государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области
« Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам
№4 г. Саратова»
«Согласовано» «____» ________2019г. Зам. директора по ВР _________(И.А. Мещерякова) | «Утверждено» «____»__________2019г. Директор школы _________(Л.А.Печерская) |
Рабочая программа
кружка
«Я - патриот России»
Учитель: Хазова Т.Н.
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
1.Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности общества, в котором живут. Осознание детьми неотъемлемости своих прав, развитие самоуважения и уважения прав других способствуют формированию определенного мировоззрения, которое не является простым производным от суммы усвоенных знаний.
В настоящее время в России возрождаются духовные ценности культуры и образования, значимость духовно – нравственного воспитания стали понимать и родители учащихся. О чём свидетельствует и социальный заказ родителей при выборе направлений кружковой деятельности для своих детей. Родители понимают, что на сегодняшний день у детей снижены ценностные ориентиры.
Поэтому совместные усилия школы и семьи должны быть направлены на формирование у детей школьного возраста нравственных качеств, навыков, умений, необходимых человеку, чтобы стать настоящим гражданином и патриотом своей страны. Дети должны гордиться своей страной, её достижениями. Должны брать пример с тех, кто прославляет свою страну. Воспитывать на традициях, которые всегда были присущи нашей стране. Быть верными своей Родине и при необходимости стать на её защиту. Сегодня быть патриотом означает не только гордиться флагом и гербом страны, нашими достижениями в области экономики, политики, спорта и культуры, но и на деле, своими поступками доказывать заинтересовывать в том, чтобы наша страна процветала.
Становится очевидным, что решение важных вопросов и актуальных проблем в нашей стране будет зависеть от уровня сформированности нравственных качеств подрастающего поколения.
Поэтому разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем. Патриотическое воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям. Преподавание прав человека – это решение не только правовых, но и нравственных, психологических и педагогических проблем. Исходя из этого, в программе отражена взаимосвязь правового, нравственного воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития личности младших школьников. Изучение прав человека неразрывно связано с изучением общества и человека в нем (граждановедение), самосознанием и самоопределением. В программе в достаточной мере реализованы метапредметные результаты, что усиливает значимость изученного материала и способствует формированию целостного представления об окружающем мире.
1. Цель и задачи программы
Цель: организация занятий духовно-нравственной направленности по формированию гражданской, социальной, этической, коммуникативной компетентности школьников
Задачи:
– содействия ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, городе или деревне; в селе — в родном крае, в родной стране, входящей в систему стран всего мира; понимание прав и свобод личности развитие гордости за героическое прошлое Отечества, интереса к отечественной культуре, основ здорового образа жизни;
– помощи в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей; формирование патриотизма, активной гражданской позиции,
– обогащение знаниями, о малой и большой Родине, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению определенных норм морали, нравственности.
– формирование нравственной основы личности творческих способностей, повышение уровня духовной культуры приобретение основных навыков поведения в социуме;
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы является намеренное акцентирование внимания не только на правах детей, но и на их обязанностях, показа неразрывности прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.
В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном — в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, “увидеть” прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления — при их анализе и осмыслении содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (понятий, причинно-следственных связей, закономерностей).
Разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем.
Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей. Программа определяет основные направления патриотического воспитания учащихся. Преподавание курса строится на принципе преемственности как между классами начальной школы, так и между начальной и основной школой.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа разработана для учащихся 10–12 лет
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения и воспитания. Во внеурочной деятельности на изучение данного курса отводится 1 ч в неделю, всего 34 часа.
Этапы реализации:
1. Подготовительно-организационный
– создание школьной методической базы по патриотическому воспитанию школьников;
– анкетирование родителей по вопросам патриотического воспитания;
– сбор материалов для кружковой деятельности, подготовка игровой комнаты.
– разработка рабочей программы.
2. Основной (сентябрь 2019 – май 2020)
– проведение занятий по данной программе;
– участие в различных проектах, социальных акций
– коррекция рабочей программы в конце учебного года.
3. Заключительный (май 2020)
– мониторинг работы школы по данной программе;
– анкетирование учащихся и родителей для определения уровня заинтересованности в проведении мероприятий данной направленности в школе 2 ступени.
Формы и режим занятий
Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при изучении курса – благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения детьми нравственных норм. Занятия после уроков очень привлекательны для ребят. В свободное от уроков время можно заняться творчеством, в котором раскрываются интересы и увлечения каждого ребёнка. Очень важно заинтересовать ребёнка занятиями, чтобы внеурочное время превратилось в пространство для воспитания и образования.
Формы работы: семейные праздники, игры, соревнования, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, анкетирование, часы общения, экскурсии, предметные недели, встречи с ветеранами, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам. конкурсы, тематические беседы, коллективные творческие дела, викторины, проекты
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Личностные результаты:
– осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
– осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
– уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
– приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
– совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы,
Предметные результаты:
– усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
– владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.
– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
– овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
– знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
Оценка результативности программы состоит в использовании системы критериев, которые составляют оценочные показатели по двум параметрам: духовно-нравственные и количественные.
Осуществляется в конце четвёртого года занятия
Уровень развития и проявления патриотизма личности определяется методом анкетирования, тестирования. Уровень эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания определяется методом наблюдения, мониторинга результатов деятельности в конце каждого года обучения.
Предполагаемый результат деятельности:
· сформированы представления о семье, членах семьи; коллективе, членах коллектива, правилах общения в коллективе; о профессиях людей, своих родителей; о Родине, малой Родине;
· получат возможность осознать свою значимость в семье, в коллективе, проявить чувство уважения к членам своей семьи, коллектива;
· получат возможность участвовать в КТД; участвовать в проектной деятельности;
· узнают о профессиях людей, своих родителей; о том, что дети берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
· сформированы понятия “родня”, “дружба”, “Отечество”;
· получат возможность участвовать в коллективных творческих делах, в проектной деятельности.
· сформировано умение беречь природу; интерес к участию в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности;
· получат возможность участвовать в создании экологических проектов: “Брешь в зелёном царстве”, “Влияние автомобильного транспорта на атмосферный воздух”, “Янтарное светило”, “Знакомство с историческим прошлым, настоящим нашей страны”.
· сформировано представление о том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, готов к защите своей Родины.
· сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
· получат возможность участвовать в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности.
1.9. Формы подведения итогов реализации программы
· Участие в школьных олимпиадах по краеведению о Саратовской области
· Участие в муниципальных, окружных, всероссийских конкурсах творческих работ.
· Фоторепортажи о посещении социально-значимых мест, музеев. Освещение кружковой деятельности через СМИ
· Подготовлены результаты педагогического наблюдения и диагностики
· Участие учащихся в общественных, социальных акциях, в научно-практических конференциях проводимых в школе, в районе.
Календарно – тематическое планирование
№ занятия | Тематика занятий | Содержание деятельности | Кол-во часов | Дата |
Тема «Я – ученик» - 2 часа |
1 | Я - пятиклассник! | Тренинг | 1 | 06.09 |
2 | Мои права и обязанности | Час общения | 1 | 13.09 |
Тема «Моя семья» - 3 часа |
3 | Моя родословная | Беседа, знакомство с понятиями «род», «народ», «человечество». | 1 | 20.09 |
4 | Семейные праздники | Сюжетно – ролевая игра | 1 | 27.09 |
5 | Традиции моей семьи | Час общения | 1 | 04.10 |
Теме «Моя Родина» - 4 часа |
6 | Моя страна. Гордость моей страны. Москва – столица Родины | Заочное путешествие | 1 | 11.10 |
7 | Символы государства | Гимн, флаг, герб | 1 | 18.10 |
8 | Золотое кольцо России | Заочное путешествие | 1 | 25.10 |
9 | Моя малая родина – г.Саратов. Чем богат наш край Саратовский. | Беседа. Экскурсия в краеведческий музей. Презентация | 1 | 08.11 |
Тема «Толерантность» - 2 часа |
10 | Давайте жить дружно. Как мы разрешаем конфликты | Беседа по правилам поведения в школе | 1 | 15.11 |
11 | Культура разных народов мира | Презентация | 1 | 22.11 |
Тема «Защита Отечества» - 4 часа |
12 | Есть такая профессия – Родину защищать | Беседа | 1 | 29.11 |
13 | Герои России (А. В. Суворов, Кутузов, Дмитрий Донской, Александр Невский, Минин, Дмитрий Пожарский) | Сообщения учащихся | 1 | 06.12 |
14 | Герои Великой Отечественной войны | Сообщения учащихся | 1 | 13.12 |
15 | Воины интернационалисты | Презентация | 1 | 20.12 |
Тема «И помнит мир спасённый…» - 11 часов |
16 | Города - герои | Заочное путешествие | 1 | 27.12 |
17 | Юные герои Великой Отечественной войны | Беседа, сбор материала, выпуск стенгазеты «Юные герои Великой Отечественной войны» | 1 | 17.01 |
18 | В жизни всегда есть место подвигам | Сбор материала о земляках, совершивших подвиги в годы Великой Отечественной войны | 1 | 24.01 |
19 | Герои – земляки. | Загороднев В.И., Уфимцев К.Г., Тархов С.Ф. | 1 | 31.01 |
20 | Герои - земляки | Благодаров К.В.,Панфилов И.В., Блинов Ф.А. | 1 | 07.02 |
21 | Герои - земляки | Тулайков Н.М., Антонов О.К., Шехурдин А.П. | 1 | 14.02 |
22 | Оформление материала о героях-земляках. | Альбом, презентация | 1 | 21.02 |
23 | Вклад саратовцев в Великую Победу. | исследовательская деятельность | 1 | 28.02 |
24 | Война глазами детей | Конкурс рисунков | 1 | 06.03 |
25 | Моя семья в годы войны | рассказ | 1 | 13.03 |
26 | Бессмертный полк | | 1 | 20.03 |
Тема «Я – Гражданин России» - 8 часов |
27 | За что я люблю Родину | Диспут | 1 | 03.04 |
28 | Саратов на карте России | | 1 | 10.04 |
29 | Символика Саратова | | 1 | 17.04 |
30 | Рисунки «Мой Город» | Выставка рисунков | 1 | 24.04 |
31 | Стихи и песни о России. | Стихи, песни | 1 | 08.05 |
32 | «Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь!» | | 1 | 15.05 |
33 | Я – Гражданин России | | 1 | 22.05 |
34 | Коллективный рисунок «Я – Гражданин России | | 1 | 29.05 |
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).
Декларация прав ребенка (1959 г.).
Конвенция ООН по правам ребенка (1990 г.).
Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М. Айрис-Пресс, 2002
Азбука права: разработки занятий в начальной школе/ авт.-сост. Н.Н.Бобкова. – Волгоград: Учитель, 2004
Антонов, В. В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. - М.: Вита-Пресс, 1998.
Антонов, В. В. Изучаем права человека: рабочая тетрадь для учащихся начальных классов. -М.: Вита-Пресс, 1997.
Антонова Ю.Е., Левина Л.В.и др.Как научить детей любить Родину. – М.Аркти, 2003
Богданова О.С., Калинина О.Д. Содлержание и методика этических бесед с младшими школьниками. – М. Просвещение 1982
Звездина Г.П., Щербакова Т.Н. Классные часы в начальной школе ( программа факультатива «Я и Мир) – М. Творческий Центр Сфера, 2003
Зверева А.Т. Экологические игры – М. Оникс 21 век. Дом педкниги 2001
Усачев, А. Приключения маленького человека. - М.: РИО «САМОВАР», 1995.
Шабельник, Е. С. Права ребенка. - М.: Вита-Пресс, 2002.
Шабельник, Е. С, Каширцева, Е. Г. Ваши права: учеб. пособие. - М.: Вита-Пресс, 1995.
Шкробова, М. А. Граждановедение. - Ульяновск, 2000.
Хрестоматия «Твоя Россия»
Интернет-ресурсы
http://www.proshkolu.ru
http:/ /www. metodsovet
http://krasnoe.tv/frontPage
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola