Комитет образования ЕАО
Областное государственное профессиональное
образовательное бюджетное учреждение
«Сельскохозяйственный техникум»
Методическая разработка классного часа
«Сломанные судьбы…
Прерванные жизни…»
Разработал:
преподаватель истории
Е.Ю. Яковлева
с. Ленинское, 2018
Пояснительная записка
Актуальность темы “Холокост” определяется реалиями современного мира. Постоянно вспыхивающие конфликты на этнической, национальной и религиозной почве мешают человечеству решать насущные жизненные проблемы. Наиболее эффективным методом предупреждения нетерпимости в обществе является воспитание толерантности. Чаще всего жертвами нетерпимости оказываются самые незащищенные слои общества – дети. Именно в детской и подростковой среде распространены негативные стереотипы и предубеждения. Нередко представители других национальностей или носители иных религиозных культур подвергаются остракизму, поэтому нам педагогам необходимо создавать условия для формирования у учащихся уважения к себе и представителям других народов.
Дети и Холокост? Как эти два понятия, такие, казалось, несовместимые, могут существовать вместе? Созидание и разрушение, надежда и ее крушение, будущее и прошлое, жертвы и палачи… Можно продолжать выстраивать этот ассоциативный ряд, но за каждым понятием стоит трагическая судьба отдельного человека, ребенка, жизнь которого перечеркнула бездушная машина Холокоста во время самой кровопролитной и жестокой Второй мировой войны. Дети являлись самыми легкоуязвимыми жертвами нацистов, и их уничтожение было одним из направлений политики III рейха по “защите арийской крови”. Преследуя цель – достичь “чистоты арийской нации”, фашисты планомерно уничтожали детей с тем, чтобы не дать возможности жить новому поколению еврейского народа.
Изучение страшного прошлого - это не только сохранение памяти о погибших, но и одно из условий выживания современного человека. Как сказал израильский историк И. Бауэр: ”Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями”.
Цель: воспитание силы духа, сочувствия и желания помогать людям, осуждение зла и насилия, развитие у учащихся способности смотреть на проблемы с позиции других людей.
Слайд №2
Память о Холокосте необходима,
чтобы наши дети никогда не были жертвами,
палачами или равнодушными наблюдателями.
И. Бауэр
Ход классного часа:
Эмоциональный настрой: на фоне музыки В.А.Моцарта “Реквием” звучит стихотворение:
Слайд №3,4,5
Чтец 1:
Я не знаю, как писать о Холокосте,
Чтобы не было потом страшно.
Ведь взывают из земли кости,
И не чьи-нибудь, они – наши…
Как в горящее взглянуть гетто,
Что б не вздрогнули от слез руки,
Эти дети навсегда – где-то…
А могли бы быть уже внуки…
Как с улыбкой показать печи
В распахнувшихся вратах ада?
Догорают в тишине свечи…
Лучше, молча, посидим рядом…
Слайд№ 6,7
Чтец 2: Трагедия Холокоста - это не только часть истории евреев; это часть всемирной истории. Разговор о Катастрофе, постигшей еврейский народ в годы Второй Мировой войны, - это разговор и о проблемах современной цивилизации, о ее болезнях, об угрожающей ей опасности.
Чтец 3: Сегодня мы поговорим о массовом истреблении фашистами во время Второй мировой войны целых народов, в том числе еврейского народа, о Холокосте. В 1933 году еврейское население Европы составляло около 11 миллионов человек. В течение 1933 - 1945 годов погибло шесть миллионов евреев: мужчин, женщин и совсем маленьких невинных детей, юношей и девушек, которые так и не стали женихами и невестами, не родились у них детей, не построили они новые дома, не успели реализовать себя, не дала им судьба шанса показать себя хорошими людьми, не успели они прожить свою жизнь…
Слайд №8
Чтец 4: Слово «Холокост» происходит от др. греч. «сжигаемый целиком». В ряде европейских языков слово заимствовано из библейского термина «всесожжение». В Библии – это одна из форм жертвоприношения в храме. Впервые термин «Холокост» появился в американской публицистике в 60 –х годах 20 столетия и символизировал крематории концлагеря Освенцима.
5 чтец: С тех пор 27 января – день освобождения узников нацистского лагеря уничтожения Аушвица (Освенцима). «Холокост» - наиболее распространенный термин , обозначающий преследования и уничтожение евреев и представителей других народов нацистами и их пособниками после прихода к власти Гитлера в Германии и до окончания Второй мировой войны в Европе в 1933 - 1945 гг.
Слайд№9
1 чтец: Холоко́ст— систематическое преследование и истребление немецкими нацистами почти половины еврейского народа и многочисленных представителей других меньшинств, которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам.
Слайд№10
Отрывок из стихотворения Наума Коржавина «Дети в Освенциме».
Мужчины мучили детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились – мучили детей.
И это каждый раз опять, –
Кляня, ругаясь без причины…
И детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что – обидные слова.
Побои, голод, псов рычанье?
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.
Слайд №11
3 чтец: Как такое могло случиться в цивилизованной Европе? В 1933 году евреям присвоили статус «неарийцев». Арийцами считали светловолосых и голубоглазых представителей белой расы, которых рассматривал Адольф Гитлер как высшую ступень этой расы и, следовательно, всего человечества. В связи с этим, евреи были изгнаны с государственной службы, их магазины бойкотировали, книги еврейских авторов подлежали сожжению. В 1935 году Нюрнбергские законы, по которым евреи лишались всех гражданских и политических прав, их предприятия и фирмы были переданы арийцам.
Слайд №12
4 чтец: В ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. по всей Германии были сожжены или разрушены 1400 синагог (еврейских церквей), разграблены еврейские дома и магазины, разбиты окна в тысячах еврейских школ и учреждений. Этот погром получил в истории название “Хрустальной ночи”. Более 30 тысяч евреев, в основном люди искусства, художники, музыканты, творческие люди были брошены в концлагеря. Около 300 евреев были убиты, тысячи ранены.
Слайд №13
5 чтец: Особое внимание хотелось бы уделить тому, что в этой страшной трагедии пострадало много детей. Цифру погибших детей страшно назвать… 1,5 миллиона детей было умерщвлено. Сейчас, мы посмотрим не большие фрагменты фильма «Мальчик в полосатой пижаме»
Слайд 14
1 чтец: Знаете, этот мальчик не совершал преступления, единственное в чем он оказался виноват – это то, что он был евреем. И из-за своего происхождения, он оказался в заключении, а точнее в концлагере. Когда фашисты во главе с Гитлером приходят к власти, то принимают свыше четырёхсот законов, ограничивающих права евреев. Больше всего страдали еврейские дети, которые не понимали, почему немецкие дети не хотят с ними дружить и даже разговаривать. Евреев изгоняли из школ, из университетов. Для детей-евреев были закрыты городские парки.
Слайд №15
2 чтец: Евреев стали переселять в особые районы – гетто, где им предстояло теперь жить. Особенно тяжело было детям. Они были обязаны работать, как взрослые, по 14-16 часов в сутки, получая 270 граммов хлеба в день. Однажды во двор домов, где жили рабочие меховой фабрики, въехали грузовики. Взрослые были на фабрике. Полицаи проверяли каждый укромный уголок. Впрочем, дети шли навстречу своим палачам сами: они верили, что их везут на медосмотр.
Слайд №16,17
3 чтец: Зачастую эти маленькие узники, едва в своей жизни научившись произносить отдельные слова и еще неуверенно стоя на ногах, содержались без должного ухода и надзора, их так же убивали, над ними так же издевались, их условия содержания в лагерях ничем не отличались от условий содержания взрослых… Эксперименты на людях проводились во многих больших концлагерях. Саласпилс - лагерь смерти для детей, где каннибальскими способами выкачивали из них кровь для раненых немцев. Доктор Менгеле, не знавший жалости, ежедневно убивал до ста детей.
Видео на фоне песни «Саласпилс» в исполнении детского хора(мр3)
4 чтец: сегодня мы познакомимся с тремя реальными судьбами, с тремя детьми, которые оказались вынужденными участниками этой катастрофы. Судьбы их сложились по-разному.
Слайд 18-21
1 чтец:
Анна Франк. Родилась в 1929 году. В 13 лет девочка начала вести дневник, ставший одним из наиболее известных документальных свидетельств о Холокосте. Сегодня ее дневник переведен на пятьдесят языков, в том числе и на русский. Вскоре после прихода Гитлера к власти Анна вместе со своей семье бежала в Нидерланды. Но в мае 1940 года немецкая армия оккупировала Нидерланды. Семья Анны Франк переселились в убежище. Поскольку амстердамским евреям в то время уже запрещалось пользоваться общественным транспортом, то Анна с родителями, шли несколько километров под дождём. Чтобы создать иллюзию, что они без багажа, на всех троих было по несколько комплектов одежды. В убежище Анна вела дневник в письмах на нидерландском языке. Эти письма она писала вымышленной ею подруге Китти. В них она рассказывала Китти всё, что происходило с ней и с другими обитателями убежища каждый день. Запись 19 ноября 1942:
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/25/s_5ba9f19f51b45/956689_2.png) | Немцы звонят в каждую дверь и спрашивают, не живут ли в доме евреи... Вечером, когда темно, я вижу колонны людей с плачущими детьми. Они идут и идут, осыпаемые ударами и пинками, которые почти сбивают их с ног. Никого не осталось- старики, младенцы, беременные женщины, больные — все тронулись в этот смертельный поход. 4 августа 1944 года по доносу их арестовали. Семью депортировали в Освенцим. По прибытии Анна вместе с матерью и сестрой была насильственно отделена от отца. Все были отправлены на отбор к доктору Йозефу Менгеле, который решал, кто будет допущен в лагерь. Из 1019 человек 549, включая всех детей, которые были младше 15-ти лет, были отправлены в газовые камеры, Анна, которой исполнилось 15 несколько месяцев назад, оказалась самым юным заключённым, который не подвергся этому отбору из-за своего возраста. 30 октября, когда советские войска были приблизительно в ста километрах от лагеря, в женском отделении Освенцима-Биркенау была объявлена селекция. Всё отделение прошло осмотр у доктора Йозефа Менгеле, который отбирал ещё здоровых заключённых для отправки в другой лагерь. Анна и сестра в составе 634 женщин были перевезены в Берген-Бельзен (концлагерь в Германии). Анна Франк не дожила совсем чуть-чуть до освобождения. 15 апреля 1945 года англичане освободили Берген-Бельзен. Однако Анна погибла в начале марта месяца. Единственным членом семьи, выжившим в нацистских лагерях, был отец Анны - Отто Франк. После войны он вернулся в Амстердам, а в 1953 году переехал в Базель (Швейцария). Он умер в 1980 году. В Амстердаме друзья семьи передали ему дневник Анны, который они хранили все это время. |
Слайд № 22-23
2 чтец: «Цыган Тролльман» В марте 1933 года, Эрих Зеелиг был лишен звания чемпиона Германии по боксу в среднем весе. Причина: он еврей. Место остается вакантным до тех пор, пока на ринге не встречаются два боксера. В одном углу «ариец» Адольф Витт, в другом – Иоганн Тролььман. Боксерская ассоциация долго противостояла этому бою, потому что Иоганн являлся цыганом. Однако 9 июня 1933 года бой состоялся. После шести раундов противник Иоганна уже явно проигрывал, и председатель союза немецких кулачных бойцов, Георг Радамм прекратил бой, объявив ничью. Но разгневанная публика взбунтовалась и потребовала признать Иоганна победителем. Радамму пришлось объявить Тролльманна чемпионом. Через шесть дней Иоганн был извещён письмом о том, что лишён титула. Причиной назывался «плохой бокс». Вскоре снова состоялся бой за титул чемпиона Германии, и Тролльманн снова вызвался. Перед боем он был извещён, что если попробует применить свою тактику то будет дисквалифицирован. Фактически, устроители хотели превратить бой в спектакль с избиением «недочеловека». Иоганн превратил спектакль в трагикомедию с собой в героической роли. Он явился на бой с выжженными перекисью волосами и запудренной добела кожей, являя собой карикатуру на пропагандируемый образ «истинного арийца». Во время боя он стоял неподвижно, с расставленными ногами, и принимал удары, не уклоняясь. Его соперник, Густав Эдер, был знаменит своими мощными ударами. Иоганн продержался, встречая их, пять раундов, и упал весь в крови. В 1939 он был призван в армию. К этому времени в концлагере оказываются уже все три его брата. В 1941 году Иоганн отсылается в концентрационный лагерь Нойенгамме. Там его вынуждают служить объектом для тренировок эсэсовцев. Во время этих тренировок он подвергается унижениям и издевательствам.
В 1943 году во время одной из таких тренировок Иоганн Вильгельм Тролльман был убит. В 2003 году титул чемпиона Германии 1933 года в полутяжёлом весе был официально возвращён Тролльману, и пояс чемпиона был переслан его наследникам, Луису и Мануэль Тролльманам. Иоганн Вильгельм Тролльман профессионально участвовал в 62 боях, из них выиграл 30 и закончил вничью 13. В Ганновере в честь «Цыгана» названа небольшая улица.
В Германии в 2007 году про Тролльмана был снят короткометражный фильм «Рукели (Rukelie)», режиссёр — Сабина Нойман (Sabine Neumann).
Слайд № 24-27
Чтец 3:
Когда немцы вошли в Париж и евреи оказались в опасности, семья Клодин решила бежать в провинцию. Покидая вместе с родителями родной город, Клодин, разумеется, не пожелала расстаться со своей куклой Колетт. Это была единственная игрушка, которую она смогла взять с собой из дома. Они проделали долгий путь через всю северную (оккупированную немцами) часть страны на юг, в области, на которые распространялась власть правительства Виши. Опасное путешествие было возможно только благодаря фальшивым документам, но над семьей Шварц все это время нависала угроза разоблачения, они постоянно были вынуждены пересаживаться с поезда на поезд, а вечера проводили где-нибудь в темном кинозале, где их никто не мог увидеть. Клодин тоже путешествовала под вымышленным именем – сначала ее звали Франсуаза, а потом Мишель.
Кому могла маленькая Клодин поведать о всех своих страхах? Конечно же, кукле Колетт. Клодин не расставалась с куклой ни на минуту, укутывала ее в свой шарф, когда на улице было холодно. Она сказала кукле, что той тоже придется откликаться на чужое имя, и теперь ее тоже зовут Франсуаза. Смена имени подействовала на девочку очень тяжело, она не могла никак понять, почему она вдруг должна прятаться, чем она провинилась перед миром и чем плохо ее настоящее имя – Клодин? Ее утешало только то, что у нее есть верная подруга, которая не покидает ее в эти тяжелые дни, и которой надо скрываться под чужим именем, совсем как ее хозяйке. Одно из самых тяжелых впечатлений, связанных с куклой, Клодин пришлось пережить в октябре 1943 года, когда семья находилась в Каннах. Клодин проснулась среди ночи и вдруг обнаружила, что куклы возле нее нет. «Я стала звать маму, - рассказывает Клодин, - чтобы спросить ее, куда подевалась кукла – как вдруг увидела свою Колетт на кухне, почему-то разобранную на части. Папа возился с ней, пытаясь ее вновь собрать, а я не могла взять в толк, что здесь происходит? Потом мама мне объяснила, что Колетт не просто моя кукла, она наша «тайная копилка» - в ней мы храним все наши деньги и ценности. Когда мы покидали Париж, мама разобрала куклу и спрятала в нее золотые монеты, каждая из которых была аккуратно завернута в тряпочку, чтобы не звенела. Внутри куклы все тоже было переложено тканью, чтобы монеты не двигались и чтобы я не почувствовала, что там что-то есть. Когда я только получила Колетт в подарок, она умела говорить «мама», а теперь механизм, как видно, испортился. А может быть, она просто повзрослела, и ей уже незачем было звать маму?»
Весь нелегкий период скитаний семья жила на то, что было спрятано внутри куклы, постепенно меняя золото и драгоценности на продукты. Благодаря кукле, Клодин и ее семья дожили до конца войны. Они вернулись в свой дом в Париже. Сама став мамой, а затем, и бабушкой, Клодин только изредка позволяла сначала дочерям, а потом внучкам осторожно поиграть с Колетт, все время, следя за тем, чтобы ее не сломали.
В 1996 году Клодин подарила куклу детской выставке в музее, чтобы и другие дети узнали ее историю и поняли, как это замечательно, когда у тебя есть верный друг, на которого всегда можно положиться, и как это бывает важно в тяжелые минуты.
Слайд№28
Чтец 1:
Ванесса Мэй «Реквием Моцарта» (на фоне звучит стихотворение):
Холокост- что это за слово?
Необычного в нем ничего как будто нет.
Но, а если расшифруешь это слово
Сразу станет страшно почему-то всем.
Что же они сделали такого и за что сожгли их в лагерях?
Может быть война тому виною или время, как порой твердят.
А ведь им хотелось очень, очень поиграть, с друзьями во дворе.
И побаловаться в школе, и поесть свой завтрак на траве.
Но пришли немецкие солдаты
И отправили детишек в лагеря
Не для отдыха и развлеченья,
А для издевательства, и зверств.
Но мы в памяти оставим
имена героев навсегда.
И в глазах как слезы засверкают
страшные кровавые слова.
Бухенвальд, Майданек, Равенсбрюк, Дахау, Саласпилс, Освенцим.
Тысячи когтистых грязных рук
Цепляются за рванный твой рукав,
И снова станет темным все вокруг,
И снова ты окажешься не прав.
Пытаешься с огромной силой вырваться,
Отделаться от них и убежать,
Стараешься оттуда снова выбраться,
Боишься, что опять смогут поймать!...
Слайд №29
Чтец4: Человеческая память коротка - уроки прошлого забываются слишком быстро. Но о трагедиях прошлого необходимо помнить, дабы настоящее не напомнило нам о них трагедиями дня сегодняшнего.
Слайд №30
Чтец1: Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января- Международным днём памяти жертв Холокоста. Дата 27 января была выбрана потому, что в этот день советские войска освободили концентрационный лагерь Освенцим (Польша). Лидеры и представители более 40 государств, присутствовавших на памятной церемонии в Освенциме, среди которых был Владимир Путин решительно осудили холокост, антисемитизм и ксенофобию.
Спасибо за внимание.
Использованная литература:
Антисемитизм: концептуальная ненависть: Сборник, посвященный Симону Визенталю / Под ред. И.А. Альтмана, Ш. Самуэльса, М. Вейцмана.- М.: Центр и Фонд "Холокост", 2009. – 456
Белых Алексей "Детство, опаленное войной", г. Саратов, МОУ СОШ № 94, 11 класс, руководитель Чижова Е.Г. (2009 г.).
Вечные уроки памяти Холокоста. Файн Т.А.
Грецова Наталья Ивановна, педагог-психолог. .Никитюк Людмила Владимировна, учитель истории. Память о Холокосте – путь к толерантности. Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика.
История России XX-начала XXI века: 11 кл. профильный уровень / Под ред. Шестакова В.А.. - М.: Просвещение, 2011.
Костырко Ольга Владимировна Николаевская ООШ «Скорбные фиалки Холокоста».
Методические рекомендации по проведению «Урока толерантности, посвященного Международному дню памяти жертв Холокоста». Авторы-составители: Альтман И.А., Беленькая Е.Э., Брыксина-Лямина Л. М., Габриэлова Е. Л., Козленко И.В., Козленко С.И., Пятецкий Л.М., Сащенко И.Н. Под ред. А.Л. Семенова и Н.И. Яковлевой. Рецензент – Е.В. Кагарлицкая.