СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка классного часа на тему:"Формирование толерантности и профилактика межнациональной розни и нетерпимости.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка классного часа на тему:"Формирование толерантности и профилактика межнациональной розни и нетерпимости"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа на тему:"Формирование толерантности и профилактика межнациональной розни и нетерпимости.»

ГБПОУ «КРАСНОКАМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

классного часа

Формирование толерантности и профилактика межнациональной розни и нетерпимости.









Выполнила преподаватель Ткаченко Т.Д.

























Краснокамск

2018

Методическая разработка классного часа для первого курса техникума (подростки 16 лет).

Данное мероприятие нацелено на формирование нетерпимости к проявлениям экстремистской идеологии. Расширить кругозор обучающихся об экстемизме и терроризме, формировать общественное сознание и гражданскую позицию подрастающего поколения, способность воспитывать в себе толерантное отношене друг к другу и умение жить в мире с другими людьми, понимание того, что любые проявления экстремизма и терроризма ведут к ответственности. Мероприятие содержит как формы беседы, рассказа классного руководителя и рефлексию, где обучающимся предлагается выполнить ряд заданий. Также мероприятие сопровождается просмотром презентации и раздачей памятки о

Правилах поведения в случае террористической угрозы.


ТЕМА: " Формирование толерантности и профилактика межнациональной розни и нетерпимости ."



ЦЕЛЬ:

  • объяснить сущность экстремизма и терроризма и ужасающие последствия этих явлений;

  • содействовать формированию толерантности и профилактики межнациональной розни и нетерпимости;

ЗАДАЧИ:

  • акцентировать внимание обучающихся на необходимости проявления бдительности с целью профилактики совершения террористических актов;

  • ознакомить обучающихся с основными правилами поведения в условиях теракта.


В итоге классного часа у обучающихся должны сложиться следующие знания, умения, навыки:

  • Знать, что такое «экстремизм», «терроризм», их цели, какие причины порождают экстремизм и терроризм, виды экстремизма.

  • Понимать, что любые проявления экстремизма и терроризма ведут к ответственности.

  • Представлять страшное «лицо» терроризма, аргументировано выполнить задания в конце мероприятия.

НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:

  • телевизор, компьютер, презентация "Экстремизм и терроризм."

  • видеокадры хроники о действиях террористов в Буденовске, Беслане;

  • памятки о правилах поведения в случае террористической угрозы.


ХОД:

Сегодня мы собрались для обсуждения проблемы, которая заявлена следующим образом: что такое экстремизм и терроризм? Какая ответственность за проявления экстремизма и терроризма? И как себя вести в подобной ситуации? Это вопросы беседы, на которые мы постараемся дать ответы.

Вначале все просматривают кадры хроники о действиях террористов в Буденовске, Москве, Беслане.

Ход беседы с показом презентации"Экстремизм и терроризм."

ЭКСТРЕМИЗМ

Большой толковый словарь дает следующее определение экстремизму: экстремизм – (от лат. extremus — крайний) это приверженность отдельных лиц, групп, организаций к крайним взглядам, позициям и мерам в общественной деятельности.

Цель экстремизма: дестабилизация, разрушение, сложившихся в обществе отношений, ценностей.


Характерные черты

  • насилие или угроза насилия;

  • одномерность восприятия общественных проблем;

  • фанатизм;

  • бездумное выполнение любых приказов;

  • опора не на разум, а на инстинкты, предрассудки;

  • неспособность к толерантности.

Виды экстремизма

По направленности:

  • экономический (установление одной формы собственности; устранение конкуренции и др.);

  • политический (в отношении властных структур, государственного строя);

  • националистический (отвергает интересы и права других наций);

  • религиозный (нетерпимость к другим конфессиям);

  • экологический (против природоохранной политики; за полную ликвидацию промышленности);

  • духовный (отрицание достижений других культур).

По масштабности действий:

  • внутригосударственный (репрессии против собственного народа);

  • межгосударственный (утверждение своих норм и принципов в мировом масштабе).

По отношению к властным структурам:

  • государственный (осуществляемые властными структурами репрессии);

  • оппозиционный государству (антирежимные группировки; теракты).


ТЕРРОРИЗМ

  • Терроризм - деятельность, осуществляемая в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, либо оказания воздействия на принятие решений органами власти.

  • То есть, это средство, используемое экстремистами, а не обособленное явление.

  • Следовательно, терроризм - одна из форм экстремизма.

Понятие “экстремизм” определено и упоминается в нормативных правовых актах:

  • Конституция Российской Федерации

  • Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ “О противодействии экстремистской деятельности”.

  • Федеральный закон от 05 июля 2002 года № 112-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О противодействии экстремистской деятельности”.

  • Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 211-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму”.

  • Указ Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 года № 310 (в редакции от 03.11.2004) “О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации”.

Экстремизм в молодежной среде

  • «Молодежной» проблема экстремизма считается еще и потому, что 80% участников экстремистских групп составляют люди в возрасте от 20 до 30 лет (иногда и от 16 до 30 лет).

  • По данным МВД РФ, сегодня в стране действуют около 150 экстремистских молодежных группировок. В их деятельность вовлечены почти 10 тысяч человек. Больше всего молодых экстремистов проживают в Москве, Санкт-Петербурге, Ростовской, Воронежской, Самарской, Мурманской, Нижегородской областях.

Ответственность

Статья УК РФ

Максимальный срок (размер )наказания

Ст. 205. Террористический акт

Пожизненное лишение свободы

Ст. 205.1. Содействие террористической деятельности


Лишение свободы на срок до пятнадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового

Статья 205.2. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма

Лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Статья 206. Захват заложника

Пожизненное лишение свободы

Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма

Лишение свободы на срок до трех лет.

Статья 239. Организация объединения, посягающего на личность и права граждан

Лишение свободы на срок до двух лет

Статья 280. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности

Лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет

Статья 282.Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.

Лишение свободы на срок до пяти лет.


Статья 282.1. Организация экстремистского сообщества


Лишение свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет

Статья 282.2. Организация деятельности экстремистской организации

Лишение свободы на срок до двух лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового. 

На вопрос: Является ли терроризм только исламский и какова история его развития? подготовил ответ приглашённый студент четвёртого курса.

Терроризм в России чаще всего связывают с исламским экстремизмом. При этом почему-то считается, что в истоке экстремизма – вся мировая религия ислам. Но это не так! Настоящий правоверный мусульманин просто не может быть террористом, так как и убийство, и самоубийство запрещено этой религией. Террористами являются, как правило, последователи ваххабизма, а это фактически секта внутри ислама. Джихад (“священная война”), которой прикрываются террористы, была объявлена ими без согласования с духовенством, а значит, является незаконной. Следовательно, мы должны рассматривать террористов, в том числе и ваххабитов, не как представителей ислама, а как рядовых преступников. Они называют себя борцами за справедливость, но это бессовестная ложь. Не за истину они воюют с беззащитными людьми, а за деньги. А девчонки-самоубийцы, которые становятся “живыми бомбами” - обманутые жертвы этих преступников, часто идущие на смерть не по своей воле, а в результате зомбирования.

Понятие “терроризм”, “террорист”, появилось во Франции в конце 18 века. Так называли себя якобинцы, причем всегда с положительным оттенком. Однако во время Великой французской революции слово “Терроризм” превратилось в синоним преступника. До самых недавних пор понятие “терроризм” уже означало спектр различных оттенков насилия.

В 1881 году народовольцами с помощью самодельной бомбы был убит царь Александр II. В 1911 году был убит агентом охранки председатель Совета министров

П.А. Столыпин. В период 1902-1907 гг. террористами в России были осуществлены около 5,5 тысяч террористических актов. Жертвами их стали министры, депутаты Государственной Думы, жандармы, полицейские и прокурорские работники.

В СССР терроризм до обострения национальных конфликтов был явлением очень редким. Единственный нашумевший случай – это взрыв в вагоне московского метро в январе 1977 года, который унес более десяти жизней. В то время обстановка в стране была иной, и потенциальные террористы знали, что они своих целей подобными действиями не добьются.

Наша страна всерьез столкнулась с терроризмом во время “перестройки”. Уже в 1990 году на её территории было совершено около 200 взрывов, при которых погибло более 50 человек. В 1991 году в тогда ещё СССР в результате кровавых столкновений погибло более 1500 человек, было ранено более 10 тысяч граждан, а 600 тысяч стали беженцами. За период 1990-1993 годы в России было незаконно ввезено примерно полтора миллиона огнестрельного оружия. Вопрос: для чего?

Начиная с 1992 года, в России широкое распространение получило такое явление, как заказные убийства неугодных лиц. Жертвами их стали и становятся журналисты, депутаты Государственной Думы, предприниматели, банкиры, мэры городов, коммерсанты…

Показ статистических слайдов через компьютер

Как же не стать жертвой теракта?

БЕСЕДА:

  1. При посещении мест массового скопления людей - Здесь следует проявлять осмотрительность и гражданскую бдительность.

  2. Что такое гражданская бдительность? (Ответы: например оставленный кем-то подозрительный предмет (пакет, коробка, чемодан и т. д.))

  3. Какие действия необходимо применить при обнаружении подозрительных предметов? (Ответы: не трогать, не вскрывать, зафиксировать время, поставить в известность администрацию, дождаться прибытия милиции.)

  4. Если вы услышали выстрелы, находясь дома, ваши первые действия? (ответы: не входить в комнату, со стороны которой слышатся выстрелы, не стоять у окна, сообщить по телефону).

  5. Если вам поступила угроза по телефону вам необходимо (ответы: запомнить разговор, оценить возраст говорящего, темп речи, голос, зафиксировать время, обратиться после звонка в правоохранительные органы.

  6. Если рядом прогремел взрыв, ваши действия? (Ответы: упасть на пол, убедиться в том, что не получил серьезных ран, осмотреться, постараться, по возможности оказать первую мед помощь, выполнять все распоряжения спасателей).

  7. Если вы оказались в числе заложников? (Ответы: помнить главное-цель остаться в живых, не допускать истерик, не пытаться оказать сопротивление. Ничего не предпринимать без разрешения, помнить - спецслужбы начали действовать).


РЕФЛЕКСИЯ.

По итогам беседы, обучающимся дается такое задание.

  1. “Ситуация”.

  1. “Во время дискотеки началась сильная потасовка, сопровождающаяся давкой …” (Ваши действия).

  2. “Вас захватил в заложники, человек ограбивший магазин…” (Ваши действия).

Группа обучающихся 4 курса “Эксперты” курирует действия обучающихся 1 курса по выходу из данных “ситуаций”.

  1. Выдаются карточки-задания “Закончи предложения…” Например:

Карточка №1 “При террористических актах возникла стрельба, ты оказался на улице, твои действия …

Карточка №2 “Если ты оказался в заложниках. Помни …

Карточка №3 “Если вам поступили угрозы по телефону Вы должны…”

Карточка №4 “Вы обнаружили подозрительный предмет.Ваши действия...”

Карточка №5 “Если вы услышали выстрелы, находясь дома. Вам необходимо…”

Карточка № 6 “Если рядом прогремел взрыв.Ваши действия…”


Заключение:

Сегодня мы говорили о проявлениях экстремизма и терроризма, их видах, характерных чертах. Молодежь наиболее подвержена экстремистским проявлениям. Экстремизм становится, как правило, последней ступенью к возникновению терроризма.

Занятие нацелено на формирование общественного мнения, направленного на создание атмосферы нетерпимости к проявлениям экстремистской идеологии. Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по двум направлениям - это профилактика и непосредственное выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности.

Давайте будем ценить и заботься друг о друге.


Участникам раздаются памятки.




Литература по проблеме.

  1. АЛЕКСИН А.Г. АЛЕКСИНА Т. Террор на пороге./А.Г.Алексин; Т.А.Алексина -М.: Олма-Пресс.- 2007.-287с..-(Досье). Документальные рассказы как животрепещущий отклик на уродливое явление современности — терроризм.

  2. ВАФИН, А. Столкновение цивилизации и варварства // Российская Федерация сегодня. — 2014. — № 1-2. — С. 22-23..- ВЦПИ ЦБ. О психологии терроризма и необходимости сохранять самообладание в борьбе с ним.

  3. Молчанова А. Невидимая война // Аргументы и факты. – 2015. - № 50. – С. 32 ЦБ. Как террористы вербуют молодежь

  4. Птичкин С. Видеть сквозь стены – это по- нашему // Рос. газ. – 2015. – 20 нояб. – С.6 ЦБ. Технические средства в борьбе с терроризмом

  5. Гень Ю. По ком звенит звонок // Рос. газ. 2016. – 2 сент. – С.8 ЦБ. Трагедия Беслана








Памятка

Правила поведения в случае террористической угрозы


Что нужно делать, чтобы не стать жертвой террора.

  • Будьте внимательны; обращайте внимание на посторонних людей; не стесняйтесь, если что-то вам покажется подозрительным, сообщить об этом старшим.

  • Не дотрагивайтесь до бесхозных сумок, пакетов, свертков; не подбирайте никаких вещей, даже ценных: мина-ловушка может быть замаскирована под игрушку, ручку, мобильный телефон и т.д.

  • О подозрительных предметах сообщайте в ближайшее отделение милиции или сотрудникам патрульно-постовой службы.

  • Следите за бесхозными помещениями, чердаками, подвалами.

  • По возможности избегайте больших скоплений людей, где увеличивается вероятность теракта.


Что нужно делать, если вы оказались среди заложников.

  • Чтобы суметь выжить в такой стрессовой ситуации, подготовьте себя психологически. Если вы по привычке свободной жизни рассчитываете на порядочность, сострадание, совесть людей, в руках которых оказались, вам предстоит большое разочарование, и вы «сломаетесь». Вернее будет ожидать любых подлостей, издевательств и лжи. Распрощайтесь с жизнью, постарайтесь поставить в ней приличную точку. Невозможно раздавить личность, которая готова к смерти. Но парадокс в том, что именно тот, кто психологически готов к смерти, как раз и выживет;

  • не впадайте в панику, а подумайте о выходе из положения;

  • постарайтесь понять намерения захватчиков, рассматривая возможности личного сопротивления. Почувствуйте, настроены ли они решительно или возможен диалог;

  • избегайте скоропалительных действий, потому что в случае неудачи можно поставить под угрозу собственную безопасность и безопасность других людей;

  • постарайтесь определить возможных помощников среди товарищей по несчастью;

  • организуйте сменное постоянное наблюдение за действиями террористов;

  • в ситуации, исключающей сопротивление, рассмотрите возможность побега через аварийные выходы;

  • старайтесь занять себя: читать, играть или разговаривать с соседями;

  • постарайтесь определить точное число террористов;

  • не употребляйте алкоголь;

  • не реагируйте на провокационное или вызывающее поведение;

  • не совершайте действия, которые привлекут внимание захватчиков;

  • продолжайте спокойно сидеть, не задавая вопросов и не смотря в глаза террористам, желательно подчиниться без препирательств;

  • прежде чем передвинуться или открыть сумочку, спрашивайте разрешения;

  • при стрельбе ложитесь на пол или укройтесь за сиденьем, но никуда не бегите; в подобной ситуации места у окна служат лучшим укрытием, нежели места у прохода;

  • иногда возникает возможность спастись, находясь на местах у выходов;

  • если удастся симулировать симптомы болезни, появляется возможность освободиться в результате переговоров; часто в ходе переговоров захватчики освобождают женщин, детей, пожилых и больных людей;

  • спрячьте компрометирующие документы и материалы;

  • отдайте личные вещи, которые требуют террористы;

  • держите под рукой фотокарточку семьи, детей - иногда это помогает растрогать захватчиков (но особенно рассчитывать на это не стоит);

  • захват заложников может продолжаться несколько дней, в течение которых возможно улучшение отношения к ним террористов, поэтому не теряйте веру в благоприятный исход;

  • может случиться, что захватчики сдадутся, чтобы не иметь дело со специальными подразделениями по борьбе с терроризмом;

  • освобожденные заложники должны сообщить как можно больше деталей: число захватчиков, в какой части помещения они находятся, каким оружием располагают, число заложников и их расположение, моральное состояние террористов;

  • запомните, что люди, которые поддерживают связь между властями и террористами - это всегда члены группы по борьбе с терроризмом или по охране правопорядка, одетые в форму сотрудников Красного Креста, обслуживающего персонала или любую другую в зависимости от требований захватчиков.


Если начался штурм здания - группа освобождения, продвигаясь в дыму, кричит заложникам, чтобы те легли на пол и беспощадно стреляет во всех вооруженных лиц или во всякого, кто останется стоять. В этот момент помните:

  • неприятности уже почти позади, постарайтесь успокоиться, действия порождают сумятицу и панику;

  • оставайтесь лежать на полу до окончания операции;

  • подчиняйтесь приказам и инструкциям группы по борьбе с терроризмом и не отвлекайте ее членов ненужными вопросами;

  • не трите глаза, если применяется слезоточивый газ (особенно, если он распространяется медленно);

  • не покидайте помещение до того, пока не дадут специальный приказ, чтобы не быть принятыми за захватчиков и по ошибке не быть застреленным;

  • при освобождении выходите как можно быстрее, не останавливаясь, чтобы взять личные вещи, учтите: всегда имеется опасность взрыва или пожара.


Если существует угроза взрыва жилого дома:

  • При существующей опасности взрыва лучше всего, конечно, выбраться на улицу. Однако, если опасность вас застала на верхних этажах высотного дома, воздержитесь от попыток спуститься - наверняка лифты уже отключились, а лестницы переполнены вашими собратьями по несчастью.

  • В минуты опасности инстинкт диктует нам прямолинейные решения - либо замри, чтобы не тронули, либо беги, чтобы не догнали. При взрывах такое поведение крайне опасно и фактически равнозначно панике. Даже если после взрыва ваше помещение видимо не пострадало, постарайтесь не забираться в щели между шкафами, плитами, столами и приборами. При остаточном обрушении их может завалить, и вы окажитесь в собственной ловушке.

  • Отключите свет, газ, воду, если это возможно.

  • Воздержитесь на некоторое время от выхода из помещения - возможно, не все еще осыпалось и именно вашей голове достанется увесистый кирпич.

  • При взрывах и авариях средней тяжести в домах самым безопасными местами считаются проемы дверей в капитальных стенах или, наконец, место под большими письменными столами. Впрочем, известны случаи, когда люди выживали прячась под большими кастрюлями (в столовых) или просто защищая голову сковородкой.

  • Больше всего люди гибнут возле труб, лифтов, электроприборов.

  • И еще один важный момент, которого вы наверняка не знаете. При взрывах, пожарах и землетрясениях нельзя спасать вещи до того, как спасены люди. Если даже вы пытаетесь вынести свою любимую пижаму, вы, вероятнее всего, будете задержаны, и вас обвинят в мародерстве.

  • Теперь кое-что о том, как выжить, если вас завалило.

  • Во-первых, будьте готовы к тесноте и темноте, может быть, боли.

  • Постарайтесь переползти туда, где по вашему мнению вероятность обвала меньше.

  • Укрепите потолок своей западни - может вам придется провести здесь около суток.

  • Если вы понимаете, что запас воздуха у вас ограничен, старайтесь дышать реже.

  • Каждый час спасатели наверху объявляют «время тишины». Это время специально для того, чтобы услышать живых. Не стесняйтесь звать на помощь. Многие из жертв позже вспоминали, что труднее всего им было откинуть странный комплекс и попросить помощи у формально неизвестных им людей.

  • При обнаружении пострадавшего, первое, что сделают спасатели, это просунут шланг или трубку для обеспечения подачи воздуха даже при возможных последующих обвалах.

  • Учтите, что разбор завала ведется сверху вниз, а не с боков. Так поступают опять же, чтобы избежать обвалов.

  • Как только контакт со спасателями установлен, сообщите им свое имя, опишите ваши повреждения, состояние завала вокруг вас, место где вы находились в здании при обвале. Обо всех ваших дальнейших инициативах консультируйтесь со спасателями.

  • Будьте бдительны, когда в стране существует угроза терроризма!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!