СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка краеведческого кружка по истории "Я - патриот России"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка краеведческого кружка по истории "Я - патриот России"»


государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области

« Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам

4 г. Саратова»


«Согласовано»

«____» ________2019г.

Зам. директора по ВР

_________(И.А. Мещерякова)

«Утверждено»

«____»__________2019г.

Директор школы

_________(Л.А.Печерская)















Рабочая программа

кружка


«Я - патриот России»


Учитель: Хазова Т.Н.





















2019-2020 учебный год


Пояснительная записка

 1.Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

 Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности общества, в котором живут. Осознание детьми неотъемлемости своих прав, развитие самоуважения и уважения прав других способствуют формированию определенного мировоззрения, которое не является простым производным от суммы усвоенных знаний.

 В настоящее время в России возрождаются духовные ценности культуры и образования, значимость духовно – нравственного воспитания стали понимать и родители учащихся. О чём свидетельствует и социальный заказ родителей при выборе направлений кружковой деятельности для своих детей. Родители понимают, что на сегодняшний день у детей снижены ценностные ориентиры.

 Поэтому совместные усилия школы и семьи должны быть направлены на формирование у детей школьного возраста нравственных качеств, навыков, умений, необходимых человеку, чтобы стать настоящим гражданином и патриотом своей страны. Дети должны гордиться своей страной, её достижениями. Должны брать пример с тех, кто прославляет свою страну. Воспитывать на традициях, которые всегда были присущи нашей стране. Быть верными своей Родине и при необходимости стать на её защиту. Сегодня быть патриотом означает не только гордиться флагом и гербом страны, нашими достижениями в области экономики, политики, спорта и культуры, но и на деле, своими поступками доказывать заинтересовывать в том, чтобы наша страна процветала. 

Становится очевидным, что решение важных вопросов и актуальных проблем в нашей стране будет зависеть от уровня сформированности нравственных качеств подрастающего поколения.

 Поэтому разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем. Патриотическое воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям. Преподавание прав человека – это решение не только правовых, но и нравственных, психологических и педагогических проблем. Исходя из этого, в программе отражена взаимосвязь правового, нравственного воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития личности младших школьников. Изучение прав человека неразрывно связано с изучением общества и человека в нем (граждановедение), самосознанием и самоопределением. В программе в достаточной мере реализованы метапредметные результаты, что усиливает значимость изученного материала и способствует формированию целостного представления об окружающем мире.

 1. Цель и задачи программы

 Цель: организация занятий духовно-нравственной направленности по формированию гражданской, социальной, этической, коммуникативной компетентности школьников

 Задачи:

 – содействия ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, городе или деревне; в селе — в родном крае, в родной стране, входящей в систему стран всего мира; понимание прав и свобод личности развитие гордости за героическое прошлое Отечества, интереса к отечественной культуре, основ здорового образа жизни;
– помощи в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей; формирование патриотизма, активной гражданской позиции, 
– обогащение знаниями, о малой и большой Родине, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению определенных норм морали, нравственности.
– формирование нравственной основы личности творческих способностей, повышение уровня духовной культуры приобретение основных навыков поведения в социуме; 

Отличительные особенности программы

 Отличительной особенностью программы является намеренное акцентирование внимания не только на правах детей, но и на их обязанностях, показа неразрывности прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.

 В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном — в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, “увидеть” прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления — при их анализе и осмыслении содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (понятий, причинно-следственных связей, закономерностей).

 Разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем.

 Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей. Программа определяет основные направления патриотического воспитания учащихся. Преподавание курса строится на принципе преемственности как между классами начальной школы, так и между начальной и основной школой.

 Возраст детей, участвующих в реализации программы

 Программа разработана для учащихся 10–12 лет

 Сроки реализации программы

 Программа рассчитана на 1 год обучения и воспитания. Во внеурочной деятельности на изучение данного курса отводится 1 ч в неделю, всего 34 часа.















 Этапы реализации:

  1. Подготовительно-организационный

 – создание школьной методической базы по патриотическому воспитанию школьников;
– анкетирование родителей по вопросам патриотического воспитания;
– сбор материалов для кружковой деятельности, подготовка игровой комнаты.
– разработка рабочей программы.

  2.  Основной (сентябрь 2019 – май 2020)

 – проведение занятий по данной программе;
– участие в различных проектах, социальных акций 
– коррекция рабочей программы в конце учебного года.

  3. Заключительный (май 2020)

 

– мониторинг работы школы по данной программе;
– анкетирование учащихся и родителей для определения уровня заинтересованности в проведении мероприятий данной направленности в школе 2 ступени.

Формы и режим занятий

 Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при изучении курса – благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения детьми нравственных норм. Занятия после уроков очень привлекательны для ребят. В свободное от уроков время можно заняться творчеством, в котором раскрываются интересы и увлечения каждого ребёнка. Очень важно заинтересовать ребёнка занятиями, чтобы внеурочное время превратилось в пространство для воспитания и образования.

 Формы работы: семейные праздники, игры, соревнования, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, анкетирование, часы общения, экскурсии, предметные недели, встречи с ветеранами, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам. конкурсы, тематические беседы, коллективные творческие дела, викторины, проекты

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

 Личностные результаты:

 – осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре, 
– осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
– уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

 

Метапредметные результаты:

 – способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей, 
– приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
– совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы,

 Предметные результаты: 

– усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
– владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. 
– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
– овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
– знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

 Оценка результативности программы состоит в использовании системы критериев, которые составляют оценочные показатели по двум параметрам: духовно-нравственные и количественные.

 Осуществляется в конце четвёртого года занятия

 Уровень развития и проявления патриотизма личности определяется методом анкетирования, тестирования. Уровень эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания определяется методом наблюдения, мониторинга результатов деятельности в конце каждого года обучения.

Предполагаемый результат деятельности:

 ·         сформированы представления о семье, членах семьи; коллективе, членах коллектива, правилах общения в коллективе; о профессиях людей, своих родителей; о Родине, малой Родине;

 ·         получат возможность осознать свою значимость в семье, в коллективе, проявить чувство уважения к членам своей семьи, коллектива;

 ·         получат возможность участвовать в КТД; участвовать в проектной деятельности;

 ·         узнают о профессиях людей, своих родителей; о том, что дети берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

 ·         сформированы понятия “родня”, “дружба”, “Отечество”;

 ·         получат возможность участвовать в коллективных творческих делах, в проектной деятельности.

 ·         сформировано умение беречь природу; интерес к участию в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности;

 ·         получат возможность участвовать в создании экологических проектов: “Брешь в зелёном царстве”, “Влияние автомобильного транспорта на атмосферный воздух”, “Янтарное светило”, “Знакомство с историческим прошлым, настоящим нашей страны”.

 ·         сформировано представление о том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, готов к защите своей Родины.

 ·         сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

 ·         получат возможность участвовать в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности.

 


1.9. Формы подведения итогов реализации программы

 ·         Участие в школьных олимпиадах по краеведению о Саратовской области

 ·         Участие в муниципальных, окружных, всероссийских конкурсах творческих работ.

 ·         Фоторепортажи о посещении социально-значимых мест, музеев. Освещение кружковой деятельности через СМИ

 ·         Подготовлены результаты педагогического наблюдения и диагностики

·         Участие учащихся в общественных, социальных акциях, в научно-практических конференциях проводимых в школе, в районе.

 














Календарно – тематическое планирование


занятия

Тематика занятий

Содержание деятельности

Кол-во часов

Дата

Тема «Я – ученик» - 2 часа

1

Я - пятиклассник!

Тренинг

1

 06.09

2

Мои права и обязанности

Час общения

1

 13.09

Тема «Моя семья» - 3 часа

3

Моя родословная

Беседа, знакомство с понятиями «род», «народ», «человечество».

1

 20.09

4

Семейные праздники

Сюжетно – ролевая игра

1

 27.09

5

Традиции моей семьи

Час общения

1

 04.10

Теме «Моя Родина» - 4 часа

6

Моя страна. Гордость моей страны. Москва – столица Родины

 Заочное путешествие

1

 11.10

7

Символы государства

Гимн, флаг, герб

1

 18.10

8

Золотое кольцо России

 Заочное путешествие

1

 25.10

9

Моя малая родина – г.Саратов. Чем богат наш край Саратовский.

Беседа. Экскурсия в краеведческий музей. Презентация

1

 08.11

Тема «Толерантность» - 2 часа

10

Давайте жить дружно. Как мы разрешаем конфликты

Беседа по правилам поведения в школе

1

 15.11

11

Культура разных народов мира

Презентация

1

 22.11

Тема «Защита Отечества» - 4 часа

12

Есть такая профессия – Родину защищать

Беседа

1

 29.11

13

Герои России (А. В. Суворов, Кутузов, Дмитрий Донской, Александр Невский, Минин, Дмитрий  Пожарский)

Сообщения учащихся

1

 06.12

14

Герои Великой Отечественной войны

Сообщения учащихся

1

13.12

15

Воины интернационалисты

Презентация

1

 20.12

Тема «И помнит мир спасённый…» - 11 часов

16

Города - герои

Заочное путешествие

1

 27.12

17

Юные герои Великой Отечественной войны

Беседа, сбор материала, выпуск стенгазеты «Юные герои Великой Отечественной войны»

1

 17.01

18

В жизни всегда есть место подвигам

Сбор материала о земляках, совершивших подвиги в годы Великой Отечественной войны

1

 24.01

19

Герои – земляки.

Загороднев В.И., Уфимцев К.Г., Тархов С.Ф.

1

31.01

20

Герои - земляки

Благодаров К.В.,Панфилов И.В., Блинов Ф.А.

1

07.02

21

Герои - земляки

Тулайков Н.М., Антонов О.К., Шехурдин А.П.

1

14.02

22

Оформление материала о героях-земляках.

Альбом, презентация

1

21.02

23

Вклад саратовцев в Великую Победу.

 исследовательская деятельность

1

 28.02

24

Война глазами детей

Конкурс рисунков

1

 06.03

25

Моя семья в годы войны

рассказ

1

 13.03

26

Бессмертный полк

 

1

 20.03

Тема «Я – Гражданин России» - 8 часов

27

За что я люблю Родину

Диспут

1

 03.04

28

Саратов на карте России


1

10.04

29

Символика Саратова


1

17.04

30

Рисунки «Мой Город»

Выставка рисунков

1

 24.04

31

Стихи и песни о России.

Стихи, песни

1

08.05

32

«Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь!»


1

15.05

33

Я – Гражданин России

 

1

 22.05

34

Коллективный рисунок

«Я – Гражданин России

 

1

 29.05






















 Список рекомендуемой учебно-методической литературы

Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).

Декларация прав ребенка (1959 г.).

Конвенция ООН по правам ребенка (1990 г.).

Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М. Айрис-Пресс, 2002

Азбука права: разработки занятий в начальной школе/ авт.-сост. Н.Н.Бобкова. – Волгоград: Учитель, 2004

Антонов, В. В. Младшим школьникам о Всеобщей деклара­ции прав человека. - М.: Вита-Пресс, 1998.

Антонов, В. В. Изучаем права человека: рабочая тетрадь для учащихся начальных классов. -М.: Вита-Пресс, 1997.

Антонова Ю.Е., Левина Л.В.и др.Как научить детей любить Родину. – М.Аркти,  2003

Богданова О.С., Калинина О.Д. Содлержание и методика этических бесед с младшими школьниками. – М. Просвещение 1982

Звездина Г.П., Щербакова Т.Н. Классные часы в начальной школе ( программа факультатива «Я и Мир) – М. Творческий Центр Сфера, 2003

Зверева А.Т. Экологические игры – М. Оникс 21 век. Дом педкниги 2001

Усачев, А. Приключения маленького человека. - М.: РИО «САМОВАР», 1995.

Шабельник, Е. С. Права ребенка. - М.: Вита-Пресс, 2002.

Шабельник, Е. С, Каширцева, Е. Г. Ваши права: учеб. посо­бие. - М.: Вита-Пресс, 1995.

Шкробова, М. А. Граждановедение. - Ульяновск, 2000.

 Хрестоматия «Твоя Россия»

Интернет-ресурсы

http://www.proshkolu.ru

http:/ /www. metodsovet

http://krasnoe.tv/frontPage

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!