СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка классного часа "Наш славный Курский край!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка классного часа "Наш славный Курский край!"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа "Наш славный Курский край!"»

Шестакова Ю.В.,

учитель русского языка и литературы,

г. Курск


Методическая разработка классного часа

«Наш славный Курский край!»

Цель: формировать представления учащихся о малой Родине

Задачи: систематизировать и обобщить знания учащихся о родном крае, познакомить с природой родного края и его достопримечательностями, воспитывать любовь к родному краю, формировать познавательный интерес учащихся, развивать мыслительные процессы, отрабатывать умения работать в команде

Форма: устный журнал

Дидактическое оснащение: презентация, таблички, рисунки учащихся, заготовки журнала, старые фото Курска, герб Курска, флаг Курска, Курской области, аудиозаписи.

Класс: 5

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

  2. Чтение стихотворения о Родине (авторское стихотворение) Слайд (Москва, Кремль)

- О чём стихотворение, которое вы сейчас прослушали? (о Родине)

- А что для нас Родина? (Россия, наша страна)

- А чем является наш город Курск? (малой родиной)

- Чему же будет посвящён сегодняшний наш классный час? (Курску). Слайд (Фото Курска)

Объявление темы занятия.

- Как вы думаете, чем мы с вами сегодня буем заниматься, с чем познакомимся, чтобы лучше узнать наш город?

Объявление целей занятия.

- Ребята, что вы слышите? (звук печатной машинки)

- Как Вы думаете, где мы с вами сегодня побываем? (в редакции журнала) (фото редакции)

Наш классный час будет построен в форме устного журнала, по окончании занятия мы с вами составим и выпустим печатный вариант нашего журнала, а для этого надо быть очень внимательным и быть активным. Вы поделены на 5 групп, которые будут работать над журналом, состоящим соответственно из 5 страниц. Каждая страница имеет свою название и тематическую колонку.

- Итак, ребята, вы готовы? Тогда переходим к теоретической части работы над журналом.

1 группа получила название «Историческая». И мы слушаем журналистов, работавших на историей нашего города. (старое фото Курска)

Курск – один из древнейших городов Киевской Руси. По преданию, река Кур дала название городу. Курск возник в Х веке в период правления Владимира Святого на месте славянского поселения, превращенного в крепость для защиты от набегов многочисленных врагов. Первое известие о городе обнаружено в «Житии Феодосия Печерского» монахом-летописцем Нестором. В величайшем произведении литературы, созданном еще во времена Киевской Руси, воспеваются курские воины.

Ни о ком другом не говорится так восторженно и столь красочно, потому как Курск X-XII веков часто подвергался набегам кочевников и курские воины с детства приучены к ратному делу.

В годы монголо-татарского владычества хан Ногай Ахмат послал в Курск свою рать с наказом «все взять». Каратели разрушили Курск до основания.

Почти на триста лет упоминаний о Курске не было в летописях!

В разные исторические годы Курск разрушался врагами до основания, восстанавливался и вставал из руин.

Просмотр видео

-Спасибо, ребята, вы потрудились на славу!

2 группа журналистов исследовала символику Курска, поэтому получила название «Символическая».

Курский герб (слайд)

Исторический герб Курска, утвержденный в 1780 г. - "в серебряном поле синяя полоса и на ней три летящие куропатки". Герб восстановлен в 1992 г.

Известен также проект герба г. Курска с обрамлением в виде венка с лентой и с надписью "Курск" над щитом.

Впервые представленный герб без обрамления и короны был утвержден 8 января 1780 года Екатериной II.

Герб Курской области говорит о том, что в том крае, некогда богатом лесами, водилось много куропаток. Попытки же некоторых авторов объяснять, что от птицы куропатки произошло название самого города Курска, не имеют достаточных обоснований. Корона и дубовые листья подчеркивают силу, могущество и крепость власти.

(слайд)"Флаг Курской области представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из пяти полос: красного, серебряного, золотого, черного и красного цветов. Полосы красного цвета равновелики. Полосы серебряного, золотого и черного цветов равновелики между собой. В центре флага расположен герб Курской области.

(слайд) О цветах символов. Черная полоса на флаге символизирует плодородные черноземные земли Курской области, золотая (желтая) - ее богатую ниву, серебряная (белая), а также лазурная перевязь на гербе - чистоту помыслов населения области. Расположенные в верхней и нижней частях полотнища флага красные полосы - это не что иное, как выражение преемственности времен. Появление красных полос на полотнище - результат принятия пожеланий населения области, прежде всего ветеранов Великой Отечественной войны, чтобы на флаге был красный цвет.

Гимн Курска

Самой популярной стала «Песня о Курске», рассказывающая о красотах соловьиного края. Она звучит сегодня на всех торжественных мероприятиях – будь то первомайская демонстрация, День города или просто концерт по случаю какой-либо даты. Так что куряне воспринимают слова и музыку этой песни, прославляющей родную землю, словно гимн. А история песни такова. Еще в феврале 2001 года мэрия Курска объявила конкурс на создание лучшего поэтического и музыкального произведения о городе. Всего за полгода жюри рассмотрело около восьми десятков работ. Автор – В.Корнеев, музыка – Ю.Пятковского (включить отрывок)

- Спасибо вам, уважаемые журналисты! А мы с вами слушаем выступление 3 группы «Военные страницы. Курская огненная дуга»

(слайд – карта, Прохоровка) Битва на Курской дуге летом 1943 года — крупнейшее сражение Великой Отечественной. Из оборонительного переросло в наступательное. Противник разработал операцию «Цитадель», при успехе которой рассчитывал снова двинуться на Москву. 50 дивизий общей численностью до 900 тысяч человек, новейшая техника, включая танки «тигр» и «пантера», штурмовые орудия «Фердинанд», самолёты «Фокке-Вульф-190А» и штурмовики «Хеншель-129» — таковы были ударные силы фашистов на Курском направлении.

Личный состав Вооружённых сил Советского Союза был в 1,4 раза больше, чем у противника. Во главе шести действовавших на Курской дуге фронтов стояли лучшие военачальники: Константин Константинович Рокоссовский, Николай Фёдорович Ватутин, Иван Степанович Конев. Общее руководство осуществляли маршалы Георгий Константинович Жуков и Александр Михайлович Василевский. Наши армии не только не уступали противнику в качестве вооружения, но и превосходили его, в том числе располагая отличными танками Т-34.

Помогали курянам находчивость и отвага. Курская битва с самого начала разворачивалась как невиданный по масштабу поединок боевой техники. Недалеко от села Прохоровка завязалось самое большое танковое сражение: в нём сошлись друг против друга до 1200 танков и самоходно-артиллерийских установок (САУ). Фашисты потеряли около 10 тысяч солдат, до 400 танков, много штурмовых орудий. Наши войска перешли в контрнаступление, в результате были разгромлены 30 дивизий врага, уничтожено около 500 тысяч человек, 1,5 тысячи танков, свыше 3,7 тысяч самолётов, 3 тысячи орудий. После такого поражения фашисты уже не оправились. На Курской дуге победа Советского Союза над гитлеровской Германией была предрешена.

За героизм в Курской битве свыше 100 тысяч воинов были награждены орденами и медалями, более 180 человек удостоены звания Героя Советского Союза.

- Благодарим группу журналистов, работавших над военной страницей нашего журнала. И мы готовы слушать группу, работавшую над страницей «Знаменитые куряне».

Чудесны ландшафтами курские дали –

Поля, перелески, холмы и луга! –

Они красотою великой рождали

Великих, чью славу проносят века.


Молился за нас Феодосий Печерский,

И – «Радость моя!» – восклицал Серафим,

Встречая людей, кто с открытой по-детски

Душою вставал перед ликом святым.


Хранятся духовников наших заветы

В сердцах православных,

И разве сердца

Людские не полнятся лирикой Фета,

Как полнятся светом зари небеса?!


Искусны куряне в искусствах всех видов,

И ныне недаром во множестве стран

Заслуженно чтимы Георгий Свиридов.

И Носов, и Клыков... – таланты курян.


А сколько рождала героев ты славных

Для битв за Отчизну, родная земля!

Доныне мне слышится плач Ярославны,

Когда выхожу я в родные поля...


Как больно!.. И все же готов облака я

Рассеять незыблемой верой своей:

Ты будешь в грядущем, земля дорогая,

Рождать красотою великих людей!

(В. Золотарев)

- Ребята, чьи фамилии прозвучали в стихотворении? (Клыков, Свиридов, Носов, Фет, Феодосий Печерский, Серафим Саровский. А кого вы её можете назвать? (Хрущёв, Гайдар, Шелехов (русский Колумб), олимпийский чемпион Олимпиады 1980 года по дзюдо Николай Иванович Солодухин) (слайд с фотографиями)

- И заканчивается наш журнал поэтической страницей «Поэты и писатели Курского края».

Во все времена на Курской земле жили талантливые люди. Широко известны в нашей стране и за рубежом уроженцы земли Курской, писатели и поэты: Гайдар и Воробьёв, Фет и Носов, Малыхин и Конорев. И сегодня в нашем крае живут и творят писатели и поэты.

(слайд)Шеншин (Афанасий Афанасьевич, он же Фет)- известный русский поэт. В 1860 г. он купил хутор Степановку и энергично принялся хозяйничать, живя там безвыездно и лишь зимой наезжая ненадолго в Москву. В течение десяти с лишком лет Афанасий Афанасьевич был мировым судьей и писал журнальные статьи о сельских порядках. Хозяином Фет оказался превосходным, бросил Степановку и купил за 105 000 рублей имение Воробьевку в Щигровском уезде, Курской губернии, близ Коренной Пустыни. Позже Фет купил в Москве дом и стал приезжать в Воробьевку на весну и лето уже дачником, сдав хозяйство управляющему.

(слайд) Родился и вырос Василий Григорьевич Золотарев в Медвенском районе. Рано лишился отца. После школы заведовал сельским клубом. Много читал. Как все мальчишки, любил бродить по живописным окрестностям. Василий Григорьевич отслужил положенные ему 2 года в армии, а потом – Урал, Нижний Тагил, работа на заводе. И одновременно учеба в вузе. После вуза – 6 лет работы судьей. А дальше – Курск – и та же любимая работа.

И на стареньком Курском вокзале

Голоса давних лет не молчат:

В сорок первом – на фронт провожали,

В сорок пятом – встречали солдат.

В сорок первом – печальные слёзы,

В сорок пятом – победный восторг!...

Унесли те года паровозы,

Но вокзал позабыть их не смог.

Потому что остались те раны,

на старинных его кирпичах..

Видно, так же войну ветераны

Вспоминают с печалью в глазах…

(слайд) Евгений Иванович Носов, известный писатель, родился в селе Толмачево Курской области. Закончил восьмой класс и после Курского сражения (5 июля — 23 августа 1943 года) ушёл на фронт в артиллерийские войска, став наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях за Днепром. Воевал в Польше.

В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 года был тяжело ранен и День Победы встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино победы».

После войны окончил среднюю школу. Уехал в Казахстан работать художником, оформителем, литературным сотрудником. Начал писать прозу

Был замечен в морозные дни за развешиванием призывов к людям покормить птиц. На могиле так и попросил написать: «Покормите птиц». Е. И. Носов умер 13 июня 2002 года. Похоронен в Курске.

- Спасибо, ребята!

Подведение итогов. Рефлексия

Нам с вами посчастливилось родиться в красивейшем, интереснейшем славном Курском крае. Сегодня мы увидели, как много в истории нашей страны связано с нашим краем, с курянами. В Курской области находится крупнейшее месторождение железных руд, у нас самые плодородные почвы в мире - черноземы, мы слушаем самую голосистую птицу в мире - курского соловья и еще много- много всего интересного является частью нашей малой Родины - Курского края! Ну а теперь нам необходимо оформить наш журнал и передать в печать. Сейчас в течение пары минут каждая группа будет трудиться над своей страницей, а я, позвольте, буду редактором и буду трудиться над главной титульной страницей журнала.

Презентация журнала, скрепление страниц. Вывесить на доску. Подведение итогов, достижение целей.

- Ну что ж, ребята, мы с вами плодотворно поработали, спасибо за ваш труд! Классный час окончен.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!