать свои произведения.

Здесь у нас тоже есть отличные результаты. В 2021году с учеником 5класса мы приняли участие в 2конкурсах сочинений, в которых дети писали о себе. 1ый конкурс проводился «Клубом активных родителей» совместно с министерством науки и образования Ул.области в рамках проекта «От Симбирска до Ульяновска.Открываем историю заново», где мы заняли 1 место. Наш рассказ войдет в сборник произведений об Ульяновске и Ул.области,который должен выйти скоро. Итоги 2ого конкурса подвели в декабре 2021г-это всероссийский конкурс сочинений, региональный этап, в номинации «Одна из самых больших удач в жизни-счастливое детство», здесь мы заняли 2место. (Мальчик написал рассказ «Школа будущего»).

Результаты нашего труда мы обязательно оформляем в классе. Это можно сделать разыми способами(слайды).

Я назвала только некоторые приёмы, которые использую в своей практике. Надеюсь, информация была полезной.Если есть какие-то вопросы,слушаю вас. Если есть советы,тоже выслушаю.(Пауза) Спасибо за внимание. Мои контакты оставлю, буду рада сотрудничеству.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!