СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка. Коррекционно-воспитательная работа с детьми с синдромом Дауна.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка на тему Коррекционно-воспитательная работа с дельми с синдромом Дауна.Из опыта работы.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. Коррекционно-воспитательная работа с детьми с синдромом Дауна.»

СПбГУ Центр содействию семьи и семейному воспитанию N15

Санкт – Петербургское государственное бюджетное учреждение

центр для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Центр содействия семейному воспитанию №15»











Методическая разработка





На тему


Коррекционно-воспитательная работа с детьми с синдромом Дауна








Иванова Марина Вячеславовна

Воспитатель первой квалификационной категории








Санкт-Петербург

2017 год





Содержание






1.Введение……………………………………………………………………… 3


2.Глава первая.

Ребенок Синдромом Дауна.

Специфика развития и воспитания.………………………………………………………... ……………6


3.Глава вторая.

Коррекционно-воспитательная

работа с детьми с Синдромом Дауна……………………………………………………….. …………………..10

3.1. Рекомендации по организации навыков самообслуживания

детей с синдромом Дауна……………………………………………………. 10


3.2. Система мониторинга……………………………………………………………………. 13


4. Заключение………………………………………………………………. 16


5.Литература…………………………………………………………………. 18



















  1. ВВЕДЕНИЕ

« Главное – верить в ребенка и принимать его таким, какой он есть. Ну и всеми силами помогать ему развиваться.» (Лариса Зимина.)

В нашем учреждении воспитывается четыре ребенка с синдромом Дауна от 5 до 12 лет. Пять лет назад привезли первых двух деток и возник вопрос, как с ними работать и как их социализировать в условиях Центра.

На тот момент мы мало знали о синдроме Дауна, но для нас было очевидно: ребёнок с синдромом Дауна – не совсем такой, как другие дети. Из-за  единственной лишней  хромосомы малыш всегда будет оставаться «особым» - он будет    по-другому  развиваться, мыслить, разговаривать, любить….. И жизнь такого ребёнка необычна. Можно предположить, что она полна трудностей, проблем, тяжёлых переживаний. И очень сложно, а  для  многих,  наверное, и невозможно представить себе, что в такой жизни есть свои  победы, достижения, радость и счастье. Ведь дети с синдромом Дауна - это дети, в сердцах которых живёт любовь.

Быть воспитателем, (а по сути , мамой) «особого » ребёнка поставило передо мной особые вопросы. Как воспитывать ребёнка? Что в первую очередь нужно сделать для него? Корректировать развитие, нарушенное аномалией, , обучать? Или ухаживать, заботится, защищать, общаться, ласкать, играть, гулять? Да получается, что все сразу.

Имея в группе таких детей   (на тот момент двоих), мы должны были сделать не просто всё, больше, чем всё, потому,  что малыши должны быть не просто счастливыми, но и больше чем счастливыми, - здоровыми. Что значит «здоровыми», когда мы говорим о хромосомной аномалии? Ведь ни один доктор  не сможет изменить количество хромосом в каждой клеточке ребёнка, и как ни старайся - таким, как все, «особый» ребёнок не будет никогда. Для нас важно, чтобы они были такими же, как все дети, «вопреки всему» и « несмотря, ни на что». Главным становится борьба с проявлениями болезни – борьба за развитие. Мы становимся для таких детей всем – опорой и поддержкой.

Главной задачей нашей работы является развитие навыков самообслуживания. Ребенок с синдромом Дауна может не уметь говорить, не уметь читать и считать, но мы обязаны научить его обслуживать самого себя.















ГЛАВА 1 Ребенок с Синдромом Дауна.

Специфика развития и воспитания.


Каждому ребенку нужна защита. Ребенок с синдромом Дауна, очень зависим от участия взрослого. С чего же мы начали свою работу. Сначала мы изучили всю литературу, касающуюся синдрома Дауна, узнали особенности данного генетического заболевания. Мы изучили медицинские карты воспитанников, их заболевания. Начали диагностировать деток и разрабатывать соответствующие методики. А потом только определили направления коррекционной воспитательной работы и соответствующие задачи.

Проблема социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с интеллектуальной недостаточностью занимает основное место в специальной педагогике и психологии.

В настоящее время в большинстве стран люди с нарушением интеллекта считаются равноправными гражданами. Изменения в отношении к людям с нарушениями в развитии, связаны с интенсивными прогрессивными процессами последних десятилетий XX в. в США, Западной Европе и их началом в 1990-е гг. в России. Прогрессивные процессы обусловлены интеграцией детей с ограниченными возможностями в общество и образовательную среду (К. Грюневальд, 2001; А.Н. Коноплева, Т.Л. Лещинская, 2003; А.Р. Малер, 2000; Н.Н. Малафеев, 1996, 2003; Н.М. Назарова, 1996; Л.М. Шипицына, 1996-2004 и др.).

В связи с принятием Международной Конвенции о правах ребенка, Стандартных правил по обеспечению равных возможностей для инвалидов (ООН), Саламанской Декларации и Рамок действий по образованию лиц с особыми потребностями (ЮНЕСКО) эти дети законодательно получили право на интегрированное обучение. Приобрели большое значение вопросы выявления потенциальных возможностей этих детей, разработки инновационных образовательных программ с целью приспособления их к жизни и интеграции в социум.

В последние 10 – 20 лет интеграция успешно осуществляется в западноевропейских странах. Имеются определенные положительные результаты и в нашей стране, хотя менее существенные, учитывая наши социально-экономические условия (Н.Н. Малафеев, 1996; Л.М. Шипицына, 1998, 2004). В настоящее время в России систематически проходят международные конференции по проблеме интегрированного обучения и организации служб сопровождения, появился ряд законодательных актов, как федерального, так и регионального значения, центры психолого-педагогического медико-социального сопровождения стали функционировать не только в крупных городах, но и во многих отдельных регионах, ведется подготовка различных специалистов, выпускается специальная литература.

Большую помощь в данном вопросе оказывают интернет ресурсы. Особенно сайт Даунсайт Ап, где много полезной как научной литературы, так и обмена опытом.

Однако, литературы, исследований и конкретных данных по проблеме социальной адаптации дошкольников с синдромом Дауна практически не встречается. На сегодняшний день известны случаи психолого-педагогической реабилитации отдельных детей с синдромом Дауна, когда в результате огромных усилий психологов,  дефектологов и педагогов  они становились полноценными людьми, обучались в обычных школах и даже могли получить высшее образование. Это говорит о том, что работа с такими детьми — дело небезнадежное, но требующее специальных знаний и больших душевных, физических затрат.

Поддержка, это целый комплекс проблем, связанных с выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество. К сожалению, на протяжении многих лет считалось, что этот диагноз безнадежен для дальнейшего развития личности. Что такой ребенок не обучаем, а попытки лечить данное «генетическое заболевание» были заранее обречены на провал. Мы начали искать литературу и изучать. Выяснили, что исследования зарубежных ученых показали, что систематическая ранняя педагогическая помощь детям с синдромом Дауна позволяет вывести на новый качественный уровень не только сам процесс развития ребенка, но и в значительной мере определяет процесс интеграции в общество. Детям с умственными и физическими нарушениями необходимо овладеть всеми навыками, которые нужны им в играх, общении с окружающими, в достижении максимально возможной независимости для интеграции в общество. По мере взросления ребенка с синдромом Дауна усиливается его стремление приобрести уверенность в себе, быть самостоятельным. Самооценка человека прямо зависит от того, сможет ли он выполнить задание самостоятельно, сумеет ли довести начатое дело до конца.

Что же такое синдром Дауна?

Синдром  Дауна - одно из самых распространенных генетических нарушений. Частота рождения детей с синдромом Дауна составляет примерно один на 600 - 800 новорожденных. В нашей стране чаще всего используется термин «болезнь Дауна». Причем нередко говорится, что это «неизлечимая болезнь». Некоторые специалисты утверждают, что существует даже два диагноза: Болезнь Дауна и синдром Дауна. Они уверяют, что состояние ребенка зависит от того, имеется ли у него болезнь или синдром. Подобные утверждения являются крайне не корректными и абсурдными. Синдром Дауна не является болезнью. Слово «синдром» означает определенный набор признаков или особенностей. Причиной, которая вызывает синдром Дауна, является лишняя хромосома.

Диагноз «синдром Дауна» может быть поставлен только врачом - генетиком с помощью анализа крови, показывающее наличие лишней хромосомы. Дополнительная хромосома появляется в результате случайности при образовании яйцеклетки и сперматозоида, либо во время первого деления клетки, которое следует за оплодотворением (т.е. когда яйцеклетка и сперматозоид сливаются). До сих пор не сложилось однозначного мнения о том, что служит причиной такой генетической аномалии. Дети с синдромом Дауна рождаются с одинаковой частотой во всех странах мира, независимо от уровня благосостояния или экологии. Такие дети рождаются в семьях академиков и строителей, президентов и безработных.

Синдром Дауна - врожденное нарушение развития, проявляющееся умственной отсталостью, нарушением роста костей и другими физическими аномалиями. Это одна из наиболее распространенных форм умственной отсталости; ею страдает примерно 10% больных, поступающих в психиатрические лечебницы. Для больных с синдромом Дауна характерно сохранение физических черт, свойственных ранней стадии развития плода, в том числе узких раскосых глаз, придающих больным внешнее сходство с людьми монголоидной расы, что дало основание Л. Дауну называть в 1866 данное заболевание «монголизмом» и предложить ошибочную теорию расовой регрессии, или эволюционного отката. На самом деле синдром Дауна не связан с расовыми особенностями и встречается у представителей всех рас.

Структура психического недоразвития детей с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношения в виде дизартрии или дислалии. Но, несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. Эмоции детей более сохранны, чем познавательная деятельность. Большинству из них доступны страх, радость, грусть. Но обычно эмоциональные реакции по глубине не соответствуют при­чине, вызвавшей их. Чаще они выражены недостаточно ярко, хотя встречаются и слишком сильные переживания по незначительному поводу.

Дети-Дауны могут быть ласковыми, послушными, доброжелательными. Они могут любить, смущаться, обижаться, хотя иногда бывают раздражительными, злобными и упрямыми. Большинство из них любопытны и обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов. Уровень навыков и умений, которого могут достичь дети с синдромом Дауна весьма различен. Это обусловлено генетическими и средовыми факторами.

В медицинской литературе синдром Дауна рассматривается как дифференцированная форма олигофрении и, следовательно, также подразделяется на степени умственной отсталости:

  1. Слабая или лёгкая степень умственной отсталости.

  2. Средняя или умеренная степень умственной отсталости.

Тяжёлая степень умственной отсталости.

  1. Глубокая степень умственной отсталости.

Для решения вопроса о степени интеллектуального развития ребёнка с синдромом Дауна и разработки плана коррекционных мероприятий необходимо помнить об особенностях психического развития этих детей, постоянно соотнося их с возрастными нормативами.

Зрительное восприятие является основой осознания мира и, следовательно, способности реагировать на него.

Зрение у таких детей нередко нарушено. У них наблю­даются эпикант, астигматизм, косоглазие и другие нарушения зрительного анализатора (примерно 50% детей с синдромом Да­уна имеют ту или иную степень близорукости и ещё 20% — дальнозоркость). Эти особенности следует учитывать при организа­ции учебного процесса и выборе методов обучения.

Дети с синдромом Дауна фиксируют своё внимание на единичных особенностях зрительного образа, предпочитают простые стимулы и избегают сложных изобразительных конфигураций. Такое предпочтение сохраняется на протяжении всей жизни. Ошибки в воспроизведении зрительно воспринятых форм связаны у них с особенностями внимания, а не с точностью восприятия. Дети не видят детали, не умеют их искать и находить. Не могут внимательно рассмотреть часть мира, отвлекаются на более яркие образы. Однако, в результате многочисленных экспериментов было выяснено, что лучше оперируют материалами, воспринимаемыми зрительно, чем на слух. Трудности в освоении речи у детей с синдромом Дауна связаны с частыми инфекционными заболеваниями среднего уха, снижением остроты слуха, пониженным мышечным тонусом, маленькой полостью рта, задержкой в интеллектуальном развитии. Частота тугоухости у детей-Даунов значительно выше (60-80%), чем у детей с другими формами умственной отсталости.

Кроме того, у детей с синдромом Дауна маленькие и узкие ушные каналы. Всё это отрицательно влияет на слуховое восприятие и умение слушать, то есть слышать последовательные согласованные звуки окружающей среды, концентрировать на них внимание и узнавать их.

При развитии речи существенное значение имеют тактильные ощущения, как внутри ротовой полости, так и снаружи. Они нередко испытывают трудности в распознании своих ощущений: плохо представляют себе, где находится язык и куда его следует поместить для того, чтобы произнести тот или иной звук.

Дети с синдромом Дауна не умеют и не могут интегрировать свои ощущения - одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать и, следовательно, не имеют возможности в отдельно взятый момент времени обработать сигналы более чем от одного раздражителя. У некоторых детей с синдромом Дауна овладение речью настолько замедленно, что возможность их обучения посредством общения с другими людьми крайне затруднена. Из-за трудностей выражения своих мыслей и желаний эти дети часто переживают и чувствуют себя несчастными. Умение говорить развивается, как правило, позже умения воспринимать речь. Детям с синдромом Дауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, а также семантики, то есть значений слов. Они долго не дифференцируют звуки окружающей речи, плохо усваивают новые слова и словосочетания .

У детей-Даунов значительно резче выражено расхождение меж­ду пассивным и активным словарем. Грубое недоразвитие речи этих детей (выраженные повреждения артикуляционного аппа­рата, заикание) часто маскирует истинное состояние их мышле­ния, создается впечатление более низких познавательных спо­собностей. Однако при выполнении невербальных заданий (клас­сификация предметов, счетные операции и пр.) дети с синдромом Дауна показывают те же результаты, что и другие воспитанники.

В личностном плане этим детям в большей степени свойствен­ны внушаемость, подражательность действиям и поступкам дру­гих людей. Эти личностные качества обязательно следует учитывать в педагогической работе, так как в большинстве случаев обу­чение детей-Даунов строится на основе подражания действиям педагога.

У некоторых из этих детей наблюдаются эпилептоидные чер­ты характера: эгоцентризм, чрезмерная аккуратность. Однако большинству детей присущи положительные личностные качества: они ласковы, дружелюбны, уравновешенны. Относительная сохранность эмоциональной сферы детей с синдромом Дауна позволяет довольно успешно проводить с ними коррекционно-воспитательную работу.

У детей с синдромом Дауна в большей степени нарушена мото­рика по сравнению с другими детьми. Для них характерна нелов­кость движений, походки. Эти дети намного хуже сохраняют на­выки равновесия и устойчивости. Несмотря на выраженное сходство в проявлениях болезни, дети с синдромом Дауна различаются между собой по состоянию сенсорных систем, степени недоразвития познавательной деятельности и моторики.

Следовательно, они различаются и по способностям к обуче­нию. Поэтому коррекционные программы не могут быть едины­ми для всех детей-Даунов, а должны быть личностно-ориеитированными.

Таким образом, глубокие ограничения возможностей, естественно, сопровождаются значительным снижением качества жизни. Тяжёлое заболевание ребёнка отражается также на общении со сверстниками, обучении, трудовой деятельности, способности к самообслуживанию. Ребёнок, к сожалению, исключается из общественной жизни. Всё вышеперечисленное определяет значимость проблемы социальной адаптации и коррекции соответствующих контингентов детей. Вся эта информация помогла нам построить свою коррекционно-воспитательную работу.

Планирование  работы с детьми  основывается на результатах диагностики ребенка. В общую команду входят такие специалисты: Учитель- дефектолог, невролог, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, массажист, воспитатель , да и весь персонал центра.

Помещение и оборудование должны соответствовать целям группы. Важно учитывать, что оборудования и игрушек не должно быть слишком много, так как дополнительные стимулы отвлекают детей от выполнения задания, создавая трудности для детей и специалистов. Важно понимать, что возраст развития может отличаться от биологического возраста ребенка. Собственно на это мы опираемся в своей работе.

 Необходимо учитывать, что развитие способностей в отдельных сферах (например, мелкой моторике, развитии речи) может значительно отличаться  у детей с близким возрастом развития. Для того чтобы групповое занятие было эффективно как для каждого ребенка, так и для группы в целом, в одном занятии могут сочетаться ''очень простые'' и ''достаточно сложные'' задания. Такой подход учитывает сильные и слабые стороны каждого ребенка, его зону ближайшего развития, а также способствует повышению самооценки и позитивному отношению детей друг к другу.

Цели занятий должны быть четкими и конкретными, учитывающими индивидуальные особенности, зоны актуального и ближайшего развития детей.

Цель коррекционной воспитательной работы с детьми с синдромом Дауна - социальная адаптация.

Задачи:

- развитие психических функций детей в процессе работы и как можно более ранняя коррекция их недостатков;

- формирование правильного поведения, воспитание привычек;

- трудовое обучение, выработка навыков самообслуживания и подготовка к посильным видам хозяйственно - бытового труда;

- сенсорное воспитание.






















ГЛАВА 2. Коррекционно-воспитательная

работа с детьми с Синдромом Дауна


Направления коррекционно – воспитательной работы с детьми с синдромом Дауна.

1.Социально-эмоциональное развитие.

- основная цель - вхождение ребенка в коллектив сверстников, формирование системы взаимоотношений с детьми и взрослыми, иными словами, при групповой форме работы во главу угла ставится социально-эмоциональное развитие, формирование навыков взаимодействия и общения.

2. Формирование общения, развитие речи.

- последовательность формирования средств общения, система работы над пониманием речи, развитие экспрессивной речи ( возможность временного использования невербальных средств общения с одновременным развитием устной речи, начиная с вызывания голосовых реакций и до стимуляции использования простых слов и словосочетаний.)

3. Развитие крупной (общей) моторики и пространственной ориентировки.

Нарушение способности планирования действий, которое вызвано снижением глубинной чувствительности (проприорецептивной, кинестетической и вестибулярной). Данная особенность развития лежит в основе механизма нарушения формирования целенаправленной деятельности.

4. Развитие мелкой (тонкой) моторики и зрительно-двигательной координации - следующая ступень двигательного развития. Те же причины, что затрудняют формирование навыков крупной моторики, порождают и отклонения в развитии мелких движений. Рекомендации по преодолению сложностей в развитии ручной деятельности у детей с синдромом Дауна.

5. Развитие познавательной деятельности (когнитивное развитие).

6. Развитие навыков самообслуживания.










    1. Рекомендации по организации навыков самообслуживания детей с синдромом Дауна.

Главный принцип организации обучения:

1. Преимущественно ориентироваться не на возраст, а на уровень развития ребенка.

2. Использовать мотивацию, значимую для конкретного ребенка.

Каким должен быть темп обучения?

Следуя обычному направлению развития, отводить больше времени каждому этапу, увеличивая количество повторений.

Как организовать восприятие и обобщение информации?

• Компенсировать слабость обобщения и переноса параллельным предъявлением нового и знакомого навыков.

• На начальных этапах обучения максимально использовать конкретные предметы и знакомые ситуации.

• Обучать одному навыку в разных знакомых ситуациях, менять также способы обучения.

• Наличие общей темы при обучении помогает ребенку вос­

принять и обобщить больше информации.

Как организовать работу по восприятию и обработке зрительной информации?

• Снижать темп обучения и обеспечить больше повторений, это поможет ребенку запомнить зрительную информацию.

• Дать детям возможность самим моделировать ситуации на основе воспринятой информации. Выделить достаточное количество времени на понимание предъявленной информации.

• Использовать метод ассистирования руками, чтобы помочь детям реагировать на зрительные сигналы. Этот способ помогает также упорядочить деятельность ребенка по шагам.(Можно помочь ребенку, используя разные виды помощи, от совместного выполнения задания до указательного жеста. Иногда полезным бывает просто повернуть голову ребенка в сторону предъявляемого стимула.

• Предъявляемая картинка должна сопровождаться понятным ребенку и лаконичным комментарием.

• Использовать для предъявления крупные картинки без лишних деталей.

• Разбивать объяснение на простые шаги, каждый из которых можно проиллюстрировать реальными объектами, действиями и их изображениями.

Как организовать работу по восприятию слуховой информации?

• Для компенсации нарушений восприятия и запоминания слуховой информации использовать зрительные и тактильные подсказки. Они помогают поддерживать внимание ребенка. Объединять слуховую информацию со зрительными и двигательными обучающими средствами.

• Инструкции, воспринимаемые только на слух, разбить на короткие указания. Повторять их медленно, четко и настолько часто, насколько требуется для правильного выполнения.

• Дети лучше выполнят задание, если у них будет достаточно времени на обдумывание.

• Правильно выполнять действия обычно помогает словесное обдумывание, которое заменяет у детей внутреннее обдумывание. Если ребенок еще не начал говорить, внешнее обдумывание будет выражаться движениями, попытками действовать. Комментарии придадут движениям ребенка словесную форму, помогая ему организовать свою деятельность. Кроме того, они постепенно приучат детей к использованию словесного обдумывания для решения задач.

• Важно научить ребенка просить о повторении словесной инструкции в том случае, если он ее не понял. Проявлять инициативу: если ребенок начал неправильно выполнять просьбу, остановить его, сказав: «Ты не понял? Я

повторю. Слушай!»

Как помочь детям концентрировать внимание?

• Чтобы помочь ребенку сосредоточиться на более продолжительное время, необходимо свести к минимуму посторонние зри тельные и слуховые раздражители.

• Сажать ребенка необходимо ближе к педагогу, это поможет ему сконцентрировать внимание на говорящем.

• Для самостоятельной работы можно рассадить детей маленькими группами так, чтобы свести к минимуму отвлекающие факторы.

• Работая с детьми, можно использовать для организации их поведения такие команды, как: «Стоп!», «Смотри!», «Слушай!». Позже у них появятся навыки самоконтроля.

• Организовывать занятие так, чтобы воздействовать сразу на несколько органов чувств. Это положительно влияет на интерес и мотивацию детей.

• Разбивать указания на шаги, что поможет детям сконцентрировать на них внимание.

• Старайтесь обеспечить физическую адаптацию (столик с наклоном, подставка для ног, удобное сидение со спинкой), чтобы компенсировать плохую осанку, низкий тонус и другие факторы, которые мешают ребенку сидеть спокойно и комфортно в течение относительно длительного времени.

Взаимная зависимость процесса обучения и мотивации.

• Организовывать выполнение заданий так, чтобы ребенок в большинстве случаев добивался успеха. Положительный опыт, приобретенный в процессе обучения, обеспечивает мотивацию, которая, в свою очередь, развивает упорство и настойчивость.

• Если материал хорошо усвоен ребенком, надо изменить ситуацию так, чтобы он мог закрепить знания, используя метод проб и ошибок.

• Включать в работу задания, которые дети могут выполнить самостоятельно.

• Адаптировать задачи и пособия в соответствии с уровнем развития детей.

• Использовать одобрение и поощрение как награду за каждый шаг выполнения задачи.

• Использовать вещественные подтверждения хорошей работы ребенка (лакомство, игрушка, просмотр любимой передачи, чтение книги и т. д.). Для ребенка, мыслящего конкретно, это значит намного больше, чем общая словесная похвала.

• Словесная похвала должна содержать в себе конкретную информацию, а не общие слова, например: «Ты правильно почистил зубы», а не «Очень хорошо!»

• Приучать детей не бояться делать ошибки. Хвалите их за то, что, сделав ошибку, они продолжают попытки выполнить задание.





















3.2 Система мониторинга.

Социально-бытовая ориентация:

- сформированность навыков самообслуживания;

- социально-бытовое ориентирование;

- коммуникация.

В данном разделе исследуется актуальное состояние и динамика развития у ребенка социальных умений и навыков, уровень его приспособленности к условиям окружающей действительности. Оценка производится в пределах 10 баллов, средняя оценка выносится в общую шкалу.

Навыки самообслуживания.

Критерии наблюдения за развитием навыкам самообслуживания:

– личная гигиена;

– одевание и раздевание;

– прием пищи.

1-й уровень (0-2): делает только при помощи взрослого, не может справляться самостоятельно;

2-й уровень (3-5): может во многом справляться самостоятельно, но требуется помощь или поддержка.

3-й уровень (6-8): справляется самостоятельно.

4-й уровень (9-10): справляется самостоятельно, помогает и учит других, активно ухаживает за менее способными.

Социально-бытовое ориентирование.

Критерии наблюдения за развитием навыков социально-бытового ориентирования:

– знание и определение частей тела человека;

– знание своего имени, имен детей группы, имен сотрудников;

– знание частей помещения;

– знание условий своего быта и умение в них ориентироваться;

– знание элементов и особенностей флоры и фауны – ориентация во времени (дни недели – времена года – часы);

– усвоение социальных норм и правил поведения и пр.

1-й уровень (0-2): не знание частей тела, не ориентируется дома, не ориентируется в других областях. Знает только места приема пищи.

2-й уровень (3-5): знает части тела, может показать их на себе или кукле. Ориентируется в составе семьи, знает назначение отдельных бытовых предметов, различает день и ночь, знает название и назначение отдельных частей помещения. Может самостоятельно выполнить некоторые бытовые задания (накрыть на стол, убрать посуду, вытереть пыль и пр.),Может назвать некоторые профессии, некоторые дорожные знаки и пр. Знает и часто соблюдает правила поведения на улице и в общественных местах. Знает некоторые растения и животных. При посещении культурных мероприятий может понимать смысл происходящего.

3-й уровень (6-8.). достаточно свободно ориентируется и действует в знакомом пространстве и ситуации. Знает социальные нормы поведения и старается их выполнять , может самостоятельно ухаживать за животными и растениями. Может самостоятельно обозначать свое имя на бумаге.

4-й уровень (9-10): социально-бытовое ориентирование в норме развития и соответствует возрасту.

  1. – 10 – крайняя экстраверсия.


В данном разделе исследуется общительность ребенка. Количественная оценка производится по критерию замкнутость – общительность в пределах 10 баллов.

Критерии наблюдения за развитием коммуникативности:

–характер общения с незнакомыми и знакомыми людьми, сверстниками, младшими и старшими;

– способы установления контакта с данным ребенком;

– стратегия поведения ребенка в процессе общения и пр.

0 – 2 – явная интервертированность , замкнутость, аутичность.

3 – тенденция к интервертированности, крайняя избирательность в контактах.

4 – 6 – биверт, тянется к общению, достаточно избирателен в контактах.

7 – 8 – экстраверт, любит общаться как со знакомыми, так и не знакомыми; легко вступает в контакт, знакомится с незнакомыми людьми и пр.











Результаты, полученные при проведении методики «Карта наблюдений».



Имя ребенка

Социально-бытовая ориентировка


Коммуникативность

Самообслуживание

Социально-бытовое ориентирование

Иван

9

5

7

Миша

9

4

8

Андрей

9

5

3

Святик

3

3

4


В этой методике нас интересовали в первую очередь компоненты социальной адаптации, хотя и другие компоненты оказывают влияние на успешную социализацию ребёнка.

Благодаря удобной радиальной форме представления можно наглядно видеть уровни развития навыков.

Использование методики дает информацию о темпе развития ребенка, выявляет области наиболее активного развития, позволяет установить сенситивные периоды, в которые работа по адаптации ребенка может вестись более интенсивно. Проводится три раза в год. На момент проведения диагностики. Иван и Андрей находятся в центре в течении 5 лет, Миша 3года,а Святослав 5 месяцев.
















  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Главной задачей работы было определение развития навыков самообслуживания. Ребенок с синдромом Дауна может не уметь говорить, не уметь читать и считать, но мы обязаны научить его обслуживать самого себя. По результатам диагностики видно, что дети овладели навыками самообслуживания. Социально ориентированы.

Иван и Андрей проживают в нашем Центре уже пять лет. Когда они к нам пришли, то умели только кушать и то под контролем взрослого. Умываться, посещать туалет, одеваться раздеваться они не умели. Мы учили их навыкам самообслуживания практически с нуля. Сейчас мальчики показывают высокие результаты. Они не только овладели навыками самообслуживания, но и помогают другим детям. Самостоятельно убирают свою постель, правильно и аккуратно раскладывают вещи . Святик проживает с ноября месяца в нашем Центре, у мальчика был тяжелый адаптационный период. Самостоятельно не посещает туалет и ребята взяли над ним «шефство» , когда идут в туалет то берут его за руку и сажают на горшок. Миша научился не путать левый ботинок с правым и показывает Святику, как правильно должны быть надеты ботинки.

Но есть проблема ,что дети с синдромом Дауна много и тяжело  болеют (практически всегда, во время болезни попадают в стационар), после чего труды воспитателя и специалистов и те навыки, которые ребенок  усвоил в процессе обучения теряются, и приходится начинать занятия практически с нуля.

Что же еще необходимо учитывать, что неудача, сопровождаемая отрицательными эмоциями, может спровоцировать отказ от дальнейшего участия в обучении или нежелание выполнять уже почти освоенное действие.

Приступать к обучению тому или иному навыку самообслуживания можно только тогда, когда ребенок свободно  владеет  включенными в него подготовительными навыками.  Общее правило состоит в том, чтобы учить ребенка бытовым навыкам и самостоятельности на самом простом материале (крупном, удобном, безопасном или личностным примером)

Единство требований и настойчивость взрослых – важный элемент учебно-воспитательного процесса в      целом и особенно при обучении бытовым навыкам самостоятельности.

Следующее важное правило обучения особого ребенка бытовым и гигиеническим навыкам состоит в том, что каждое занятие должно завершаться успехом . Отмечать любой, даже незначительный, но успех в овладении навыком самообслуживания.

По результатам проведенной работы, мы пришли к выводу, что все занятия, проведенные в данный период времени, игры и игровые упражнения, способствуют развитию навыков самообслуживания.

У детей появился интерес к самостоятельной деятельности, мы начинаем выходить на другой уровень.

По мере взросления ребенка с синдромом Дауна усиливается его стремление приобрести уверенность в себе, быть самостоятельным. Самооценка человека прямо зависит от того, сможет ли он выполнить задание самостоятельно, сумеет ли довести начатое дело до конца.


В своей работе опираюсь не на биологический возраст ребенка , а на реальный возраст развития. Исходя из этого, составляется индивидуальная программа развития каждого ребенка.

Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в работу заинтересованных взрослых, детям с синдромом Дауна вполне доступно овладение навыкам самообслуживания.



В перспективе, в целях развития и коррекции воспитания у детей с синдромом Дауна, я планирую совершенствовать свою работу, использовать в своей работе интернет ресурсы, находить более эффективные (инновационные, а может и нетрадиционные) формы, приемы методы работы с детьми с синдромом Дауна, которые будут востребованы в дальнейшей жизни ребенка.
















  1. ЛИТЕРАТУРА

  1. "Синдром Дауна. XXI век" - междисциплинарный научно-практический журнал.

2. "Сделай шаг" - вестник Даунсайд Ап, предназначен для семей детей с синдромом Дауна.

3. Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»

4.Л.Б. Баряевой, О.П. Гаврилушкиной, А.П. Зарин, Н.Д. Соколовой. «Программе воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» .

5.Сери книг Центра ранней помощи с синдромом Дауна Даунсайд Ап

6.П.Л. Жиянова « Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна».

7 А.П..Зарин» Содержание и оценка результатов психолого-педагогического обследования дошкольников с интеллектуальной недостаточностью».

8.Т.П.Медведева И.А. Панфилова Е.В. Поле. Серия «Ребенок с синдромом Дауна и особенности его развития».

9. С.Д. Забрамная, О.В.Боровик. « Развитие ребенка -в ваших руках».

10.Материалы интернет – сайта Даунсайд Ап.
























20


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!