Конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК Школа России
В. Бианки «Музыкант»
Тема. В.Бианки. «Музыкант».
Цели: познакомить учащихся с творчеством В. Бианки; учить их читать выразительно, без ошибок; развивать память, внимание, мышление; прививать любовь к природе.
Задачи урока:
Образовательные:
- познакомить детей с биографией и творчеством В. Бианки;
- познакомить детей с рассказом «Музыкант», его идейно-смысловым и художественным содержанием;
Развивающие:
- развивать устную речь учащихся;
- развивать образное и логическое мышление;
Воспитательные:
- воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;
- воспитание интереса к изучению природы через принятие идейной нагрузки художественного произведения;
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Составленные учащимися рассказы, где главный герой мальчик Алеша.
III. Речевая разминка
— Прочитайте и отгадайте загадку.
. Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь лесной — ... (медведь).
— Представьте загадку «рычащим» чтением.
— Найдите в этой загадке имена прилагательные. Прочитайте ее с вопросительной интонацией, выделяя голосом эти слова.
— Прочитайте ее с утвердительной интонацией, выделяя голосом эти же имена прилагательные.
— Назовите глаголы. Прочитайте загадку с вопросительной интонацией, выделяя эти слова.
— Прочитайте ее с утвердительной интонацией, выделяя голосом эти же глаголы.
— Прочитайте выразительно.
IV. Постановка целей урока
— Прочитайте название рассказа В. Бианки. Можете ли вы определить, о ком будет этот рассказ?
— Рассмотрите иллюстрацию к тексту на с. 144. А сейчас сумеете предположить?
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством В. Бианки и его рассказом «Музыкант».
V. Работа по теме урока
1. Рассказ учителя об авторе
— Знаете ли вы что-нибудь об этом авторе? Читали ли вы его книги?
Материал для учителя
Виталий Валентинович Бианки (1894—1959) — известный писатель, автор произведений для детей. Он вырос в семье известного ученого. Учился в Петербургском университете. Мною путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Создал для маленьких чи та телей множес тво произведений о природе. Их герои - животные, птицы, растения. Он написал приблизительно 300 произведений. Бианки — мас тер ли тера турной сказки. Почти все его сказки — научны, они рассказывают о живом мире природы, учат детей бережно относиться к ней, любить со.
2. Чтение рассказа
(Рассказ читают учитель и учащиеся.)
(После каждой части читать вопрос, на который учащимся надо пытаться ответить.)
3. Словарная работа
Завалинка — земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы.
Медвежатник — человек, который охотится на медведей.
4. Обсуждение рассказа
— Понравился вам рассказ?
— Что делал старик, когда встретил колхозника?
— Что сказал ему колхозник?
— Как поступил старик?
— Что он услышал в лесу? Удивился ли он?
— Что делал медведь?
— Почему старик не стал стрелять?
VI. Физкультминутка
Колокольчик
Ветерок головку клонит,
Колокольчик сон свой гонит.
Ты головку вверх подкинь И пропой: «Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь».Урок 52. В. Бианки «Музыкант 155
VII. Закрепление изученного
1. Выборочное чтение
(Работа по учебнику: вопросы и задания 1—5 на с. 145.)
2. Пересказ текста
(Выполнение задания 6 на с. 145.)
3. Работа с пословицами
— Прочитайте пословицы, объясните их смысл.
• Медведь одну лапу сосет, да всю зиму сыт живет.
• Счастлив медведь, что не попался стрелку; и стрелок счастлив, что не попался медведю.
• Шилом медведя нс одолеешь.
4. Сообщение учителя
Материал для учителя О наших соседях - бурых медведях
Бурые медведи живут и на равнинах, и в горах, гам, где есть глухие леса с буреломом, болотами, водоемами. Они отличные охотники, но часто пи таются и лесными ягодами, кореньями, фруктами, выкапывают жуков и дичинок, ловят ляг ушек и рыбу. Медведь - большой люби тель меда: даже укусов пчелиных не боится, лишь бы полакомиться.
Осенью зверю приходи тся заботиться о падежном убежище, где можно спокойно проспать до весны.
Говорят, что зимой медведь ламу сосет. Так ведь этим сыт не будешь! Да и не сосет он дану. Просто у медведя в середине зимы меняется кожа па лапах, они чешутся, зудят, вот мишка в полусне и слизывает старую кожу с подошвы.
Следы бурых медведей иногда можно спутан, с человеческими. За развалистую походку прозвали медведя косолапым. Только зря: медведь проворен и может догнать даже лошадь.
VIII. Рефлексия
— Выберите й продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
IX. Подведение итогов урока
— С каким рассказом вы познакомились на уроке?
— Кто его автор?
— Почему автор назвал его «Музыкант»?
— Какое название дали бы вы?
Домашнее задание
Подготовить пересказ текста. Выполнить задание 7 на с. 145.
4