СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка классный час "Контакты и конфликты"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классный час "Контакты и конфликты"»

ГБПОУ МО «Сергиево –Посадский колледж»













Методическая разработка классного часа

Тема: «Контакты и конфликты»









Автор: Воронова Е.Ю.

преподаватель ветеринарных дисциплин








2022г






.

Содержание


Введение……………………………………………………………..3

Пояснительная записка……………………………………………..4

Основная часть………………………………………………………5

Список используемой литературы…………………………………12

























Введение

Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Без конфликтов прожить невозможно, не найдётся ни одного человека, который бы сказал, что у него не было конфликтов. Но всё же будет лучше, если научиться избегать конфликтных ситуаций. Этому и посвящён классный час «Контакты и конфликты», который проводился в группе 16-22 ТОА.

Цель: способствовать снижению уровня конфликтности в студенческой группе.

Задачи:

- расширить представления студентов об основных типах и причинах конфликтов;

- познакомить с различными способами выхода из конфликтных ситуаций;

- формировать позитивную оценку таких нравственных качеств, как выдержка, хладнокровие, вежливость, уважение к людям;

- развивать навыки анализа собственного поведения.

Форма проведения: час общения.

Оформление: мультимедийное оборудование, презентация.



















Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для внеклассной работы со студентами средних специальных учебных заведений. Внеклассное мероприятие представляет собой час общения, при котором происходит обсуждение жизненных ситуаций, что формирует у студентов навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения.

Методическая разработка была опробована, как классный час со студентами 2 курса специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». Час общения позволяет обратить внимание на межличностные отношения, которые связаны с конфликтами, их причины, методы решения и последствия.

В методическую разработку включены работа с понятиями, ролевая ситуация «Контакты и конфликты», просмотр видеофрагментов и их обсуждение.

Мероприятие заканчивается интерактивной беседой, в которой обсуждаются различные выходы из конфликтных ситуаций.

Данная методическая разработка поможет классным руководителям в организации и проведении внеклассного мероприятия.





















Основная часть

Сценарий классного часа

Эпиграф

Всякая ссора красна мировою


1. Вступительное слово классного руководителя.

Межличностные отношения неизбежно связаны с конфликтами и трудностями между людьми. Они вливаются в нашу жизнь закономерно, имеют свои причины, методы решения и последствия.

Тема нашего классного часа – конфликты. Необходимость проведения такого часа общения вызвано тем, что в группе не раз происходили конфликты, споры среди одногруппников, которые порой заканчивались очень печально и проблематично для их участников. Поэтому мы сегодня постараемся разобраться в видах конфликтов, причинах и путях их преодоления и урегулирования.

Какие эмоции и ассоциации вызывает у вас слово «Конфликт»? (ругань, слезы, кулаки, драки, синяки, ссоры, обиды, разрушение семьи, потеря работы, тюрьма и т.д.). Как видим, преобладают отрицательные эмоции и ассоциации. Неужели ничего положительного нет в конфликтах? Ответы студентов: (поиски истины, открытия, самоутверждение, перемены и изменения, творчество, развитие личности в конфликте открываются истинные характер человека, его убеждения, взгляды и т.д.).

2. Работа с понятиями.

В толковом словаре слово «конфликт» означает «столкновение, серьёзное разногласие, спор». О природе и причинах конфликтов расскажет психолог техникума.

Давайте поработает с понятием «Конфликт» в парах.

Разделимся на 4 группы.

Первая группа объяснит, кого мы называем «конфликтным человеком».

Вторая группа объяснит, что значит «конфликтовать».

Третья группа найдёт значение выражения «конфликтная ситуация».

Четвертая группа пояснит значение слова «компромисс». Обсуждение в течение 2 минут.

Теперь предлагаю высказаться.

3. Восстановление логических цепочек «Угадай стратегию!»

Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает наука конфликтология. С точки зрения этой науки, есть 4 стратегии поведения в конфликтах: приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество. Их характеристики занесены в таблицу. Только все позиции в этой таблице перепутались. Вам нужно восстановить логические цепочки и стрелочками указать правильное расположение позиций. Угадайте по описанию, о какой стратегии идёт речь.

Стратегии поведения при конфликтах

Избегание

Соперничество

Сотрудничество

Поиск решения, устраивающего обе стороны

Стремление добиться своего за счет других

Принесение в жертву собственных интересов

Уклонение от принятия решений

Люди, неуверенные в себе

Сильные, зрелые, уверенные в себе люди

Мирные, уступчивые люди

Люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные


Принесение в жертву собственных интересов ради интересов других. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого человека. (Приспособление).

Уклонение от принятия решений. Чаще всего стратегию используют люди, неуверенные в себе (Избегание).

Поиск решения, устраивающего обе стороны. Этой стратегии обычно придерживаются сильны, зрелые, уверенные в себе люди. (Сотрудничество).

Конкуренция – стремление добиться своего за счет другого. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные. (Соперничество).

Какова же результативность этих стратегий? Какая стратегия приведёт к конструктивному решению конфликта? А какая только осложнит его или заведёт в тупик?

Ответы студентов: (Сотрудничество). Эта стратегия является самой эффективной, потому что в этом случае выигрывают обе стороны. Стратегия укрепляет отношения и дает взаимные выгоды.

Самая тупиковая - это Избегание. При таком типе поведения в конфликте ни одна из сторон не получает преимущества, конфликт не разрешён, а только притушен.

Вывод: Таким образом, при избегании ни одна из сторон не достигает успеха. При соперничестве и приспособлении одна сторона оказывается в выигрыше, а другая проигрывает. И только при сотрудничестве в выигрыше оказываются обе стороны.

4. Ролевая ситуация «Только не надо нас пугать».

Классный руководитель: Я пригласил вас в техникум, чтобы выяснить, почему ваш сын пропускает занятия технической механики.

Родитель студента: А что ему делать на ваших уроках? Центр тяжести или кинематику точки изучать? Вы знаете, он у меня профессионально занимается боксом, его ждёт спортивная карьера. Пусть он лучше поспит лишний часок или погуляет.

Классный руководитель: Но вы же понимаете, что оценка по технической механике в дипломе будет стоять не за его спортивные успехи. Он получит то, что заслуживает.

Родитель студента: Ой, только не надо нас пугать. Думаете, на вас управа не найдётся?

Вопросы к студентам:

- Можно ли назвать эту ситуацию конфликтной?

К какому виду стратегии поведения относится данная ситуация и почему?

При каких условиях возможен конструктивный выход из этой ситуации?

- Спрогнозируйте развитие ситуации при различных вариантах развития конфликта: (по группам)

1 группа – если оба будут настаивать на своём (соперничество);

2 группа – если оба захотят погасить конфликт (сотрудничество);

3 группа – если одна из сторон захочет уклониться от конфликта;

4 группа – если одна из сторон подчинится обстоятельствам.

5. Правила поведения в конфликтных ситуациях.

Чтобы знать, как вести себя в конфликтной ситуации или как совсем её избежать, требуется проанализировать несколько примеров.

В молодёжной среде чаще всех встречаются следующие виды конфликтов – это неуважение, оскорбление и соперничество

А теперь, посмотрите видеофрагменты и определите, о каком виде конфликта идёт речь?

Видео 1: Соперничество.

Конфликт №1 – соперничество.

Самый распространенный конфликт между студентами – соперничество. Стремление обеих сторон стать центром сложившейся ситуации – основная причина. Каждый участник старается отстоять собственной мнение, игнорирует мнение окружающих людей, полагая, что он прав. Проявляется подобная ситуация в действиях, связанных с удовлетворением собственных интересов.

Студенты, оказавшиеся в таких ситуациях, полагают, что все может решиться само собой. Однако это не так, ведь каждая сторона в дальнейшем будет делать все, чтобы другой участник потерпел «поражение».

А теперь, давайте определим, какой же выход из данного конфликта необходимо найти?

Ответ: выходом из ситуации будет поиск общего соглашения, выбора условий осуществления деятельности, которые не вредили бы противоположной стороне. Это может привести к завершению конфликтной ситуации и избегания последствий, которые способны в корне изменить жизнь каждого подростка.

Видео 2: Попытка оскорбления.

Конфликт №2 – попытка оскорбления.

Скорее всего, студент, проявляющий агрессию, завидует вам по определенным причинам или недолюбливает из-за ранее происходящих ситуаций. Кстати за это предусмотрена административная ответственность.

Ответ: не вступая в конфликт, вы не будете его поддерживать, следовательно, он прекратится. Так вы сможете обезопасить себя от его негативных последствий.

Видео 3: Неуважение.

Конфликт №3 — неуважение.

Большая часть конфликтов в образовательном учреждении разгорается из-за того, что одна из сторон отказывается уважать другую. Это может быть конфликт между личностями, либо спор между образовавшимися группами. В любом случае каждый участник будет стараться подставить, так называемую «подножку» и прибегать к всевозможным уловкам.

Ответ: при анализе этой ситуации, можно выделить только один положительный выход из ситуации – компромисс, уступки. Причём на них должны пойти сразу обе стороны. В противном случае последствия этого конфликта могут быть непредсказуемы.

Видеофрагмент: «Несколько советов как избежать конфликтов».

6. Интерактивная беседа.

Вспомните случай, когда ваше поведение в конфликтной ситуации привело к неприятным для вас последствиям - разрыву отношений с близкими, вызову родителей в техникум, проблеме с правоохранительными органами и т. д.

Как бы вы поступили, если бы можно было повернуть время вспять?

Чему вас научила эта ситуация?

Выступления студентов.

В школах верховой езды не хвалят наездника, который может удержаться на вздыбленной лошади, как вы думаете, почему? (Под опытным жокеем лошадь никогда не встанет на дыбы.) Так же и с конфликтами. Конечно, умный, знающий человек найдет выход из любого положения, но мудрый в него не попадет. А значит, мудрый не доведет отношения до конфликта

Золотое правило общения: всегда поступай с другими так, как ты бы хотел бы, чтобы другие поступали с тобой.

А что необходимо предпринимать, чтобы избежать конфликтов? Какие черты характера нужно проявлять при этом?

- контролировать свои эмоции

- самовоспитание и самоанализ своего поведения

- уважение других людей

- умение слушать и слышать других людей

- тактичность и снисходительность

- сдержанность в эмоциях и словах

- критически относиться к своим поступкам и словам

- всегда ставить себя на место другого человека и стараться понять его

- никогда не переходить на личность

- вести разговор по существу

- поиск компромисса

Такие качества даны нам от рождения или их можно воспитать в себе?

7. Заключительное слово классного руководителя.

Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии: в одних случаях жестко настоит на своем, в других - уступит, в третьих - найдет компромисс. А чтобы не ошибиться в выборе стратегии поведения, нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Надеюсь, толику этих знаний вы получили в ходе сегодняшнего часа общения.

8. Подведение итогов.

Какая стратегия выхода из конфликтных ситуаций вам ближе всех?

Какой стратегии хотели бы научиться? Что этому мешает?

Классный час хотелось бы закончить такими словами: Не бывает неразрешимых конфликтов. Просто есть люди, которые не умеют или не желают их разрешать. Не будьте такими людьми.

Спасибо за внимание и понимание.






















Список используемой литературы

1




13




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!