Содержание:
1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………3
2. Подготовительный этап………………………………………………………………………………...4
3. Основной этап…………………………………………………………………………………………..5
3.1. 1 часть……………………………………………………………………………………………5
3.2. 2 часть…………………………………………………………………………………………….7
4. Заключительная часть………………………………………………………………………………….8
5. Список литературы…………………………………………………………………………………......9
6. Автор разработки, должность и место работы………………………………………………………10
1. Пояснительная записка
Волейбол – составная часть программы по физической культуре в школе. Она является одним из средств решения основных задач по физическому воспитанию: укрепление здоровья школьников, формирование и воспитание физических качеств (сила, быстрота, выносливость, координация движений). Для любителей волейбола – распространенное развлечение и способ отдыха благодаря простоте правил и доступности инвентаря.
Место проведения урока: спортивный зал (стандартный).
Инвентарь: свисток, волейбольный мяч, сетка волейбольная, секундомер.
Продолжительность занятия: 40 минут.
Методическое и дидактическое обеспечение: учебник А.П. Матвеев. Физическая культура. Москва «Просвещение» 2013г.
Тип урока: обучающий.
Раздел: волейбол, учащиеся 7-го класса.
Условия для проведения урока: игра производится на площадке, которая представляет собой прямоугольник 18x9 м. поверхность площадки твердая и ровная. Площадка ограничивается короткими (лицевыми) линиями и длинными (боковыми). Середины боковых линий соединяются прямой линией, которая называется средней. На расстоянии 3м. от средней линии и параллельно ей проводят линии, соединяющие боковые линии – это линия нападения. Ширина всех линий разметки площадки 5 см, они входят в размеры ограничиваемых ими площадей. Цвет линии должен отличаться от света площадки. Над средней линией площадки натягивается сетка длиной 9.5 м. и шириной 1 м. Сетка крепится на двух стойках (столбах), которые устанавливаются на расстоянии не ближе 50 см. от боковых линий. Высота сетки в середине площадки должна быть 2.43 м. для мужских команд и 2.24 м. для женских.
Цель урока: овладение способами оздоровления и укрепления организма учащихся посредством занятий волейболом.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с рациональным питанием школьников; формировать у учащихся координационные и кондиционные способности;
2. комплексно развивать координацию, силу, скорость, выносливость; содействовать формированию чувства ответственности, коллективизма, воспитывать упорство и потребность к занятиям физическими упражнениями, развивать интеллект;
3. содействовать достижению гармоничности в физическом развитии.
План урока:
1. Подготовительный этап – 12 минут;
2. Основной этап – 28 минут;
3. Заключительный этап – 5 минут.
2. подготовительный этап (12 минут).
1. Этап образовательного процесса: знакомство с темой и планом урока. Познакомить с культуре здоровья, соблюдением правил здорового образа жизни.
Деятельность учителя: ознакомить учащихся с целью и задачами урока, настроить на урок; рассказ о культуре здоровья и правилах ЗОЖ и их соблюдения.
Деятельность учащегося: личностная - формирование интереса; регулятивная - активное участие в диалоге с учителем, самостоятельно выстраивают правила ЗОЖ с помощью памятки и инструкций учителя; познавательная - весь класс во фронтальном режиме слушает учителя, совместно с учителем делают вывод: что же такое «культура здоровья» и «ЗОЖ»; коммуникативная - ведут обсуждение по заданной теме, вступают в диалог с учителем и одноклассниками, строят высказывания по теме «ЗОЖ».
Итог.
- Что значит культура здоровья?
- От чего зависит наше здоровье?
-какие правила ЗОЖ вы знаете?
2. Разминка: ОРУ на месте.
Этап образовательного процесса:
-исходное положение (и.п.) – руки на поясе; наклоны головы 1-вправо, 2-влево, 3-вперед, 4-назад;
-и.п. – о.с., руки в замок, круговые вращения кистями, произвольно (20 сек.);
-и.п. – о.с., руки в замок, волнообразные движения кистями влево (на первые 4 счета), то же вправо (на следующие 4 счета);
- и.п. – о.с., руки в замок; 1 – руки ладонями к груди; 2 – выкрут вперед; 3 – и.п.; 4 – выкрут вверх;
- и.п. – о.с., правая рука вверху, левая внизу, рывки руками на каждый счет (6 -8 раз), постепенно увеличивать частоту движений до максимальной;
- и.п. – о.с., руки к плечам, круговые движения руками вперед, то же – назад (по 4 раза);
- и.п. – о.с., круговые движения прямыми руками вперед, то же назад, (по 4 раза), следить за амплитудой движений;
- и.п. – о.с., руки на пояс, круговые движения туловищем вправо, то же – влево (по 4 раза), следить за амплитудой движений, ноги прямые, пятки не отрывать от пола;
- и.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс; пружинящие наклоны туловища к правой ноге, в середину, к левой ноге, и.п. (по 4 раза), ноги в коленях не сгибать, руками достать пола;
- и.п. – о.с., руки на пояс, прыжок ноги вместе (15 сек.), прыжки на месте, прыгать на носках, туловище и ноги прямые.
Деятельность учителя: подготовить организм занимающихся к работе в основной части урока, упражнения выполняются в шеренгу по два, все упражнения разминки выполнять по 6 повтора, размять кисти рук для дальнейших упражнений, упражнения выполнять на максимальной амплитуде, при выполнении упражнений организуем анализ правильности выполнения упражнений партнером, наклон делать глубже, ноги в коленях не сгибать, при выполнении прыжков на месте – сохранять дистанцию.
Деятельность учащегося: личностная - установить роль разминки при подготовке работы с волейбольными мячами, умение выполнять физические упражнения для развития мышц, правильное выполнение задания, безопасное поведение во время выполнения задания; регулятивная - Самостоятельно выстраивают правила ЗОЖ с помощью памятки и инструкций учителя, сознательное выполнение определенных упражнений, определить последовательность и приоритет разминки мышечных групп, выполняют команды учителя, контролируют свои действия согласно инструкции учителя; познавательная - планировать путь достижения цели, ставить познавательные задачи, произвольно строим речевое проговаривание упражнений за учителем при проведении разминки, коммуникативная - обсудить ход предстоящей разминки, деятельность направлена на продуктивное взаимодействие при проведении разминки как со сверстниками при работе, так и с учителем.
3. Основной этап (28 минут).
Этап образовательного процесса: сегодня мы с вами закрепим перемещения в стойке игрока, а так же будем учиться передаче мяча 2-мя руками сверху, а сейчас я попрошу вас построиться, и мы начинаем работу.
Деятельность учителя: деление класса на два отделения (по половому признаку или по степени физической готовности). Рассказ и показ техники верхней передачи.
Деятельность учащегося: личностная - соблюдение правил выполнения заданного двигательного действия, проявление дисциплинированности; регулятивная - умение регулировать свои действия, взаимодействовать в группе; познавательная - формировать мыслительные операции по каждому из разучиваемых элементов и соединение их в целое; коммуникативная - распределение функций обучающихся во время работы по местам занятий.
3.1. 1 часть (18 минут).
Этап образовательного процесса: кисти рук в «замок». Кистевое вращение в сочетании с ходьбой перекатом с пятки на носок. Стойки и перемещения игрока. Перемещение от лицевой линии до средней линии – лицом вперед, обратно – спиной вперед.
Деятельность учителя: перемещениями называют способы передвижения игрока на площадке для выполнения технических приёмов и тактических действий. Обратить внимание на постановку стопы, ноги слегка согнуты. Руки согнуты в локтевых суставах, кисти на уровне пояса.
Деятельность учащегося: личностная - повторяют за педагогом и запоминают, владеть известными современному волейболу приемами игры и уметь осуществлять их в разных условиях, развитие чувства ритма; регулятивная - осуществляют самоконтроль за состоянием своего организма; познавательная - умение анализировать, выделять и формулировать задачу; коммуникативная - развиваем умение выразить свою мысль по поводу освоения технических приёмов и тактических действий одноклассниками.
Работа в парах вдоль зала.
Этап образовательного процесса: 1. Передача мяча сверху двумя руками от головы; 2. Верхняя передача мяча после одного отскока от пола; 3. Один учащийся набрасывает мяч другому, тот выполняет верхний приём над собой.
Деятельность учителя: проведение краткого инструктажа, руководство работой, коррекция действий (по мере необходимости). Рассказ учителя: приём начинается с разгибания ног, затем начинают движения руки. В момент соприкосновения рук с мячом ноги разгибаются быстро, заключительным движением кистей рук мячу придаётся необходимое направление.
Деятельность учащегося: личностная - оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, положительное отношение к занятиям двигательной деятельностью; регулятивная - принимать инструкцию учителя, четко ей следовать,
осуществлять контроль, оценивать выполнение двигательных действий согласно поставленным задачам; познавательная - владения знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовки в соответствии с возрастным нормативом; коммуникативная - уметь договариваться в совместной деятельности, взаимодействовать со сверстниками.
Работа у сетки – в тройках.
Этап образовательного процесса: 1. Первые номера встают лицом перед своими игроками, держа в руке мяч в стойке волейболиста один занимающийся набрасывает мяч партнеру, второй верхней передачей возвращает ему мяч обратно. 2.Ученик подбрасывает мяч и выполняет передачу мяча 2-мя руками сверху партнеру. Партнер ловит и делает тоже задание.
3. Верхняя передача над собой и передача партнеру.
Деятельность учителя: при верхней передачи основная нагрузка приходится на указательные и частично средние пальцы, большие пальцы смягчают воздействие мяча на руки, а безымянные и мизинцы поддерживают мяч.
Деятельность учащегося: личностная - внимательно относится к собственным переживаниям при допущении ошибок, развитие координационных способностей в сложных двигательных действиях; регулятивная - сохранять учебную цель и задачу, осуществлять самоконтроль; познавательная - владеть комплексом приемов, которыми в игре приходиться пользоваться чаще, и выполнять их с наибольшим эффектом; коммуникативная - находят адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности, формирование умения работать в группе; договариваться; контролировать действия партнера.
3.2. 2 часть (10 минут).
Этап образовательного процесса: Класс делится на три команды, эстафета с элементами волейбола.
1. Капитан держит мяч в руках перед лицом (кисти в «ковшик»). Сгибая ноги и, выпрямляя их, бросает мяч партнеру через сетку игрок тоже стоит в позе волейболиста, ловит и бросает мяч обратно. После этого становится в конец строя;
2. «Одна верхняя передача». Капитан накидывает волейбольный мяч через сетку, игрок выполняет передачу сверху и становится в конец строя. Игра завершается, когда все побывают в роли капитана, команда, закончившая игру раньше выигрывает;
3. Добежать до сетки, подкинуть мяч, пройти под сеткой, поймать мяч с обратной стороны. Оббежать стойку, вернуться обратно в строй команды, передав мяч следующему.
Деятельность учителя: после каждых 10 передач меняться ролями. Руки с ногами выравниваем, плавно выпрямляемся и мяч подбрасываем своему игроку. Обратить внимание учащихся на стойку и расположение рук и пальцев на мяче. Набрасывать мяч партнеру точно на подготовленные руки. Обратить внимание на стойку и готовность рук к передаче. При передаче руки и ноги выпрямляются, руки сопровождают полет мяча и после передачи почти полностью выпрямляются. Помогает и поправляет:
- У вас все получилось, вы молодцы! Но нам есть, к чему стремится, чтобы быть сильными, здоровыми, ловкими.
Деятельность учащегося: личностная - постоянно совершенствовать приемы, улучшая общую согласованность их выполнения. Развитие доброжелательного отношения к учителю и товарищам; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности.
Активное включение в выполнение двигательного действия; взаимодействие со сверстниками;
развитие внимания; регулятивная - самоконтроль правильности выполнения упражнений, умение собраться, настроиться на деятельность, осуществлять самоконтроль, выявлять отклонения от эталона; познавательная - умение выделять необходимую информацию, осуществлять актуализацию полученных ранее знаний, основываясь, в том числе, и на жизненном опыте, анализ полученной информации, умение сосредоточиться для достижения цели; коммуникативная - умение заметить достоинства и недостатки своего исполнения движений, оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам, взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, внимательное отношение к собственным переживаниям и переживаниям соперников.
4. заключительный этап (5 минут).
Этап образовательного процесса: анализ выполнения устных заданий на уроке обучающимися, рефлексия, домашнее задание Учитель задает вопросы:
- что нового узнали на уроке?
- как вы понимаете, что такое культура здоровья? ЗОЖ?
Напомнить фразу «В здоровом теле - здоровый дух». Помочь сделать вывод, что здоровье тела зависит и от питания, а здоровье духа - от здоровья тела
- какие упражнения вы сегодня выполняли на уроке?
- оцените свою работу на уроке.
Составьте памятку для детей и родителей «правила ЗОЖ в моей семье».
Деятельность учителя: восстанавливаем пульс, дыхание. Проверяем степень усвоения обучающимися знаний на уроке. Для того, чтобы сохранять и укреплять здоровье, необходимо знать, как работает организм. Важно соблюдать правила питания, тогда пищеварительная система будет хорошо работать! Задаем устное задание на дом.
Деятельность учащегося: личностная - определить собственные ощущения при освоении учебной задачи на уроке; осознать нужность домашнего задания; регулятивная - условия, необходимые для достижения поставленной цели, определить смысл поставленной на уроке устного задания, оценивают свою работу на уроке, прослушивают оценку учителя, вычленять новые знания, объяснять понятие «культура здоровья», «зож»; познавательная - формируем умение выделять основные признаки сравнения выполнения устных заданий, обсуждают работу на уроке, повторяют новые полученные знания на уроке, оценивают свою деятельность; коммуникативная - обеспечиваем социальную компетентность и учет позиции других людей, отвечают на вопросы учителя, формулируют понятие «культура здоровья», «зож»,слушают одноклассников, активно участвуют в решении коммуникативной задачи, выражают свое мнение об итогах работы на уроке.
5. Список литературы:
Методическое и дидактическое обеспечение:
- учебник А.П. Матвеев. Физическая культура. Москва «Просвещение» 2013г.;
- Г.А. Колодницкий, В.С.Кузнецов И.В. Маслов. Волейбол «Внеурочная деятельность учащихся». Москва 2011г.;
- Железняк Ю.Д. Обучение техники приема подачи в волейболе. Физическая культура в школе.2004.;
- Ю.Д.Железняк, В.А. Кунянский. Волейбол «У истоков мастерства». Москва 1998г.;
- Назаренко Л.Д. На занятиях с волейболистами-старшеклассниками. Физическая культура в школе.2005.
Программы общеобразовательных учреждений:
- программы общеобразовательных учреждений «Физическая культура». Основная школа. Средняя (полная) школа. 5-11 классы. Составитель А.П. Матвеев, доетор пед. наук (Москва, «Просвещение», 2007. – 2-е издание. Допущено министерством образования и науки РФ.
6. Автор разработки, должность и место работы.
Место работы:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №8" Асбестовского городского округа. Автор разработки:
Федосеева Мария Владимировна. Должность:
Учитель физической культуры.
9