СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "КЛАССИФИКАЦИЯ РУЧНЫХ СТЕЖКОВ И СТРОЧЕК. ВЫПОЛНЕНИЕ РУЧНЫХ СТЕЖКОВ И СТРОЧЕК ВРЕМЕННОГО И ПОСТОЯННОГО НАЗНАЧЕНИЯ. ТЕРМИНОЛОГИЯ РУЧНЫХ РАБОТ».

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

методическая разработка "Классификация ручных стежков и строчек. Выполнение ручных стежков и строчек"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "КЛАССИФИКАЦИЯ РУЧНЫХ СТЕЖКОВ И СТРОЧЕК. ВЫПОЛНЕНИЕ РУЧНЫХ СТЕЖКОВ И СТРОЧЕК ВРЕМЕННОГО И ПОСТОЯННОГО НАЗНАЧЕНИЯ. ТЕРМИНОЛОГИЯ РУЧНЫХ РАБОТ».»

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №4



ОДОБРЕНО:

на заседании метод. комиссии

протокол №

Председатель метод. комиссии

______________Ф.И.О.





УТВЕРЖДАЮ:

Зам.директора по УПР


__Ф.И.О.

«____»___________2019 г.


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ



УП04.ПМ04. « ПОШИВ ИЗДЕЛИЙ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ЗАКАЗАМ»

ТЕМА: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ОТДЕЛЬНЫХ ДЕТАЛЕЙ И УЗЛОВ

ИЗДЕЛИЯ».

ЗАНЯТИЕ: «КЛАССИФИКАЦИЯ РУЧНЫХ СТЕЖКОВ И СТРОЧЕК.

ВЫПОЛНЕНИЕ РУЧНЫХ СТЕЖКОВ И СТРОЧЕК ВРЕМЕННОГО

И ПОСТОЯННОГО НАЗНАЧЕНИЯ. ТЕРМИНОЛОГИЯ РУЧНЫХ

РАБОТ».





Автор: мастер производственного

обучения Бацоева Э.Э.

Рекомендовано к использованию на занятиях учебной практики

в рамках ППКРС по профессии 29.01.05 Закройщик с целью

ознакомления обучающихся с классификацией машинных

швов, и выполнении машинных швов ; формирования приемов

выполнения обучающимися отдельных узлов; закрепления знаний,

полученных на уроках теоретического обучения; развития

творческих способностей и познавательной активности

обучающихся.





г. Владикавказ, 2019 г.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


  1. ЛИТЕРАТУРА:

Труханов А.Г. «Иллюстрированное пособие по технологии легкой одежды».

Труханов А.Г. «Технология женской и детской легкой одежды».

Практикум по производственному обучению профессии «Портной».

Дашкевич Л.М. «Швея, портной легкой женской одежды». Учебное пособие.


  1. НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ:

Схемы, чертежи, образцы обработки по последовательности, образцы готовых изделий, оформленная доска.


  1. ОБОРУДОВАНИЕ:

Рабочие столы, швейные машины 97-А и 1022-М кл., спецмашины 51 и 25 кл., утюги М-2 и М-5.


  1. ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ:

Ножницы № 10-12, игольница с портновскими булавками, иглы машинные № 100-110, иглы ручные № 3, 5, 7, наперсток, сантиметровая лента, резец, портновский мел, шкатулка.


  1. МАТЕРИАЛЫ:

Различные виды тканей для верха, прокладочные и подкладочные материалы, нитки: х/б № 40-50, шелковые № 20, армированные № 35.

















П Л А Н

проведения занятия по учебной практике

  1. УП04.ПМ04. « Пошив изделий по индивидуальным заказам»


2. Наименование темы: «Технология обработки отдельных деталей и узлов изделия»

3. Наименование занятия: «Классификация ручных стежков и строчек. Выполнение ручных стежков и строчек. Терминология ручных работ.»

4. Цели урока:

Учебная: Закрепление теоретических знаний, полученных во время изучения ПМ04 «Пошив изделий по индивидуальным заказам»:

ПК 1.3. Обслуживать швейное оборудование и оборудование для ВТО узлов и из-лий.

ПК 1.4. Выполнять поэтапную обработку швейных изделий различного ассортимента

на машинах или вручную с разделением труда и индивидуально .

ПК 1.5. Формировать объёмную форму полуфабриката изделия с использованием

оборудования для ВТО.

ПК 1.6. Соблюдать правила безопасности труда.

ПК 1.7. Пользоваться технической,технологической и нормативной документацией.

ПК 2.1. Выполнять поузловой контроль качества швейного изделия.

ПК 2.2. Определять причины возникновения дефектов при изготовлении изделия.

ПК 2.3. Предупреждать и устранять дефекты швейной обработки.

Воспитывающая: Воспитывать у обучающихся общие компетенции:

О.К. 1- Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,

проявлять к ней устойчивый интерес.

О.К.2- Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее

достижения, определённых руководителем.

О.К.3- Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять технический и итоговый

контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности ,нести

ответственность за результаты своей работы.

О.К.4 – Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного

выполнения профессиональных задач.

О.К.5- Использовать информационно – коммуникационные технологии в

профессиональной деятельности .

О.К.6- Работать в команде, эффективно общаться с коллегами , руководством,

клиентами.

Развивающая: Развивать у обучающихся умения:

- применять теоретические знания на практике;

- анализировать ошибки в процессе обработки изделия;

- творческие способности обучающихся ;

- прививать навыки культуры, труда и производства.

Методическая: Активизация мыслительной деятельности обучающихся

5. Тип урока: Выполнение сложных комплексных работ.

6. Методы ведения урока:

словесный: объяснение, беседа с постановкой проблемных вопросов, диалог,

дополнительный инструктаж по необходимости.

наглядный: личный показ трудовых приемов мастером, поузловая обработка

кармана.

практический: самостоятельная работа обучающихся.

7. Место проведения занятия: Учебно-производственная мастерская.

8. Время занятия: 6 часов.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

№ п/п

Наименование вопросов и их краткое содержание

Методические указания

1

2

3


I Организационная часть


1.1

Приветствие учащихся


1.2

Отчет общественного мастера о наличие учащихся, их готовности к уроку, комплектности инструментов и приспособлений.

Отметить отсутствующих в журнале. Выявленные недостатки по возможности устранить.

1.3

Отчет общественного механика о наличие и состоянии оборудования



II Вводный инструктаж


2.1

Сообщить тему занятия: «Классификация ручных стежков и строчек. Выполнение ручных стежков и строчек временного и постоянного назначения. Терминология ручных работ».


2.2

Опрос учащихся по материалу предыдущего занятия: «Безопасность труда, эл. безопасность и п/п безопасность в учебных мастерских лицея» и закрепление знаний уч-ся из спецпредметов.

Раздать карточки-задания, задать несколько вопросов по прошлым темам индивидуально, провести фронтальный опрос по терминологии и технике безопасности.


1. Как правильно организовать рабочее место?

Под рабочим местом понимается участок производственной площади, пред­назначенный для определенной работы и оснащенный в соответствии с харак­тером этой работы. Правильная организация рабочего места способствует по­вышению производительности труда и высокому качеству работы.

Размеры рабочих мест различны: они зависят от вида изделия и выполняе­мой операции. Ручные работы могут выполняться стоя и сидя. Для повышения производительности труда и качества выпускаемой про­дукции необходимо обеспечить правильную посадку рабочего за столом. Расстояние от глаз работающего до изделия должно быть равно 25 — 30 см, а ноги следует держать на подставке или перекладине. Необходимые для ручных работ инструменты должны находиться справа от работающего.



2. Какие инструменты необходимы для работы портному?

Инструменты:

1. Ручные иглы №№ 5,7

2. Наперсток предназначен для предохранения пальца от укола при прокалывании иглой ткани.

3. Ножницы

4. Сантиметровую ленту применяют для снятия размерных признаков с фигуры человека и измерения деталей изделия

Приспособления

1. Манекен используют для проверки правильности изго­товления изделий в процессе обработки и в готовом виде

2. Лекала

3. Кольцо с ножом с применяют для обрезки ниток после окончания работы.

4. Колышек применяют для выправления углов борта, во­ротника, петель, различных фигурных швов и т. п.

5. Булавки используют для скалывания деталей.

6. Линейки, угольники

7. Резцы применяют для перенесения контура деталей на ткань.

8. Мел используют для нанесения линий и знаков при примерке и раскрое.


  1. 3. Какие правила т/б, п/п и эл. безопасности необходимо соблюдать при выполнении ручных работ на рабочем месте?

Иголки должны находиться в игольнице, на пальце-наперсток по размеру, выполнять работу на рабочем столе, наличие спецодежды. Резиновый коврик, тапки на резиновой подошве, визуальный осмотр розетки, вилки, шнура и корпуса утюга.


Собрать карточки-задания. Объявить оценки за устные ответы.

Оценки выставить в журнал.

2.4

Объяснение новой темы: «Классификация ручных стежков и строчек. Выполнение ручных стежков и строчек временного и постоянного назначения. Терминология ручных работ».

Тему написать на доске.

2.5

Разъяснение цели: на данном занятии познакомиться с классификацией ручных стежков и строчек; терминологией ручных работ. К концу занятия каждый должен выполнить ручных стежки и строчки временного и постоянного назначения.

Довести до сведения учащихся, что они будут выполнять на занятии, чему научатся.

2.6

Объяснение и показ приёмов и способов выполнения изучаемой

операции: Стежок — элемент структуры, получен­ный при переплете­нии ниток между дву­мя проколами ткани иглой. Длину стежка Lст определяют длиной участка нити а, видимого с лицевой стороны, и интервала б, не видимого с лицевой стороны Частоту стежков пст определя­ют количеством стежков в 1 или 5 см строчки.

Строчка — последо­вательный ряд стеж­ков. Характеризуется количе­ством ниток (верхних и нижних), образующих ее, длиной и шириной стежка в миллиметрах.

Шов—соединение двух или несколь­ких слоев материала строчками. Ширина шва—расстояние от среза детали до строчки. Стежки, образуемые под углом к линии строчки, измеряют по ши­рине.В зависимости от толщины ткани и модели обтачки могут иметь различную ширину, они могут быть различной ширины и относительно друг друга, если это предусмотрено моделью. Длина кармана зависит от размера и от модели.

Ручные стежки по своему строению (и назначению) подразделяются: на 1-прямые (сметочные и копировальные);2-косые (наметочные, выметочные, обметочные, подшивочные, стегальные, штуковочные);3-петлеобразные (стачные, разметочные, потайные подшивочные, вспушные, копировальные);4-стежки для пришивания фурнитуры (закрепки, нитяные петли, для пришивания пуговиц, для пришивания крючков и петель);5-крестообразные;6-петельные.

1. Прямые

1.1.Сметочные-для временного соединения деталей между со­бой, сметывания и наметывания деталей, заметы­вания низа рука­вов и низа изде­лий, образова­ния сборок. Длина стежка Lст=1-5 см в зависимости от назначения и свойств ткани. При сметывании и наметывании деталей без по­садки Lст=1,5-2,5см. При сме­тывании и наме­тывании с посад­кой Lст=0,7-1,5см. При заметывании края детали Lст=1-3см. При выме­тывании обработанных краев деталей Lст=0,5-1,0см.

1.2. Копиро­вальные-для перевода ли­ний и контроль­ных знаков с од­ной детали на другую. Lст=0,5-1,5см. Высота петли равна 0,5-0,7см.

2. Косые

2.1. Косые наметочные (сметочные)- Для временного соединения дета­лей. При исполь­зовании этих стежков почти ис­ключается сдвиг слоев тканей от­носительно друг друга. Строчка ко­сых стежков бо­лее эластична, чем прямых.. Lст = 0,7 — 2 см.

2.2. Косые выметочные-для выметывания обтачанных краев деталей. Lст =0,5—1см.

2.3. Косые обметочные-для предохране­ния срезов ткани от осыпания. Расстояние от проколов иглы до срезов равно 0,3-0,5 см. Час­тота стежков — 3 — 4 в 1 см. Lст =0,2-0,3 см.



2.4. Косые подшивочные-для подшивания подогнутых сре­зов деталей из неосыпающихся тканей. Расстояние от проколов иглы до срезов равно 0,3-0,5см. Час­тота стежков-2-3 в 1 см. Lст=0,3-0,5 см.


3. Петлеоб­разные

3.1. Стачные-стежки постоян­ного назначения для соединения деталей швом по­вышенной растя­жимости и проч­ности. Строчка стачных стежков имитирует ма­шинную. Lст =0,2 —0,4 см.

3.2. Потайные подшивочные-стежки постоянного назначения для подшивания подогну­тых внутрь краев деталей из осы­пающихся тка­ней. (Например, подшивание под­кладки по низу изделия, горло­вине, бортам, срезов окатов подкладки рука­вов по проймам изделия и т.п.). пст = 3 — 4 в 1 см.

3.3. Вспушные-стежки постоянного назначения для закрепления обтачанного, вывернутого и выметанного края детали. Особенность этих стежков — они почти не заметны ни с верхней, ни с нижней сторон ткани. Нижнюю ткань прокалы­вают на 1/3 ее толщины. Види­мая часть стежка (со стороны верх­ней ткани) рав­на 0,01- 0,05 см. Стежки выполняют тонкими нитками в цвет ткани. LCT= 0,3 — 0,7 см (зависит от толщины ткани).

3.4.Копиро­вальные-для перевода ме­ловых линий (по сравнению с пря­мыми копиро­вальными стеж­ками более ус­тойчивы). Lст= 0,5— 1,5 см (зависит от тол­щины ткани).

5. Крестооб­разные-применяют для подшивания подо­гнутых срезов де­талей из осыпаю­щихся тканей. Эти стежки в отличие от других выпол­няют слева напра­во, образуя строч­ку, которая за­крепляет срез дета­ли и предохраняет его от осыпания. Используют для подшивания низа брюк, юбок, про­кладки внизу ру­кава, срезов дета­лей из осыпаю­щихся тканей. Lст= 0,5-0,7 см; частота 1 — 2 стежка в 1 см.

6. Петельные-для выполнения обметанных пе­тель, обметыва­ния срезов дета­лей из легкоосыпающихся тканей. При образовании петельного стеж­ка иглу вводят в ткань снизу вверх на расстоянии 0,2- 0,4 см от среза, конец иглы обвивают ниткой и стежок затяги­вают. Частота стежков в 1 см равна 5-6 при обметывании срезов и 12-15 при обметывании петель.

7. Стежки для пришивания фурнитуры

7.1. Нитяные петли-это разновидность прямых закрепок. Используют в за­стежках на крюч­ки и петли. Вы­полняют так же, как прямые зак­репки, но при обвивании продоль­ных стежков ос­новную ткань не захватывают. 2 — 4 продольных стежка; 10— 15 обвивочных (на 1 см).


7.2 Приши­вание пуго­виц-пуговицы на стойке приши­вают к изделию нитками в цвет ткани. Количество стеж­ков для пуговиц на стойке равно 4 — 5 основных и 2 — 3 закрепочных.

Пуговицы с отверстиями пришивают нит­ками в цвет пуго­вицы на нитяной стойке, высота которой равна толщине борта. Количество стеж­ков для пришива­ния пуговиц с че­тырьмя отверсти­ями равно 3 — 4 в каждую пару отверстий; нитя­ную стойку пуго­вицы обвивают тремя-четырьмя витками и закреп­ляют 2 — 3 стеж­ками.

7.3. Приши­вание крюч­ков и петель. Пришивают крюч­ки и петли нитка­ми №№ 10-30 в цвет основной ткани в трех мес­тах: в оба отвер­стия и поперек ос­нования крючка или петли. В трех местах де­лают 3 — 4 стежка прикрепляющих и 3 — 4 стежка закрепляющих.

Терминология ручных работ:

  1. Сметывание-соединение двух дета­лей примерно равных по величине, сложен­ных лицевыми сторона­ми внутрь, стежками временного назначения. (Сметывание боковых и плечевых сре­зов, передних и локтевых срезов рука­вов, боковых и шаговых срезов).

  2. Наметывание-соединение двух дета­лей, наложенных друг на друга строчками вре­менного назначения. (Наметывание подборта на борт, полоч­ки на бортовую прокладку, накладного кармана на полочку, верхнего воротни­ка на нижний, утепляющей прокладки на изделие).

  3. Выметывание-закрепление обтачан­ного и вывернутого края детали стежками временного назначения с образованием канта, рамки, враскол. (Выметывание краев воротника, борта, клапана, хлястика, пояса, манжет, по­гон, пат и т. д.)



  1. Заметывание-закрепление подогну­того края детали стеж­ками временного на­значения. (Заметывание складок, припусков на швы, низа изделия и рукавов).


5. Приметывание-соединение мелкой де­тали с крупной или не основной с основной стежками временного назначения. (Приметывание манжет к рукаву, коке­ток к основным деталям, пояса к брю­кам, деталей прорезных карманов к ос­новной детали.)





  1. Вметывание-соединение двух дета­лей по овальному кон­туру стежками времен­ного назначения. (Вметывание воротника в горловину, ру­кава в пройму.)






  1. Разметывание-закрепление двух дета­лей друг с другом раз­меточными стежками постоянного назначе­ния; закрепление раз­ложенных на две сторо­ны припусков швов или складок строчками вре­менного назначения. (Разметывание верхней плечевой на­кладки с проймой, бортовой проклад­ки с проймой.)



  1. Обметывание-ниточное закрепление среза детали стежками постоянного назначе­ния. (Обметывание срезов, петель.)




  1. Подшивание-прикрепление подо­гнутого края детали стежками постоянного назначения, не замет­ными с лицевой сторо­ны. (Подшивание низа изделия и рукавов, подкладки по бортам, по низу рукава, по горловине.)

  2. Пришивание-соединение фурнитуры и деталей отделки с ос­новной деталью стежка­ми постоянного назна­чения. (Пришивание пуговиц, кнопок, крючков и петель, погон, пат, тесьмы, хлясти­ков и т. д.)

  3. Вспушивание-закрепление обтачанно­го и выметанного края детали вспушными стеж­ками постоянного назна­чения; при этом строчка проходит между матери­алами и незаметна с ли­цевой стороны. (Вспушивание воротника, лацканов, бортов, клапанов и т.д.)

Высекание среза-оформление среза де­тали фигурным выре­зом (зубцами). (Высекание при обработке среза детали из неосыпаемых материалов.)

Указать на возможные ти­пичные ошибки, дефекты, способы их предупрежде­ния и уст­ранения.
























III Текущий инструктаж


3.1

Упражнения учащихся в выполнении ручных стежков и строчек временного и постоянного назначения.

Добиться, чтобы учащиеся выполняли операции наиболее рациональными способами с наименьшим количеством ошибок и недостатков.

3.2

Практический показ операции


3.3

Наблюдение за правильностью выполнения технологических приемов.

В процессе обхода рабочих мест следить за работой всех учащихся, давать по ходу наблюдения необходимые указания, исправлять и предупреждать ошибки, обращать внимание на недостатки в работе. Не давать учащимся готовых указаний относительно того, как исправить ошибки, а добиваться того, чтобы они сами нашли способы их устранения. Обеспечивать правильный режим труда.

3.4

Наблюдение за организацией труда и рабочего места.


3.5

Наблюдение за соблюдением правил безопасности труда.


3.6

Пресечение небрежного отношения к инструментам и оборудованию.


3.7

Дать опережающее задание сильным учащимся.


3.8

Контроль за качеством выполняемой работы. Разъяснение, советы.


3.9

Повторный показ приемов и способов выполнения работ индивидуально на рабочих местах учащихся.

Индивидуальная работа со слабыми учащимися:


IV Заключительный инструктаж


4.1

Подвести итоги рабочего дня.

Ответить на вопросы учащихся

4.2

Закрепить пройденный материал занятия, отметить степень достижения цели.


4.3

Провести краткий разбор занятия:

а) отметить дисциплину учащихся

б) указать на недостатки в работе и типовые ошибки


в)выделить наиболее активных учащихся

г) оценить работу учащихся на занятии



Указать способы устранения ошибок


Выставить оценки в журнал

4.4

Дать задание на самоподготовку

Задание написать на доске

4.5

Убрать рабочие места

Сделать запись в журнале о наличие и исправности оборудования

4.6

Назначить дежурных

По списку

4.7

Убрать учебно-производственную мастерскую

Закрыть цех



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя