СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка : "Краткий словарь логопедических понятий и терминов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автоматизация звука – этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование  правильного произношения звука в связной речи; заключается в последовательном, постепенном введении поставленного звука  в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка : "Краткий словарь логопедических понятий и терминов"»

Краткий словарь логопедических понятий и терминов

Автоматизация – превращение сознательных действий  при многократном их повторении в автоматические (совершаемые без участия сознания).

Автоматизация звука – этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование  правильного произношения звука в связной речи; заключается в последовательном, постепенном введении поставленного звука  в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.

Агнозия – нарушение процесса узнавания предметов и явлений при сохранности сознания  и функции органов чувств; наблюдается при поражении определенных отделов коры больших полушарий головного мозга. Может быть зрительная, осязательная, пальцевая, пространственная, слуховая.

Аграмматизм – нарушение психофизических процессов, обеспечивающих  грамматическую упорядоченность  речевой деятельности; при А. наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, «телеграфный стиль» речи и пр.; возникает в связи с алалией.

Адаптация – приспособление человека к условиям существования . Бывает биологическая, психологическая, социальная.

Алалия – отсутствие или  недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; причиной А. чаще всего является  поражение речевых областей полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни.

Алалия моторная – недоразвитие экспрессивной речи, выраженное затруднениями  в овладении активным словарем и грамматическим строем языка  при достаточно сохранном понимании речи.

Алалия сенсорная – недоразвитие импрессивной стороны речи, когда у ребенка нарушается понимание  речи окружающих, не смотря на  сохранный слух.

Алексия – нарушения чтения , возникающие при  поражении различных отделов коры головного мозга, или неспособность к овладению процессом чтения.

Анализатор двигательный – анализатор, обеспечивающий  восприятие и анализ положения тела в пространстве, а также движений отдельных частей тела.

Анализатор кинестетический – см. Анализатор двигательный.

Анализатор речедвигательный – анализатор, обеспечивающий восприятие и анализ информации, поступающей от органов речи, изменяющий напряжение и положение органов дыхания, голосообразоывания и артикуляции.

Анализатор слуховой – анализатор, обеспечивающий  восприятие и анализ звуковых раздражителей и формирующий  слуховые ощущения и образы.

Анамнез – совокупность сведений от родителей и лиц, воспитывающих ребенка, о его развитии на всех этапах, включая беременность  его матери и роды, и о течении его заболеваний. Сбор анамнеза является важной  частью комплексного обследования ребенка.

Апраксия – нарушение свободных целенаправленных движений и действий, возникающее при поражении  коры головного мозга.

Артикуляционные навыки – усвоение артикуляционной базы данного звука.

Артикуляционный аппарат – совокупность органов, обеспечивающих  образование звуков (голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого неба, губ, щек, нижней челюсти и др.)

Артикуляция – совместная работа речевых органов, необходимая для произношения звуков речи.

Астенический синдром – состояние, часто встречающееся  при психических заболеваниях. Характеризуется общей слабостью, повышенной истощаемостью и раздражительностью. При А.С.  нарушается внимание, память, ослабляется или утрачивается способность к  продолжительному умственному и физическому напряжению.

Аутизм – болезненное состояние психики, характеризующееся  нарушением контактов человека и уходом от реального внешнего мира, погружение в мир личных переживаний.

Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением  доминантного полушария коры головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха.

Афония – отсутствие звучности голоса  при сохранности шепотной речи.

Брадилалия – патологически замедленный темп речи

Вербальный – словесный, выраженный речевыми средствами.

Внимание – произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности.

Внимания нарушения – патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности; выделяют следующие виды нарушений: сужение объема внимания, когда человек одновременно может воспринимать только небольшое количество объектов; неустойчивость внимания, когда нарушена концентрация внимания  и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители.

Воспитание – процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности.

Восстановительное обучение – обучение, направленное на восстановление функций, нарушенных в результате какого-либо заболевания.

Голосовой аппарат – совокупность органов, участвующих в голосообразовании; Г.А. состоит  из трех основных частей: легких с системой вдыхательных и выдыхательных мышц, гортани с голосовыми скадками и ситемы воздушных полостей, играющих роль  резонаторов и излучателей звука.

Грамматический строй речи  – строение слова и предложения, присущее данному языку.

Гуление – голосовые реакции ребенка в первые 2-3 месяца жизни, ранняя стадия лепета.

Двигательные нарушения – нарушения движений, которые могут проявляться ограничением  объема и силы движений, нарушениями их темпа, характера, координации, наличием непроизвольных избыточных движений.

Депривация – психическое состояние, возникающее в результате длительного  ограничения возможностей ребенка в удовлетворении его насущных биологических и социальных потребностей; Д. бывает зрительная, слуховая, речевая, эмоциональная и др.

Деятельность речевая – 1) речь как процесс; 2) язык как социальный продукт  речевой способности; 3) речь индивида.

Диагноз – краткое врачебное заключение о характере и сущности болезни (нарушения развития) на основании всестороннего исследования больного.

Дидактические принципы – основополагающие требования к практической организации  учебного процесса.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное  недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, пропуски и перестановки букв и слогов, нарушения слитности написания слов в предложении, аграмматизм на письме.

Дислалия – нарушение звукопроизношения  при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дислексия – частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Дисфония – расстройство голосообразования, при котором голос становится хриплым, слабым, вибрирующим и т.д.

Дифференциация звуков – этап в коррекционной работе по формированию правильного звукопроизношения, направленный на развитие умения  отличать данный звук от других звуков речи.

Дыхание речевое – дыхание в процессе речи, отличающееся от обычного  более быстрым вдохом и замедленным выдохом, значительным увеличением дыхательного объема, преимущественно ротовым типом дыхания.

Заикание (логоневроз) – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Зона актуального развития – актуальный уровень знаний, умений и навыков ребенка, проявляющийся на данном этапе его развития и обнаруживающийся в ситуации конкретного диагностического обследования.

Зона ближайшего развития – уровень знаний, умений и навыков, которых ребенок может достичь самостоятельно или с помощью взрослого, потенциальные возможности развития ребенка.

Иннервация – обеспеченность какого-либо органа или ткани нервными волокнами и нервными клетками.

Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития – направление в специальной педагогике, совместное обучение в образовательных учреждениях  детей с различными нарушениями психофизического развития и их нормально развивающихся сверстников.

Интонация – сложный комплекс просодических компонентов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, тембр, темп и логическое ударение, служащий на уровне предложения для  выражения различных грамматических категорий, а также экспрессий и эмоций.

Компенсация – возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки  частично нарушенных функций.

Коррекция нарушения  -  система психолого-медико-социальных  мер, направленная на  исправление или преодоление  недостатков психофизического развития ребенка.

Коррекционное обучение – особый вид обучения, цель которого  полное или частичное преодоление имеющихся у детей  нарушений в развитии и обеспечивающий  их потребности в личном росте и социализации.

Коррекционно-воспитательная работа – система психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление  нарушений психического или физического    развития детей и на их  адаптацию в обществе.

Коррекция произношения -  исправление недостатков произношения , включая все его составные части: дыхание, голос, звуки, словесное и фразовое ударение, членение речи паузами, темп и соблюдение орфоэпических норм.

Лепет – голосовые реакции ребенка на  раздражители  положительного характера; появляются на втором месяце в виде разнообразных несложных комплексов звуков (гуление) и постепенно усложняются (многократное повторение слогов); при тяжелых речевых нарушениях  обнаруживается у детей в более позднем возрасте.

Логопедия – наука, изучающая людей с  речевыми нарушениями и разрабатывающая  методы коррекционно-педагогической работы с ними.

Моторика – совокупность двигательных  реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционном плане важно  выделять общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артикуляционную моторику.

Неврозы – группа заболеваний нервной системы, характеризующихся функциональными нарушениями со стороны центральной нервной системы. К Н. относят неврастению, невроз страха, истерические реакции, невроз навязчивых состояний.

Недоразвитие речи – качественно низкий (по сравнению с возрастной нормой) уровень  сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.

Обтуратор – приспособление в форме пластины для закрытия дефектов  твердого и мягкого неба

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено  формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Постановка звука – первый этап  формирования произносительных навыков, создание при помощи  специальных приемов новой нервной связи между  звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно-кинестетическими (самостоятельное воспроизведение звука) и зрительными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями, в результате П. З. ребенок усваивает произносительное умение.

Первичный дефект – нарушение, непосредственно вытекающее из биологического характера болезни (нарушение зрения, речи  или слуха при поражении анализаторов).

Постнатальный – период после рождения ребенка.

Пренатальный – период до рождения ребенка.

Психомоторика – индивидуальные, конституционные, а также связанные с полом и возрастом особенности двигательных реакций человека.

Реабилитация – восстановление или компенсация нарушенных функций  организма и трудоспособности, достигаемое применением  комплекса медицинских, педагогических и социальных мероприятий.

Речь – исторически сложившаяся форма общения   людей посредством языка.

Речевой аппарат – система органов, принимающих участие в образовании звуков речи: органы дыхания, голосообразования, артикуляции, чувствительные и двигательные центры головного мозга.

Ринолалия – вид органической дислалии, расстройство звукопроизношения, образующееся в результате  излишнего или недостаточного резонирования  в носовой полости.

Ринофония – носовой оттенок голоса, возникающий из-за неправильного направления голосовыдыхательной струи.

Сензитивные периоды  развития функций – периоды жизни ребенка, в которые наиболее  интенсивно, сильно и гармонично развивается та или иная  психическая функция. С этими же периодами  связана и наиболее оптимальная  коррекция тех дефицитарных функций, которые  формируются в данный отрезок времени.

Судороги – непроизвольные сокращения  отдельных или целых групп мышц, возникающие внезапно и проявляющиеся длительно или приступообразно.

Тахилалия – нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа (20-30 звуков в секунду).

Тембр – окраска или характер  звука голоса.

Темп речи – скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление.

Фонация – голосообразование.

Фонематический слух – способность к слуховому дифференцированному  восприятию звуков речи – фонем; является основой для овладения звуковой стороной речи.

Фонетико-фонематическое нарушение (ФФН) -  психолого-педагогическое название группы  речевых нарушений, характеризующихся преимущественной недостаточностью звукопроизношения; к ФФН относятся дислалия, ринолалия, легкие формы дизартрии.

Фраза – законченный оборот речи, предложение, наименьшая самостоятельная единица речи, актуализированная единица общения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!