СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка Конспект урока «Монастырь»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка Конспект урока «Монастырь»

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Конспект урока «Монастырь»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №23 города Димитровграда Ульяновской области»


Романова Елена Николаевна


учитель начальных классов


Методическая разработка Конспект урока «Монастырь»

(4 класс)

Цель: сформировать уважительное отношение обучающихся к монашеству как добровольному выбору человеком пути служения Богу, признание большой роли монастырей в истории нашей страны.

Учебные задачи:

  • Познакомиться с устройством монастыря; православными традициями монашеской жизни; монашескими обетами; монашеским облачением.

  • Показать роль монахов (монастырей) в истории страны.

Воспитательные задачи:

  • продолжить воспитание патриотических чувств;

  • формирование уважительного отношения к религиозным чувствам православных верующих;

  • помочь обучающимся осмыслить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу.

Развивающие задачи:

  • продолжить развитие эмоционально-нравственной сферы обучающихся;

  • продолжить развитие мыслительных умений (анализ текста с целью выделения признаков, подведение под понятие), переноса знаний и умений в новые ситуации, умения слушать и вступать в диалог, работать в парах.

Основные термины и понятия: монах, монастырь, скит, лавра, призвание, послушание.

Оборудование. Медиапроектор, компьютер, ИД.

Формы и виды деятельности:

  • беседа;

  • самостоятельная работа с текстом, выборочное комментированное чтение;

  • работа с иллюстративным материалом: презентация, иллюстрации учебника;

  • самостоятельная индивидуальная работа,

  • работа в парах.


УМК:

  • Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений / А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2010. – 95 с.: ил

  • Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры: учебное пособие для 4-5 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.


Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, дата, основные понятия.


План урока.

  1. Что такое монастырь?

  2. Когда и где возникли первые монастыри?

  3. Каково назначение монастыря? Зачем строили монастыри?

  4. Как устроен монастырь?

  5. Монашеское облачение.

  6. Почему люди уходят в монастырь? Как становятся монахом?


Ход урока.

Этап № 1. Организация начала занятия:

Проверка готовности класса к уроку. Создание благоприятного эмоционального фона.

- Здравствуйте, дорогие ребята!

- Все готовы к уроку?

- С каким настроением вы пришли на урок?

- Что вы ждете сегодня от урока?

Этап № 2 Актуализация опорных знаний:

Отгадай загадки.

  1. Отделен алтарь от храма,

Здесь висят иконы в рамах,

Пред киотами лампады

Зажигаются как надо,

Перед службою, как раз.

Это что? _ _ _ _ _ _ _ _ _. (Иконостас)


2. Чтобы мелодия простая

В предрассветной дымке тая,

Выводила к Церкви Божьей

И к молитве всех звала,—

Бьет звонарь в _ _ _ _ _ _ _ _.(Колокола)


3.Посмотри, туман окутал

Паперть, храм и даже _ _ _ _ _! (Купол)


В церкви действо началось,

И по храму разлилось

Сладостное пение,

Всенощное _ _ _ _ (Бдение)_ _


Вставь недостающее слово. О чем идет речь?



Текст:

«______в России появились в 11 в. после принятия принятием христианства. ___ сыграли важную роль в укреплении и развитии нашего государства. В первые века после крещения Руси ______ были центрами распространения письменности, вели летописи, собирали библиотеки».


- О чем идет речь в данном тексте?

Предполагаемые варианты ответов учащихся: О монастырях…

Найдите слово, выпадающее из логического ряда, и объясните свой выбор:


а) мирянин, послушник, монах, инок

б) трапезная, келья, храм, магазин.


Все ли слова нам понятны?

Предполагаемые варианты ответов учащихся: Нет, есть незнакомые слова….

- Как вы думаете, с чем связаны все эти слова?

Предполагаемые варианты ответов учащихся: С монастырем.

- Что вы знаете о монастырях?

- Являются ли наши знания полными?

Предполагаемые варианты ответов учащихся: Нет, надо вопрос изучить.

- О чем мы будем говорить сегодня на уроке? Какова тема нашего урока?

Предполагаемые варианты ответов учащихся: Монастыри.

- Какой будет цель нашего урока? На какие вопросы, нам нужно найти ответы?

Учитель записывает на доске ответы учащихся

-Что мы записали на доске?

Предполагаемые варианты ответов учащихся: План урока.

- Где вы можете найти ответы на эти вопросы?

Предполагаемые варианты ответов учащихся:

  • Учитель раскрывает новую тему на уроке.

  • На уроке мы можем воспользоваться учебником.

  • Дома можно поговорить с родными.

  • Прочитать в книгах.


Этап № 3. Изучение нового материала.

Сегодня мы познакомимся с православным монастырём; узнаем, кто такие монахи; почему люди уходят в монастырь; чем занимаются монахи, какова цель их жизни.

  1. Работа с понятиями.

Работа с текстом учебника. С.80. Чтение и объяснение слов.

Прочитайте, пожалуйста, текст рабочего листа «Монастырь».1

Найдите значение слов, написанных на доске и рабочем листе: монастырь, монах, инок, лавра. Какие незнакомые слова мы еще встретили в тексте?


Учащиеся знакомятся с текстом, находят и подчеркивают в рабочих листах предполагаемые ответы.


Монастырь - обитель, общежитие братий и сестер, принявших монашество;

Монах (монахиня) - в переводе с греч. «одинокий, отшельник»;

«монос» - один;

Инок – «иной, не такой, как обычные люди», монах;

Монах = инок – человек, удалившиеся от общества и посвятившие себя служению Богу.

Лавра – крупнейший мужской монастырь. Лавра – с греч. «улица», «поселок».

- Какие слова вы не нашли?

Предполагаемые ответы учащихся: Скит.

Монахи – отшельники строили в глухих местах свои жилища - скиты.

Скит - уединённое жилище отшельника. Маленький монастырь.

2. Когда появились первые монастыри?

Первую христианскую монашескую общину основал в конце III – IV в. Антоний Великий.

3.Каково назначение монастыря? Зачем строили монастыри?

Давайте посмотрим, как выглядят монастыри. У нас в городе были и сегодня возрождаются действующие монастыри: Казанский женский и мужской Кирилло-Афанасьевский монастырь. Рядом с городом находится Толгский женский монастырь. А вот это здание Спасо-Преображенского монастыря вам всем знакомо.


- Рассмотрите, пожалуйста, фотографии Спасо–Преображенского и Толгского монастыря.


А что общего во внешнем облике монастырей? На что похожи эти монастыри? Как вы думаете, почему?


Предполагаемые ответы учащихся: Монастыри похожи на крепости. Толстые стены, башни, мощные ворота. Монастыри окружены мощными стенами.

Рассказ учителя. Во времена войн и нашествий монастыри становились крепостями, за стенами которых могло спрятаться местное население. В 1609 году Спасский монастырь и Ярославский кремль выдержали осаду польских отрядов, продолжавшуюся около месяца, в то время как остальная часть Ярославля была захвачена.

Бывало, хотя и редко, что сами иноки принимали участие в битвах.


- Можете ли вы назвать примеры участия монахов в защите нашей страны?

Предполагаемые ответы учащихся: Пересвет и Ослябя – иноки Троице–Сергиева монастыря. 1380 г. Куликовская Битва. Сергий Радонежский благословил на битву с ордынцами двух иноков.


Работа с иллюстрациями.

- Рассмотрите репродукции картин В. Васнецова и М. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем».


- Как вы догадались, кто из участников поединка монах? Почему вы так решили?


Предполагаемые ответы учащихся: По одежде.

-Почему имя монаха Александра (Пересвета) осталось в памяти народа?

Предполагаемые ответы учащихся: совершил подвиг, спас людей…

Монастыри становились крепостями только в годы военных испытаний.

- Каково главное назначение монастыря?

Главным для монахов остается духовное служение Богу, молитва.

- Посмотрите небольшой фрагмент документального фильма о Толгском монастыре и расскажите, о каких моментах жизни монахов фильм повествует.


Просмотр отрывка (5 мин.) из фильма «Свет в нощи скорбей» о Толгском монастыре.


- Что вы узнали о жизни монастыря?

Почему монашество почитается православными как подвиг?

- Какое главное правило монашеской жизни?


Предполагаемые ответы учащихся: Утро в монастыре начинается рано: иногда даже в 3 – 4 часа, монахи совершают утреннюю молитву. В перерывах между молитвами монахи усердно трудятся, выполняют послушания, работают на полях, в монастырской кухне, в мастерских (вышивают, пишут иконы..). Главное правило «Трудись и молись».


Монашество почитается православными как подвиг, потому что свою жизнь монахи посвящают исполнению Божьих заповедей, а для этого молятся и трудятся.


Молись, надейся и трудись,
Работы тяжкой не страшись,
Верь: кто добра достичь желает,
Тому Всевышний помогает.
Найдёшь ли трудности в ученье,
Иль позже в жизни затрудненья,
На Божью помощь положись,
Молись, надейся и трудись.

Архимандрит Павел Груздев

Физкультминутка.

4. Как устроен монастырь?

- Давайте перечислим и запишем здания, которые находятся на территории монастыря? О каких зданиях, вы узнали из фильма?


Предполагаемые ответы учащихся: Храм, мастерские, столовая – трапезная, подворье.


Учитель дополняет ответы обучающихся. Архитектурный ансамбль монастыря включает здания различного назначения. Здание для проживания в монастыре – келейный корпус. Одна комната – келья. Общежитие для проживающих называется келейный корпус. Столовая, где они кушают – трапезная. В крупных монастырях находились семинарии – духовные училища. В таких монастырях строились отдельные помещения для библиотеки.


- Рассмотрите изображение кельи. Что вы можете сказать о ее обстановке?

Рассказ учителя. Келья. В русских монастырях келья, как правило, представляет собой комнатку на одного-двух монахов с минимальным внутренним убранством: столом, стулом, кроватью или жестким топчаном. Очень часто в монастырских кельях встречается полка для книг, а также индивидуальный иконостас, состоящий из бумажных иконочек. Монастырская традиция предполагает, что все то время, которое монах не занят на послушаниях или монастырских службах, он проводит в своей келье за молитвой, рукоделием и чтением духовных книг. Согласно уставу общежительного монастыря, в братский корпус вообще, и в келью в частности, не рекомендуется заходить посторонним людям.


Давайте вспомним наше задание.

Что лишнее в ряду? Трапезная, келья, храм, магазин.


5. Монашеское облачение.

- Как можно по внешнему виду отличить монаха от обычных мирян?

Предполагаемые ответы учащихся: По одежде монаха.

Электронное приложение к учебнику А.В.Кураева «Одежда монаха» или чтение статьи учебника А.В.Кураева на С.81 «Это интересно».


- Что символизируют элементы монашеского облачения?

Учащиеся заполняют рабочий листа. Один из учащихся делает это задание на интерактивной доске.


Как вы думаете, почему облачение монахов черного цвета? Что символизирует этот цвет?

Предполагаемые ответы учащихся: черный цвет – цвет печали, скорби. Чёрный цвет является символом покаяния, скорби о грехах, плача об утраченном райском блаженстве.


Отгадайте загадку.

Она прообраз крыльев за спиной,

Зовет меня и манит за собой.

И я б хотел носить ее достойно,

Чтоб побеждать во всех духовных войнах.

Отрада и защита в битвах братии —

Монашеские складчатые (мантии)_ _ _ _ _ _.


6.Почему люди уходят в монастырь? Как становятся монахом?

Учебник А.Кураева С. 81. Комментированное чтение.

- Какие шаги должен совершить человек, чтобы стать монахом?

Предполагаемые ответы учащихся:

1 шаг. Послушание.

2 шаг. Принесение монашеских обетов.

3 шаг. Пострижение. Получение нового имени.


- Кого называют послушником?

- Назовите однокоренные слова к слову «послушник»?

- В чем смысл послушания?

- Как вы думаете, почему именно послушание так важно для человека, решившего стать монахом?


- Какие монашеские обеты дают послушники?

Предполагаемые ответы учащихся:

Монашеские обеты:

  • Послушание (отказ от своеволия);

  • Безбрачие (отказ от семейной жизни);

  • Нестяжание (отказ от личной собственности);


- Что означает постриг?

Давайте решим оставшееся задание. Что лишнее в ряду?

а) мирянин, послушник, монах, инок


Отгадайте загадку.

К жизни трудной и строгой пришел

Он из жизни веселой и пестрой.

Но ему только здесь хорошо,

Потому-то и принял он (постриг)_ _ _ _ _ _ _.


- Как вы думаете, трудно ли быть монахом?


Рассказ учителя. Конечно, монахом быть очень трудно. Чтобы усмирить свою гордыню и страсти, монахи иногда сами по своей воле накладывают обеты – обет молчания, обет столпничества. Некоторые монахи даже заковывают себя в кандалы и вериги. Вериги – это тяжелые металлические оковы.

В Переславле в ХII веке жил монах Никита Столпник. Он служил сборщиком княжеских податей. Был жестоким и жадным. Он раскаялся в своих грехах и пришел в монастырь. Три дня Никита стоял у ворот и исповедовал входящим свои грехи. Приняв постриг, Никита выкопал яму, поселился в ней, надев на себя вериги и каменную шапку. Дар исцеления молитвой и духовные подвиги святого Никиты привлекали сюда множество людей. Погребен Никита Столпник был на территории Никитского монастыря, официально канонизирован в ХVI веке. В 2000 году произвели вскрытие его мощей, и сегодня они покоятся в Благовещенском храме.

Они сознательно заставляют терпеть и страдать свое тело, чтобы душа стала чище.


Почему люди уходят в монастырь?

Учитель говорит о призвании.

Этап №5. Закрепление полученных знаний.

- Чем монастырь отличается от церкви, а монах от священнослужителя?

Работа по парам. В каждом монастыре есть свой устав. У русского народа существует поговорка «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят». Тысячи экскурсантов посещают монастыри. Но всегда ли правильно ли они себя ведут. Мы с вами говорили уже о правилах поведения в храмах. Прочитайте, пожалуйста, сочинение ученика Ивана Петрова о том, как он побывал в Толгском монастыре.


Найдите ошибки в поведении Ивана и его родителей. Что бы вы им посоветовали?


Учащиеся знакомятся с текстом о правилах поведения в монастырях в рабочем листе.

Этап №6. Подведение итогов занятий. Объяснение домашнего задания.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что вас заинтересовало?

- О чем следует поговорить более подробно?

-Что осталось непонятным?

Домашнее задание.

  • Познакомьтесь с историей ярославских монастырей. Подготовьте о них рассказ, презентацию.

  • Запишите правила поведения в монастыре.



Информационные источники


  • Костюкова Т.А., Восресенский О.В. Савченко К.В. Основы православной культуры. – М.: Дрофа, 2012. Электронное пособие к учебнику.

  • Наши загадки.- "СВЕТ ПРАВОСЛАВИЯ", 2007.

  • Сайт Праволимп. Раздел ОРКСЭ - . http://pravolimp.ru/main/main



Приложение.


Рабочий лист. Урок « Монастырь".


  1. Монастырь


Р остов Великий.

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь

Слово «монастырь» обозначает обитель (от глагола «обитать»), в которой живут люди, удалившиеся от общества и посвятившие себя служению Богу, — иноки, или монахи.

Монахи дают обеты послушания, смирения, чистоты, совершают подвиги поста и молитвы.

Монастыри же бывают мужскими и женскими. Некоторые монастыри, особо большие, знаменитые, славящиеся духовными подвигами своих иноков, зовутся лаврами. Монастыри (так же, как и храмы, церкви) призваны воплощать прообразы рая на земле, дом Бога и всех Его святых, поэтому по православной традиции их принято неустанно украшать, окружать цветущими садами или просто сажать вокруг даже самой маленькой церкви прекрасные цветы. Раньше в ограде монастыря и церквей располагались кладбища. Эта традиция древняя, так как православные должны знать и всегда помнить слова: «У Бога нет мёртвых, но все живые». И человек, приходивший в храм, сначала отдавал поклон своим умершим родным как живым, потом входил в храм, ставил свечку за них, а затем молился о всех живущих.

Приезжая в монастырь, человек переступает как бы невидимую границу, разделяющую наш земной мир, с его заботами, тревогами, суетой, развлечениями, страстями, и мир небесный, духовный, где всё подчинено, как говорят святые подвижники, духовному деланию.

У нас на земле много православных обителей. Самые знаменитые — это, например, Свято-Троицкая Сергиева лавра, Псково-Печерский монастырь, Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, Свято-Введенская Оптина пустынь, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь и многие другие.


Найди и объясни слова: монастырь, монах, инок, лавра, скит.


Скит- __________________________________________________________

________________________________________________________________



II.

келья-_________________________________________________________

трапезная - _______________________________________________________


III. Одежда монаха.

Подпиши, как называются части монашеского облачения, и что они символизируют.






___________________ _____________________________

____________________ _____________________________

____________________ _____________________________

____________________ _____________________________









_______________________ __________________________ _________________________ _____________________________

_________________________ ____________________________

IV. Правильно ли вели себя Иван Петров и его родители в монастыре? Что бы вы посоветовали Ивану?


Сочинение Ивана Петрова «Экскурсия в монастырь».


В летние каникулы мы с родителями ездили в Толгский монастырь. Было очень жарко, и мы с папой надели фирменные шорты и бейсболки, мама - новый брючный костюм.

В монастыре нам очень понравилось: красивые храмы, чистые дорожки, очень много цветов.

Мы гуляли долго и проголодались, сели на скамейку, разложили приготовленные мамой бутерброды. Вдруг поднялся ветер, и наши бумажки, как самолетики, полетели по лужайке. Было очень интересно за ними наблюдать.

В храме очень понравилось. Я увлекся тем, что громко произносил слова, а эхо мне отвечало. Правда, бабушки в храме почему-то стали на нас ворчать. Услышав телефонный звонок, я пошел на улицу. Пока я ждал родителей, пританцовывал в такт любимой музыке, а потом нарвал на клумбе ярких цветов, чтобы подарить маме.

Пришло время возвращаться домой. Довольный и счастливый, я помчался к выходу.

1 Урок « Монастырь», рубрика «Это интересно». - Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры: учебное пособие для 4-5 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.



11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!