СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка конспекта урока окружающего мира "Как возникали и строились города?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока изучения нового материала по окружающему миру в 4 классе. УМК : Начальная школа XXI века.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка конспекта урока окружающего мира "Как возникали и строились города?"»

Конспект по окружающему миру для 4 класса

УМК: Начальная школа XXI в.

Тема: как возникали и строились города.

Тип урока: изучение нового материла.

Цель: формировать представление у учащихся о постройках старинных городов.

Задачи:

  • Образовательная: формировать навыки самостоятельной работы с текстом учебника;

  • Развивающая: развивать умение осознанного построения собственных высказываний;

  • Воспитывающая: воспитывать интерес к истории своего города.

Оборудование: карточки с вопросами, кроссворд.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный

Метод: вступительное слово учителя.

- Здравствуйте! Я рада видеть вас. Наши знания – это наше богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. И сегодня нам предстоит пополнить багаж знаний.

Слушают учителя.


Актуализация знаний

Метод: слово учителя, работа карточками.

- С какой темой мы познакомились на прошлом уроке?

- Давайте проверим ваши знания. Я буду показывать вам карточки с вопросами, на которые вы должны дать ответ.

1 карточка: Что такое рельеф?


2 карточка: Что такое равнина?


3 карточка: Как называется одна из крупнейших равнин земного шара?

4 карточка: Где располагается Западно-Сибирская равнина?

5 карточка: Какая граница проходит по Уральским горам?

6 карточка: На какой горе на Северном Кавказе расположен город Пятигорск?


- Рельеф России.




- Рельеф – это совокупность всех неровностей поверхности Земли.

- Равнина — это земная поверхность без высоких холмов и гор.


- Восточно-Европейская равнина.


- За Уральскими горами.


- По Уральским горам проходит граница между Европой и Азией.

- На горе Машук.




Показывает карточки с вопросами.

Сообщение темы урока

Метод: инструктирующее слово учителя, беседа.

- На доске вы видите кроссворд. Разгадайте его. Какое ключевое слово у вас получилось?

- Значит, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

- Тема нашего урока «Как возникали и строились города».



- Город.


- О городах.

На доске нарисован кроссворд.

Вопросы к кроссворду: 1. Место с равниной или холмистой поверхностью, лежащей высоко над уровнем моря. (Плоскогорье)

2. Крупная река, протекающая по территории Западно-Сибирской равнины. (Обь)

3. Какие горы называли “Каменным поясом Земли Русской?” (Уральские)

4. Какой поэт был убит на Северном Кавказе, на склоне горы Машук? (М.Ю. Лермонтов)

5. Самая высокая гора Уральских гор? (Народная)

Изучение нового материала

Метод: работа с учебником, беседа.

- Откройте учебники на странице 51. Давайте с вами прочитаем как же выбирали место для строительства города.

- Рассмотрите картину на странице 52 и ответьте на вопрос: как люди выбирали место для будущего поселения?

- Почему свои поселения они строили на высоком берегу реки?


- Читают хорошо читающие дети по очереди.



- Будущее поселение должно было располагаться на высоком берегу реки.


- Чтобы вода была рядом, а высокие берега защищали от наводнения.



- А как вы думаете, строили ли люди свои поселения около леса? Почему?

- Сверим наши ответы с учебником. Откройте страницу 52 и посмотрите, правильно ли мы ответили?

- Вспомним, какой была Древняя Русь. Множество княжеств, ведущих между собой войны, постоянные набеги южных соседей — всё это создавало угрозу славянскому поселению. Давайте узнаем, как славяне защищали свои поселения от набегов? Эту информацию мы найдем на странице 53.

- Итак, как люди укрепляли свои поселения?

- Верно. Свои поселения славяне укрепляли для защиты от нападений врагов путем постройки кремля. Его окружали высоким земляным валом, на котором ставили крепкую ограду из заострённых дубовых брёвен, она называется частокол. Со стороны, не защищённой рекой, выкапывали глубокий ров, который заполняли водой. Через ров перекидывали мост. В случае опасности мост легко и быстро поднимали. Не просто врагу было взять такую крепость. И вот эти укреплённые посёлки со временем стали называться городами.

- Ребят, а вы знаете, в каком году был построен наш город Новокузнецк?

- Правильно, но назывался он в то время не Новокузнецк, а Кузнецкий острог.

- А какая часть города сохранилась с начала XIX века?

- Верно, конечно же за такой большой промежуток времени крепость реставрировалась и потеряла свой первоначальный вид. В наше время она не выполняет функцию военной крепости, а является историко-архитектурным музеем.

Высказывают свое мнение.


- Правильно.










- Они строили кремль.














- В 1618.





- Кузнецкая крепость.



Физминутка

На берегу большой реки

Строим город – я и ты.

Частоколом обнесем.

Назовем его кремлём.

Дружно будем проживать,

От врагов всех защищать.

Друг другу руки мы дадим –

Город наш непобедим.



Творческая работа

Метод: слово учителя.

- Давайте наглядно убедимся, какими были первые поселения. Нарисуйте укрепленное поселение, используя полученные знания.


Рисуют.


Подведение итогов и комментирование домашнего задания

Метод: беседа.

- Понравился ли вам урок? Чем?

- Что нового вы сегодня узнали?




- Дома прочитайте о «Кремлевских» городах на страницах 53-57. Первый ряд подготовит рассказ на тему «Соборы Кремля», второй — «Царь-колокол», третий — «Царь-пушка».


Высказывают свое мнение.

- Мы узнали, что первые города строились на высоких берегах реки. Для защиты от набегов врагов люди укрепляли их крепостью – кремлем.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!