СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка классного часа на тему "Сила воинских традиций - Офицерский корпус России""

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка для проведения классного часа.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа на тему "Сила воинских традиций - Офицерский корпус России""»

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по ВР «НКАиДХ»

______________ О.А. Рыкова

«___»________________ 2021г.




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Классного часа на тему «Сила воинских традиций – Офицерский корпус России»


Автор: Мещеряков Олег Владимирович, преподаватель-организатор ОБЖ ГАПОУ НСО «НКАиДХ», г. Новосибирск


Дата, участники: «___» апреля 2021 года, обучающиеся 185 учебной группы.


Цель: закрепление у обучающихся знаний, умений и навыков, полученных на занятиях по ОБЖ.


Задачи:

1. Ознакомить обучающихся с историей Российского государства и его вооруженных силах, традициях, морально-психологических и правовых основах военной службы.

2. Воспитать в обучающихся чувство патриотизма, гражданской ответственности и сознательности.


Форма занятия: лекция, показ.


Материальное обеспечение: конспект, фото-презентация.


Слайд 2

Любая армия мира имеет свои традиции, под которыми пони­маются исторически сложившиеся и передаваемые из поколения и поколение обычаи, профессиональные и моральные правила, павшие общепринятыми нормами поведения воинов при выпол­нении ими своего воинского долга. Традиции — это прежде всего история, в том числе и военная, которая, по словам II.M. Карамзина, “есть священная книга народов: главная, необ­ходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего”. Носителями армейских тради­ций являются прежде всего военнослужащие различных катего­рий, ветераны армии и флота, военные ученые, писатели, худож­ники, композиторы, которые своими деяниями, творчеством ак­кумулируют и приумножают все лучшее из многовековой исто­рии нашей армии. Справедливо говорят: кто не знает истории, I радиций, равнодушен к прошлому, тот обедняет свое настоящее, делает ущербным будущее.



Слайд 3

В настоящее время под словами “офицерский состав” понимается административ­но-правовая категория лиц, имеющих во­енную или военно-специальную подготовку (образование) и пер­сонально присвоенные офицерские звания.

Офицерский корпус — становой хребет любой армии. Эта выший многократно подтверждена отечественной и мировой исто­рией. Специалисты едины в том, что главной трудностью при opганизации армии является создание корпуса офицеров, способ­ных “вдохнуть жизнь в новые формирования”. С потерей офице­ров возможность использования армии исчезает.

Допетровская Россия не знала постоянного корпуса офицеров. Стрелецкий голова, воевода, полуголова, сотник, пятидесятник, десятник - все это названия военных начальников, существовавших в дружинах удельной Руси и находившихся на службе только в военное время. Когда наступал мир, они разъезжались по вотчинам, поместьям и никаких военных обязательств не не­сли. Прообраз офицерского корпуса возник только в стрелецких полках Московского государства и первых двух регулярных еди­ницах русской армии - Бутырском и Лефортовском полках, соз­данных еще в 1645 г. при царе Алексее Михайловиче. В этих во­инских частях и вырабатывалась иерархия офицерских чинов. Но содержание деятельности воинских начальников почти не меня­лось. Они были лишены личной инициативы, механически пере­давали приказания и команды. Русский офицер в то время еще не появился на исторической сцене.

В отличие от иностранных армий, где офицерские чины поку­пались за деньги, Петр считал единственно правильной систему, при которой будущий офицер начинал службу рядовым в Преобра­женском и Семеновском гвардейских полках. С получением перво­го офицерского чина гвардейцы направлялись в армейские полки.

Первым русским офицером правомерно считать Ивана Бутурлина. В самом первом офицерском списке Преображенского полка 1687г. И. Бутурлин числился майором. Это звание он получил как человек “более ретивый и более принимавший сердцу занятия Петра”.

Наряду с подготовкой офицерских кадров в гвардейских полках Петр I заботился о создании специальных военных школ. Первая мореходная школа для подготовки офицеров из числи дворян была открыта в 1698 г. в Азове.

В указе от 10 января 1701 г. Петр I требовал: “...построить деревянные школы и в тех школах учить... словесной и письменной грамоте и цифири и иной инженерной наукам”. В том же году и Москве открылись школы математических и навигационных наук, а также артиллерийская школа, в которых обучались дворянские дети. К концу царствования Петра I было уже 50 таких школ Тем самым Петр I установил новую обязанность дворян - учебную. С десяти лет дворянин должен был учиться, а в пятнадцать идти служить.


Слайд 4

Верность Боевому Знамени — одна из древнейших традиций нашего воинства. Древние славяне почитали свои знамена выше всех других символов. Оставление знамени влекло жестокое наказание всех офицеров и солдат час­ти. Устав воинский 1716 г. гласил: “Которые стоя перед непри­ятелем, или в акции, уйдут и знамя свое или штандарт до послед­ней капли крови оборонять не будут, оные имеют шельмованы быть, а когда поймаются, убиты будут”.

Отечественные офицеры совершили немало славных подви­гов, отстаивая честь своих знамен и тем самым подавая рядовым пример доблестной службы у воинских святынь. Один из таких подвигов описывает герой Отечественной войны 1812 г. генерал Л.П. Ермолов: “Корпус генерала Раевского при селении Долиновка атаковал неприятеля. Вначале силы неприятеля, умеренные и продолжение сражения, умножались приметным образом; силы Раевского, напротив, ослабевали.

В сражении под Аустерлицем тяжелые испытания выпали на долю древнейшего русского полка - Нарвского, названного еще Пиром I в честь успешного штурма Нарвы. Спустя некоторое время Нестеров предстал перед фельд­маршалом Кутузовым и вручил ему сбереженную святыню — знамя с именем полка. Новые люди приняли его с благоговением. Нарвский полк вновь был занесен в списки русской армии.

Заметим, что ни в одном музее мира нет ни одного российского флага, взятого у наших предков в бою. В то же время в музеях Рос­сии хранится 360 шведских знамен эпохи Карла XII, 370 прусских знамен Фридриха II, сотни знамен армий Наполеона и Гитлера.

Святое отношение к Боевому Знамени, присущее офицерам и всем воинам русской армии, воспитывалось и у бойцов и коман­диров Красной Армии.



Слайд 5

В годы Великой Отечественной войны после тяжелых оборо­нительных боев наши войска оставили Таллин. В числе послед­них подразделений, покидавших город морем, был батальон, ко­торым командовал вместо смертельно раненного комбата интен­дант 3 ранга Г.Н. Иващенко. Под минометным огнем врага лич­ный состав размещался на судне. Иващенко внес в трюм зачех­ленное Боевое Знамя полка и выставил возле него часового. Ко­гда корабли находились уже на пути в Кронштадт, судно было разбито во время налета вражеской авиации. Иващенко успел снять Знамя с древка, обмотал вокруг себя, затянул ремнем, вы­брался на палубу и прыгнул в море. Чудом оставшись в живых, Иващенко добрался до Ленинграда, где и сдал Знамя полка, а сам попал в госпиталь. Когда выписался из госпиталя, ему предложи­ли: “Вы спасли Знамя полка. Возьмете на себя ответственность доставить его в часть?” “Возьму”, - последовал ответ. Девять суток пробирался Иващенко прифронтовыми дорогами. Вскоре перед строем однополчан офицер рапортовал: “Товарищ полков­ник, разрешите вручить вам спасенное Боевое Знамя части!” От­ветом было многократное “Ура!”.



Слайд 6


Незыблемой традицией нашего офицер­ского корпуса является его патриотизм, верность своему Отечеству.

Подчеркивая предназначение офицера, Л.Н. Толстой писал: “Верьте, русские офицеры, в великое ваше призвание. Не сомневайтесь в его величии, потому что всякое сомнение - начало гибели. Вы призваны служить благу России через армию и мере» служение и воспитание ея благу всего мира, если вы любите вашу страну и верите в нее и в себя”.

Большинство офицеров русской армии видели смысл своей жизни в служении Отечеству. Это подтверждают многочисленные примеры.

В 1809 г. молодой полковник М. Воронцов получил в коман­дование Нарвский мушкетерский полк. Офицер-интеллектуал, впитавший в себя суть учения Суворова, превратил свой полк в мощный боевой организм. Вступая в новую должность и про­щаясь с однополчанами, М. Воронцов оставил боевое завеща­ние в форме “Наставления господам офицерам Нарвского пе­хотного полка в день сражения”. Когда Багратион познакомился с этим документом, впечатление от него оказалось настолько сильным, что он принял решение разослать его по войскам под названием “Наставление господам пехотным офицерам в день сражения”.

“Наставление...” оказало сильное воздействие на боевой дух офицеров, нравственный выбор абсолютного большинства ко­мандиров не только в годы Отечественной войны 1812 г., но и в период других жестоких испытаний для нашей Родины.

Традиция глубокого патриотизма и верности Родине оказалась близкой, естественной и для командиров Красной Армии. В боях с немецкими захватчиками советские офицеры поразили мир геро­измом и подвигами, которым нет равных в мировой истории.

Старший лейтенант (впоследствии контр-адмирал) Александр Шабалин, командуя торпедным катером, затем - звеном и отря­дом торпедных катеров, потопил 32 боевых корабля и транспорта противника. 30 января 1945 г. советская подводная лодка С-13, которой командовал Александр Маринеско, торпедировала гер­манский лайнер “Вильгельм Густлов”. Из 8000 погибших 3700 были немецкими подводниками. Специалисты называют уничто­жение лайнера “атакой века”. А всего офицер-подводник Алек­сандр Маринеско со своим экипажем отправил на дно несколько вражеских кораблей, сумма их водоизмещения — 41 507 тонн. Лейтенант Семен Коновалов на танке КВ в одном бою поджег 16 танков, 2 бронеавтомобиля, 8 автомашин противника.



Слайд 7

Понятия об офицерской чести и морали закладывались в военно­учебных заведениях, и прежде всего в кадетских корпусах. Символом воинской чести являлись погоны. Самым тяжелым наказанием за бесчестный поступок в кадетском корпусе являлось лишение погон. Будущий офицер ни при каких условиях не мог где либо показаться без погон. Форма одежды офицеров, знаки различия, награды всегда считались внешним выражением чести и достоинства офицера.

Генерал-фельдмаршал П.А. Румянцев, имевший в армии ис­ключительно высокий авторитет, понятие о чести трактовал так “Честь - это стремление быть благородным, высшим существом по внутренним достоинствам, совершать поступки, достойные славы, без всякого принуждения извне и без всякого другого воз награждения, кроме одобрения своей совести”.

Офицерский корпус России всегда нес непомерные потери, ибо русский офицер всегда считал делом чести идти впереди сол дат, быть примером в бою.

В русско-японской войне 1904-1905гг. было убито или ранено 45% офицерского состава, в годы первой мировой войны русским армия потеряла 120 тысяч офицеров. Рассказывая о Великой Отечественной войне, К.М. Симонов заметил, что лейтенантская жизнь “в дни наступления была недолгая - в среднем от ввода в бой и до ранения или смерти девять суток на брата”. Писатель считал труд офицера смертельно опасным и поистине героическим.

Суровым боевым испытанием для нашей армии и ее офицер­ского корпуса стал ввод наших войск в Афганистан. В боях с моджахедами погибло около 2 тысяч офицеров и более 7 тысяч получили ранения. Из 86 воинов, удостоенных за мужество, проявленное в Афганистане, звания Героя Советского Союза, 28 че­ловек награждено посмертно.

В августе 1994г. за мужество и героизм, проявленные при за­щите южных рубежей в Таджикистане, звания Героя Российской Федерации удостоены офицеры-пограничники С. Медведев, И. Токарев (посмертно), О. Хмелев.



Слайд 8

Для русского офицера всегда были характерны терны великодушие, личное обаяние и справедливость, гуманное отношение народам других стран. Византийские историки говорили о наших предках “как о чудесных людях, кото­рые отличались от других северных народов не только своей чрабростью, но и... добродушием”.

Предосудительным считалось в офицерской среде негуман­ное отношение к пленным. “С пленными быть милосерду”, - гласил приказ Суворова. Истинно боевые офицеры возмущались неоправданной жестокостью некоторых своих товарищей в от­ношении побежденных.



Слайд 9

Отечественный офицерский корпус прошел славный истори­ческий путь, отмеченный великими победами, суровыми испытаниями, горечью утрат.

Беспредельная любовь к Родине, Отечеству, верность присяге, Боевому Знамени, высокая дисциплина и общая культура, уважение к подчиненным, понимание долга, глубокое чувство товарищества - это лишь небольшая часть того, что передавалось из поколе­нии н поколение в офицерской среде, что всегда защищало и спаса­ло Россию от многочисленных бед и потрясений.

С чувством глубокого уважения, любви и веры писал об офицерах поэт Г.К. Суворов:

Есть русском офицере обаянье.

Увидишь – и ты готов за ним

На самое большое испытанье

идти сквозь бурю, сквозь огонь и дым.

Он как отец – и нет для нас дороже

Людей на этом боевом пути.

Он поэтому нам дорог, что он может,

ведя на смерть, от смерти увести.

Он как отец — и нет для нас




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!