СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка классного часа "Чернобыль"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа "Чернобыль"»

Министерство образования Красноярского края

краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Шарыповский многопрофильный колледж»









Классный час


«Чернобыль …

Чёрная быль …

Чёрная боль …»






Преподаватель

Глазкова Е.В.
















г.Шарыпово, 2022г


Цель: Формирование гражданской ответственности и патриотического воспитания

 обучающихся на примере изучения причин и последствий Чернобыльской аварии.


Задачи:

  • Рассказать обучающимся о трагедии, произошедшей на ЧАЭС;

  • Обратить внимание на экологические проблемы, возникшие в результате катастрофы;

  • Содействовать воспитанию ответственности за совершаемые поступки;

  • Воспитывать уважительное отношение к ликвидаторам катастрофы, проявивших смелость и отвагу в этой трагедии;

  • Способствовать формированию и развитию духовно-нравственных ценностей: чувства сострадания, доброты, патриотизма.


Структура классного часа:


  • Вступительное слово преподавателя

  • Беседа о трагедии на ЧАЭС

  • Заключительное слово преподавателя


Оборудование:

  • мультимедийный проектор

  • компьютер

  • авторская презентация

  • видеоролики




























Ход классного часа


Жизнь – беззащитна
И любовь – нежна.
И разум Землю
Облагает данью.
И точная ответственность
Должна сопутствовать
Великому познанию.
(Надпись на ядерном реакторе. 1985г. М. Дудин)



Я - человек, во всем моя вина!
Но страшно мне и жутко примириться
С тем, что молчит больная тишина,
Что музыке былой не возвратиться.
(В. Смоленский, участник ликвидации аварии)


Вступительное слово преподавателя

Ребята, в этом году исполняется 34 года со дня аварии, которая произошла на Чернобыльской атомной электростанции.

Сегодня мы с вами поговорим об ужасной трагедии, о мужестве людей, которые ценой собственной жизни предотвратили последствия этой аварии и об экологических проблемах, которые мы ощущаем 34 года спустя.

Классный час проведем в совместной работе с Вами.

После того, как Вы ознакомитесь с презентацией и подготовленной мной информации, группа разделиться на две команды.

Одна команда, с помощью технологии развития критического мышления «ИНСЕРТ», которая представляет собой Интерактивную, познавательную систему для эффективного чтения и размышления, проведет анализ аварии на Чернобыльской атомной электростанции и заполнит таблицу «Инсерт» (приложение 1).

Вторая команда, используя метод структурного анализа причинно-следственных связей, составит диаграмму Ишикавы (приложение 2), установит причинно-следственные взаимосвязи.

Далее объединимся в одну команду и попробуем спроектировать ситуацию произошедшую на Чернобыльской атомной электростанции в сегодняшние условия. Попробует обозначить решения, которые позволили бы сократить последствия аварии.


Слайд 3,4

Ровно 34 года назад, 26 апреля 1986 года произошла техногенная катастрофа - крупная авария на техногенном объекте, влекущая за собой массовую гибель людей и экологическую катастрофу. Одной из особенностей техногенной катастрофы является её случайность, тем самым она отличается от терактов.

Техногенная, то есть является следствием развития техники, результатом применения различных технологий производства. Взрыв произошёл на атомной электростанции им. В.И.Ленина примерно в 1:24 утра. В результате мощного взрыва был разрушен четвертый энергоблок. Чернобыльская атомная станция расположена на Украине вблизи города Припять, в 18 километрах от города Чернобыль.
34 года спустя мир так и не осознал, что произошло 26 апреля 1986 года. К сожалению, Чернобыль-86 не имеет прошедшего времени.

Почему взорвался реактор, ясности нет и поныне. Осталось много вопросов, на которые до сих пор нет ответов… А тогда, в далеком 1986, жизнь шла своим чередом.

Апрельская ночь началась как обычно: 
Весна расцветала и Припять текла. 
И служба неслась в караулах привычно. 
И не было в душах предчувствия зла.

Царило вокруг предвкушение мая. 
Черемуха пахла над тихой рекой…
И спала страна – необъятна, родная, 
И был в каждом доме уют и покой.



Слайд 6,7

На момент аварии Чернобыльская АЭС была самой мощной в Советском Союзе. В момент взрыва образовалось огромное облако радиоактивностью в десятки миллионов кюри, состоящее из аэрозолей, горячих частиц ядерного топлива, смешанных с радиоактивными газами. В окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ, в том числе изотопов урана, плутония, йода, цезия и стронция. Положение усугублялось тем, что в разрушенном реакторе продолжались неконтролируемые ядерные и химические реакции с выделением тепла, с извержением из разлома в течение многих дней продуктов горения высокорадиоактивных элементов и заражением ими больших территорий.

Фрагмент видеофильма

Трагедия Чернобыля затронула многие страны. Пройдя территорию Беларуссии, предполагается, что там выпало 60% всех радиоактивных осадков, радиоактивные продукты достигли Польши, Финляндии и Швеции.

Сильные дожди 30 апреля и 1 мая обусловили радиоактивные выпадения во Франции, Австрии, Венгрии и Чехословакии. Повышение радиационного фона отмечалось в Китае, Японии, Индии, Канаде и США. Повышение радиации отмечалось в 30 странах.

Стало понятно, что после взрыва здесь будет другой мир — земля, где нельзя сеять, реки, в которых нельзя купаться и ловить рыбу и дома… в которых нельзя жить.

Возникла необходимость в срочной эвакуации жителей из зон, подвергшихся загрязнению. Полностью были эвакуированы жители города Припять.

Слайд 8, 9

Город Припять был основан 4 февраля 1970 года. Главным поводом основания города стало строительство и последующая эксплуатация одной из самых крупных в Европе Чернобыльской атомной электростанции, которое и дало Припяти почетное звание города атомщиков. Чернобыль, оставшись скромным райцентром сельского типа, в годы, которые предшествовали аварии, почти не имел никакого отношения к атомной электростанции. Столицей энергетиков стал молодой, бурно развивающийся город Припять. Население города Припять до аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 составляло 49,4 тыс. человек.



Слайд 10-17

К сожалению, эвакуация жителей города началась только на второй день после аварии. Страна готовилась к майским праздникам, и руководство не хотело нарушать привычный ритм жизни народа. Дети шли в школу и обратно, малыши играли на детских площадках, взрослые спешили на работу. И никто не знал, что в эти часы в воздухе над городом находится количество радиоактивных веществ в тысячи раз превышающее допустимые нормы. Сразу же после взрыва реактор излучал от 3000 до 30 000 рентген в час (а смертельная доза – 500 рентген в час). Мощность выбросов превысила две сотни атомных взрывов в Хиросиме и Нагасаки, вместе взятых. Чернобыль в 600 раз превзошёл Хиросиму по степени загрязнения среды обитания цезием-137 – наиболее долгоживущим радиоактивным элементом.



Борьба со стихией шла на высоте от 27 до 72 метров, а внутри помещений четвёртого энергоблока тушением занимался дежурный персонал станции. О том, что реактор 4 энергоблока раскрыт, пожарные не знали.


Работу пожарной части возглавлял лейтенант внутренней службы Владимир Павлович Правик. Из Припяти на помощь выехал караул 6-й городской пожарной части, который возглавлял лейтенант Виктор Николаевич Кибенок. Руководство тушением пожара принял на себя майор Телятников Леонид Петрович, который получил очень высокую дозу облучения и выжил только благодаря операции на костном мозге в Англии в том же году. Его действиями было предотвращено распространение пожара. Были вызваны дополнительные подкрепления из Киева и близлежащих областей (так называемый «номер 3» — самый высокий номер сложности пожаров).



Из средств защиты у пожарных были только брезентовая роба, рукавицы, каска. Из-за высокой температуры пожарные сняли противогазы в первые минуты. В первые часы после аварии никто не осознавал, насколько сильно повреждён реактор, поэтому было принято ошибочное решение обеспечить подачу воды в активную зону реактора для её охлаждения. Пожарные не дали огню перекинуться на третий блок, так как у 3-го и 4-го энергоблоков единые переходы. 28 пожарных, выехавших на пожар той ночью, совершили настоящий подвиг — отвели беду, спасли тысячи человеческих жизней. Шестеро из них — ценой своей жизни. За первые 2 месяца умерло 29 ликвидаторов.

Без спецодежды, жертвуя собой.
Кидаясь в пекла сумасшедший жар.
Ни слова им - что вызов непростой,

Их на обычный вызвали пожар!

Над станцией – свеченья ореол.
С ума сводили копоть, пар и чад! 
Взорвавшийся реактор произвел
В машинном зале - настоящий ад!




Слайд 18-20

Для работ в районе Чернобыльской АЭС применялась бронированная техника с повышенной защитой от радиации, но это практически не помогало. Через неделю использования их приходилось хоронить в могильниках, так как металл начинал буквально «светиться» от радиации. Самое большое такое кладбище находится в селе Рассоха – в 25 км от атомной станции. 


После скоропостижной смерти город Припять огородили колючей проволокой и присвоили эпитет «город-призрак». Дома здесь почти целые, в траве можно найти детские игрушки и мебель в открытых настежь квартирах. Нельзя найти здесь только людей.



В этом городе
Больше никто не живёт.

В этом городе 
Нету ни птиц, ни зверей.
Только ветер
В разбитые окна поёт
Под скрипенье и стук
Приоткрытых дверей.

Он покинут жильцами
На верную смерть.
Но за что он покаран -
Никак не поймёт.
Он в дыму и пожарах
Сумел уцелеть.
Но зачем? Всё равно
В нём никто не живёт

Слайд 21-22

Сразу же после трагедии над разрушенным реактором возвели сооружение, получившее неофициальное название "Саркофаг" 1986, надежно изолирующее смертоносное излучение. Существующий «Саркофаг» - временная постройка. Его главная цель в том, чтобы гарантировать надежную изоляцию радиоактивных материалов разрушенного реактора от окружающей среды.


Строительство проводилось в экстренном порядке и рассчитывалось на эксплуатацию в течение примерно 20 - 25 лет. Этот срок истек. В стенах саркофага появляются трещины, вызванные не только внешними природными факторами, но и внутренним взаимодействием топлива с влагой, которая просачивается через стены. В случае нарушения целостности саркофага окружающая среда серьезно пострадает, потому что радиоактивные отходы представляют реальную угрозу.

Фрагмент фильма:


Слайд 24

В 2007 году, было принято решение о строительстве нового защитного саркофага под названием "Арка". На сегодняшний день строительством занимается французская компания NOVARKA.

Главной функцией новой арки является ограничение распространения радиоактивных веществ, которые расположены под Саркофагом, построенным в далеком 1986 году. Срок службы новой арки составит более 100 лет.

Согласно предварительным данным арка будет иметь следующие размеры:

- длина - 150 метров;

- высота - 92, 5 метров;

- ширина - 257 метров;

- общая площадь - 39 000 квадратных метров.


Одна из главных особенностей Арки то, что он будет собрана на расстоянии 180 метров от 4-ого энергоблока. Это значительно уменьшит опасность облучения персонала, вовлеченного в строительство. Поскольку строительство специального места будет подготовлено. После завершения строительства, Арка будет перемещена (с помощью специальных механизмов) на место существующего Саркофага.

Слайд 25-27

Еще долгие годы мир будет слышать отголоски Чернобыльской трагедии. Сейчас Чернобыль представляет собой заброшенную зону, так называемую - Зону отчуждения.



Здесь официально запрещено жить людям, заниматься сельским хозяйством или какой-либо еще деятельностью. И этот запрет не случаен. У Чернобыля есть главное отличие от всех известных миру ядерных взрывов. Из реактора вынесло мельчайшие, размером в микроны — ядерное топливо, так называемые «горячие частицы». В радиусе 30 километров вокруг ЧАЭС они легли с плотностью до 100 тысяч на квадратный метр. Чем ближе к станции, тем гуще. Поэтому Зона — живое радиоактивное поле. Надолго? Полный распад плутония наступит через 23 тысячи лет. Что же касается «горячих частиц», они будут лежать, погружаясь в почву. И будут безобидны, если не разгуливать по загрязненным местам, потому что под зеленой ли травой, под снегом ли земля эта на века обречена быть горячей.



Пока радионуклиды лежат в земле — худо, но терпимо. Когда поднимаются в воздух — плохо, потому что мы ими дышим. И уж совсем скверно, когда оказываются в воде, — их активность мгновенно увеличивается в тысячу раз.

Преподаватель

Каковы же причины аварии на Чернобыльской АЭС?

Слайд 28

Несмотря на то, что с момента аварии прошло уже 30 лет, единого мнения нет до сих пор. Государственная комиссия, сформированная в СССР для расследования причин катастрофы, возложила основную ответственность за неё на оперативный персонал и руководство ЧАЭС.

Предполагаемые причины аварии:

  • проведение эксперимента «любой ценой», несмотря на изменение состояния реактора;

  • вывод из работы исправных технологических защит, которые просто остановили бы реактор ещё до того, как он попал в опасный режим;

  • замалчивание масштаба аварии в первые дни руководством ЧАЭС.

  • реактор не соответствовал нормам безопасности и имел опасные конструктивные особенности;

  • низкое качество регламента эксплуатации в части обеспечения безопасности;

  • неэффективность режима регулирования и надзора за безопасностью в ядерной энергетике,

  • персонал допустил ряд ошибок и нарушил существующие инструкции и программу испытаний.

То есть, как факт принято считать причиной этой катастрофы человеческую халатность и несовершенство техники, используемой в тот момент.




Героизм на войне понимаю,
Быть в бою очень надо.
Но когда героизм – расплата
За беспечность, за незнанье,
За работу спустя рукава –
Тут идея себя подменяет.
Смерть героев всегда выбирает,
Только лучше б виновных брала.


Преподаватель

В заключении давайте посмотрим фрагмент программы РИА «Новости» о том, что происходит в зоне Чернобыльской АЭС годы спустя.




Слайд 30

Вечная слава и память всем ликвидаторам Чернобыльской аварии.

Мужество – это не мода
Скорая, быстротечная.
Мужество – суть мужчины
Прочная, долгая, вечная.
Если зернышко смелости
С почвой подружится,
Вызреет в пору спелости
Зернышко колосом мужества.


Классный руководитель:

Ребята, прошу Вас поделиться на две команды. Сейчас Вы возьмете свои приложения и приступите к работе. Уверена, что информация не оставила Вас равнодушными. Вы увидели достаточно информации, чтобы ее проанализировать и подготовить свои таблицу и диаграмму.

Подведение итогов.

Теперь давайте совместно проанализируем, что у нас получилось, и составим ментальную карту по теме классного часа. (Приложение 3).

Главный вывод, к которому следует привести обучающихся в процессе обсуждения, - ценность человеческой жизни, цена подвига и его значение.


Рефлексия.

Какой факт о Чернобыльской трагедии произвел на вас самое большое впечатление?

Почему необходимо знать о трагедии в Чернобыле?

Нужны ли атомные станции? Можно ли обойтись без них?

Почему Землю можно назвать «хрупкой» планетой?

Как вы считаете, достаточно ли только знаний для безопасной эксплуатации атомной станции?

Перечислите качества, которыми должен обладать человек, «укрощающий» ядерную энергию.






























Источники информации:

  1. Ранько Е.А., презентация «Трагедия Чернобыля», лицей № 21, г. Иваново

  2. Алексеева Е.В., презентация к классному часу "Чернобыль. Город, которого нет..."

  3. Стрижак И.А. «Чернобыль ...Черная быль... Черная боль...»

  4. Кирсанова Т.И. «Атомная трагедия XX века»

  5. Плотникова С.В. «Чернобыль»















































Приложение 1.

Таблица Инсерт по теме «Авария на Чернобыльской атомной станции».

V

+

-

?












































«V» – я это знаю

«+» - это новая информация

«-» - думал по другому, это противоречит тому, что мне известно

«?» – это не понятно, нужны объяснения
























Приложение 2








Диаграмма Ишикавы
























Приложение 3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!