Степанова Наталия Дмитриевна
МБОУ «СОШ № 30» г. Чебоксары учитель родного (чувашского) языка,
nat.step.d@mail.ru
Квест - игра «Наш Геннадий Волков»
(интегрированное мероприятие)
Пояснительная записка:
Каждому ребёнку необходимо знать историю своего края, места, где родился и вырос и известных людей своего края. Актуальность мероприятия заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков. Игра способствует развитию личности ребенка путем активизации познавательных способностей обучающихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности. Деятельностный подход к изучению и закреплению материала помогает успешно использовать знания на уроках родного (чувашского) языка, культуры родного края, внеклассных занятиях.
Цель игры: расширение, закрепление и углубление знаний о выдающемся человеке чувашского народа, интеллектуальное развитие детей.
Задачи:
- выявить глубину усвоенных детьми знаний на практическом их применении в условиях игры;
- продолжить формирование представления учеников об этом писателе и человеке;
- развивать познавательную активность детей, память, внимание и мышление;
- воспитывать патриотические чувства и уважение к культурному наследию Чувашии.
Ожидаемый результат мероприятия:
Повышение уровня знаний о выдающихся личностях чувашского народа, расширение общеобразовательного кругозора обучающихся, участие в конкурсах и олимпиадах на краеведческую тему.
Описание игры: игра проводится в форме путешествия от одной станции к другой, порядок станций определяется жеребьевкой, в которой участвуют капитаны команд.
Игру можно провести как внутри отдельного класса, разбив на 4 команды, так и между группами знатоков из классов параллели. В жюри выбираются старшеклассники или родители обучающихся. Ведущий –учитель или педагог-организатор.
Ход игры.
1. Вступительное слово учителя (ведущего)
2. Разминка
3. Приветствие членов команд и представление жюри.
4. Игра по станциям.
5. Объявление итогов членами жюри.
--Добрый день, дорогие ребята.
--Ырӑ кун пултӑр пурне те.
-- Рады приветствовать всех на нашем мероприятии.
--Сире курма эпир паян хавас.
--Эпир сирӗнпе Чӑваш республикинче пурӑнатпӑр. Чӑваш ҫӗрӗ – ҫӗр пин сӑмах, ҫӗр пин юрӑ, ҫӗр пин тӗрӗ ҫӗр шывӗ.
--А вот в жизни все начинается с малого: с семьи, со своего рода, с любимого села или города, родного края. Чтобы узнать мир, мы должны изучить и знать историю и культуру своего родного края и выдающихся людей, которые прославили нашу республику.
Разминка.
Чǎваш ҫӗрӗн чап, мухтавӗ –
Унǎн паллǎ ҫыннисем:
Николаев, Ивановсем…
Кам пӗлмест-ши вӗсене?
--Кам вӑл Николаев?
--Кам вӑл Иванов?
--Тата камсене пӗлетӗр?..
--Юпа уйӑхӗн вӗҫӗнче Геннадий Волков академике асӑнаҫҫӗ, ӑна халалланӑ мероприятисем ирттереҫҫӗ.
--И сегодняшняя встреча посвящается выдающемуся человеку Геннадию Волкову.
Станция «Биографическая»
1 задание: Где и когда родился Геннадий Волков? Какой у него псевдоним?
2 задание: кластер «Кам вӑл Г.Волков?»
(За каждый правильный ответ 1 бал.)
Станция «Литературная»
1 задание:
Ответьте на вопросы:
1.На каких языках Г. Волков писал свои произведения?
1) русский и татарский
2) чувашский и английский
3) чувашский и русский
4) русский и английский
2.Чьи рассказы переводил Г. Волков?
1) В. Сухомлинского
2) Д. Гринвуда
3) А. Толстого
4) А. Чехов
3. Как называлась первая книга Волкова?
1) « Сказки дедушки
2) «Песни матери»
3) « Рассказы бабушки»
4) «Истории внука»
2 задание:
Геннадий Волковӑн мӗнле произведенийӗсене пӗлетӗр?
(За каждый правильный ответ 1 бал.)
Станция «Художественная»
1 задание:
Ку калав мӗн ятлӑ? Тӗп шухӑшӗ мӗнре?
2 задание:
Что лежит в основе жизни и творчества Геннадия Волкова? Главная тема или в чем его смысл жизни? Сделайте небольшой рисунок.
Станция «Чувашский язык – ласточкин язык».
Произведения Геннадия Волкова написаны интересным понятным языком и с удовольствием читаются не только детьми, но и взрослыми. Каждое слово – закон, эпитет или символ. Нам стоит запомнить его мудрые изречения и следовать им. Прочитайте и переведите на чувашский язык:
Твори добро на каждом шагу.
Народная педагогика - педагогика любви и свободы.
Желаешь себе добра – делай добро другим.
Хотите сохранить Отечество – воспитывайте сыновей, желаете сохранить нацию – воспитывайте дочерей.
У кого нет ума, у того нет и дела.
Злую кручину рассеет работа.
Учите детей быть честными, правдивыми, трудолюбивыми.
Помните: цель воспитания – счастье человека, а средство воспитания – радость.
Два языка – два ума, три языка – три ума. Будьте умными.
Трудолюбивым я называю только того, кто и нелюбимое дело выполняет с любовью.
Будьте вежливы с друзьями, товарищами по учебе и работе, со всеми лицами, знакомыми и незнакомыми. Вежливость – признак высокой культуры.
Нет такого украшения, как знание и нет такой защиты, как терпение.
(За каждое правильно переведенное предложение 1 бал.)
Подведение итогов. Жюри считает баллы, подводит итоги, обучающие смотрят видео «Человек любящий. Академик Геннадий Волков»
Заключительное слово учителя:
«Жизнь прожить – не поле перейти», - гласит чувашская пословица. У Геннадия Никандровича жизнь была многотрудная, непростая, но он сумел не опуститься, не озлобиться, сумел сохранить человека в себе, что не каждому под силу. Остался интеллигентным, умным, доброжелательным, сердечным, надежным. У него было доброе приветливое лицо, тронутые инеем седые волосы, мягкий располагающий голос, а глаза удивительные. Столько в них душевной теплоты, щедрости, добра!
Пирӗн Волков питӗ чаплǎ:
Вǎл юратнǎ кашнине.
Унǎн ӗҫне манас марччӗ,
Ялан пултǎр чӗрере.
Хамӑр мероприятине Геннадий Волков сӑмахӗсемпе вӗҫлетпӗр: «Ҫӗр ҫинче ҫын нумай, этем пулма тӑрӑшӑр!»