Краткий словарь логопедических понятий и терминов
Автоматизация – превращение сознательных действий при многократном их повторении в автоматические (совершаемые без участия сознания).
Автоматизация звука – этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в последовательном, постепенном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.
Агнозия – нарушение процесса узнавания предметов и явлений при сохранности сознания и функции органов чувств; наблюдается при поражении определенных отделов коры больших полушарий головного мозга. Может быть зрительная, осязательная, пальцевая, пространственная, слуховая.
Аграмматизм – нарушение психофизических процессов, обеспечивающих грамматическую упорядоченность речевой деятельности; при А. наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, «телеграфный стиль» речи и пр.; возникает в связи с алалией.
Адаптация – приспособление человека к условиям существования . Бывает биологическая, психологическая, социальная.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; причиной А. чаще всего является поражение речевых областей полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни.
Алалия моторная – недоразвитие экспрессивной речи, выраженное затруднениями в овладении активным словарем и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи.
Алалия сенсорная – недоразвитие импрессивной стороны речи, когда у ребенка нарушается понимание речи окружающих, не смотря на сохранный слух.
Алексия – нарушения чтения , возникающие при поражении различных отделов коры головного мозга, или неспособность к овладению процессом чтения.
Анализатор двигательный – анализатор, обеспечивающий восприятие и анализ положения тела в пространстве, а также движений отдельных частей тела.
Анализатор кинестетический – см. Анализатор двигательный.
Анализатор речедвигательный – анализатор, обеспечивающий восприятие и анализ информации, поступающей от органов речи, изменяющий напряжение и положение органов дыхания, голосообразоывания и артикуляции.
Анализатор слуховой – анализатор, обеспечивающий восприятие и анализ звуковых раздражителей и формирующий слуховые ощущения и образы.
Анамнез – совокупность сведений от родителей и лиц, воспитывающих ребенка, о его развитии на всех этапах, включая беременность его матери и роды, и о течении его заболеваний. Сбор анамнеза является важной частью комплексного обследования ребенка.
Апраксия – нарушение свободных целенаправленных движений и действий, возникающее при поражении коры головного мозга.
Артикуляционные навыки – усвоение артикуляционной базы данного звука.
Артикуляционный аппарат – совокупность органов, обеспечивающих образование звуков (голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого неба, губ, щек, нижней челюсти и др.)
Артикуляция – совместная работа речевых органов, необходимая для произношения звуков речи.
Астенический синдром – состояние, часто встречающееся при психических заболеваниях. Характеризуется общей слабостью, повышенной истощаемостью и раздражительностью. При А.С. нарушается внимание, память, ослабляется или утрачивается способность к продолжительному умственному и физическому напряжению.
Аутизм – болезненное состояние психики, характеризующееся нарушением контактов человека и уходом от реального внешнего мира, погружение в мир личных переживаний.
Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением доминантного полушария коры головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха.
Афония – отсутствие звучности голоса при сохранности шепотной речи.
Брадилалия – патологически замедленный темп речи
Вербальный – словесный, выраженный речевыми средствами.
Внимание – произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности.
Внимания нарушения – патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности; выделяют следующие виды нарушений: сужение объема внимания, когда человек одновременно может воспринимать только небольшое количество объектов; неустойчивость внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители.
Воспитание – процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности.
Восстановительное обучение – обучение, направленное на восстановление функций, нарушенных в результате какого-либо заболевания.
Голосовой аппарат – совокупность органов, участвующих в голосообразовании; Г.А. состоит из трех основных частей: легких с системой вдыхательных и выдыхательных мышц, гортани с голосовыми скадками и ситемы воздушных полостей, играющих роль резонаторов и излучателей звука.
Грамматический строй речи – строение слова и предложения, присущее данному языку.
Гуление – голосовые реакции ребенка в первые 2-3 месяца жизни, ранняя стадия лепета.
Двигательные нарушения – нарушения движений, которые могут проявляться ограничением объема и силы движений, нарушениями их темпа, характера, координации, наличием непроизвольных избыточных движений.
Депривация – психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей ребенка в удовлетворении его насущных биологических и социальных потребностей; Д. бывает зрительная, слуховая, речевая, эмоциональная и др.
Деятельность речевая – 1) речь как процесс; 2) язык как социальный продукт речевой способности; 3) речь индивида.
Диагноз – краткое врачебное заключение о характере и сущности болезни (нарушения развития) на основании всестороннего исследования больного.
Дидактические принципы – основополагающие требования к практической организации учебного процесса.
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, пропуски и перестановки букв и слогов, нарушения слитности написания слов в предложении, аграмматизм на письме.
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Дислексия – частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Дисфония – расстройство голосообразования, при котором голос становится хриплым, слабым, вибрирующим и т.д.
Дифференциация звуков – этап в коррекционной работе по формированию правильного звукопроизношения, направленный на развитие умения отличать данный звук от других звуков речи.
Дыхание речевое – дыхание в процессе речи, отличающееся от обычного более быстрым вдохом и замедленным выдохом, значительным увеличением дыхательного объема, преимущественно ротовым типом дыхания.
Заикание (логоневроз) – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Зона актуального развития – актуальный уровень знаний, умений и навыков ребенка, проявляющийся на данном этапе его развития и обнаруживающийся в ситуации конкретного диагностического обследования.
Зона ближайшего развития – уровень знаний, умений и навыков, которых ребенок может достичь самостоятельно или с помощью взрослого, потенциальные возможности развития ребенка.
Иннервация – обеспеченность какого-либо органа или ткани нервными волокнами и нервными клетками.
Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития – направление в специальной педагогике, совместное обучение в образовательных учреждениях детей с различными нарушениями психофизического развития и их нормально развивающихся сверстников.
Интонация – сложный комплекс просодических компонентов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, тембр, темп и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных грамматических категорий, а также экспрессий и эмоций.
Компенсация – возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.
Коррекция нарушения - система психолого-медико-социальных мер, направленная на исправление или преодоление недостатков психофизического развития ребенка.
Коррекционное обучение – особый вид обучения, цель которого полное или частичное преодоление имеющихся у детей нарушений в развитии и обеспечивающий их потребности в личном росте и социализации.
Коррекционно-воспитательная работа – система психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психического или физического развития детей и на их адаптацию в обществе.
Коррекция произношения - исправление недостатков произношения , включая все его составные части: дыхание, голос, звуки, словесное и фразовое ударение, членение речи паузами, темп и соблюдение орфоэпических норм.
Лепет – голосовые реакции ребенка на раздражители положительного характера; появляются на втором месяце в виде разнообразных несложных комплексов звуков (гуление) и постепенно усложняются (многократное повторение слогов); при тяжелых речевых нарушениях обнаруживается у детей в более позднем возрасте.
Логопедия – наука, изучающая людей с речевыми нарушениями и разрабатывающая методы коррекционно-педагогической работы с ними.
Моторика – совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционном плане важно выделять общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артикуляционную моторику.
Неврозы – группа заболеваний нервной системы, характеризующихся функциональными нарушениями со стороны центральной нервной системы. К Н. относят неврастению, невроз страха, истерические реакции, невроз навязчивых состояний.
Недоразвитие речи – качественно низкий (по сравнению с возрастной нормой) уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.
Обтуратор – приспособление в форме пластины для закрытия дефектов твердого и мягкого неба
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Постановка звука – первый этап формирования произносительных навыков, создание при помощи специальных приемов новой нервной связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно-кинестетическими (самостоятельное воспроизведение звука) и зрительными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями, в результате П. З. ребенок усваивает произносительное умение.
Первичный дефект – нарушение, непосредственно вытекающее из биологического характера болезни (нарушение зрения, речи или слуха при поражении анализаторов).
Постнатальный – период после рождения ребенка.
Пренатальный – период до рождения ребенка.
Психомоторика – индивидуальные, конституционные, а также связанные с полом и возрастом особенности двигательных реакций человека.
Реабилитация – восстановление или компенсация нарушенных функций организма и трудоспособности, достигаемое применением комплекса медицинских, педагогических и социальных мероприятий.
Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.
Речевой аппарат – система органов, принимающих участие в образовании звуков речи: органы дыхания, голосообразования, артикуляции, чувствительные и двигательные центры головного мозга.
Ринолалия – вид органической дислалии, расстройство звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного резонирования в носовой полости.
Ринофония – носовой оттенок голоса, возникающий из-за неправильного направления голосовыдыхательной струи.
Сензитивные периоды развития функций – периоды жизни ребенка, в которые наиболее интенсивно, сильно и гармонично развивается та или иная психическая функция. С этими же периодами связана и наиболее оптимальная коррекция тех дефицитарных функций, которые формируются в данный отрезок времени.
Судороги – непроизвольные сокращения отдельных или целых групп мышц, возникающие внезапно и проявляющиеся длительно или приступообразно.
Тахилалия – нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа (20-30 звуков в секунду).
Тембр – окраска или характер звука голоса.
Темп речи – скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление.
Фонация – голосообразование.
Фонематический слух – способность к слуховому дифференцированному восприятию звуков речи – фонем; является основой для овладения звуковой стороной речи.
Фонетико-фонематическое нарушение (ФФН) - психолого-педагогическое название группы речевых нарушений, характеризующихся преимущественной недостаточностью звукопроизношения; к ФФН относятся дислалия, ринолалия, легкие формы дизартрии.
Фраза – законченный оборот речи, предложение, наименьшая самостоятельная единица речи, актуализированная единица общения.