СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка конспекта учебного занятия по дисциплине «Основы схемотехники»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка конспекта учебного занятия по дисциплине «Основы схемотехники»»



ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СМОЛЕНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»


Сафоновский филиал областного государственного бюджетного

профессионального образовательного учреждения

«Смоленская академия профессионального образования»

(Сафоновский филиал ОГБПОУ СмолАПО)









Методическая разработка конспекта

учебного занятия

по дисциплине «Основы схемотехники»

Тема: «Генераторы электрических сигналов»

для студентов 3 курса специальности

15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств

(по отраслям)








Составитель:

Непокрытов Владимир Степанович,

преподаватель Сафоновского

филиала ОГБПОУ СмолАПО










Сафоново, 2021

Рассмотрено


цикловой комиссией машиностроения и

нанотехнологий

Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО

(протокол № от 2021г )

Председатель ______ Е.А. Дёмкина




Автор ___________ В.С.Непокрытов

/преподаватель Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО/


УТВЕРЖДЕНО
методическим советом Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО

(протокол от 2021г. № )

Председатель_______Г.Л. Полежаева





























АННОТАЦИЯ

Методическая разработка учебного занятия на тему «Генераторы электрических сигналов», составлена в соответствии с ФГОС СПО. Данная методическая разработка предназначена для студентов третьего курса специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям).

Методическая разработка содержит пояснительную записку, технологическую карту, план-конспект учебного занятия, приложения.

В пояснительной записке раскрывается специфика дисциплины и обосновывается выбор формы учебного занятия. В технологической карте четко обозначены тема и цель занятия, указаны обучающие, развивающие и воспитательные задачи. Описаны методы и средства обучения, даются рекомендации по дидактическому и информационному оснащению занятия.

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей образовательных организаций СПО, осуществляющих обучение по дисциплине «Основы схемотехники», и рекомендована к использованию в учебном процессе.






















СОДЕРЖАНИЕ



1 Введение

5


2 Технологическая карта учебного занятия

6


3 Ход занятия

9


4 Дидактические материалы к учебному занятию

12


5 Список использованных источников

17































ВВЕДЕНИЕ


Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Основы схемотехники» на тему «Генераторы электрических сигналов» представляет собой подробный план - конспект урока в форме практического занятия с применением современных программ компьютерного моделирования, использованием коммуникативной методики, и информационно-коммуникационных технологий.

Данное занятие способствует развитию информационной и коммуникативной компетенции, развитию качества личности: любопытство и любознательность через занимательный материал; трудолюбие и аккуратность через работу в таблицах, интернетом, развитию мыслительных операциий: сосредоточить внимание через занимательный материал; память через работу с понятиями; умение сравнивать через сопоставление объектов; умение обобщать через привлечение учащихся к формулировке выводов по занятию.

На занятии студенты закрепляют полученные ранее знания по теме, формируется умение применять полученные знания на практике, развиваются проектировочные, конструктивные умения будущих специалистов. Основной задачей занятия являлось создание условий для проявления познавательной активности студентов, развитие индивидуальных особенностей. Такая форма занятия активизирует познавательную деятельность студентов, помогает им проявить свои творческие и интеллектуальные способности, воспитывает культуру общения.

Материал занятия в данной разработке структурирован в форме заданий и представлен в приложении.










ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ


Группа: АТ-01-18

Специальность: 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Дисциплина: Основы схемотехники

Тема: «Генераторы электрических сигналов»

Форма занятия: комбинированное

Тип: практическое занятие

Методы обучения: Занятие применения знаний, умений и навыков на практике

Формы обучения: работа в парах, коллективная

Технические средства: компьютер

Программное обеспечение: программа компьютерного моделирования Multisim

Раздаточный материал: тесты, листы самооценки, карты отчёта к практической работе.

Межпредметная связь: электротехника, электронная техника, математика, информатика

Внутрипредметная связь: тема: «RC-генераторы»


ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Образовательная:

- практически познакомиться с работой низкочастотного RC-генератора;

- изучить состав и схемотехническую реализацию RC-генератора;

- познакомиться с достоинствами данного типа RC-генераторов.

Развивающая:

- формировать интеллектуальные умения пользоваться современными программными средствами для моделирования аналоговых устройств;

- развитие интереса к поиску и отбору необходимой информации;

- развитие творческого подхода к учебной деятельности;

- формировать умения использовать приемы умственной деятельности

(конкретизация, обобщение, анализ, синтез);

- развитие культуры речи;

- развитие самостоятельности в приобретении знаний.

Воспитательная:

-Формирование ответственного отношения к порученному делу

-Критическое мышление

-Трудолюбие, уверенность в себе.

- воспитание самоконтроля, чувства ответственности;

- формирование научного мировоззрения.

Методическая:

- показать применения метода изучения нового материала с применением средств ИКТ в ходе практического занятия;

- показать эффективность использования практического занятия для закрепления нового материала.

Ход занятия.

1.Организационный момент (3мин)

    1. Приветствие

    2. Формулировка темы

    3. Мотивация

    4. Целепологание

2.Актуализация опорных знаний

2.1 Фронтальный опрос (4мин)

2.2 Тест (5мин)

2.3 Коррекция (1мин)

3. Основной этап

3.1 Определение алгоритма проведения занятия (1мин)

3.2 Работа в группах (5мин)

3.3 Самоанализ выполненной работы (2мин)

3.4 Выполнение практической работы (15мин)

4. Анализ и оценка выполненной работы и степени овладения студентами запланированного умения (2мин)

4.1 Самоонализ

5. Подведение итогов урока. Рефлексия (5мин)


Ожидаемые результаты:


Код, наименование ОК, ПК, ЛР

Умения

Знания

ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Проектировать

электронные устройства в соответствии с требованиями технического задания;

- пользоваться системами автоматизированного проектирования

электронных средств.


- методы анализа

принципиальных схем

электронной техники с позиций возможности их реализации при сохранении основных функциональных характеристик;

- прикладные программы по различным аспектам проектирования электронной техники;

ОК 4 Осуществлять поиск и ис-пользование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач,

профессионального и личностного развития.

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,

потребителями.

ПК 1.1. Разрабатывать схемы устройств различного назначения

ПК 2.1. Осуществлять проверку работоспособности и настройку электронных схем различного назначения





ЛР 4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к

формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».

-демонстрация интереса к будущей профессии;

-ответственность за

результат учебной деятельности и подготовки к профессиональной

деятельности;

- конструктивное взаимодействие в учебном коллективе/бригаде;

– понятия труда;

сетевой среды, личностного и профессионального конструктивного «цифрового следа»;

- понятия ценности личности человека, уникальности, формы и виды деятельности;

– принципы

ответственности, пунктуальности, дисциплинированности, трудолюбия,

критического мышления, нацеленного на достижение поставленных целей; профессиональная

жизнестойкость;

ЛР 13 Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: активный, проектно-мыслящий,

эффективно взаимодействующий и

сотрудничающий с коллективом, осознанно выполняющий

профессиональные требования, ответственный, пунктуальный,

дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий,

демонстрирующий профессиональную

жизнестойкость














ХОД ЗАНЯТИЯ


Преподаватель: Студент:

1 Организационный момент (3 минуты)

-Здравствуйте. Садитесь, я рад вас видеть

и уверен, что наша работа

будет успешной.


2 Актуализация опорных знаний (10 минут)

-Какую тему мы изучаем?


-Тема «Генераторы электрических сигналов»

-В рамках этой темы мы проводим практическое занятие. Каковы основные типы электронных генераторов вы знаете?



-Основные типы электронных генераторов:

- низкочастотные

- высокочастотные

- сверхчастотные

-Какие вопросы выносим на практическое занятие?


-Выносим на практическое занятие вопросы:

практическое исследование низкочастотного RC-генератора;

измерение параметров RC-генератора с помощью .

-Какие цели ставим при изучении этих вопросов?




-1 практически познакомиться с работой низкочастотного RC-генератора;

-2 изучить состав и схемотехническую реализацию RC-генератора;

-3 познакомиться с достоинствами данного типа RC-генератора.

-Чему мы должны научиться в ходе практической работы?



-1 исследовать RC-генератор в программе компьютерного моделирования Multisim;

-2 определять частоту генерации исследуемого RC-генератора;


-Насколько важна для Вас эта тема , как для будущих специалистов по автоматизации технологических процессов и производств?


- Я думаю, тема « Генераторы электрических сигналов» важна, т.к. электронные генераторы применяются в радиовещании, медицине, радиолокации, входят в состав автоматизированных систем управления, аналого-цифровых преобразователей, микропроцессорных систем и т. д..

- должны уметь проводить работы по моделированию, макетированию, настройке и испытаниям как электронных генераторов так и других электронных средств с использованием системам автоматизированного проектирования.


-А Вы уже знакомы с типами электронных генераторов?

- Да , на втором курсе на учебной электроизмерительной практике;…

-С какой целью резисторы обозначают звездочкой *?

-Такие резисторы требуют подбора сопротивления.

- А сейчас я предлагаю Вам проверить себя, насколько вы усвоили теоретический материал темы «Генераторы электрических сигналов».

Необходимо ответить на 10 вопросов теста. Время 10 минут.


3 Основной этап (20 минут)

-Итак, мы с вами обобщили вопрос «Генераторы электрических сигналов» и переходим к основному вопросу нашего занятия- это выполнение практической работы по теме «RC-генераторы»


-Алгоритм выполнения практической работы «Исследование работы RC-генератора на биполярном транзисторе методом схемотехнического моделирования» лежит у вас на столе. На выполнение работы вам

дается 20 минут.





Контроль выполнения работы, помощь

Контролируется ход выполнения практической

работы

-Какие затруднения возникли при выполнении работы?



Студенты отвечают об имеющихся затруднениях

-Сделайте выводы.


-В ходе исследования определены основные пара-метры генератора:

1 форма сигнала - синусоидальная;

2 максимальное значение напряжения;

3 период колебания напряжения;

4 проведен расчет частоты колебания генератора;



4 Анализ и оценка выполненной работы и степени овладения студентами запланированного умения (5 минут)


-Подведем итоги выполнения практической работы путем самооценки (2 минуты)



Обсуждение выводов по итогам лабораторной работы и

заполнение карточек самооценки по итогам выполнения работы (Приложение В).

5 Подведение итогов занятия. Рефлексия (5 минут)

-По какой теме мы проводили исследование?


Называется тема занятия



-Какие цели мы ставили?



Перечисляются цели.



-Реализовали ли мы эти цели?



-Реализовали.



-Какие навыки вы получили при выполнении практической работы?








-Навыки:

- исследования RC-генератора в программе компьютерного моделирования Multisim;

-определения частоты генерации исследуемого RC-генератора;

- проведения настроечных работ для запуска RC-генератора.


-Что вызвало затруднение при выполнении работы?



Ответы студентов.


-Сдайте карточки самооценки.

Студенты сдают карточки самооценки.

6 Домашнее задание (2 мин)

Повторить тему по лекции: LC-генераторы.


В чем отличие LC-генераторов от RC-генераторов?

RC-генераторы относятся к низкочастотным генераторам, а LC-генераторы – к высокочастотным.

Какие генераторы легче изготовить практически?

LC-генераторы изготовить труднее, т.к. требуется изготовление катушек индуктивностей.

Я доволен вашей работой и благодарю всех за сотрудничество. До свидания.


















ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К УЧЕБНОМУ ЗАНЯТИЮ



Тест по теме «Генераторы электрических сигналов»

Выполнил студент группы ____________

Ф.И.О. студента_______________________



Электронный генератор – это…

1 устройство, преобразующее механическую энергию в энергию незатухающих электрических колебаний заданной формы и частоты;

2 устройство, преобразующее электрическую энергию источника постоянного тока в энергию незатухающих электрических колебаний заданной формы и частоты;

3 устройство, вырабатывающее синусоидальные сигналы разной частоты.


RC-генератор можно разбить на три части варианта…

1 -RC -колебательный контур, который обычно является частотозадающей цепью генератора;

-усилитель, который увеличивает амплитуду выходного сигнала колебательного контура;

-цепь отрицательной обратной связи, подает необходимое количество энергии в колебательный контур для поддержки колебаний.

2 -RC -колебательный контур, который обычно является частотозадающей цепью генератора;

-усилитель, который выделяет синусоидальный сигнал колебательного контура;

-устройство, вырабатывающее синусоидальные сигналы разной частоты.

3 -RC -колебательный контур, который обычно является частотозадающей цепью генератора;

-усилитель, который увеличивает амплитуду выходного сигнала колебательного контура;

-цепь положительной обратной связи, подает необходимое количество энергии в колебательный контур для поддержки колебаний.






RC-генератор - это схема рисунка…


1







2








3





RC -генераторы применяют для…

1 задания синусоидальных колебаний на низких частотах;

2 задания колебаний разной формы на низких частотах;

3 задания синусоидальных колебаний на низких частотах и высоких частотах;

RC-генератор с фазосдвигающей цепью — это…

1 генератор с фазосдвигающей RC -цепью с положительной обратной связью;

2 обычный усилитель с фазосдвигающей RC -цепью с положительной обратной связи;

3 генератор с фазосдвигающей RC -цепью с отрицательной обратной связью;


Частота синусоидальных колебаний

в схеме с RC -генератором определяется…

1 параметрами цепи RC и при условии С2=С1/2, С3=С1/3; R2=R1/2,

R3=R1/3;

2 параметрами цепи RC и при условии С2=2С1, С3=3С1; R2=2R1, R3=3R1;

3 параметрами цепи RC и при условии C1=C2=C3=C; R1=R2=R3=R;


Основное требование, предъявляемое

к RC -генератору, — это…

1 вырабатывать колебания синусоидальной формы;

2 вырабатывать колебания стабильной частоты и амплитуды;

3 вырабатывать колебания синусоидальной формы с одинаковой амплитудой.

Определить частоту колебания, если период сигнала Т=0,01С

1 50Гц;

2 100Гц;

3 500Гц

Осциллограф предназначен для…

1 просмотра формы сигнала;

2 просмотра формы сигнала, измерения его амплитудных значений и периода колебаний;

3 просмотра формы сигнала, измерения его максимальных значений и частоты колебаний.

Основные преимущества RC-генераторов это..

1 вырабатывание колебаний в области низких и высоких частот;

2 простота и малые габариты;

3  не требуют настройки.











































Карта отчёта

к практической работе №8

Тема: «Исследование работы RC-генератора на биполярном транзисторе методом схемотехнического моделирования»

Выполнил студент группы ____________

Ф.И.О. студента_______________________


Цель работы:

1 практически познакомиться с работой низкочастотного RC-генератора;

2 изучить состав и схемотехническую реализацию RC-генератора;

3 Определить частоту генератора опытным путем.

Алгоритм выполнения :

1 Собрать схему и промоделировать ее работу (рисунок 1);

2 Измерить с помощью осциллографа период колебания генератора Т;

3 Рассчитать его частоту колебания f = 1/Т.

4 Данные измерений период колебания и частоты занести в таблицу 1.

Таблица 1- Данные измерений период колебания и частоты

Период колебания генератора Т, С

Частота колебания f, Гц




5 По работе сделать заключение о:

- назначении фазовращательной цепи RC исследуемого автогенератора

- параметрах фазовращательной цепи RC исследуемого автогенератора ;

- частоте синусоидальных колебаний автогенератора.

Ответы занести в таблицу 2

Таблица 2 – Основные сведения об RC-генераторах

Каково назначение фазовращательной цепи?



Каковы параметры фазовращательной цепи?




Какова частота синусоидальных колебаний автогенератора?









Рисунок 1 – Схема электрическая RC-генератора





ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Ф.И.О.______________________________

Группа­­­­­­_____________________

Основные показатели оценки результата

Баллы

1. Результаты теоретических знаний «Тестирование»


2. Результаты практических умений


Правильно определить формулировку электронного генератора в соответствии с заданием:

- Не умею

- Умею

- Свободно определяю


0

1

2

Правильно определить структуру RC-генератора в соответствии с заданием:

- Не умею

- Умею

- Свободно определяю


0

1

2

Правильно определить схему RC-генератора в соответствии с заданием:

- Не умею

- Умею

- Свободно определяю


0

1

2

Правильно определить применение RC-генератора в соответствии с заданием:

- Не умею

- Умею

- Свободно определяю


0

1

2

Правильно выбрать параметры RC-цепи в соответствии с заданием:

- Не умею

- Умею

- Свободно выбираю


0

1

2

Правильно определить требование, предъявляемое к RC-генератору в соответствии с заданием:

- Не умею

- Умею

- Свободно определяю


0

1

2

Правильно определить частоту колебания в соответствии с заданием:

- Не умею

- Умею

- Свободно выбираю

0

1

2

Результаты оценки


Шкала отметок

Оценка деятельности

Количество баллов

Процент выполнения

«Отлично»

12-14 баллов

85%-100%

«Хорошо»

10-11 баллов

70%-84%

«Удовлетворительно»

07-09 баллов

50%-69%

«Неудовлетворительно»

менее 11 баллов

Менее 50%





Список использованных источников



1 Фролов В.А. ,Электронная техника. Ч.2. Схемотехника электронных схем.

ФГБОУ «Учебно- методический центр по образованию на железнодорожном транспорте». 2014

2 Павлов В.Н., Ногин В.Н. Схемотехника аналоговых электронных устройств, М.: Телеком, 2011;

3 Ногин В.Н. Аналоговые электронные устройства. – М.: Радио и связь, 2009;

4 Непокрытов В.С., Комплект слайдовых презентаций по дисциплине «Основы схемотехники»



























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!