СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка классного часа «Жизнь и творчество великого музыканта и композитора Вольфганга Амадея Моцарта»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа «Жизнь и творчество великого музыканта и композитора Вольфганга Амадея Моцарта»»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВОЛГОГРАДСКИЙ КОЛЛЕДЖ МАШИНОСТРОЕНИЯ И СВЯЗИ»









Методическая разработка

классного часа



«Жизнь и творчество великого музыканта и композитора

Вольфганга Амадея Моцарта»






Преподаватель высшей категории Фролова Л.В.







г. Волгоград

2023 год

Цель: познакомить учащихся с историей жизни и смерти великого композитора;


Способствовать развитию интереса к личности композитора и его музыке;


Воспитывать эстетический вкус, уважение к таланту и труду великих мастеров своего дела.



Оформление: портрет В.А.Моцарта, диск с музыкой Моцарта,

проецирование иллюстраций к рассказу о жизни композитора с помощью мультимедийного оборудования.



















Ведущий: Сегодня наш классный час мы посвящаем Вольфгангу Амодею Моцарту. Каким он был человеком, что нового внёс в развитие музыкального искусства? Чтобы ответить на эти вопросы, нам необходимо познакомиться с историей его жизни. Что мы и сделаем, но прежде я хочу рассказать вам о том, что узнала от своей знакомой, недавно побывавшей в Австрии. Во время экскурсии они подошли к памятнику Моцарту, и гид задал им вопрос, знают ли они, кто считается самым талантливым и умным человеком в мире. Моя знакомая назвала Эйнштейна, но гид сказал, что это не так, тогда последовало предположение, что это Моцарт, Но и с этим гид не согласился. Он сказал: «Нам было бы очень приятно считать, что это так, но это место занимает великий Леонардо да Винчи и только потом –Моцарт». Так высоко ценят своего великого земляка современные австрийцы. А сейчас мы послушаем историю жизни Моцарта и его музыку.


Чт Чтец 1:




27 января 1756 года в Зальцбурге родился мальчик, который при крещении был наречен Иоганном Хризостомом Вольфгангом Теофилом Моцартом. Позднее Моцарт использовал итальянскую версию имени Теофил, отсюда и пошло всем известное имя Вольфганг Амадей (Амадео, Амаде). Отец мальчика, Леопольд Моцарт, занимал должность придворного капельмейстера у архиепископа Зальцбургского. Он ценил живопись и литературу,

интересовался политикой, был талантливым композитором и скрипачом.

Чтец 2:

Маленький Моцарт уже в четырехлетнем возрасте прекрасно играл на клавесине и скрипке, а сочинять музыку начал в возрасте шести лет. Его старшая сестра Мария Анна с раннего детства также поражала всех своим музыкальным талантом. Она не стала композитором, как ее брат, но превосходно играла на клавесине и была весьма способной певицей.

Чтец 3:

Леопольд Моцарт заметил необыкновенный талант своих детей и с 1762 года начал возить их в Мюнхен или Вену с концертами. Сначала ненадолго, а потом они совершили трехлетнее концертное турне по Германии, Бельгии, Франции, Голландии, Швейцарии. Программа юного Вольфганга удивляла разнообразием и трудностью. Семилетний виртуоз играл на клавесине один и в четыре руки с сестрой, исполнял сложные произведения на скрипке и органе. Он импровизировал на заданную мелодию и аккомпанировал певцам, исполняя совершенно незнакомые произведения. Вольфганга называли «чудом XVIII века».

Чтец 4:

Худенький, бледный, невысокий мальчуган был одет в тяжелый, расшитый золотом придворный костюм. В завитом и напудренном парике, как того требовала мода, он был похож на куклу. Ради забавы слушатели заставляли ребенка играть, закрывая клавиши полотенцем или платком, исполнять трудные пассажи одним пальцем. А любимым развлечением публики была проверка его тончайшего слуха. Вольфганг улавливал разницу между интервалами в одну восьмую тона, определял высоту звука, взятого на любом инструменте или звучащем предмете.

Чтец 5:

Однажды в Сикстинской капелле в Риме маленький Вольфганг слушал многоголосое хоровое произведение «Мизерере» итальянского композитора Аллегри. Моцарт запомнил его и, придя домой, записал. Произведение это считалось собственностью церкви и исполнялось всего два раза в год. Выносить из храма ноты или переписывать их запрещалось под страхом тяжелого наказания. Но перед чудесным музыкантом отступила и церковь, ведь Моцарт всего лишь запомнил ноты!

Чтец 6:

Избрание Вольфганга в члены Болонской академии было еще более необычайным фактом. Занимаясь с известным итальянским теоретиком и композитором падре Мартини, гениальный 14-летний мальчик за полчаса написал очень трудное многоголосное произведение и стал первым столь юным академиком.

Чтец 7:

Будучи юношей, Моцарт трижды путешествовал по Италии, пытаясь найти свое место в музыкальных кругах Европы и получить постоянную должность и заказы. Но несмотря на успех двух его опер и серенады, написанных в честь эрцгерцога Фердинанда, Моцарту не удалось занять должность при его дворе в Милане. В 1769 году в родном Зальцбурге Вольфганг стал концертмейстером в придворном оркестре архиепископа фон Шраттенбаха. Здесь он сочинял мессы, симфонии, концерты для скрипки и фортепиано с оркестром, сонаты, серенады, дивертисменты, оперы.


Чтец 8:

Но молодой Моцарт понимал, что его талант не может реализоваться в небольшом Зальцбурге, где не было даже оперного театра. И вновь принялся за поиски более подходящей должности. Летом 1773 года он отправляется в Вену, где написал свои первые струнные квартеты и несколько симфоний. Начало 1775 года провел в Мюнхене, участвуя в премьере своей оперы «Мнимая садовница».

Чт Чтец 1:

В 1777 году вместе с матерью отправился в очередное долгое путешествие. Пять месяцев он провел в Мангейме, где имелся превосходный оркестр, известный современным звучанием и виртуозностью исполнения. Для одного из местных музыкантов сочинил два концерта для флейты с оркестром, для других - «Концертную симфонию». Здесь же он встретил свою первую любовь.


Чтец 2:

В 1778 году Моцарт устремился в Париж. Но город на этот раз встретил его холодно. Его сочинения, в том числе и специально написанная «Парижская симфония» не пришлись по вкусу парижской публике. Чашу горечи переполнила смерть матери и ее похороны в Париже. На обратном пути он встретился со своей возлюбленной, но она дала ему понять, что совместного будущего у них нет. И Вольфганг вновь с головой погрузился в мир музыки.

(Звучит музыка)


Чтец 3:

Он давал концерты по всей Европе. Изучал итальянскую оперу, французское рококо, мангеймскую школу оркестровой музыки, старую венскую школу. Изучал ранние произведения Йозефа Гайдна, завязал знакомства со многими выдающимися личностями мира музыки. Некоторые из них, особенно Иоганн Бах, оказали большое влияние на творческое развитие композитора.




Чтец 4:

Возвратившись в Зальцбург, Моцарт получил место органиста при дворе архиепископа. В его обязанности входила игра в кафедральном соборе и дворцовой часовне, а также обучение хористов. Он сочинял религиозные произведения, симфонии, концерты, серенады, драматическую музыку.


Чтец 5:

29 января 1781 года в Мюнхене успешно прошла премьера первой большой оперы «Идоменей, царь Крита», которую Моцарт сочинил по заказу местного двора. Затем он поехал в Вену, где огромный успех имели его произведения, в том числе и «Парижская симфония», так холодно принятая парижанами. Так была открыта дорога к великой славе.


Чтец 6:

В этом же году Моцарт переехал в Вену, надеясь получить место при императорском дворе, а пока жил и работал как свободный музыкант. Только в 1787 году Моцарту предложили должность императорского придворного композитора.

Чтец 7:

Постепенно Моцарт становился все больше популярным в Вене. В 1782 году он женился на Констанции Вебер, младшей сестре своей первой возлюбленной. В этом же году состоялась триумфальная премьера оперы «Похищение из Сераля» в венском городском театре. А вот известнейшую сегодня оперу «Свадьба Фигаро» публика приняла не так горячо. Но гораздо больший успех она имела в Праге.

(Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»)

Чтец 8:

Стремясь расширить репертуар собственных выступлений, за несколько лет Моцарт написал 21 фортепианный концерт. В конце 80-х годов появилась неоконченная месса до минор, четыре большие симфонии: ре мажор «Пражская», трагическая соль минор, лирическая ми бемоль мажор и полная пафоса до мажор «Юпитер». Неутомимый композитор создавал фортепианные сонаты, струнные квартеты, шесть из которых он посвятил Гайдну. Между Гайдном и Моцартом завязалась дружба, они вместе музицировали.

Чтец 1:

В день отъезда Гайдна в Англию, 15 декабря 1790 года, Моцарт со слезами на глазах прощался с другом и все твердил о том что видятся они, скорее всего, в последний раз. Это печальное предсказание сбылось год спустя. 5 декабря 1791 года Моцарта не стало. Последними произведениями Моцарта были оперы «Милосердие Тита», «Волшебная флейта», «Концерт для кларнета с оркестром ля мажор», произведения для масонской ложи и неоконченный легендарный «Реквием».

(Звучит увертюра к опере «Волшебная флейта»)

Чтец: Светлая поэзия «Волшебной флейты» оказалась одной из последних творческих радостей Моцарта. Ко времени ее оконча­ния композитор был уже смертельно бо­лен. Писал он ее одновременно с «Реквие­мом» — самым трагическим и философским из всех своих произведений. Так они вме­сте и вошли в историю как лебединая пес­ня великого художника. Мысли о близкой смерти уже давно преследовали Моцарта; к тому же его беспокоило странное обстоя­тельство, связанное с работой над «Реквиемом»: его заказал незнакомец в темном плаще, попросивший во что бы то ни ста­ло закончить произведение к определенно­му сроку; время от времени, с большой точностью, приходила оплата, посылаемая незнакомцем, который отказался себя назвать. Моцарт очень торопился окон­чить «Реквием» — замысел этого произве­дения волновал и притягивал его; он часто, со слезами на глазах, говорил, что пишет его для самого себя.

Чтец: Впоследствии выяснилось, что таинственный незнакомец был слугой графа Вальзегг цу Штуппах, любителя музыки и композитора-дилетан­та, который довольно часто, не называя своего имени, делал заказы известным музыкантам и потом выдавал их произве­дения на домашних своих концертах за собственные. Незадолго до того дня, как слуга его появился у Моцарта, умерла жена графа; заупокойная обедня, которую писал Моцарт, предназначалась для поми­новения усопшей, и граф, по примеру прошлых случаев, предполагал выдать «Рек­вием» за свое сочинение.

Чтец: Эта убогая ложь добавила несколько тяжелых мгновений к и без того трудной жизни Моцарта: неизвестный, для кото­рого он писал заупокойную обедню, тре­вожил его воображение и угнетал его. Тем не менее, писал он свой «Реквием» с та­ким же душевным подъемом, какой обычно испытывал при создании опер. Произве­дение это, и в самом деле, по характеру своему было близко его драматургии: великолепные хоры и сольные эпизоды меньше всего соответствовали догматизму церковной тематики. Это было выражение реальных человеческих чувств — трагиче­ского ощущения смерти, бездонной глуби­ны человеческого страдания, чудесной силы надежды и безмерной любви к чело­вечеству, которая одухотворяла все твор­чество Моцарта.

Чтец: Моцарту не удалось дописать «Рек­вием»: некоторые части остались незавер­шенными; полностью, во всех деталях пар­титуры, были созданы только «Requiem» и «Kyrie». Все незаконченные номера бы­ли дописаны учеником Моцарта — Зюсмайером, который в последние дни Моцарта неотлучно находился у постели больного. Моцарт много раз проигрывал ему свое сочинение, говорил ему о приемах обра­ботки той или иной темы; завершая труд своего учителя, Зюсмайер бережно следо­вал этим указаниям и старался записать музыку реквиема такой, какой он ее слы­шал и запомнил.


Чтец: Моцарт скончался в ночь с 4 на 5 декабря 1791 года. Сознание не покидало его во все время болезни. Измученный страда­ниями, он просил, чтобы рядом с изголо­вьем были положены часы, и мысленно следил по ним за спектаклем «Волшебной флейты», который шел на сцене театра Шиканедера. Так любимые им арии и ан­самбли этого светлого сочинения последний раз прошли перед его внутренним слухом. За сутки до кончины друзья, соб­равшись около постели, исполнили по чер­новым листкам отрывки из «Реквиема»; даже в самый день смерти, поздно вече­ром, композитор еще делал по партитуре указания Зюсмайеру. В час ночи его не стало.

Чтец: Никто из близких не присутствовал при том, как останки Моцарта опустили в мо­гилу. В день похорон бушевала непогода, снег и град падали так густо, что за пеле­ной их почти ничего не было видно; никто из покровителей, друзей и родных компо­зитора не решился дойти до самого клад­бища: у городских ворот все повернули обратно — и любимый ученик Моцарта Зюсмайер, и чопорный барон Свитен, и немногие оркестранты и актеры, пришед­шие проститься с великим своим товари­щем. Среди музыкантов был и Сальери; отстав от всех, он долго провожал взгля­дом удалявшиеся похоронные дроги. Вскоре разнеслась молва, обвинявшая его в том, что он отравил своего гениального соперника. Слухи эти держались упорно (они и послужили толчком к созданию замечательной трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»), и причастность Сальери к гибели Моцарта до сих пор является пред­метом споров и обсуждений в музыковед­ческой литературе.


(Инсценировка сцены 2-ой из трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сольери»).

(Звучит музыка Моцарта)

Чтец: Тело Моцарта без отпевания, в простом сосновом гробу было отвезено на кладби­ще св. Марка и опущено в одну из общих могил для венских бедняков. Когда впо­следствии Констанца попыталась найти место, где был похоронен ее муж, сделать это не удалось: братские могилы без кон­ца пополнялись трупами, сторож, хоронив­ший Моцарта, сам вскоре умер. Кроме не­го, никто не мог указать, куда были поло­жены останки великого композитора.

Так кончилась жизнь одного из самых поразительных музыкальных гениев.


Чтец: Трудно единым взглядом окинуть все значение творческой деятельности Моцар­та: его оперы, симфонии и квартеты оди­наково являются вершиной в развитии классического мышления XVIII века — мыш­ления, обогащенного и оплодотворенного освободительными тенденциями 80-х го­дов. Глубина идейного содержания, соче­тание обобщенных и конкретных образов роднят их с произведениями величайшего представителя немецкой литературы той же эпохи — Гете; достижения Моцарта легли в основу мощного здания бетховенского симфонизма и во многом предвосхи­тили образное мышление романтиков.

Чтец: Значение творчества Моцарта раскрылось много позже в искусстве великих реали­стов XIX века — Вагнера, Верди, Бизе. Еще более своеобразное и полнее истолко­вание нашли его принципы в творчестве Глинки и Чайковского.

Никто из западноевропейских композиторов не был более близок и дорог русским худож­никам XIX века, чем Моцарт. Горячая любовь и пытливый интерес к его лично­сти и творчеству объединяют Глинку и Пушкина, Чайковского и Танеева, Улыбышева, Лароша и Серова. Возможно, что здесь играли роль индивидуальные черты моцартовского гения, чем-то близкие и родственные русскому художественному чувству,— универсальность его интересов, страсть к театру, реализм мышления, поко­ряющая сила нравственного начала в ис­кусстве; любовь эта всегда была деятель­ной и вызывала острую потребность твор­ческой реакции: так возникли гениальная трагедия Пушкина с ее глубоким проникновением в природу музыкального творчества, и чудесная «Моцартиана» Чайков­ского.

Чтец: Русское искусство может по праву гор­диться тем вкладом, который оно сделало для увековечения памяти Моцарта. Леген­да о беспечном, праздном, но божественно одаренном существе, легенда о Моцарте-чуде долгое время господствовала в Евро­пе, и Пушкин первый решился дать психологически-реальное истолкование при­роды моцартовского гения.

Музыка Моцарта становится всё более важной частью нашей жизни.

В чём же секрет такого влияния его музыки? Слушая музыку Моцарта, мы чувствуем, что композитор приглашает нас принять участие в своём мире эмоций, будто берёт за руку и ведёт нас, ожидая, что мы последуем за ним. Поэтому его радости становятся нашими радостями, а его горести – нашими горестями.

Чтец: «Стоит отметить, что наследие Моцарта является наибольшим оправданием для существования человека, которое мы когда-либо могли получить, и, видимо, даёт нам надежду на выживание»,- написал в своей книге Роббинс Лэндон.

В облике Моцарта—творца и человека — раскрываются бессмертные черты худож­ника-гуманиста, художника стойкого и ищущего, непоколе­бимо верящего в жизнь, отразившего сложность общественных отношений и раскрывшего неизмеримые богатства чело­веческой души.

Ведущий: Сегодня мы познакомились с историей жизни великого композитора, послушали его музыку, посмотрели сцену из трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери».

Жизнь и смерть Моцарта породила много слухов и домыслов. Его называли баловнем судьбы, которому был свыше дан великий дар, и нет никакой заслуги его в том, что он сделал.

Из всего, что мы услышали о нём сегодня, мы можем сделать вывод, что это не так.

Да, ему, действительно, был дан великий дар, но мы узнали сегодня, что он очень много трудился: изучал музыкальное наследие, постоянно совершенствовался как музыкант.

Да, он сочинял музыку легко и быстро, но этому предшествовал труд. Недаром говорят, что 99 процентов любого таланта – это труд. Я думаю, что и вы будете об этом помнить, если хотите чего-то добиться в жизни.

А также хочу выразить надежду, что знакомство с музыкой Моцарта будет вами продолжено.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!