Методическая разработка урока музыки для 1 класса на тему «Характер музыки».
Ружникова Ирина Александровна
Учитель музыки МОУ СОШ №7
им. Героя РФ С.Н. Мельникова
г.о. Жуковский МО
Цели и задачи данной работы: научить детей определять характер музыки, видеть музыку силой воображения, рисовать музыкальные образы.
Ход урока
«Музыкальное зеркало».
У Волшебницы Музыки есть много чудесных сокровищ ( на доске картинка «Волшебное зеркало» и Волшебница Музыка )
Давайте заглянем в волшебное «музыкальное зеркало». Оно отражает весь мир. В нём сменяют друг друга музыкальные «отражения» людей, природы, сказочных персонажей. Мы слушаем и как бы видим их, включаем воображение и представляем эти образы. А чтобы не перепутать о чём нам говорит музыка, чьё «отражение» сейчас в музыкальном зеркале, мы вслушиваемся в характер музыки. А что такое характер музыки? Это то, что музыка выражает, это настроение музыки.
Мусоргский М.П. «Баба Яга»
Слушаем музыку.
Какая была музыка по характеру? (злая, страшная, напористая, тревожная, диковатая, колючая)
Как относится композитор к Бабе-Яге? (Он не любит её, п.ч. она злая и коварная)
Какое настроение было у композитора, когда он писал это произведение? (он хотел рассказать детям, что в мире есть зло и чтобы они умели отличать его от добра )
Испытывали ли вы когда-нибудь такое чувство, как в этой музыке, и с чем это связано?
На доске портреты Бабы Яги (задание: найти 1 портрет, не соответствующий характеру музыки).
Слушаем ещё раз.
Рисуем Бабу Ягу с помощью сайта «Папа может»
Песня «Музыка» (муз. Г. Струве, сл. В. Исаковой)
Каков характер этой песни? .
Какие образы природы отражены в ней?
Подбери к ним правильные рисунки на доске.
Как относится композитор к природе?
Испытывали ли вы когда - нибудь подобное чувство любви к Родине? В каком случае?
Исполнение песни.
«Отражение» моего характера.
Представь, что в волшебном «музыкальном зеркале» появилось твоё «отражение».
Как оно звучит? Спой свой ответ на слог «ля» , «та», поимпровизируй с одной фразой.
Попробуйте нарисовать свою мордашку, смайлик и определить её характер.
Помогаю детям, подыгрывая на фортепиано, исполняя небольшие разнохарактерные пьесы-образы
.Вывод. Мы весь урок старались определять характер музыки, учились это делать, вслушиваясь в музыку. А зачем мы это делали? Оказывается, если правильно, точно и очень чутко научишься определять характер музыки, это значит ты её понимаешь. Мы сегодня--молодцы!. Мы хорошо потрудились и многому научились, мы научились понимать музыку!.
Литература:
Бакланова Т.И. Музыка .М., 2006
Васина-Гроссман В. Первая книжка о музыке. М., 1988
Осовицкая З. Музыкальная литература. М., 2005
Фролов А. Музыкальная литература. СПб., 2002
Шорникова М. Музыкальная литература. Ростов-на-Дону, 2016