Методическая разработка урока на тему «Реки, озера и моря России»4 класс.
Цель урока: Познакомить учеников с морями, озерами и реками на территории нашей страны - России.
Задачи урока:
· Сформировать представление о многообразии и местонахождении морей, озер и рек на территории России.
· Развивать познавательную активность детей, работать над развитием Речи.
· Формировать умение работать по карте, анализировать, проводить обобщения, делать выводы.
Оборудование:
· медиапроектор;
· экран;
· учебник, рабочая тетрадь;
· карта России;
· Карта полушарий;
· карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Введение в тему урока.
Россия – это наша Родина, страна в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить. Сегодня мы отправимся путешествие по необъятным водным просторам нашей родины: по морям, рекам и озерам. А поможет нам в этом наша незаменимая помощница – карта.
2. Объяснение нового материала. (Презентация)
На прошлом уроке мы совершали путешествие по суше: по равнинам и горам. А сегодня отправляемся в путешествие по водным просторам (по ходу объяснения на карту прикрепляются кораблики кораблики).
– Что называют водными просторами? (слайд первый)
– Как называются самые большие водоемы? (слайд 2)
– Сколько океанов на нашей планете? (Показ по карте)
– Какой океан самый маленький и какой океан самый глубокий. (Слайды 4–7)
1. Мы начинаем путешествие с Тихого океана. (Просмотр видеоролика) Моря Тихого океана: Японское, Охотское, Берингово. На этих морях дуют сильные ветры, часто случаются туманы.
2. Через Берингов пролив мы попадаем в моря Северного Ледовитого океана: Чукотское, Восточно-Сибирское, море Лаптевых, Карское море, Баренцево море, Белое море. (Слайды 8–12)
(Вопрос учащимся)
– Что общего у всех морей Северного Ледовитого океана? Как вы думаете? (Эти моря холодные, они покрываются льдами. Моря Лаптевых и Восточно-Сибирское замерзают на большую часть года. Суда по ним движутся вслед за ледоколами.) (Слайд 13)
3. На Западе нашу страну омывают моря, которые сообщаются с Атлантическим океаном: Балтийское море и Черное море. (Слайды 14, 15)
О Балтийском море не скажешь, что оно теплое, но в нем купаются. Именно за выход к Балтийскому морю воевал Петр I и, победив в Северной войне, «прорубил окно в Европу». А Черное море теплое, это место отдыха. Здесь расположены курорты, здравницы. Некоторые из вас возможно уже побывали там.
–Расскажитесо составе воды в морях и океанах? (Она соленая и непригодна для питья)
– Какое море наименее соленое? (Слайды 16, 17)
3.Физминутка. Игра «Море волнуется раз…»
4. Озера. Отправляемся в спокойное путешествие на озера страны. (Кораблики другого цвета прикрепляются на карту) Сколько на земле озер? (Слайд 18)
На территории России свыше 2 млн. озер. Их называют «голубые глаза» планеты. Какое озеро вам уже знакомо?
· Байкал. Оно внесено в список Всемирного наследия. Это самое глубокое и чистое озеро. (Слайд 19)
· Ладожское и Онежское – крупнейшие озера Европы. Их называют: «Ладога-матушка» и «Онего-батюшка». (Слайд 20) В Ладожском озере берет свое начало река Нева, на берегу которой стоит город Санкт-Петербург.
Чудское озеро. Во время Великой отечественной войны оно было дорогой жизни. На этом озере произошло и другое историческое событие – сражение дружины А. Невского с немецкими рыцарями, Ледовое побоище. (Слайд 21)
– Какое озеро самое большое в мире? (Слайды 22–24)
· Каспийское море.
5. Реки. (Слайд 25)
Загадка. «Летом бежит, зимой спит, весна настала – опять побежала». (Река)
Перед нами стоит задача познакомиться с крупными реками на территории России.
4.Самостоятельная работа. Каждый ряд отправится в путешествие по заданной равнине и заполнит карточку с пропущенными словами. (Самостоятельная работа по учебнику и Атласу в парах.) (Приложение 2)
· 1 вариант – реки Восточно-Европейской равнины.
· 2 вариант – реки Западно-Сибирской равнины.
· 3 вариант – реки Среднеcибирского плоскогорья.
После выполнения задания записи озвучиваются и проверяются. (Слайды 26–29)
5. Закрепление материала. Работа с учебником.
Прочитать текст учебника с.72-77 и выполнить задания №1, 2 в рабочей тетради на стр. 22-23. (№1. Исправить ошибку. №2. Отметить на карте реки Волга, Обь, Енисей, Амур, Лена)
· Познакомиться с Дальневосточным Морским заповедником. (Слайды 30–31)
6. Закрепление пройденного. Ответы на вопросы.
(Ответы сопровождаются показом по карте)
· Назовите океаны, омывающие Россию.
· Назовите моря Тихого океана.
· Назовите моря Северного Ледовитого океана.
· Назовите моря Атлантического океана.
Какое озеро имеет соленую воду?
7. Итог урока. (Слайд 33)
· Что нового узнали сегодня на уроке, где путешествовали?
· Какие сведения показались наиболее интересными?
8. Оценивание.
Работы по карточкам.
9. Домашнее задание.
· Прочитать текст учебника с. 72–77.
· Сделать доклад о путешественниках, чьим именем названы моря.
Реклама