СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА Тема: «Блокада Ленинграда» Группы 1-2 курса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка классного часа по данной теме осуществлена в рамках проведения памятных мероприятий, посвященных 75-летию полного разгрома немецко-фашистских войск под Ленинградом и снятия блокады города.

Целевая аудитория: студенты 1-2 курсов.

Продолжительность: 45 мин.

Цель: сформировать нравственно-патриотическая отношение студентов к историческому прошлому своей страны на примере трагедии Ленинграда в дни блокады.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА Тема: «Блокада Ленинграда» Группы 1-2 курса»

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Санкт-Петербургский техникум отраслевых технологий,

финансов и права»













Методическая разработка классного часа

Тема: «Блокада Ленинграда»

Группы 1-2 курса











Разработчик:



СПб ГБПОУ «СПбТОТФиП» преподаватель «Истории» Британова Т.В.















Санкт-Петербург

2018



Методическая разработка классного часа по данной теме осуществлена в рамках проведения памятных мероприятий, посвященных 75-летию полного разгрома немецко-фашистских войск под Ленинградом и снятия блокады города.

Целевая аудитория: студенты 1-2 курсов.

Продолжительность: 45 мин.

Цель: сформировать нравственно-патриотическая отношение студентов к историческому прошлому своей страны на примере трагедии Ленинграда в дни блокады.

Задачи: 1. Провести блиц-опрос «Что ты знаешь и помнишь о блокаде Ленинграда?», опираясь на результаты, выяснить отношение современного поколения к данной теме.

2. Просмотреть фрагменты документального фильма «Блокада». Реж. С.Лозница. Россия. 2005.

3. Рассказать о памятных акциях, которые проводятся ежегодно у нас в городе и связаны с блокадой Ленинграда.

4. Познакомить студентов с деятельностью поисковых отрядов на примере «Невской оперативной группы», представители которой передали в дар СПб ГБПОУ «СПбТОТФиП» экспонаты времен Великой Отечественной войны, найденные на Невском пятачке, для создания в техникуме постоянной экспозиции.

План проведения классного часа.

  1. Блиц-опрос «Что ты знаешь и помнишь о блокаде Ленинграда?» - 10 мин.

Студентам задаются следующие вопросы:

  1. Назовите временные рамки блокады Ленинграда.

  2. Перечислите с какими основными трудностями пришлось столкнуться ленинградцам в те дни?

  3. Какие памятные места, в городе и Ленинградской области, связанные с теми трагическими днями, Вы можете назвать?

  4. Какие литературные произведения по данной теме Вы читали?

  5. Какие документальные или кинофильмы по данной теме Вы смотрели?



  1. Просмотр фрагментов документального фильма «блокада». Реж. С.Лозница. Россия. 2005. - 10 мин.



  1. Рассказ о памятных акциях, ежегодно проводимых в нашем городе и напоминающих о блокадных днях – 15 мин.



Методические рекомендации: Этот пункт плана может быть раскрыт в виде рассказа преподавателя, проводящего данное мероприятия, или в форме сообщения, заранее подготовленного студентами.



    1. «В ночь на 22 июня… Акция памяти.

В храме-памятнике воинам, погибшим под Ленинградом (святых мучеников Адриана и Наталии) ежегодно проходит традиционная акция памяти, приуроченная к началу Великой Отечественной войны. В ней принимают участие артисты, писатели, деятели искусства, члены Военно-исторического клуба «РККА» и множество простых людей, неравнодушных к истории нашей страны и нашего народа.

Немцы вошли в Лигово 13 сентября 1941 года. И до самого снятия блокады здесь проходил передовой рубеж обороны Ленинграда, шли ожесточенные бои. Особенно много солдат полегло во время знаменитой Старо-Пановской операции, когда советские войска предприняли попытку прорвать кольцо блокады, и в 1943-м, когда наша армия вновь попыталась отодвинуть линию фронта. «сколько было погибших – до сих пор не знает никто. Только за десять дней Старо-Пановской операции погибло около 4-х тысяч солдат. И это лишь по официальным данным» - говорит настоятель храма Антоний Витвицкий. Он создал при храме небольшой музей, в экспозиции которого представлены военные реликвии, письма, фотографии. Есть здесь и Книга памяти.

Проведение акции стало уже традицией. У стен храма звучат в эту ночь стихи, песни времен войны и о войне, воспоминания очевидцев тех лет. Кульминацией акции становится вынос свечей – акт поминовения воинов, пропавших без вести.



    1. В память о начале Великой Отечественной войны в ночь на 22 июня на набережной р. Фонтанки в Петербурге проходят:

- Молодежная патриотическая акция "Река памяти". В ночь с 21 на 22 июня в акваторию Фонтанки в районе Аничкова моста спускают 1418 бумажных корабликов, сложенных специально для этой акции молодежью города. Это число выбрано не случайно, количество корабликов соответствует количеству дней и ночей Великой Отечественной войны.



- Активисты движения «Весна» у дома №21 по реке Фонтанке, где в годы войны находилась блокадная полынья, ровно в 4 часа утра зажигают 1418 свечей - по одной за каждый день войны. Акция стала уже традиционной и проводится активистами движения не первый год. "В день и время начала Великой Отечественной войны мы зажгли 1418 свечей — по одной за каждый день войны. Здесь нет политики, плакатов и флагов. Мы считаем важным помнить о таких датах, ведь общество, не помнящее или незнающее историю, рискует повторить ошибки прошлого", - рассказывают активисты движения.



    1. Ежегодно проводятся районные и городские мероприятия, связанные с датами начала блокады и полного освобождения г. Ленинграда от осады немецко-фашистскими войсками в ходе Великой Отечественной войны. В некоторых из них участвуют и студенты нашего образовательного учреждения.



Наш техникум располагается в Московском районе, недалеко от станции метро «Парк Победы». Этот парк был создан после окончания войны в память погибших в дни блокады ленинградцах. До войны здесь был построен и функционировал кирпичный завод, печи которого в блокаду использовались как крематорий. Пепел высыпали в рядом находящиеся пруды. Со дна одного из таких прудов достали в начале 2000-х гг. вагонетку, которую использовали для подвоза к печам трупов, умерших от голода, болезней, бомбежек и обстрелов людей. Сейчас ее можно рассматривать как символ той трагедии. Установлен в парке и памятный знак, построена небольшая часовня. Каждый год здесь проводятся проводят памятные акции.

В нашем городе два Парка Победы: один из них - Московский, другой – Приморский Парк Победы.



Городские праздничные мероприятия, посвященные полному снятию осады г.Ленинграда немецко-фашистскими войсками, проводимые на Дворцовой площади.



    1. Мемориальные музеи с интересными экспозициями по данной тематике:



      1. Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда


Телефон: (812) 279-3021, 275-7208

Адрес: 191028, Санкт-Петербург, Соляной пер., 9

Проезд: Все виды транспорта до Летнего сада или ул. Пестеля

Сайт:  http://www.museum.ru/M107

 

Государственный музей обороны и блокады Ленинграда — единственное культурно-просветительское учреждение, чья деятельность полностью посвящена истории Ленинградской битвы в ходе Второй мировой войны. В его экспозиции представлены документы и личные вещи времен Отечественной войны. Здесь можно увидеть комнату блокадного жителя, обгоревший остов трамвая, в который попал снаряд, хлебные карточки и многое другое.

. Экспозиция музея заставляет:

- вспомнить о том, каким же страшным и жестоким феноменом является война; - задуматься о прошлом, обо всех тех, кто отдал жизнь за нашу страну.

Стоит отметить, что первыми посетителями музея были как раз блокадники и участники сражений. 

 

      1. М онумент героическим защитникам Ленинграда


Телефон: (812) 293-6563

Адрес: 196143, Санкт-Петербург, пл. Победы

Проезд: Ст. м. «Московская»

Сайт:  http://www.museum.ru/M130

 Монумент героическим защитникам Ленинграда был открыт 9 мая 1975 г. к 30-летию победы в Великой Отечественной войне. Авторы мемориального комплекса - лауреаты Ленинской государственной премии, народные художники СССР С. Сперанский и В. Каменский, М. Аникушин. Уникальной является экспозиция памятного зала. На площади 1200 кв. м представлены документы и вещественные экспонаты, отражающие подвиг защитников города - воинов и мирного населения в годы 900-дневной блокады. В зале демонстрируются два документальных фильма, работает электрифицированная карта «Героическая битва за Ленинград». Зал оформлен двумя мозаичными панно «Блокада» и «Победа».  

 



      1. Особняк Румянцева. Музей истории Санкт-Петербурга 

(Адрес: Санкт-Петербург, Английская наб., 44)

 

 

Ленинград в годы Великой Отечественной войны. Фрагмент экспозиции. Особняк Румянцева.

 

 

 

Ленинград в годы Великой Отечественной войны. Фрагмент экспозиции. Особняк Румянцева.

 

 

 

Миномёт образца 1938 года (125 мм).СССР

 

 

 

Ленинград в годы Великой Отечественной войны. Фрагмент экспозиции. Особняк Румянцева.

 

 

 

Ленинград в годы Великой Отечественной войны. Фрагмент экспозиции. Бомбоубежище.

 

 

 

Пистолет-пулемёт МР-40 (Германия)

 

 

 

Образцы вооружения советской армии (защита сапёра, миномёт)

 

 

 

Немецко-фашистский указатель. Путевой лист фашистской армии для проезда по улицам Ленинграда

 

 

 

Ленинград в годы Великой Отечественной войны. Фрагмент экспозиции.

 

 

 

Дневник ленинградской школьницы Тани Савичевой (1941-42 г.)

 

 

 

Комната в блокадном Ленинграде.

 

 

 

Противотанковая пушка М-42(1942 г.). СССР








  1. Участники поискового движения «Невская оперативная группа», членом которой является один из наших студентов – Даниил Коноплев (гр. 3-Ф-36), передали в дар для создания в техникуме выставочной экспозиции целый ряд предметов времен Великой Отечественной войны, найденных ими на Невском пятачке, где шли самые ожесточенные бои. Для нас самой ближайшей задачей становится создание этой экспозиции, которая имеет под собой достаточно большой потенциал для культурно-воспитательной работы, проводимой среди наших студентов, чтобы не прерывалась связь поколений.

В нашем техникуме преподает житель блокадного Ленинграда – Митяшова Маргарита Петровна. Она рассказывает нам историю своего «блокадного» детства. Ей было 7 лет, когда началась война, но она помнит все: «Разве можно такое забыть? В июле 1941 г. в городе было спокойно, но очень тяжелые вести шли с фронтов. В конце августа ленинградцам стало известно, что немцы под Ленинградом. 8 сентября они были в Автово. Все дороги были заблокированы. Мать и отец ушли на фронт. Я и сестра остались с бабушкой. К детям было такое отношение, которого я не вижу сейчас. Детей берегли. Не забывали и про детские радости, мы с упоением играли в прятки на развалинах, а летом ездили в лагерь в Девяткино». В те дни дети становились очень быстро самостоятельными. На уроках школьники писали письма на фронт, вышивали кисеты, вязали носки для солдат. Паники не было. Люди работали, боролись за свой город всеми силами. Но тут случилось самое страшное: сгорели Бадаевские продовольственный склады. Продовольствия в городе было очень мало. Вскоре была уменьшена норма выдачи продуктов. Рабочим выдавалось 125 грамм хлеба на день, нерабочим – 50 грамм, детям – 75 грамм и соевое молоко. В город по партизанским тропам поступали сухари, чай. Вскоре отключили все: свет, отопление, воду. Стало совсем страшно. Из дома выходили редко, только за водой. Ходили с ведрами, тазами. У реки дежурили дружинники. Их работа заключалась не только в охране проруби, но и в помощи тем людям, которые были не в состоянии набрать воду самостоятельно. Наберешь воды на неделю и из дома больше и не выходишь. В городе были организованы военизированные отряды, в которые зачисляли и детей 12-ти лет. Моей сестре было 10 лет, но она была высокая, поэтому бабушка, не раздумывая, отдала ее в такой отряд. Одновременно, стараясь выжить сами, ленинградцы помогали армии, выпуская военную продукцию – заводы продолжали работать. Работали больницы и госпитали, врача можно было вызвать даже на дом. Помню, заболела я как-то раз, так вечером бабушка с доктором пришла. У него при себе и лекарства были. Он даже оставил мне лекарств, чтобы я поправилась быстрее».



  1. Подведение итогов данного мероприятия.

«Вспоминая, строим будущее!» - эти слова очень полно отражают наш нравственный долг перед прошлыми поколениями. Без памяти о прошлом у народа навряд ли будет достойное будущее.



  1. Литература по данной теме:

    1. Адамович А. , Гранин Д. Блокадная книга. Любое издание.

    2. Лукницкий П. Н. Сквозь всю блокаду. Дневник военного корреспондента. Любое издание.

    3. Лихачев Д.С. В блокадном Ленинграде. Любое издание.

    4. Широкорад А.Б. Блокада. Полная картина битвы за Ленинград (1941-1944). М.. 2019.

    5. Яров С. Повседневная жизнь в блокадном Ленинграде. М., 2018




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!