СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка коррекционно-развивающих занятий «Песочная терапия и Эбру терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детям с ОВЗ свойственна пониженная обучаемость, однако они способны использовать помощь взрослого, переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие жизненные ситуации. К таковым относятся и затруднения в формировании навыков социальной коммуникации, недостаточный запас знаний и представлений об окружающем. С такими особенными детьми наиболее важно использовать нетрадиционные формы работы.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо, глина, воско и др), но хочется остановиться на той, которая, является одной из наиболее целесообразной и эффективной при обучении детей с ОВЗ – песочная терапия и акваанимция.  В своей работе использую метод песочной терапии и Эбру - терапии.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка коррекционно-развивающих занятий «Песочная терапия и Эбру терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»»

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей «Надежда»















Методическая разработка

коррекционно-развивающих занятий

«Песочная терапия и Эбру терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»











Педагог дополнительного образования

Ураева Алина Рифановна

























П.Айхал

2022

Аннотация

Одной из актуальных проблем является сегодня развитие эмоциональной сферы детей. Выражение ребенком своих чувств - важный показатель понимания им своего внутреннего мира, свидетельствующий о психическом состоянии, благополучии, перспективах развития. Один из методов развития эмоциональной сферы детей - это песочная терапия и Эбру терапия.

Детям с ОВЗ свойственна пониженная обучаемость, однако они способны использовать помощь взрослого, переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие жизненные ситуации. К таковым относятся и затруднения в формировании навыков социальной коммуникации, недостаточный запас знаний и представлений об окружающем. С такими особенными детьми наиболее важно использовать нетрадиционные формы работы.

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ направлена оказание им квалифицированной помощи в освоении программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо, глина, воско и др), но хочется остановиться на той, которая, является одной из наиболее целесообразной и эффективной при обучении детей с ОВЗ – песочная терапия и акваанимция. В своей работе использую метод песочной терапии и Эбру - терапии.

По своей направленности эта разработка является комплексной, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет художественные направления: акваанимация (рисование на воде), песочная анимация и рисование. Продолжительность занятия: 1 ч (45мин.) – одно направление. Направления чередуются между собой. Занятия проходят один раз в неделю.

Помогает ребенку с ОВЗ развить познавательную активность, любознательность; сформировать правильное отношение к объектам и предметам окружающего мира; освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, художественные, двигательные умения; развить детскую самостоятельность и пробудить стремление к творчеству.

Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования- акваанимация и рисование песком.

Занятия стабилизируют эмоциональное состояние ребенка. Наряду с развитием тактильной чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде.

Без особого труда дети, могут создавать шедевры, просто проведя палочкой по каплям краски на воде. Особый восторг возникает у детей, когда они узнают о том, что рисунок можно перенести на бумагу, и он останется им на память. Акваанимация и песочная анимация способствуют развитию мелкой моторики рук, а также тренирует мышцы кисти руки, готовит руку к письму, увлекают и приносят массу положительных эмоций, что имеет огромное значение в работе с особыми детьми. Необычные техники рисования помогают преодолеть боязнь показаться неумелым, смешным, справиться с негативными переживаниями, внутренними трудностями.

Актуальность

Песочная терапия объединяет массу упражнений, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений. В процессе песочной игры ребёнок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму. В своей системе эти упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде. Важно, что проективные игры на песке открывают потенциальные возможности ребенка с ОВЗ, развивая его творческий потенциал и фантазию. Притягательность данной технологии заключается в том, что комплексное развитие личности ребенка происходит через игру, близкую и понятную для ребенка деятельность.

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку с особыми образовательными потребностями предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.

Игра с песком - это естественная и доступная для ребенка с ограниченными возможностями здоровья форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.

Практика Эбру терапии применения в России молода, а терапевтический эффект основан на гармонизирующем, развивающем и релаксационном воздействии Эбру как искусства на психофизическое состояние и личностное развитие человека.

Одной из глобальных потребностей человека является стремление к созиданию. Рисование на воде Эбру, как и любой вид искусства, привлекает возможностью принять участие в процессе творения, стать созидателем, создателем прекрасного. Для детей с особенностями в развитии это особенно актуально. Ведь такой ребенок не всегда имеет возможность увидеть результат своего труда в целом.

Специфика процесса нанесения красок на поверхность специально подготовленного водного раствора и создание живописных образов с последующим их закреплением путём переноса на различные поверхности (бумагу, ткань, дерево, пластик, стекло, керамику, металл и др.) завораживает и кажется волшебством. Необычность и новизна для большинства россиян искусства Эбру создаёт устойчивый интерес, активизируя непроизвольное внимание наблюдателя или самого исполнителя (особенно того, кто сталкивается с техникой Эбру впервые). Такой эффект позволяет создать естественную основу для формирования и развития произвольного внимания как центральной функции внутреннего самоконтроля.

Ещё одна особенность Эбру состоит в том, что результат работы предугадать очень сложно, особенно начинающим художникам, что вызывает дополнительный интерес. Кроме того, в Эбру нет почти ничего, что нельзя исправить. В этом заключаются дополнительные ресурсы для коррекционно-реабилитационной практики.

Цель - создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

Задачи:

• Развитие тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

• развитие способностей к социализации, снимать мышечную напряжённость;

• преодолевать комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка и воды;

• совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

• развитие фонематический слух и восприятие;

• развивать активность, расширять жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);

• развитие связной речи, лексико-грамматических представлений;

• развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.

• развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания.

Методы обучения, способ организации занятия

Наблюдение проводится с целью изучения умений и навыков ребенка в изобразительной деятельности.

Мониторинг - организация постоянного отслеживания информации с целью оценки и анализа состояния процесса, ситуации в фокусе их изменения с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу.

Беседа - диалогические формы. Проводится с целью обсуждения каких-либо фактов, явлений природы, общественной жизни с опорой на опыт ребенка.

Игра - игровые приемы с целью привлечения внимания, повышения интереса к деятельности, развития двигательной активности пальцев рук.

Показ, пояснение - проводится с целью научить правильным приемам, способам действия с предметом, материалом.

Положительное подкрепление (поощрение)- метод коррекции, цель которого - формирование определенных творческих способностей ребенка. Положительное подкрепление (поощрение) выражает одобрение действий, дает им положительную оценку.

Основные принципы игр на песке и на воде:

Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход.

Общие условия организации песочной терапии и Эбру терапии (материально техническое обеспечение)

1.В качестве планшета используется большой водонепроницаемый деревянный ящик с подсветкой. Традиционный его размер в сантиметрах 50 х 70 х 8 см.

  • Песок (можно цветной)

  • Для организации игр с песком использую большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир.

2. Для Эбру терапии в качестве емкости используем специальный планшет.

  • Вода с загустителем;

  • краски;

  • емкость;

  • кисти;

  • гребни, шило или спицы;

  • бумага.

Планируемые результаты: занятие даёт большой воспитательный и образовательный эффект. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком и водой более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное - речь и моторика.

Методы и средства оценки результативности:

Влияние проведенных песочных игротерапевтических занятий на отношения между детьми с нарушениями интеллекта возможно проверить социометрическим исследованием.

Методика эмоционально-цветовой аналогии А.Н. Лутошкина, предназначена для изучения особенностей эмоционального состояния ребенка;

Рисуночный тест Дж. Бука "Дом. Дерево. Человек" позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудностей в общении, депрессивности.

Формы и методы обучения

Формы деятельности: занятия проводятся 1- раз в неделю индивидуально. Длительность занятия – 20-25 минут.

Обучающие игры: моделирование игр-сказок, игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму.

Познавательные игры: игры на знакомство с окружающим миром, географические игры, фантастические игры, исторические игры.

Проективные игры в своей работе обращаюсь к обучающим и познавательным играм.

Ход реализации занятий:

Первый шаг - демонстрация песочницы: знакомство ребенка с техникой Эбру;

Второй шаг - знакомство с правилами игр;

Четвертый шаг - формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия;

Пятый шаг - завершение занятия, ритуал выхода.

Условия работы с детьми

- К планшетам должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный).

- Все принадлежности для занятий следует размещать в маленьких корзиночках или ящичках на уровне глаз ребенка.

- Песок время от времени следует очищать. Полезно, чтобы дети делали это самостоятельно, просеивая песок через самое мелкое сито: все загрязнения останутся в нем.

- Требуйте, чтобы перед началом занятий с песком дети мыли руки – таковы гигиенические нормы.

Ход занятий на песочной анимации:

1. «Чувствительные ладошки» ( по Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевой): положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он. Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы ребенка). Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях

2. Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.

3. Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.

4. Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.

5. Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква А или целое слово. «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.

6. Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.

7. Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.

8. Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.

9. Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.

10. Выложить морскими камешками геометрическую фигуру.

11. Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.

12. Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.

13. Рисовать буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.

14. Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д.

15. Найти спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.

16. Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

Ход занятий на акваанимации:

Подготовка к рисованию на воде:

- Посмотрите, ребята, что у меня на столе? Ответы детей (краски, кисти, вода)

- Мы сегодня будем волшебниками, будем рисовать волшебные рисунки на воде. Это рисование называется-Эбру. Оно появилось очень давно в странах востока: Турции, Пакистан. В воду я добавила специальный порошок-загуститель, для того чтобы краски не тонули, а оставались на поверхности воды. Краски у нас тоже специальные, они очень жидкие, и содержат желчь крупнорогатого скота, для того чтобы краска расплывалась по поверхности воды.

- Сначала создаём фон, для этого набираем на кисть краску (краску обязательно перемешать, так как специальный пигмент оседает на дно). Кисть у нас веерная (показываю), чтобы разбрызгивать краску по поверхности воды. Держим кисть над поверхностью воды на расстоянии 5-7 сантиметров и стучим легко о ладонь или пальчиками о кисть разбрызгиваем краску по воде. Можно использовать один или несколько цветов. Цвета могут быть такие, какие вам нравятся. Кисть хорошо промываем в воде после каждой краски и промакиваем о салфетку. Первые капли расплываются по воде и становятся светлыми. Посмотрите, краски не смешиваются, а расталкивают друг друга, двигаются по воде как облака по небу. Эбру называют – воздушные облака.

Наш фон готов, будем рисовать, но не кистью, а шилом, вот таким (показываю). Самое главное правило: шило протираем насухо салфеткой после каждого цвета. Опускаем шило в воду только чуть-чуть. Фон можно оставить таким как мы набрызгали. Для придания более сложного фона можно использовать шило или гребень. Шилом проводим по поверхности воды справа налево или сверху вниз, можно нарисовать спираль (в Эбру эта техника называется соловьиное гнездо) или провести гребнем в любом направлении. Полюбуйтесь, как двигаются краски (как меняется рисунок) создавая неповторимый узор.

- Сейчас я вам покажу, как можно нарисовать цветок. Набираем краску шилом (не забываем перемешать краску) и опускаем шило в воду на 3-5 миллиметров, немного ждём, чтобы краска стекла, вытираем шило салфеткой и набираем следующий цвет и опускаем шило в серединку нашего первого круга, так можно сделать несколько цветов. Наш разноцветный круг готов. Шилом будем деформировать (изменять) круг: опускаем шило с внешнего края разноцветного круга и проводим в середину, затем с противоположной стороны. Посмотрите, получаются лепестки, можно сделать столько лепестков сколько хотите.

- Сделаем нашему цветку стебель с листьями, для этого набираем зелёную краску, делаем круг на поверхности воды. Набираем желтую краску, опускаем шило в середину зеленого круга (можно повторить 2-3 раза), вытираем шило насухо и проводим от внешнего края круга справа налево через весь разноцветный круг и слева на право, а затем опускаем шило у верхнего края круга и проводим вниз-получается стебель с листьями.

- Наш волшебный рисунок готов, можно перенести его на бумагу. Для этого берем листок за противоположные края и аккуратно опускаем на воду. Шилом проводим по поверхности бумаги и по краю, посчитаем до десяти. Затем шилом приподнимаем край листа и двумя руками за уголки вытягиваем лист по краю лотка, так чтобы лишняя жидкость осталась в лотке. И вот готов наш волшебный рисунок (показываю детям рисунок)

- А сейчас рисовать будете вы. Но сначала сделаем физминутку.

Физминутка" Цветы"

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Во время рисования я вам буду помогать, работу выполняйте аккуратно. У вас обязательно получатся красивые рисунки, которые можно подарить тому, кого любите или оставить себе.

Заключительная часть:

-Что вам понравилось на занятии?

-Ребята, как называется техника с которой мы познакомились? (Эбру)

-На чем мы рисовали сегодня? (на воде)

-Почему не тонут краски? (в воду добавлен загуститель)

-Вот мы и стали немного волшебниками, научились рисовать чудо.

Наши рисунки высохнут и вы их заберете. Спасибо, ребята за работу.


Литература:

Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д., Грабенко, Т. М. Практикум по креативной терапии. [Текст] - СПб., 2003г.- 400 с.

Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д., Грабенко, Т. М. Практикум по песочной терапии. [Текст] - СПб., 2002г. - 224 с.

Штейнхардт, Л. Юнгианская песочная психотерапия. [Текст]- СПб., 2001г. - 320 с.

Юнг, К. Г. Архетип и символ. [Текст]- М., 1991г.- 284с.

Юнг, К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. - М., 1996г. - 269 с.

- Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2». - М.: «Издательство Скрипторий », 2008.

- Иванова О. Л., И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка - СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.

- Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

- Всѐ о водной анимации http://sandtheater.tumblr.com/




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!