Методическая разработка. Конспект внеурочного занятия по предмету музыка в рамках 115-летнего юбилея Н. Носова «Путешествие в Цветочный город».
Тема: Путешествие в Цветочный город.
Цель: Знакомство обучающихся с творчеством детского писателя Н. Носова. Развитие интереса к творческой деятельности.
Задачи:
- познакомить с творчеством детского писателя Н.Н. Носова;
- развивать память, воображение, речь;
- формировать здоровьесберегающие навыки (певческая установка, охрана голоса);
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, умение работать в команде;
- формировать интерес к творчеству, исполнительской деятельности.
Ход урока
Слайд 1
Дети заходят в кабинет под музыку «Да здравствует сюрприз» (М. Минков, Ю. Энтин)
Гусля: Здравствуйте, ребята!
(Дети: Здравствуйте!)
Гусля:
Добро пожаловать в Цветочный город. Вы знаете кто здесь живет?
(Дети: Коротышки)
Гусля: Правильно! А меня зовут Гусля, и я здесь главный музыкант.
Выбегает Незнайка
Незнайка: Подождите, подождите! Что значит, ты самый главный музыкант?
Гусля: А кто еще?
Незнайка: Я конечно (гордо). Я всё могу.
Гусля: Что, например?
Незнайка: (загибая пальцы) Петь могу
Гусля: Ну спой нам.
Гусля включает песню «Антошка», Незнайка кричит слова песни. Гусля и дети закрывают уши.
Гусля: Невозможно слушать.
Незнайка: Плясать могу
Гусля включает вальс, Незнайка прыгает и кричит «Асса».
Гусля: Какой кошмар
Незнайка: А ещё, я могу играть на всех музыкальных инструментах.
(Стучит громко по барабану, хватает трубу и начинает «играть» на ней (ту-ту-ту, ру-ру-ру)
Гусля: Остановись немедленно! (забирает трубу у Незнайки)
Это простой невозможно слушать и смотреть.
Незнайка: А что не так?
Гусля: А ты у ребят спроси.
Незнайка: Ребята, вам что не понравилось, как я выступал?
(Дети: Нееет!)
Незнайка: А почему?
(Ответы детей)
Гусля: Вот видишь, Незнайка, ты всё делаешь неправильно.
Незнайка: Я так хочу быть музыкантом. Ребята, почему же у меня ничего не получается?
(Дети: Чтобы петь, танцевать и играть на музыкальных инструментах красиво надо сначала долго и упорно учится.)
Гусля: Незнайка, я не просто так сегодня пригласил ребят в наш Цветочный город.
Незнайка: А для чего?
Гусля: В этом году отмечается 115-летний юбилей детского писателя, автора таких рассказов как:
Слайд 2
«Огородники», «Фантазеры», «Мишкина каша», «Живая шляпа»
Незнайка: Ребята, вы знаете о ком идет речь?
(Ответ детей: Н.Н. Носов)
Слайд 3
Гусля: Правильно! Конечно Н.Н. Носов. Ведь именно благодаря Николаю Николаевичу появился на свет наш замечательный Цветочный город и все его жители.
Слайд 4
Незнайка: И даже я?
Гусля: И ты и в том числе.
Незнайка: Гусля, а я сегодня пришел не один.
Гусля: И с кем?
Незнайка (дразнится): Вот ни за что не угадаете. Пройдете испытание, сами узнаете.
(Детям предлагается собрать пазлы на магнитной доске с изображением кузнечика. )
Гусля: Кто это ребята?
(Дети: кузнечик)
Незнайка: Молодцы, ребята! Правильно отгадали кто мой друг. Кузнечик иди сюда скорей.
(Под музыку выходит кузнечик (ребёнок).)
Кузнечик: Здравствуйте, ребята! А вы знаете что Николай Николаевич Носов написал про меня стихотворение?
Слайд 5
А замечательный детский композитор сочинил музыку, и получилась песня.
Незнайка: А кто такой композитор?
(Дети: музыкант, который сочиняет музыку)
Кузнечик: Только я, к сожалению, совсем забыл его имя.
Незнайка: Ну как же так, кузнечик? Ведь он написал столько музыки к мультфильмам и фильмам, которые наверняка все знают. Ребята, вы случайно не помните, как его зовут?
(Дети: нет)
Гусля: Подождите, не расстраивайтесь. Ведь наш Цветочный город необычный, и цветы нам помогут узнать имя композитора.
(На лепестках цветов зашифрована фамилия композитора. Нужно собрать все лепестки цветка в правильном порядке.)
Слайд 5.1
(Дети хором читают правильный ответ: Шаинский)
Незнайка: Ура! Мы узнали имя композитора, который сочинил песню про Кузнечика.
Кузнечик: Ребята, Владимир Шаинский написал огромное количество музыки к мультфильмам и фильмам. Давайте вспомним их. Посмотрите на экран.
Слайд 5.1, 5.2
А вы знаете что песне про Кузнечика скоро исполнится 70 лет.
Незнайка: Ого, как давно её сочинили.
Гусля: Да, Незнайка, очень давно. Ребята, давайте вспомним о чём идет речь в песне Николая Носова и Владимирова Шаинского «В траве сидел кузнечик»? Держи слова песни.
Гусля и Незнайка роняют листы с текстом песни.
Гусля: Незнайка, читай слова 1-го куплета.
(Незнайка читает 3-й куплет.)
Гусля: Ребята, это разве начало песни.
Дети: Нет
Кузнечик: Незнайка, ты все куплеты перепутал, теперь смысл песни будет не тот.
Ребята, давайте поможем Незнайке расставить куплеты в правильном порядке.
(Дети помогают Незнайке)
Слайд 6,7,8,9
Гусля: Незнайка, давай с ребятами разучим и споём эту весёлую песню.
Незнайка (обращаясь к детям): Согласны? Отлично.
Гусля: Ребята, прежде чем мы приступим к разучиванию песни давайте вспомним правила певческой установки и расскажем их Незнайке.
Как нужно сидеть или стоять во время пения? (ровно)
Что нельзя делать при пении? (нельзя кричать, можно потерять голос)
(Проводится небольшая распевка с детьми)
Слайд 10
Гусля: Давайте споём первый куплет (исполняется 1-й куплет песни)
Незнайка: Стойте! Чего-то не хватает.
Гусля: Я понял, чего не хватает. Ребята, посмотрите, что у меня есть (достает шумовые инструменты), давайте добавим звуков.
Незнайка (оживленно): О! Бренчалки, стучалки. Сейчас повеселимся (хватает бубен и беспорядочно стучит по нему)
Гусля: Подожди Незнайка, остановись! Ребята, подскажите Незнайке что это такое и как с этим нужно обращаться.
(Дети: Это шумовые инструменты. Нельзя ими стучать как попало. Инструмент может сломаться. Нельзя в таком шуме услышать музыку, ведь шумовые инструменты только сопровождают мелодию, поэтому должны звучать тише.)
Гусля: Незнайка, выбирай инструмент, который тебе понравился и присоединяйся к ребятам. Мы тебя сейчас научим как правильно играть на шумовых инструментах.
(Небольшая репетиция с детьми и Незнайкой)
Гусля: Кузнечик, а давай попросим ребят изобразить героев песни «В траве сидел кузнечик». Что нам для этого понадобится?
Кузнечик: костюмы и маски
Гусля: Незнайка, а хочешь принять участие в нашем представлении?
Незнайка: Конечно хочу. А что надо делать?
Гусля: Вот тебе маска, шумовой инструмент. Будь очень внимателен, вовремя начинай петь и играть, а тебе Кузнечик предлагаю сыграть главную роль.
(Инсценировка песни «В траве сидел кузнечик».)
Слайд 11
Гусля: Наш небольшое представление закончилось. Артисты могут снять маски.
Кузнечик: Ну что, Незнайка, понравилось тебе наше представление?
Незнайка: Конечно понравилось. И еще я многое узнал.
Гусля: что же ты узнал и запомнил?
Незнайка: Нельзя кричать во время пения, ломать музыкальные инструменты и играть на них беспорядочно.
Гусля: Молодец, Незнайка!
Незнайка: А еще я теперь обязательно пойду учится, чтобы стать музыкантом! Ребята, а вам понравилось в нашем Цветочном городе?
(Ответы детей)
Гусля: Тогда мы с удовольствием ещё раз позовем вас в гости. А сейчас пришла пора прощаться. До следующей встречи.
(Выход детей под песню «В траве сидел кузнечик».)