СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка классного часа на тему: «На что потратить свою жизнь?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической разработке представлена методика организации и проведения воспитательного мероприятия со студентами в форме игры – тренинга на тему: «На что потратить свою жизнь?». Здесь в доступной форме освещены такие вопросы, как формирование жизнеустойчивых позиций у студентов, формирование осознания ценности жизни, чувства толерантности и ответственности за свои поступки.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа на тему: «На что потратить свою жизнь?»»

Министерство образования и науки Алтайского края

Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Твальменский технологический техникум»





Одобрено ЦК дисциплин сферы услуг

Протокол №___ от «__»___________2023 г.

Председатель_______________

А.А. Кузьмина


Утверждено МО классных руководителей Протокол №___ от «__»_______2023 г.







Методическая разработка классного часа

на тему: «На что потратить свою жизнь?».


Разработчик: преподаватель

Васильева Наталья Александровна









Тальменка, 2023

Содержание


1. Аннотация ……………………………………………………………...

2. Актуальность…………………………………………………………...

3. Ход мероприятия………………………………………………………

4. Подведение итогов…………………………………………………….

5.Рефлексия……………………………………………………………….

6. Литература……………………………………………………………..

Приложение 1


3

4

6

13

15

16





































  1. Аннотация

В данной методической разработке представлена методика организации и проведения воспитательного мероприятия со студентами в форме игры – тренинга на тему: «На что потратить свою жизнь?». Здесь в доступной форме освещены такие вопросы, как формирование жизнеустойчивых позиций у студентов, формирование осознания ценности жизни, чувства толерантности и ответственности за свои поступки.

Это мероприятие отражает нравственную тематику, – одно из важных направлений воспитательной работы для формирования духовно нравственных основ личности. Это направление особенно значимо сейчас, так как в молодёжной среде всё большее значение приобретают ценности материально-бытового плана и в настоящее время доминируют не ценности-цели, а ценности-средства.



  1. Актуальность

... что для одного — ненужный хлам,

для другого — недоступная роскошь.


Рэй Брэдбери «Вино из одуванчиков»

Наша сегодняшняя жизнь проходит под знаком перемен в обществе, и от нашего сегодняшнего выбора путей развития зависит наше будущее. Рано или поздно перед каждым из нас встает вопрос, связанный с поиском смысла жизни. В чем смысл жизни каждого конкретного человека? Что необходимо сделать, чтобы человеческая жизнь была радостной и счастливой? В чем настоящая ценность жизни? Как не ошибиться в выборе собственных ценностей? Вопросы, требующие ответа. Бесспорно, готовый ответ нам не даст никто, его мы обретаем сами, следуя по дороги жизни. Подростковый возраст – это переходный этап от детства к взрослости, где закладываются основные жизненные принципы и приоритеты, связанные с профессиональным выбором, отношением к семье, социуму, закладываются основные ценностные предпочтения и т.д. Выбор современных студентов закладывает основы их будущего положения, и этот выбор, жизненные ценности формируются не без помощи старшего поколения - родителей, преподавателей и студентов старших курсов. И на сколько точно и правильно мы им подскажем верный жизненный путь, настолько их дорога жизни будет достойная, светлая и долгая.

Цель: создание условий для осознания жизненных ценностей студентами и формирование ответственного отношения к ним.

Задачи:

• познакомить студентов с понятием «ценности жизни» и классификацией ценностей;

• способствовать пониманию отличий между ценой материальных предметов и значением духовных жизненных ценностей;

• развивать духовно-нравственные качества студентов через представления о собственной ценности и праве на выбор своего жизненного пути;

• формировать ответственное отношение к собственной жизни и умение осознанно выбирать важнейшие жизненные ценности.

Участники: студенты 1 – 4 курсов.

Форма организации деятельности студентов на мероприятии: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Форма проведения: беседа с игрой – аукционом и проблемными вопросами.

Продолжительность: 45 минут.

Материально – техническое оснащение: компьютер, проектор, экран, наглядный материал: карточки с различными ценностными понятиями (для каждой группы), жетоны (по 10 для каждой группы).




  1. Ход мероприятия


Вводный этап:

Педагог: Человек – это сосуд, который наполняется содержанием с течением времени. Сосуды бывают различной формы, как и люди, а их внутреннее содержание зависит от нас самих.

Перед тем как озвучить тему классного часа, педагог, в начале лекции молча, берёт большую пустую банку, и заполняет её большими камнями.

Затем спрашивает:

- Банка полна?

-Да! – соглашаются студенты.

Тогда педагог достаёт коробку с галькой и высыпает её в эту же банку. Он слегка потряс банку и галька, конечно, заполнила открытые области между камнями.

Он снова спросил студентов:

- Банка полна?

Студенты соглашаются с тем, что банка полная.

Тогда педагог достаёт коробку песка и высыпает его в банку. Естественно, песок заполняет всё остальное пространство.

Ещё раз педагог спросил студентов, полна ли банка? Да, ответили студенты, теперь она точно полна!

- Теперь, - сказал педагог, - я хочу, чтобы вы поняли, что это - ваша жизнь. Камни - важные вещи – ваша семья, ваши друзья, ваше здоровье, ваши дети. Если бы всё остальное было потеряно, и только они остались, ваша жизнь была бы всё ещё полна. Галька – другие вещи, которые имеют значение подобно вашей работе, вашему дому, вашему автомобилю. Песок – всё остальное, это просто мелочи жизни. Если вы сначала насыпьте песок в банку, то не будет места для вещей, которые являются важными для Вас. Обратите внимание на вещи, которые являются действительно важными для вас.

Заботьтесь сначала о камнях – это действительно имеет значение. Установите ваши приоритеты. Остальное – только песок.

Педагог, проведя притчу, спрашивает у студентов, какой теме будет посвящен наш классный час.

На экране – тема классного часа: «На что потратить свою жизнь?» Педагог: Сегодня мы с вами поговорим о нравственных категориях и жизненных ценностях, важных для каждого человека, о человеческом характере и о его влиянии на все стороны нашей жизни. Также мы проведем игру - аукцион, которая поможет каждому ответить на поставленный вопрос «На что потратить свою жизнь?».

Но перед началом игры, давайте выясним, что же такое ценности и какие они бывают. (Ответы студентов)

Педагог: В жизни каждого человека бывают те или иные ценности и в течении жизни они могут меняться, что – то выходит на первый план, бывает первостепенно, а что – то уже бывает для человека не главным или не значительным. Например, что для вас важно, значимо сейчас, когда вам 16 – 18 лет? (Ответы студентов – образование, семья, друзья, развлечения…). А для ваших родителей, которым сейчас 38 – 45 лет? (Ответы студентов – семья, дети, работа, карьера….). А вашим дедушкам и бабушкам, которым сейчас 60 – 65 лет? (Ответы студентов – семья, дети, внуки, здоровье, огород…..). Правильно! Молодцы! Вот видите, какие разные ценности в каждом из поколений. Ведь вам в вашем возрасте не очень интересна работа на огороде? Правда? А вашим бабушка и дедушкам не так важно в их жизни сейчас - образование и развлечение.

Основной этап:

Педагог:  «…как басня, так и жизнь ценится не за длину, но за содержание» (Сенека)

Что такое «ценности» и какие они бывают? (Ответы студентов)

Педагог:  ЦЕННОСТЬ - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности; положительные и отрицательные ценности.

Категорию ценностей ввел в социологию Макс Вебер. Согласно Веберу, ценность представляет собой то, что для нас значимо, на что мы ориентируемся в своей жизни и что мы принимаем во внимание. Она — способ человеческого мышления. Ценность у Вебера дает человеку возможность упорядочить, структурировать «хаос» своих мыслей, впечатлений и желаний. Социологи предлагают такую классификацию ценностей:

1. витальные (жизненные) ценности: ценности, имеющие отношение к жизни человека, таковы здоровье, благополучие, семья, деньги, карьера, образование, общественное признание, жизнь, безопасность, качество жизни, уровень потребления, экологическая безопасность;

2. экономические (материальные) ценности – разновидность материальных ценностей, входящих в сферу экономических отношений – капитал, деньги, полезные ископаемые, рабочая сила, ресурсы;

3. социальные ценности: социальное положение, трудолюбие, семья, достаток, равенство полов, личная независимость, способность к достижениям, терпимость;

4. политические ценности: патриотизм, гражданская активность, легитимность, гражданские свободы, гражданский мир;

5. национальные ценности – ценности, характерные для какой-либо нации.

Исконно российскими национальными ценностями являются генетически заложенная в нас духовность, взаимопомощь, верность дружбе, сострадание, сентиментальность, тонкость чувств и уязвимость души;

6.культурные ценности – ценности духа, его незримого и зримого воплощения. Они подразделяются на комплексы ценностей, которые наполняют целые сферы деятельности.

Студентам выдаются карточки с видами ценностей, в каждой карточке нужно написать по три ценности. (Приложение 1)

Ценности соотносятся, прежде всего, с культурой и материальными основами общества, являясь общепризнанным стандартом, мерилом чего-либо. Тем не менее, история развития человеческой цивилизации убеждает, что в обществе нет рукотворных ценностей, годных «для всех времен и всех народов», поэтому каждый конкретный период времени, каждое общество, группа (как носитель ценностей) представлены своими иерархическими системами ценностей.

Педагог: Мне бы хотелось задать вопрос: «На что бы вы променяли свою жизнь?» (Ответы студентов)

Сейчас мы проведем игру - аукцион, которая называется «На что потратить жизнь?». Она поможет каждому ответить на поставленный вопрос.

Перед началом игры каждая группа, разбившись на группы по четыре-пять человека, получит по десять жетонов. Каждый жетон представляет собой частицу вас самих - одну десятую долю вашего времени, энергии, средств, интересов, индивидуальности. На время игры эти 10 жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность. Не потеряйте их! (Раздайте каждой группе по 10 жетонов).

Когда мы начнем игру, перед вами встанет выбор: “потратить” жетоны или “сэкономить”. На продажу будут выставляться сразу по две вещи. Вы вправе выбрать любую из них или никакую, но только не обе сразу. Купить каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу.

Переход к следующей паре означает, что предыдущая окончательно снята с “торгов”. Если жетоны закончатся, вы уже ничего не сможете купить. Вам понятно задание? Все готовы? Итак, начинаем!:

Я предлагаю сделать выбор, первая пара ценностей:

а) Хорошая просторная квартира либо дом. (1 жетон)

б) Новый спортивный автомобиль. (1 жетон)

Кто желает приобрести один из двух предложенных “товаров”?

(Покажите группе слайды с названиями двух первых “товаров”. Помощник обменивает жетоны у тех, кто захотел сделать покупку на соответствующую карточку с названием приобретенной ценности.)

Следующая пара:

а) Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара на двоих. (2 жетона)

б) Полная гарантия того, что девушка, на которой вы мечтаете жениться, действительно в недалеком будущем станет вашей женой. (2 жетона)

Затем:

а) Самая большая популярность в кругу знакомых. (1 жетон)

б) Один настоящий друг. (2 жетона)

Следующая пара:

а) Хорошее образование. (2 жетона)

б) Предприятие, приносящее большую прибыль. (2 жетона)

Далее:

а) Здоровая семья. (2 жетона)

б) Всемирная слава. (3 жетона)

Тем, кто выбрал здоровую семью, предназначена награда - два лишних жетона.

Потом:

а) Карьера, власть, статус (2 жетона)

б) Быть всю жизнь довольным собой. (2 жетона)

Дальше:

а) Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения. (2 жетона)

б) Уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените. (2 жетона)

Те, кто выбрал 5 лет наслаждения, должны заплатить еще один жетон, если у вас они еще остались. Ведь в жизни есть вещи, за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали.

Следующая пара:

а) Чистая совесть. (2 жетона)

б) Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали. (2 жетона)

Затем:

а) Чудо, совершенное ради человека, которого вы любите. (2 жетона)

б) Возможность заново пережить (повторить) любое 1 событие прошлого. (2 жетона)

И, наконец:

а) Семь дополнительных лет жизни. (3 жетона)

б) Безболезненная смерть, когда придет время. (3 жетона)

Больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают.

Обсуждение игры

Педагог: В течение одной - двух минут постарайтесь, пожалуйста проанализируйте решения, которые вы принимали в течение игры, какие выводы вы можете сделать о ваших жизненных ценностях. (Диалог со студентами).

Вот неполный перечень общих ценностей, которые могли проявиться во время игры:

- Мнения других людей обо мне

- Забота о благополучии других

- Мои собственные потребности

- Материальные блага

- Долгосрочные цели

- Надежность

- Осмысленная жизнь

- Мир, согласие

Иерархия ценностей.

Педагог: В чем больше всего проявляется влияние ценностей на жизнь человека? В иерархии ценностей, т. е. в порядке их распределения по важности. Например, каждый из нас в той или иной степени ценит свободу. Если, однако, «жизнь в мире и согласии с окружающим» для вас важнее, чем свобода, вы согласитесь на рабство (на потерю свободы), лишь бы обрести мир и согласие. Иными словами, именно приоритет той или иной ценности по отношению к другим сильнее всего влияет на нашу жизнь и на жизнь окружающих.

А сейчас каждой группе нужно определить, какие пять ценностей (из купленных Вами сегодня) вы считаете наиболее важными. Нужно расставить их по мере убывания их значимости, при этом группа должна выработать единую позицию и объяснить её. (Работа идёт на музыкальном фоне). При сопоставительной проверке работы групп необходимы пояснения по выбору и упорядочению ценностей. (Диалог со студентами).




4. Подведение итогов


Педагог: Люди по- разному формируют свои ценности, обычно этот процесс может растянутся на всю жизнь. Когда нам 15 лет, на первое место выходят любовь, дружба, образование. Когда нам 30 – семья, дети. Когда нам 50 – здоровье, душевная гармония. Но есть главная ценность человека – ценность жизни.

Я предлагаю вам обсудить свои покупки и ответить на следующие вопросы:

1. Какой покупкой вы более всего довольны?

2. Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?

3. Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?”

(Ответы студентов)

Педагог: Большинство ваших предложений действительно разумно и правильно. Но проблема заключается в том, что в жизни так не бывает. Нельзя дважды сделать один и тот же выбор, как невозможно «отменить» последствия ранее принятого решения. Нельзя добиться всего сразу или воспользоваться сразу всеми возможностями. Мы не знаем заранее, из чего придется выбирать в будущем. Всегда будут ограничены время, силы, выбор возможностей, деньги, интерес. За все, что вы для себя выбираете, придется платить какую-то цену, и во многих случаях цена окажется выше, чем вы предполагали.

Сегодня это была всего лишь игра. Но то, как мы расходуем свои время, силы, энергию и возможности в реальной жизни, позволяет достаточно верно судить о наших подлинных ценностях. И если вы сейчас действительно о чем-либо сожалеете, могу вас обрадовать: у вас есть прекрасная возможность сделать правильный выбор - и не в нашей игре, а в реальной жизни!

Педагог: В завершении нашей встречи я хочу прочитать стихотворение  Анастасии Загодиной «На что мы тратим жизнь!»:




На что мы тратим жизнь! На мелочные ссоры,
На глупые слова, пустые разговоры,
На суету обид, на злобу — вновь и вновь.
На что мы тратим жизнь…
А надо б на ЛЮБОВЬ!


Сжигаем жизнь до тла всё на пустое что-то —
На нудные дела, ненужные заботы…
В угоду обществу придумываем маски…
На что мы тратим жизнь!
А надо бы на ЛАСКИ!


Мы распыляем жизнь на сумрачную скуку,
На «имидж» и «престиж», ненужную науку,
На ложь и хвастовство, на дармовую службу.
На что мы тратим жизнь…
А нужно бы на ДРУЖБУ!


Куда-то всё спешим, чего-то добываем.
Чего-то ищем всё — а более теряем;
Всё копим-золото, тряпьё и серебро…
На что мы тратим жизнь!
А надо б на ДОБРО!


Волнуемся, кричим, по пустякам страдаем;
С серьёзностью смешной вещички выбираем.
Но сколько не гадай — всё выберешь не ту.
На что мы тратим жизнь…
А надо б на МЕЧТУ!


Боимся радости, боимся верить в сказки,
Боимся и мечты, и нежности, и ласки;
Боимся полюбить, чтоб после не тужить…
На что мы тратим жизнь?!
А надо просто ЖИТЬ!

Вывод: Когда придет время решать, чему себя посвятить, прошу вас не забывать об одном: не продавайте свою жизнь дешево. Она, скорее всего, стоит значительно дороже, чем вы думаете! И помните, что у вас в жизни есть очень ценные понятия, такие как любовь, дружба, семья, здоровье, мир, согласие, помощь близким и родным, а не только материальные блага. Но самая главная ценность в жизни человека – это ЖИЗНЬ!!!

Исходя из своих личных приоритетов мы и строим свою жизнь, свои отношения с окружающим нас людьми! И какая у нас будет дальнейшая жизнь, зависит от нас самих! Ваша жизнь – в ваших руках! Большое спасибо всем за активное участие на нашем мероприятии!!!!


5.Рефлексия

- У каждого на столе два смайла:

- если наша встреча была интересной для вас и заставила задуматься о выборе жизненного пути – розовый;

- если было неинтересно, не заставила вас задуматься, по-другому посмотреть на свои жизненные интересы, принципы – голубой.



6. Литература


  1. Составитель Хаткевич О.А. Переходный возраст. – Минск: Изд. ООО “Красико - принт”, 2003

  2. И.С. Артюхова. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. – Москва: Изд. “Первое сентября”, 2003












Приложение 1

Карточка - задание

Витальные (жизненные) ценности:

1.________________________________________________

2.________________________________________________

3._________________________________________________

Экономические (материальные) ценности:

1.________________________________________________

2.________________________________________________

3._________________________________________________

Социальные ценности:

1.________________________________________________

2.________________________________________________

3._________________________________________________

Политические ценности:

1.________________________________________________

2.________________________________________________

3._________________________________________________

Национальные ценности: 

1.________________________________________________

2.________________________________________________

3._________________________________________________

Культурные ценности: 

1.________________________________________________

2.________________________________________________

3._________________________________________________




Жетон



Смайлы






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!